г. Тула |
|
4 марта 2014 г. |
Дело N А23-4523/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.02.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 04.03.2014.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Стахановой В.Н.,
судей Еремичевой Н.В. и Заикиной Н.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Батуровой И.В.,
при участии от заявителя - коммандитного товарищества "Творческие архитектурно-проектные мастерские Обнинскархпроект" (Калужская область, г. Обнинск, ИНН 4025042602, ОГРН 1024000946122) - Кулебякина Н.И. (доверенность от 07.10.2013), заинтересованного лица - отдела охраны окружающей среды управления экологического надзора Министерства природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области (Калужская область, г. Обнинск, ИНН 4029045065, ОГРН 1114029001195) - Сморгачева С.Н. (доверенность от 21.08.2013 N ВЖ-1206-13),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области на решение Арбитражного суда Калужской области от 29.11.2013 по делу N А23-4523/2013 (судья Ипатов А.Н.),
установил следующее.
Коммандитное товарищество "Творческие архитектурно-проектные мастерские Обнинскархпроект" (далее - заявитель, товарищество) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления отдела охраны окружающей среды управления экологического надзора Министерства природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области (далее - заинтересованное лицо, административный орган) от 26.09.2013 N 95, которым товарищество привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде штрафа в размере 100 тыс. рублей.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 29.11.2013 заявленные товариществом требования удовлетворены. При этом суд первой инстанции исходил из малозначительности совершенного заявителем правонарушения.
Административный орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Калужской области от 29.11.2013 отменить и принять новый судебный акт, отказав в удовлетворении требований заявителя, ссылаясь на отсутствие оснований для применения в отношении товарищества положений статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях о малозначительности совершенного правонарушения, поскольку отсутствие вредных последствий в результате бездействия заявителя не является основанием для освобождения последнего от административной ответственности.
Заявитель представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность решения Арбитражного суда Калужской области от 29.11.2013, а также отсутствие в действиях общества существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей сторон, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, в период с 22.08.2013 по 11.09.2013 на основании приказа министерства природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области от 10.07.2013 N 249-13 проведена плановая выездная проверка товарищества.
В ходе проведения проверки заявителя установлено, что КТ "ТАМП ОБНИНСКАРХПРОЕКТ" зарегистрировано в качестве юридического лица 03.07.1995, внесено в единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1024000946122, поставлено на учет в налоговом органе.
КТ "ТАПМ ОБНИНСКАРХПРОЕКТ" относится к субъектам малого предпринимательства.
Товарищество осуществляет деятельность по проектированию жилых, общественных и производственных зданий и сооружений.
В процессе осуществления хозяйственной и иной деятельности у КТ "ТАПМ ОБНИНСКАРХПРОЕКТ" образуются следующие виды отходов производства и потребления (данные учета в области обращения с отходами КТ "ТАПМ ОБНИНСКАРХПРОЕКТ" за 1 - 4 кварталы 2012 года, 1, 2 кварталы 2013 года): 1) ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак (отходы 1 класса опасности), код по ФККО: 3533010013011; 2) мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (отходы 4 класса опасности), код по ФККО: 9120040001004.
КТ "ТАПМ ОБНИНСКАРХПРОЕКТ" также осуществляется деятельность в области обращения с отходами производства и потребления, выраженную в осуществлении деятельности по накоплению отходов 1 класса опасности "Ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак" (код по ФККО: 3533010013011) и отходов 4 класса опасности "Мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)" (код по ФККО: 9120040001004), что подтверждается данными учета в области обращения с отходами КТ "ТАПМ ОБНИНСКАРХПРОЕКТ" за 1 - 4 кварталы 2012 года, 1, 2 кварталы 2013 года, материалами фотосъемки.
В ходе проведенной проверки выявлены следующие нарушения:
1. У КТ "ТАПМ ОБНИНСКАРХПРОЕКТ" отсутствуют паспорта отходов на указанные виды отходов 1 - 4 класса опасности, согласованные с уполномоченным территориальным органом федерального органа исполнительной власти.
Следовательно, КТ "ТАПМ ОБНИНСКАРХПРОЕКТ" не исполнена обязанность по составлению и представлению на согласование с уполномоченным территориальным органом федерального органа исполнительной власти (Управлением Росприроднадзора по Калужской области) паспортов отходов 1 класса опасности "Ртутные лампы, люминесцентные ртутьсодержащие трубки отработанные и брак" (код по ФККО: 3533010013011) и отходов 4 класса опасности "Мусор от бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный)" (код по ФККО: 9120040001004) и в течение проверяемого периода с января 2012 года по настоящее время КТ "ТАПМ ОБНИНСКАРХПРОЕКТ" осуществляется деятельность в области обращения с указанными видами отходов 1 - 4 класса опасности при отсутствии паспортов отходов на указанные виды отходов 1 - 4 класса опасности, чем нарушены пункт 1 статьи 39 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ), статья 11, пункт 3 статья 14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), пункт 2.8 Порядка организации работы по паспортизации опасных отходов, утвержденного приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.08.2007 N 570, пункты 1, 2 Инструкции по заполнению формы паспорта опасного отхода, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 N 785.
