г. Челябинск |
|
05 марта 2014 г. |
Дело N А34-4995/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 февраля 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 марта 2014 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.А.,
судей Кузнецова Ю.А., Тимохина О.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Речкаловой В.О.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Катайском районе Курганской области на решение Арбитражного суда Курганской области от 30.10.2013 по делу N А34-4995/2013 (судья Григорьев А.А.).
В судебном заседании, проведенном посредством видеоконференц-связи, приняли участие представители:
Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Катайском районе Курганской области - Колчанова О.А. (доверенность от 15.01.2014 N 4).
Государственное учреждение - Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Катайском районе Курганской области обратилось в Арбитражный суд Курганской области (далее - заявитель, ГУ УПФ РФ в Катайском районе Курганской области, фонд) с заявлением о взыскании с Государственного бюджетного учреждения "Катайская центральная районная больница" (далее - страхователь, ГБУ "Катайская центральная районная больница", учреждение, заинтересованное лицо) финансовых санкций в сумме 124087 руб. 31 коп. за представление недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за отчетные периоды - 2010 календарный год, 2011 календарный год.
Решением Арбитражного суда Курганской области от 30.10.2013 в удовлетворении требований ГУ УПФ РФ в Катайском районе Курганской области отказано.
Не согласившись с вынесенным решением, фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование заявленных доводов податель жалобы ссылается на правомерность привлечения учреждения к ответственности ввиду представления учреждением недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета за отчетные периоды, повлекшего за собой выявленное в ходе проверки занижение базы для начисления страховых взносов.
Отзыв на апелляционную жалобу в материалы дела не представлен.
Представители заинтересованного лица, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились, поступило ходатайство о рассмотрении без участия представителя.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей заинтересованного лица.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверена судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции установил следующее.
Как следует из материалов дела, фондом была проведена проверка представленных ГБУ "Катайская центральная районная больница" сведений индивидуального (персонифицированного) учета за 2010, 2011 календарные года, результаты которой оформлены актом от 03.04.2013. В ходе проверки заинтересованного лица установлены следующие обстоятельства: выявлено занижение налогооблагаемой базы в 2010 г. в размере 9224,50 руб., которое образовалось в результате необложения страховыми взносами следующих сумм: 8821 руб. - расходы на питание работников в однодневных командировках, 403 руб. 50 коп. - непринятые к зачету расходы на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством; в 2011 г. занижение на сумму 26348 руб. 52 коп., в том числе, 10379 руб. - расходы на питание работников в однодневных командировках, 15969 руб. 52 коп. - суммы среднего заработка работникам-донорам за дни сдачи крови и предоставляемые, в связи с этим дни отдыха.
11.04.2013 ГУ УПФ РФ в Катайском районе Курганской области составлен акт N 1 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, в котором указано на занижение базы для начисления страховых взносов.
По результатам проведения проверки ГУ УПФ РФ в Катайском районе Курганской области принято решение N 1 от 23.05.2013 о привлечении ГБУ "Катайская центральная районная больница" к ответственности, предусмотренной абз. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) в виде штрафа в размере 124087 руб. 31 коп.
Основанием привлечения послужил выявленный в ходе проверки факт предоставления недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
На основании указанного решения фондом выставлено требование N 1 о добровольной уплате штрафа в срок до 11.07.2013.
Так как указанное требование не было исполнено страхователем в добровольном порядке в установленный фондом срок, ГУ - УПФ РФ в в Катайском районе Курганской области обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая фонду в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что в рассматриваемом случае у фонда отсутствуют правовые основания для привлечения учреждения к ответственности, предусмотренной абз. 3 ст. 17 Закона 27-ФЗ.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции правильными, основанными на нормах действующего законодательства и представленных в материалы дела доказательствах.
На основании статьи 16 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений.
В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" предусмотрено, что страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Согласно п. 2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) предусмотренные данным Законом сведения, в том числе: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; дату приема на работу или дату заключения договора гражданско-правового характера; дату увольнения или дату прекращения договора гражданско-правового характера; периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; сумму заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования; сумму начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования; другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии; суммы страховых взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом профессиональной пенсионной системы; периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом профессиональной пенсионной системы.
Вместе со сведениями, предусмотренными приведенным пунктом, страхователь представляет сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.
В соответствии со ст. 1 Закона N 27-ФЗ отчетный период - период, за который страхователь представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев и календарный год.
В абз. 3 ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ предусмотрена ответственность, применяемая к страхователям, за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Таким образом, установленная абз. 3 ст. 17 Федерального закона N 27-ФЗ ответственность применяется, в том числе, как за представление неполных, так и недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Из текста решения фонда от 23.05.2013 N 1 усматривается, что основанием для привлечения ГБУ "Катайская центральная районная больница" к ответственности, предусмотренной абз. 3 ст. 17 Закона 27-ФЗ, послужило то, что представленные учреждением сведения индивидуального (персонифицированного) учета за отчетные периоды являются недостоверными. При этом, как указано в решении, недостоверность данных сведений повлекла за собой выявленное в ходе проведенной проверки занижение базы для начисления страховых взносов.
Из указанного следует, что недостоверность индивидуальных сведений установлена фондом в части представления сведений, производных от базы для начисления страховых взносов. Такими сведениями, как следует из п. 2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ, являются в частности, сумма заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования, а также сумма начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования.
Однако, из материалов дела оснований для привлечения учреждения к вмененной ответственности не усматривается.
Как было указано выше, сведения об уплачиваемых страховых взносах указываются страхователями на основании данных бухгалтерского учета.
Следовательно, страхователь обязан представить сведения о выплатах, фактически включенных им в базу для исчисления страховых взносов, и о суммах страховых взносов, фактически им начисленных.
Суд первой инстанции установил, что первоначально представленные учреждением индивидуальные сведения содержали данные о суммах, включенных учреждением в базу, и фактически начисленных на них страховых взносах.
Информации о том, что страхователь не представил эти сведения или представил недостоверные, не имеется.
В то же время обязанности страхователя по предоставлению сведений о выплатах, не включенных им в базу для исчисления страховых взносов, и о суммах страховых взносов, которые им не начислялись, Закон N 27-ФЗ не предусматривает.
При этом сам по себе факт занижения страхователем базы для исчисления страховых взносов, повлекший неверное исчисление сумм страховых взносов, не образует состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 17 Закона N 27-ФЗ, а предусматривает иную меру ответственности - 20% от неуплаченной суммы страховых взносов (ч. 1 ст. 47 ФЗ N 212-ФЗ).
Судом первой инстанции учтено, что решением фонда от 07.05.2013 N 1 по указанным фактам учреждение было привлечено к ответственности за правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснвоанному выводу о том, что оснований для привлечения учреждения к ответственности по части 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за представление недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета за отчетные периоды вследствие выявленного занижения базы для начисления страховых взносов, у Управления Пенсионного фонда не имелось.
Таким образом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации органы Пенсионного фонда освобождены от уплаты государственной пошлины по делам о взыскании финансовых санкций.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 30.10.2013 по делу N А34-4995/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Катайском районе Курганской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.А. Иванова |
Судьи |
Ю.А. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А34-4995/2013
Истец: ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Катайском районе Курганской области
Ответчик: Государственное бюджетное учреждение "Катайская центральная районная больница"