город Воронеж |
|
3 марта 2014 г. |
Дело N А35-6950/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 3 марта 2014 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ольшанской Н.А.,
судей Скрынникова В.А.,
Осиповой М.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сывороткиной Е.Е,
при участии в судебном заседании:
от Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску: Каверзиной И.А., главного специалиста-эксперта юридического отдела, доверенность N 07-06/000049 от 09.01.2014;
в отсутствие надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания Открытого акционерного общества "Аграрник" и третьего лица - Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Курской области,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Аграрник" на решение Арбитражного суда Курской области от 04.12.2013 по делу N А35-6950/2013 (судья Левашов А.А.), принятое по заявлению Открытого акционерного общества "Аграрник" (ОГРН 1024600949702, ИНН 4630000720) к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Курску о признании незаконным решения N 15-07/8541 от 21.06.2013,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Аграрник" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Курской области с заявлением о признании незаконным решения Инспекции ФНС России по г. Курску (далее - инспекция, налоговый орган) N 15-07/8541 от 21.06.2013 "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" в части доначисления земельного налога в сумме 493 381 руб., начисления пени в размере 15 644,06 руб. за несвоевременную уплату земельного налога, а также привлечения Общества к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в сумме 49 338,10 руб. за неполную уплату земельного налога.
Решением Арбитражного суда Курской области от 04.12.2013 Обществу отказано в удовлетворении заявленного требования.
Общество, не согласившись с решением Арбитражного суда Курской области от 04.12.2013, обратилось с апелляционной жалобой, в которой ставит вопрос об отмене состоявшегося судебного акта в связи с неполным выяснением судом обстоятельств дела.
В обоснование апелляционной жалобы ОАО "Аграрник" ссылается, что с момента внесения сведений о кадастровой стоимости земельных участков в государственный кадастр недвижимости достоверность этих сведений подтверждена государством и правоприменители могут использовать эти данные для определения своих прав и обязанностей. Поскольку государственная кадастровая оценка земель населенных пунктов Курской области, утвержденная Постановлением Администрации Курской области N 15-па от 17.01.2012 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Курской области" (далее - Постановление N 15-па), определена указанным постановлением по состоянию на 1 января 2011 года, то, по мнению Общества, информация о кадастровой стоимости должна применяться при исчислении земельного налога, начиная с 2012 года, и Инспекцией по результатам камеральной налоговой проверки представленной Обществом налоговой декларации по земельному налогу за 2012 год, неправомерно был доначислен земельный налог исходя из ранее действовавшей кадастровой стоимости земельных участков общества.
Также Общество ссылается, что новые сведения о кадастровой стоимости земельных участков были указаны в справках от 21.02.2012, выданных Филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Курской области.
Инспекция считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу Общества - без удовлетворения.
В судебное заседание не явились представители Общества и третьего лица, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, направив суду заявления с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие.
В силу ч. 2 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание надлежащим образом извещенного лица или его представителя не препятствует рассмотрению дела, в связи с чем, дело было рассмотрено в отсутствие неявившихся Общества и третьего лица.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя налогового органа, явившегося в судебное заседание, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, 31.01.2013 Обществом была представлена в Инспекцию налоговая декларация по земельному налогу за 2012 год, в соответствии с которой к уплате в бюджет подлежала сумма налога в размере 919 686 руб.
Налоговым органом проведена камеральная налоговая проверка представленной Обществом декларации по земельному налогу за 2012 год, по результатам которой был составлен акт камеральной налоговой проверки N 15-07/32743 от 20.05.2013 и принято решение N 15-07/8541 от 21.06.2013 "О привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения".
В соответствии с данным решением ОАО "Аграрник" было привлечено к налоговой ответственности на основании п. 1 ст. 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 49 338,10 руб. (с учетом смягчающих обстоятельств) за неуплату земельного налога, доначислен и предложен к уплате земельный налог в сумме 493 381 руб., начислены пени в размере 15 644,06 руб.