2. Руководителем КТ "ТАПМ ОБНИНСКАРХПРОЕКТ" является исполнительный директор Алехин Александр Тихонович, что подтверждается протоколом общего собрания полных товарищей КТ "ТАПМ ОБНИНСКАРХПРОЕКТ" от 01.02.2012 б/н.
Распоряжением КТ "ТАПМ ОБНИНСКАРХПРОЕКТ" от 11.01.2011 N 15 лицом, ответственным за обеспечение соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды и за проведение производственного экологического контроля при осуществлении хозяйственной и иной деятельности КТ "ТАПМ ОБНИНСКАРХПРОЕКТ", назначен исполнительный директор КТ "ТАПМ ОБНИНСКАРХПРОЕКТ" Алехин Александр Тихонович. К операциям (работам) в области обращения с отходами производства и потребления 1 - 4 класса опасности КТ "ТАПМ ОБНИНСКАРХПРОЕКТ" также допущен исполнительный директор товарищества Алехин Александр Тихонович.
При этом документы, подтверждающие наличие у руководителя (исполнительного директора) КТ "ТАПМ ОБНИНСКАРХПРОЕКТ" Алехина А.Т. подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, а также свидетельства (сертификата) на право работы с отходами 1 - 4 класса опасности, подтверждающие наличие у исполнительного директора КТ "ТАПМ ОБНИНСКАРХПРОЕКТ" Алехина А.Т. либо у иных работников КТ "ТАПМ ОБНИНСКАРХПРОЕКТ" профессиональной подготовки в области обращения с отходами 1 - 4 класса опасности, у товарищества отсутствуют.
Следовательно, в течение проверяемого периода с января 2012 года по настоящее время товарищество не обеспечило наличие у руководителя (исполнительного директора) КТ "ТАПМ ОБНИНСКАРХПРОЕКТ" Алехина А.Т. подготовки в области охраны окружающей среды и экологической безопасности и профессиональной подготовки в области обращения с отходами 1 - 4 класса опасности, а также осуществляло деятельность в области обращения с отходами 1 - 4 класса опасности при отсутствии лиц, имеющих профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами 1 - 4 класса опасности, чем нарушило пункт 1 статьи 39, пункт 1 статьи 73 Закона N 7-ФЗ, статью 11, пункт 1 статьи 15 Закона N 89-ФЗ.
3. У КТ "ТАПМ ОБНИНСКАРХПРОЕКТ" отсутствует порядок осуществления производственного экологического контроля в области обращения с отходами, согласованный с уполномоченным органом исполнительной власти, что подтверждается письмом министерства природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области от 04.09.2013 N АС-1285-13.
Следовательно, КТ "ТАПМ ОБНИНСКАРХПРОЕКТ" не исполнена обязанность по определению и согласованию порядка осуществления производственного экологического контроля в области обращения с отходами с уполномоченным органом исполнительной власти (министерством природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области) и в течение проверяемого периода с января 2012 года по настоящее время КТ "ТАПМ ОБНИНСКАРХПРОЕКТ" осуществляется деятельность в области обращения с отходами производства и потребления при отсутствии порядка осуществления производственного экологического контроля в области обращения с отходами, согласованного с уполномоченным органом исполнительной власти, чем нарушены пункт 1 статьи 39 Закона N 7-ФЗ, статья 11, пункт 2 статьи 26 Закона N 89-ФЗ.
4. Отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов за 2012 год КТ "ТАПМ ОБНИНСКАРХПРОЕКТ" направлена в Управление Росприроднадзора по Калужской области только 28.08.2013 (опись вложения в ц/бандероль от 28.08.2013), то есть после истечения срока, установленного для ее представления (до 15.01.2013), чем нарушило пункт 1 статьи 39 Закона N 7-ФЗ, статья 11 Закона N 89-ФЗ, пункт 5 Порядка представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности), утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.02.2010 N 30.
Данные факты зафиксированы в акте проверки от 11.09.2013 N 1/249-13/27.
Усмотрев в действия товарищества состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях должностное лицо административного органа 11.09.2013 составило протокол об административном правонарушении N 59.
