г. Челябинск |
|
07 марта 2014 г. |
Дело N А76-24973/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2014 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 07 марта 2014 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тимохина О.Б.,
судей Арямова А.А., Толкунова В.М.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тихоновой Ю.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального унитарного предприятия "Служба коммунального сервиса" Администрации Коркинского городского поселения Коркинского муниципального района Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 18 декабря 2013 года по делу N А76-24973/2013 (судья Худякова В.В.).
В судебном заседании приняли участи представители:
Муниципального унитарного предприятия "Служба коммунального сервиса" Администрации Коркинского городского поселения Коркинского муниципального района Челябинской области - Мехляева Е.А. (доверенность N 14 от 01.08.2013, паспорт);
Отдела Министерства Внутренних дел по городу Коркино Челябинской области - Бойко Е.А. (доверенность N 24 от 11.12.2013, паспорт).
Муниципальное унитарное предприятие "Служба коммунального сервиса" Администрации Коркинского городского поселения Коркинского муниципального района Челябинской области (далее - заявитель, предприятие, МУП "СКС") обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к Отделу Министерства Внутренних дел по городу Коркино Челябинской области (далее - ответчик, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления N 74 АА 002036 от 15.11.2013, которым предприятие привлечено к административной ответственности по ст. 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс) в виде наложения административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Решением суда от 18 декабря 2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
МУП "СКС", не согласившись с таким решением, обжаловало его в апелляционном порядке - в жалобе просит судебный акт отменить.
В обосновании доводов апелляционной жалобы заявитель ссылается на то, что целевой программой "Повышения безопасности дорожного движения на территории Коркинского муниципального района на 2013-2014 годы" утверждены суммы финансирования и система мероприятий программы, в связи с чем, в рамках заключенных в соответствии с программой договоров в обязанности предприятия не входило нанесение дорожной горизонтальной разметки на улице Троицкая в Коркинском городском поселении.
Кроме того, паспортом муниципальной программы установлено, что объём её финансирования разбит на 2013-2014 годы, следовательно, и её исполнение заканчивается только в конце 2014 года.
Также апеллянт ссылается на постановление Конституционного Суда Российской Федерации N 1-П от 17.01.2013 (далее - Постановление N1-П) и необходимость применения ст. 2.9 КоАП РФ, поскольку применённое к нему наказание является несоразмерным характеру и степени общественной опасности правонарушения. Принимая во внимание перечисленные обстоятельства, апеллянт просит применить правовую позицию, изложенную в Постановлении N 1-П, и ст. 2.9 КоАП РФ, и освободить МУП "СКС" от административной ответственности, ограничившись устным замечанием.
В судебном заседании представители сторон поддержали доводы жалобы и устно возражали против нее соответственно.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как следует из материалов дела, 15.10.2013 в ходе повседневного контроля административным органом проведена проверка состояния автомобильных дорог, по результатам которой установлен факт совершения правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 12.34 КоАП РФ, а именно в нарушении ГОСТ 55289-2004 "Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств", утверждённого приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 N 120-ст (далее - ГОСТ 52289-2004): отсутствует горизонтальная разметка 1.1., 1.2.1, 1.23 на ул. Троицкая в городе Коркино Челябинской области.
По данному факту в отношении МУП "СКС" 29.10.2013 составлен протокол об административном правонарушении N 74 АА 167223, предусмотренном ст. 12.34 КоАП РФ (т. 1, л.д. 6, 35).
В данном протоколе указано, что заявителем допущено нарушение ГОСТ 52289-2004, выразившиеся в не обеспечении контроля и нанесения дорожной горизонтальной разметки.
Рассмотрев материалы административного дела, в том числе протокол N 74 АА 167223 от 29.10.2013, административным органом 05.11.2013 вынесено постановление N 74 АА 002036, которым МУП "СКС" привлечено к административной ответственности по ст. 12.34 КоАП РФ в виде наложения административного штрафа в размере 300 000 рублей (т. 1, л.д. 5, 36).
При составлении протокола и вынесении постановления административным органом порядок привлечения юридического лица к административной ответственности соблюдён.