Основанием для вынесения оспариваемого акта послужили выводы налогового органа о неправомерном применении ОАО "Аграрник" кадастровой стоимости по 17 земельным участкам, находящегося у Общества в бессрочном (постоянном) пользовании.
Решением УФНС России по Воронежской области N 221 от 08.08.2013 апелляционная жалоба Общества оставлена без удовлетворения, обжалуемое решение - без изменения.
Не согласившись с решением налогового органа, Общество обратилось в суд с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления Общества, пришел к выводу, что сумма земельного налога за 2012 год по спорным земельным участкам ОАО "Аграрник" должна исчисляться исходя из кадастровой стоимости по состоянию на 01.01.2012, утвержденной постановлением Правительства Курской области от 30.11.2006 N 234 "Об утверждении результатов актуализации государственной кадастровой оценки земель поселений Курской области".
Суд апелляционной инстанции считает данный вывод суда соответствующими фактическим обстоятельствам дела и нормам действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В силу пункта 1 статьи 388 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Согласно пункту 1 статьи 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.
На территории муниципального образования "Город Курск", где находятся спорный земельный участок, земельный налог установлен Решением Курского городского Собрания N 172-3-РС от 25.11.2005.
На основании ст. 394 НК РФ и п. 2.4 Решения Курского городского Собрания N 172-3-РС от 25.11.2005, в отношении земель, отнесенных к прочим земельным участкам, налоговая ставка установлена в размере 1,5%.
В соответствии со статьей 390 НК РФ налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Порядок определения налоговой базы устанавливается статьей 391 НК РФ, согласно которой налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 393 НК РФ налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций признаются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года.
Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования. В силу пункта 2 статьи 396 НК РФ налогоплательщики-организации самостоятельно исчисляют сумму налога и сумму авансовых платежей по налогу.
В соответствии с пунктом 6 статьи 396 и пунктом 3 статьи 398 НК РФ налогоплательщики, в отношении которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении первого, второго и третьего квартала текущего налогового периода как одну четвертую соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, и не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, представляют в налоговый орган расчет сумм по авансовым платежам.
Согласно пункту 14 статьи 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, не позднее 1 марта этого года.
В соответствии с п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п. 3 настоящей статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Согласно ст. 24.12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее Федеральный закон N 135-ФЗ), государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не реже чем один раз в пять лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
Статьей 24.13 Федерального закона N 135-ФЗ установлено, что государственная кадастровая оценка проводится в отношении объектов недвижимости, учтенных в государственном кадастре недвижимости.
Постановлением Правительства Курской области N 234 от 30.11.2006 "Об утверждении результатов актуализации государственной кадастровой оценки земель поселений Курской области" (далее - Постановление N 234) были утверждены результаты актуализации государственной кадастровой оценки земель поселений Курской области.
В соответствии с пунктами 1.3, 2.1.1 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ N 39 от 15.02.2007) кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется по состоянию на 1 января года проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в границах субъекта Российской Федерации. Перечень участков в составе земель населенных пунктов формируется территориальным управлением федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию услуг в сфере государственной кадастровой оценки земель, по субъекту Российской Федерации по состоянию на 1 января года проведения работ.
Распоряжением Правительства Курской области N 269-рп от 18.06.2010 (в редакции Распоряжения N 624-рп от 13.12.2010) было принято решение о проведении в 2011 году государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов.
Исполнителем указанных работ являлось ООО "Центр менеджмента оценки и консалтинга" (г. Москва). В результате выполненных работ исполнитель произвел расчет кадастровой стоимости земельных участков, являющихся объектами оценки, в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории Курской области по состоянию на 01.01.2011; указанные расчеты были отражены в Отчете об оценке N ГК6/10.11-01 от 27.12.2011.
