г. Тула |
|
6 марта 2014 г. |
Дело N А23-2777/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27.02.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 06.03.2014.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Стахановой В.Н., судей Еремичевой Н.В. и Федина К.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Батуровой И.В., при участии от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Реклама Сервис Групп" (г. Калуга, ОГРН 1104028001329, ИНН 4028001604) - Лапченковой Н.Ф. (доверенность от 29.04.2013), в отсутствие заинтересованного лица - городской Управы городского округа "Город Калуга" (г. Калуга, ИНН 4027017947, ОГРН 1024001179113), рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу городской Управы города Калуги на решение Арбитражного суда Калужской области от 20.12.2013 по делу N А23-2777/2013 (судья Смирнова Н.Н.), установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Реклама Сервис Групп" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Калужской области с заявлением о признании незаконным постановления городской Управы городского округа "Город Калуга" (далее - заинтересованное лицо, управа, городская управа) от 16.05.2013 N 5268-пи "Об отмене постановления городской Управы города Калуги от 14.05.2013 N 5075-пи "О выдаче разрешения на установку рекламной конструкции ООО "Реклама Сервис Групп" по адресу: г. Калуга, ул. К. Либкнехта, д. 31", а также взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя в сумме 7 тыс. рублей.
Решением Арбитражного суда Калужской области от 20.12.2013 заявленные обществом требования удовлетворены. При этом суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое постановление не соответствует требованиям Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ), поскольку отмена ранее принятых муниципальных актов не может носить произвольный характер. Также суд указал, что заявленная к взысканию с ответчика сумма на оплату услуг представителя в размере 7 тыс. рублей чрезмерной не является, в связи с чем в силу части 2 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление подлежит удовлетворению.
Кроме того, суд указал, что акт от 20.02.2013 содержит противоречивые сведения, которые не могут служить бесспорным доказательством нарушения заявителем "ГОСТ Р 52044-2003. Государственный стандарт Российской Федерации. Наружная реклама на автомобильных дорогах и территориях городских и сельских поселений. Общие технические требования к средствам наружной рекламы. Правила размещения", утвержденного постановлением Госстандарта России от 22.04.2003 N 124-ст (далее - ГОСТ Р 52044-2003).
Городская управа обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит указанное решение отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на постановление от 14.05.2013 N 5075-пи "О выдаче разрешения на установку рекламной конструкции, расположенной по адресу: г. Калуга, ул. К.Либкнехта, д. 31" выдано на основании решения Арбитражного суда Калужской области от 25.04.2013 N А23-285/2012 в порядке части 1 статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кроме того, заинтересованное лицо отмечает, что указание в акте от 20.02.2013 владельца спорной рекламной конструкции ООО "Реклама Сервис", вместо ООО "Реклама Сервис Групп", является технической ошибкой, которая не может повлиять на его законность, поскольку на земельном участке, расположенном по адресу: г. Калуга, ул. К. Либкнехта, д. 31, расположена лишь одна рекламная конструкция, принадлежащая ООО "Реклама Сервис Групп".
При этом городская Управа города Калуги обращает внимание на то, что при проведении проверки органами ГИБДД не применимы положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
Более того, заинтересованное лицо указывает, что статья 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 131-ФЗ) относится к нормам прямого действия, а следовательно, положения подпункта 5 пункта 20 статьи 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ), устанавливающие порядок и основания для признания недействительным разрешения на установку рекламной конструкции в судебном порядке, не могут отменять действие указанной нормы Закона N 131-ФЗ.
Кроме того, городская управа отмечает, что оспариваемое постановление не нарушает права и законные интересы предпринимателя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку установленная рекламная конструкция не соответствует пункту 6.1 ГОСТ Р 52044-2003.
Общество представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором, опровергая ее доводы, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на то, что сведения, изложенные в акте от 20.02.2013, носят противоречивый характер.
Кроме того, общество отмечает, что иск о признании в судебном порядке недействительным разрешения на установку рекламной конструкции, в случае несоответствия рекламной конструкции требованиям нормативных актов по безопасности движения транспорта, может предъявить орган, осуществляющий контроль за безопасностью движения транспорта. При этом органы ГИБДД с указанным иском в суд не обращались.
