г. Пермь |
|
06 марта 2014 г. |
Дело N А60-28311/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 февраля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 марта 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Голубцовой Ю.А.,
судей Зелениной Т.Л. Паньковой Г.Л.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Шималиной Т.В.,
при участии:
от заявителя - Николаев Н.Г., доверенность от 20.02.2014,
от ответчика - Муралева К.П., доверенность от 28.07.2012,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Администрации городского округа Ревда
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 05 ноября 2013 года
по делу N А60-28311/2013,
вынесенное судьей Биндером А.Г.,
по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства Зиновьевой Екатерины Андреевны (ОГРН 312668420600012, ИНН 662706280421)
к Администрации городского округа Ревда
о признании незаконными действий, обязании устранить допущенные нарушения,
установил:
глава крестьянского (фермерского) хозяйства Зиновьева Екатерина Андреевна (далее - заявитель) обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании отказа Администрации городского округа Ревда (далее - ответчик) в предоставлении в аренду земельного участка общей площадью 1 021 000 кв.м., расположенного по адресу: Свердловская область, Городской округ Ревда, урочище Исетское, незаконными; обязании ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя и согласовать схему размещения земельного участка. Также заявитель просил взыскать с Администрации городского округа Ревда 20 000 руб. судебных расходов на оплату услуг представителя (с учетом уточнения требований, принятого судом в соответствии со ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением суда от 05.11.2013 заявленные требования удовлетворены. Также с ответчика в пользу заявителя взыскано 20 000 руб. судебных расходов на оплату услуг представителя.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обжаловал его в апелляционном порядке, просит решение суда от 05.11.2013 отменить по указанным в жалобе основаниям, в удовлетворении требований отказать.
Определением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2014 судебное разбирательство по делу N А60-28311/2013 отложено, дело назначено к судебному разбирательству на 27.02.2014.
В порядке, предусмотренном п. 2 ч. 3 ст.18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, произведена замена судьи Дюкина В.Ю. на судью Зеленину Т.Л. После замены судьи рассмотрение дела начато сначала.
В апелляционной жалобе ответчик ссылается на то, что письмо Администрации от 22.07.2013 N 1576з содержит не отказ заявителю в предоставлении земельного участка, а предложение обосновать размер земельного участка. Также ответчик указывает, что в данном случае подлежал применению порядок предоставления земельного участка, предусмотренный ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии которым необходима публикация информации о предоставлении земельных участков сельскохозяйственного назначения. Ответчик ссылается на поступление аналогичных заявлений от других глав крестьянских (фермерских) хозяйств, утверждение схем расположения земельных участков для индивидуального дачного строительства, а также схемы расположения многоконтурного земельного (лесного участка) на кадастровом плане территории.
Ответчик в суде апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы поддержал.
Предприниматель Зиновьева Е.А. просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения по основаниям, изложенным в отзыве. Заявитель указывает, что земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, поэтому не имеется оснований для применения к земельному участку правового режима земель лесного фонда. Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания крестьянского (фермерского) хозяйства урегулирован ст. 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" и не предполагает предварительной публикации сообщения о предоставлении в аренду земельного участка.
На основании ст. 159, п. 2 ст. 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявленное ранее ответчиком ходатайство о приобщении к материалам дела постановлений от 30.12.2013 N 4812, от 30.12.2013 N 4802, от 27.12.2013 N 4794, от 31.12.2013 N4868, от 31.12.2013 N 4864, от 15.01.2014 N 38, от 13.01.2014 N 17, схемы расположения земельных участков, проекта уточнения границ лесных участков удовлетворено судом, документы приобщены к материалам дела.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 24.06.2013 заявитель обратился в Администрацию с заявлением об утверждении на кадастровом плане территории схемы расположения и предоставлении в аренду земельного участка площадью 1 021 00 кв. м по адресу: Свердловская область, городской округ Ревда, урочище Исетское, для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства - организации пчеловодства и сенокошения.
24.07.2013 Администрация отказала заявителю в предоставлении земельного участка и утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, ссылаясь на то, что в заявлении не указано обоснование площади испрашиваемого земельного участка, для предоставления данного земельного участка в аренду необходимо соблюдение процедуры, предусмотренной Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Ссылаясь на то, что данный отказ является незаконным, нарушает права и законные интересы заявителя, заявитель обратился в суд с рассматриваемыми требованиями.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий государственных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый нормативный акт, решение и действие не соответствуют закону или иному нормативно-правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания незаконными решения и действия (бездействия) государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, должностного лица требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствие обжалуемого решения, действия (бездействия) закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания законности решений, действий (бездействия) возлагается на орган, которое приняло решение, совершило действие (бездействие).