Статьей 24.20 Федерального закона N 135-ФЗ установлен срок внесения сведений о новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости. Согласно указанной статье, в течении десяти рабочих дней с даты получения сведений о новой кадастровой стоимости, орган кадастрового учета осуществляет внесение указанных сведений в государственный кадастр недвижимости, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. При этом сведения о новой кадастровой стоимости используются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости.
Таким образом, сведения о кадастровой стоимости признаются измененными с момента их внесения в государственный кадастр недвижимости, в том числе по результатам проведения государственной кадастровой оценки или рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Постановлением Администрации Курской области N 15-па от 17.01.2012 были утверждены, в том числе, результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Курской области по состоянию на 1 января 2011 года.
Данное Постановление было опубликовано в газете "Курская правда" N 5 от 21.01.2012.
По информации, предоставленной филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Курской области, сведения о кадастровой стоимости земель, утвержденные Постановлением Администрации Курской области N 15-па от 17.01.2012 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Курской области", внесены в государственный кадастр недвижимости 02.02.2012.
Суд установил, что в указанном постановлении не определяется дата вступления его в силу, следовательно, им не определяется дата, с которой возникают правовые последствия для налогоплательщиков, в связи с расчетом земельного налога; указание в постановлении N 15-па на дату "1 января 2011 года" подтверждает, что расчет кадастровой стоимости земельных участков был произведен по состоянию на эту дату.
Согласно п. 1 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 03.02.2011 N 165-О-О, нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в какой они во взаимосвязи с нормами статьи 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе Российской Федерации.
В рассматриваемой ситуации суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что в силу пункта 1 статьи 5 НК РФ и исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 03.02.2010 N 165-О-О, результаты государственной кадастровой оценки земель, утвержденные Постановлением N 15-па от 17.01.2012 и внесенные в государственный кадастр недвижимости в текущем налоговом периоде, подлежат применению для целей налогообложения не ранее 1 января следующего налогового периода.
Таким образом, утвержденные постановление N 15-па значения кадастровой стоимости должны применяться для целей исчисления земельного налог, начиная с 2013 года. При этом вступление в законную силу указанного постановления с 21.02.2012 не свидетельствует о нарушении периодичности пересмотра кадастровой оценки земель.
Ссылка Общества на справки от 21.02.2012, выданные Филиалом Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Курской области, содержащие новые сведения о кадастровой стоимости земельных участков обоснованно отклонена судом первой инстанции, поскольку как сообщил представитель третьего лица суду первой инстанции, в справках от 21.02.2012, выданных Обществу кадастровой палатой действительно были указаны сведения о новой кадастровой стоимости земельных участков, так как с 02.02.2012 в государственный кадастр недвижимости были внесены сведения о кадастровой стоимости земель, утвержденные Постановлением N 15-па от 17.01.2012, но это не значит, что данная кадастровая стоимость действовала на 01.01.2012.
Довод Общества, что Инспекция неправомерно доначислила Обществу земельный налог, используя сведения о кадастровой стоимости земли, полученные еще в 2011 году, отклоняется апелляционным судом, поскольку, как следует из материалов дела, кадастровая стоимость земельных участков ОАО "Аграрник", рассчитанная на основании Постановления Правительства Курской области N 234 от 30.11.2006, была одинаковая в 2011 и 2012 годах, что подтверждается кадастровыми справками, представленными в суд Филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Курской области.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения судом первой инстанции и им дана надлежащая оценка.
Принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, им дана надлежащая правовая оценка, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения оспариваемого судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Исходя из результатов рассмотрения апелляционной жалобы, расходы по уплате государственной пошлины по настоящему делу относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Курской области от 04.12.2013 по делу N А35-6950/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через Арбитражный суд Курской области.
Председательствующий судья |
Н.А. Ольшанская |
Судьи |
В.А.Скрынников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А35-6950/2013
Истец: ОАО "Аграрник"
Ответчик: ИФНС России по г. Курску
Третье лицо: Филиал ФГБУ Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии " по Курской области