Постановлением от 26.09.2013 N 95 общество привлечено к административной ответственности по статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 100 тыс. рублей.
Считая, что постановление от 26.09.2013 N 95 является незаконным и подлежит отмене, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая дело по существу и удовлетворяя заявленные обществом требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, состоит в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) содержит перечни общих запретов, ограничений и обязанностей в сфере обращения с отходами и опасными веществами.
В силу статьи 1 Закона N 7-ФЗ требования в области охраны окружающей среды - это предъявляемые к хозяйственной и иной деятельности обязательные условия, ограничения или их совокупность, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, природоохранными нормативами и иными нормативными документами в области охраны окружающей среды.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) под обращением с отходами понимается деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Статьей 3 Закона N 7-ФЗ установлены основные принципы охраны окружающей среды, в числе которых: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды; ответственность за нарушение природоохранного законодательства.
Согласно статье 1 Закона N 89-ФЗ под обращением с отходами понимается деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Статья 11 Закона N 89-ФЗ содержит ряд требований к обращению с отходами для юридических лиц при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, а именно: соблюдать экологические, санитарные и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды и здоровья человека; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования; внедрять малоотходные технологии на основе новейших научно-технических достижений; проводить инвентаризацию отходов и объектов их размещения; проводить мониторинг состояния окружающей среды на территориях объектов размещения отходов; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами; соблюдать требования предупреждения аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации; в случае возникновения или угрозы аварий, связанных с обращением с отходами, которые наносят или могут нанести ущерб окружающей среде, здоровью или имуществу физических лиц либо имуществу юридических лиц, немедленно информировать об этом федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления.
Согласно части 2 статьи 14 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV класса опасности, обязаны подтвердить отнесение данных отходов к конкретному классу опасности в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды.
В силу части 3 статьи 14 Закона N 89-ФЗ на отходы I - IV класса опасности должен быть составлен паспорт. Паспорт отходов I - IV класса опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, оценки их опасности. Порядок паспортизации, а также типовые формы паспортов определяет Правительство Российской Федерации. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
Пунктом 5.19 "ГОСТ 30772-2001. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенным постановлением Госстандарта России от 28.12.2001 N 607-ст предусмотрено, что паспортизация отхода - это последовательность действий по идентификации, в том числе физико-химическому и технологическому описанию свойств отхода на этапах технологического цикла его обращения, проводимая на основе паспорта отходов с целью ресурсосберегающего и безопасного регулирования работ в этой сфере.
Порядок организации работы по паспортизации опасных отходов утвержден приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.08.2007 N 570 (далее - Порядок N 570) на основании Положения о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 401.
В силу пункта 2.2 Порядка N 570 организации работы по паспортизации опасных отходов класс опасности отходов для окружающей природной среды устанавливается в зависимости от степени вредного воздействия на окружающую природную среду в соответствии с Критериями отнесения опасных отходов к классу опасности для окружающей природной среды, утвержденными приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 15.06.2001 N 511.
Согласно пункту 2.8 Порядка N 570 паспорт опасного отхода оформляется на каждый конкретный вид опасного отхода по форме и в соответствии с инструкцией по ее заполнению, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 N 785.
В соответствии с пунктами 1, 2 Инструкции по заполнению формы паспорта опасного отхода, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 02.12.2002 N 785, паспорт опасного отхода составляется и утверждается индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются опасные отходы: на отходы, обладающие опасными свойствами (токсичность, пожароопасность, взрывоопасность, высокая реакционная способность, содержание возбудителей инфекционных болезней); на отходы 1 - 4 класса опасности для окружающей природной среды.
В силу пункта 5.5.11 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400, проводить работу по паспортизации отходов 1 - 4 класса опасности в настоящее время уполномочена Федеральная служба по надзору в сфере природопользования.
В соответствии с пунктом 1 статьи 73 Закона N 7-ФЗ руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
Согласно пункту 1 статьи 15 Закона N 89-ФЗ лица, которые допущены к обращению с отходами I - IV класса опасности, обязаны иметь профессиональную подготовку, подтвержденную свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности.
Пунктом 1 статьи 69 Закона N 7-ФЗ предусмотрено, что производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды.
В силу пункта 1 статьи 26 Закона N 89-ФЗ юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.
Порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами определяют по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в соответствии с их компетенцией) юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами (пункт 2 статьи 26 Закона N 89-ФЗ).
Пунктами 1.4, 3.49 Положения о министерстве природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области, утвержденного постановлением губернатора Калужской области от 11.05.2011 N 146, установлено, что министерство является уполномоченным органом исполнительной власти Калужской области в сфере осуществления регионального государственного экологического надзора и согласует (в соответствии со своей компетенцией) порядок осуществления юридическими лицами производственного контроля в области обращения с отходами.