Согласно п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации, правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования.
Согласно сведениям, содержащимся в государственном кадастре недвижимости, испрашиваемый земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, что не оспаривается сторонами.
Согласно п. 2 ст. 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (конкурсах, аукционах).
Вместе с тем, согласно п. 1 ст. 81 Земельного кодекса Российской Федерации гражданам, изъявившим желание вести крестьянское (фермерское) хозяйство, земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральным законом о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Порядок предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности регламентирован ст. 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
В силу п. 1 ст. 12 указанного Федерального закона граждане, которые заинтересованы в предоставлении им земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности, подают в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления заявления, в которых должны быть указаны: 1) цель использования земельных участков (создание, осуществление деятельности фермерского хозяйства, его расширение); 2) испрашиваемое право на предоставляемые земельные участки (в собственность или аренду); 3) условия предоставления земельных участков в собственность (за плату или бесплатно); 4) срок аренды земельных участков; 5) обоснование размеров предоставляемых земельных участков (число членов фермерского хозяйства, виды деятельности фермерского хозяйства); 6) предполагаемое местоположение земельных участков.
В соответствии с п. 3 ст. 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" орган местного самоуправления на основании заявления, указанного в п. 1 настоящей статьи, или обращения исполнительного органа государственной власти с учетом зонирования территорий в течение месяца со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения об этом земельном участке, и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном указанным Федеральным законом.
Согласно п. 4 ст. 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в течение четырнадцати дней со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо в аренду заявителю, указанному в п. 3 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
В силу п. 6 ст. 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" решение исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления об отказе в предоставлении земельного участка для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности может быть оспорено в судебном порядке.
Поскольку заявитель обратился в Администрацию заявлением о предоставлении в аренду земельного участка в установленном порядке, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что оснований для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории у ответчика не имелось.
Довод ответчика о том, что письмо от 24.07.2013 не является отказом в предоставлении земельного участка, судом апелляционной инстанции отклоняется, поскольку иное решения по заявлению от 24.06.2013 ответчиком принято не было.
Довод ответчика о том, что испрашиваемый земельный участок является лесным, отклонен.
Как указано выше, в государственном кадастре недвижимости содержатся сведения об испрашиваемом земельном участке как относящемся к категории земель сельскохозяйственного назначения, что не оспаривается.
В материалах дела отсутствуют сведения об изменении категории испрашиваемого земельного участка.
Само по себе нахождение на земельном участке сельскохозяйственного назначения лесных насаждений не означает, что такой земельный участок является лесным участком.
Как правильно указано судом первой инстанции, наложение испрашиваемого земельного участка на лесные участки надлежащими доказательствами не подтверждено.
Довод ответчика о необходимости публикации информации о предоставлении земельных участков сельскохозяйственного назначения получил надлежащую оценку суда.
Суд правильно указал, что в соответствии со ст. 34 Земельного кодекса Российской Федерации обеспечение подготовки информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях, отнесено к обязанностям соответствующего уполномоченного органа.
Ссылка ответчика на то, что площадь испрашиваемого земельного участка заявителем не обоснована, не может быть принята во внимание, поскольку заявление от 24.06.2013 соответствует требованиям ст. 12 Федерального закона от 11.06.2003 N 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве".
Указание заявителя на поступление аналогичных заявлений о иных лиц, утверждение схем расположения земельных участков для индивидуального дачного строительства, не подтверждает наличие препятствий для удовлетворения заявленных требований, поскольку рассмотрение заявление об утверждении схемы и утверждение схемы является первым этапом в процедуре предоставления земельного участка, направлено на определение возможных границ земельного участка с учетом условий использования конкретной территории, а также не исключает рассмотрение заявок иных лиц в соответствии требованиями действующего законодательства.
Заявленные требования судом удовлетворены правомерно.
Поскольку заявление судом удовлетворено, на основании ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на ответчика отнесены судебные расходы заявителя на оплату услуг представителя в сумме 20 000 руб.
Нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, являются основаниями отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не усматривается.
Оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Согласно подпункту 1.1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 05 ноября 2013 года по делу N А60-28311/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Ю.А. Голубцова |
Судьи |
Т.Л. Зеленина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-28311/2013
Истец: ИП Зиновьева Екатерина Андреевна
Ответчик: Администрация городского округа Ревда
Третье лицо: Администрация городского округа Ревда