Представители городской управы в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в порядке, предусмотренном статей 121 - 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что неявка представителей городской управы не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы по имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителя общества, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, на основании заявки общества от 13.09.2011 N 972-16-11 на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, а также вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Калужской области от 24.05.2012 по делу N А23-285/2012 городской Управой города Калуги 14.05.2013 принято постановление N 5075-пи "О выдаче разрешения на установку рекламной конструкции ООО "Реклама Сервис Групп" по адресу: г. Калуга, ул. К.Либкнехта, д. 31".
Постановлением городской Управы города Калуги от 16.05.2013 N 5268-пи в порядке статьи 48 Закона N 131-ФЗ постановление управы от 14.05.2013 N 5075-пи отменено в связи получением заинтересованным лицом акта контрольной проверки от 20.02.3013 б/н, в котором указаны адреса, владельцы, рекламные конструкции, нарушающие ГОСТ Р 5244-2003.
Не согласившись с указанным постановление от 16.05.2013, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая дело по существу и удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 19 Закона N 38-ФЗ распространение наружной рекламы должно осуществляться владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований данной статьи.
Согласно части 9 статьи 19 Закона N 38-ФЗ установка рекламных конструкций допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого на основании заявления владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления городского округа.
В силу пункта 4 статьи 19 Закона N 38-ФЗ рекламная конструкция и ее территориальное размещение должны соответствовать требованиям технического регламента.
Требования к техническим средствам размещения наружной рекламы, способам их установки, обеспечивающим безопасность участников дорожного движения и населения, установлены в ГОСТ Р 52044-2003.
В пункте 6.1 ГОСТ Р 52044-2003 установлены требования к размещению рекламных конструкций.
Положениями подпункта 5 пункта 20 статьи 19 Закона N 38-ФЗ установлено, что разрешение на установку рекламной конструкции может быть признано недействительным в судебном порядке в случае несоответствия рекламной конструкции требованиям нормативных актов по безопасности движения транспорта по иску органа, осуществляющего контроль за безопасностью движения транспорта.
Как установлено судом, из текста оспариваемого постановления от 16.05.2013 в обоснование правомерности принятия ненормативного правового акта городская управа ссылается на статью 48 Закона N 131-ФЗ, предусматривающую право органа местного самоуправления на отмену им ненормативного правового акта.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 26.05.2011 N 739-0-0, положение части 1 статьи 48 Закона N 131-ФЗ, регулирующее порядок отмены муниципальных правовых актов и приостановления их действия, основывающееся на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства, направлено на регламентацию деятельности и реализацию гарантий самостоятельности органов местного самоуправления, закрепленной в статье 12 Конституции Российской Федерации, и само по себе не может рассматриваться как нарушающее конституционные права граждан. При этом оно не исключает возможности судебного контроля принимаемых органами местного самоуправления решений, а сами решения об отмене или приостановлении действия ранее изданных муниципальных правовых актов не могут носить произвольный характер, должны быть законными и обоснованными.
В силу положений пункта 1 статьи 48 Закона N 131-ФЗ муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).
В свою очередь право на отмену в порядке самоконтроля ранее принятого ненормативного акта и в данном случае оспариваемого заявителем постановления предполагает доказывание наличия в момент принятия решения о выдаче разрешения на установку рекламной конструкции нарушений тех или иных норм, определявших порядок размещения рекламной конструкции.
Из буквального толкования статей 13 - 15 Закона N 38-ФЗ следует, что орган выдает разрешение о размещении рекламной конструкции по результатам согласования с уполномоченными органами при отсутствии причин, перечисленных в статье 15 этого закона.
В материалах дела имеется акт контрольной проверки от 20.02.2013, который констатирует факты выявленных в результате проверки нарушений.
При этом разрешение на установку спорной рекламной конструкции выдано обществу 14.05.2013.