В соответствии с пунктом 3 статьи 18 Закона N 89-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
В силу пункта 4 статьи 18 Закона N 89-ФЗ порядок представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.
Порядок представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов (за исключением статистической отчетности) утвержден приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 16.02.2010 N 30 (далее - Порядок N 30)
Пунктом 3 Порядка N 30 установлено, что субъекты малого и среднего предпринимательства представляют в уведомительном порядке отчетность об образовании, использовании, обезвреживании и размещении отходов в территориальные органы Росприроднадзора по месту осуществления своей хозяйственной и иной деятельности, в результате которой образуются отходы.
В соответствии с пунктом 4 Порядка N 30 отчетный период составляет один календарный год.
Отчетность представляется до 15 января года, следующего за отчетным периодом (пункт 5 Порядка N 30).
Согласно пункту 8 Порядка N 30 отчетность включает: 1) общие сведения об отчитывающемся субъекте малого и среднего предпринимательства; 2) баланс масс образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, полученных от других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей или физических лиц, размещенных отходов за отчетный период; сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, которым в отчетном периоде были переданы отходы; приложения.
Датой представления отчетности считается отметка территориального органа Росприроднадзора о ее получении с указанием даты или дата почтового отправления (пункт 14 Порядка N 30).
Положениями части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств принятия заявителем всех зависящих от него мер по предупреждению совершения административного правонарушения, а также доказательств наличия объективных препятствий для соблюдения обществом требований законодательства в области обращения с отходами 1 - 4 классов опасности в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
В силу части 1 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с частью 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными данным Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Из материалов дела следует, что факт совершения заявителем вменяемого ему административного правонарушения, а также его вина подтверждается актом проверки от 11.09.2013 N 1/249-13/27, протоколом об административном правонарушении от 11.09.2013 N 3/249-13/95.
В силу пункта 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с настоящим Кодексом.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что наказание в виде административного штрафа в размере 100 тыс. рублей назначено обществу по правилам статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учетом характера и обстоятельств совершенного правонарушения, в пределах минимальной санкции, предусмотренной частью 2 статьи 14.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и предусмотренных статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сроков давности привлечения к административной ответственности.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении управлением не допущено, порядок привлечения к административной ответственности при вынесении оспариваемого постановления соблюден.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судом не установлено.
Вместе с тем в силу статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно правовой позиции Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" (далее - Постановление N 10), при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям (пункт 18 Постановления N 10).
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
В силу пункта 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" малозначительным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но, с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Оценивая имеющиеся в материалах дела доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и принимая во внимание то обстоятельство, что общество привлечено к административной ответственности впервые, а также отсутствие вредных последствий, существенной угрозы охраняемым общественным отношениям и конституционные принципы соразмерности и справедливости при назначении наказания, суд первой инстанции в рассматриваемом случае правомерно применил положения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с чем обоснованно удовлетворил заявленные обществом требования.
Довод подателя апелляционной жалобы об отсутствии оснований для применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не может быть принят во внимание судом апелляционной инстанции, поскольку в каждом конкретном случае право оценки обстоятельств принадлежит суду, который вправе применить статью 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по своему усмотрению исходя из фактических обстоятельств дела.
Ссылки административного органа на опечатки, допущенные судом первой инстанции при изготовлении текста обжалуемого решения в полном объеме, не могут быть приняты во внимание судом апелляционной инстанции, поскольку в силу пункта 3 статьи 179 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, принявший решение, по заявлению лица, участвующего в деле, судебного пристава-исполнителя, других исполняющих решение арбитражного суда органа, организации или по своей инициативе вправе исправить допущенные в решении описки, опечатки и арифметические ошибки без изменения его содержания. На основании указанной нормы податель апелляционной жалобы вправе обратиться с заявлением об исправлении допущенной судом опечатки.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе и способных повлечь отмену обжалуемого судебного акта, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, отвечающих признакам относимости, допустимости и достаточности.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловную отмену судебного акта, апелляционной инстанцией не выявлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калужской области от 29.11.2013 по делу N А23-4523/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.Н. Стаханова |
Судьи |
Н.В. Еремичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А23-4523/2013
Истец: Коммандитное товарищество "Творческие архитертурно-проектные мастерские Обнинскархпроект", коммандитное товарищество Творческие архитектурно-проектные мастерские Обнинскархпроект
Ответчик: Министерство природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области, Отдел охраны окружающей среды управления экологического надзора Министерства природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области, Управление охраны окружающей среды Министерства природных ресурсов, экологии и благоустройства Калужской области Отдел государственного экологического надзора