На основании изложенного, исходя из даты составления акта (20.02.2013), на момент выдачи разрешения на установку спорной рекламной конструкции от 14.05.2013 городской управе было известно о нарушениях обществом требований ГОСТ Р 52044-2003, однако указанное разрешение заявителю выдано.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что наличие у городской управы сведений о существовании акта проверки от 20.02.2013 задолго до принятия постановления от 14.05.2013 N 5975-пи, в соответствии с которым заявителю на основании вступившего в законную силу решения арбитражного суда выдано разрешение на установку рекламной конструкции, свидетельствует о том, что вынесенное им постановление не соответствует Закону N 131-ФЗ, предполагающему возможность отмены ранее принятого правового акта по основаниям, которые не были известны заинтересованному лицу.
При этом орган, осуществляющий контроль за безопасностью дорожного движения, своим правом, установленным Законом N 38-ФЗ, не воспользовался.
Как следует из содержания оспариваемого постановления, основанием для отмены ранее выданного разрешения на установку рекламной конструкции явилось несоответствие установки этой рекламной конструкции ГОСТ Р 52044-2003.
Вместе с тем доказательства нарушения требований данного ГОСТа на момент принятия отмененного ненормативного правового акта органа местного самоуправления не представлены.
Более того, суд первой инстанции обоснованно отметил, что сведения, изложенные в акте проверки от 20.02.2013, являются противоречивыми.
Так, согласно акту проверки от 20.02.2012 владельцем рекламной конструкции, расположенной по адресу: г. Калуга, ул. К.Либкнехта, д. 31, является ООО "Реклама Сервис", а не заявитель - ООО "Реклама Сервис Групп".
Более того, в данном акте отсутствуют сведения, касающиеся методов, приемов, инструментов, в соответствии с которыми осуществлялась проверка, и по результатам которой составлен акт от 20.02.2013.
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (далее - органы государственного надзора) согласно их компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Порядок проведения надзора и проведения проверок предполагает применение правил Закона N 294-ФЗ с учетом особенностей, предусмотренных Законом N 196-ФЗ.
Указанные обстоятельства подлежат исследованию, в частности, при подаче компетентными органами иска в арбитражный суд, в случае, указанном в подпункте 5 пункта 20 статьи 19 Закона N 38-ФЗ.
На основании изложенного городская управа, используя право на самоконтроль в части принятия ею правовых актов, обязана в соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказать законность принятого постановления от 16.05.2013 N 5268-пи с учетом всех правил, определяющих порядок проведения проверок, доведения результатов этих проверок до лиц, нарушивших определенные нормы в области безопасности дорожного движения.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что изложенные в акте от 20.02.2013 сведения не являются бесспорным доказательством нарушения заявителем ГОСТ Р 52044-2003.
Кроме того, суд апелляционной инстанции учитывает, что постановление от 14.05.2013 N 5975-пи "О выдаче разрешения на установку рекламной конструкции ООО "Реклама Сервис Групп" по адресу: г. Калуга, ул. Заречная, д. 15" вынесено управой на основании вступившего в законную силу решения Арбитражного суда Калужской области от 24.05.2012 по делу N А23-285/2012, которым установлен факт незаконного отказа городской управой в выдаче разрешения обществу на установку рекламной конструкции ООО "Реклама Сервис Групп" по адресу: г. Калуга, ул. К.Либкнехта, д. 31, в том числе по мотиву несоответствия данной рекламной конструкции архитектурному облику сложившейся застройки.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что городская Управа города Калуги постановлением от 16.05.2013 N 5268-пи, отменив постановление от 14.05.2013 N 5975-пи, не представила доказательств, свидетельствующих о наличии правовых оснований для принятия оспариваемого постановления, в связи с чем обоснованно удовлетворил заявленные обществом требования.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают обоснованность выводов суда первой инстанции о несоответствии оспариваемого ненормативного акта положениям Закона N 38-ФЗ и нарушении оспариваемым постановлением от 16.05.2013 прав и законных интересов ООО "Реклама Сервис Групп", в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловную отмену судебного акта, апелляционной инстанцией не выявлено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Калужской области от 20.12.2013 по делу N А23-2777/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Н. Стаханова |
Судьи |
Н.В. Еремичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А23-2777/2013
Истец: ООО "Реклама Сервис Групп"
Ответчик: Городская Управа (исполнительно-распорядительный орган) городского округа "Город Калуга"
Хронология рассмотрения дела:
06.03.2014 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-557/14