Не согласившись с названным постановлением, предприятие обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что МУП "СКС" является лицом, ответственным за надлежащее содержание дорог местного значения и обеспечение безопасности дорожного движения, по нанесению дорожной разметки. Поэтому суд признал предприятие субъектом вменённого ему административного правонарушения.
Оценив в порядке ст. 71 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Согласно ст. 12.34 КоАП РФ об административных правонарушениях несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере трехсот тысяч рублей.
В силу ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N 196-ФЗ) ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ).
Согласно п. 6 ст. 3 Закона N 257-ФЗ дорожная деятельность - это деятельности по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В соответствии с ч. 1 ст. 5 Закона N 257-ФЗ автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на: 1) автомобильные дороги федерального значения; 2) автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; 3) автомобильные дороги местного значения; 4) частные автомобильные дороги.
В силу ч.1 ст. 6 Закона N 257-ФЗ автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.
К полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе, осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения; утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог необщего пользования местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения (ст. 13 Закона N 257-ФЗ).
На основании ч. 3 ст. 15 Закона N 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Согласно ч. 1 ст. 17 Закона N 257-ФЗ содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.
ГОСТ 55289-2004 устанавливает правила применения технических средств организации дорожного движения: дорожных знаков по ГОСТ Р 52290, дорожной разметки по ГОСТ Р 51256, дорожных светофоров по ГОСТ Р 52282, а также дорожных ограждений и направляющих устройств на всех улицах и дорогах.
Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Таким образом, дорожная разметка в процессе эксплуатации должна быть хорошо различима в любое время суток (при условии отсутствия снега на покрытии). Дорожная разметка должна быть восстановлена, если в процессе эксплуатации износ по площади (для продольной разметки измеряется на участке протяженностью 50 м.) составляет более 50% при выполнении ее краской и более 25% - термопластичными массами.
Факт отсутствует в городе Коркино на ул. Троицкая дорожной горизонтальной разметки, предусмотренной п. 1.1., 1.2.1, 1.23 ГОСТа 52289-2004, материалами дела установлен, в том числе протоколом об административном правонарушении N 74 АА 167223 от 29.10.2013.
Между тем, судом первой инстанции не учтено следующее.
В соответствии со ст. 12.34 КоАП РФ объектом этого правонарушения является дорожное движение.
Объективная сторона правонарушения выражается в совершении действий (бездействия), нарушающих правила проведения ремонта и содержания дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений в безопасном состоянии либо характеризующихся непринятием мер, своевременно устраняющих помехи в движении, запрещающих или ограничивающих движение на отдельных участках дорог, когда пользование ими угрожает безопасности движения.
Субъектами административной ответственности являются должностные и юридические лица.
Из содержания названной нормы не следует указания на специальные признаки субъекта административного правонарушения, а значит таким субъектом может быть любое должностное или юридическое лицо, совершившее противоправное деяние, предусмотренное данной статьи Кодекса.
В соответствии с п. 6 ст. 3 Закона N 257-ФЗ содержание и ремонт автомобильных дорог является разновидностью дорожной деятельности, осуществление которой в отношении автомобильных дорог местного значения согласно п. 6 ст. 13 этого Закона относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Пунктом 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон N196-ФЗ) установлено, что органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.
Частью 3 ст. 15 Закона N 257-ФЗ предусмотрено, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N131-ФЗ) об общих принципах организации местного самоуправления исполнительно-распорядительным органом муниципального образования является местная администрация, которая уставом муниципального образования наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 37 названного Закона).
Пунктом 5 ч. 1 ст. 16 Закона N 131-ФЗ определено, что к вопросам местного значения городского округа относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, в силу приведённых норм права лицом, ответственным за содержание автомобильных дорог местного значения, является соответствующий орган местного самоуправления.
Из дела видно, что постановлением от 14.08.2009 N 129-р Главы Коркинского городского поселения - Администрации Коркинского городского поселения Коркинского муниципального района Челябинской области "О закреплении муниципального имущества за МУП "СКС" за предприятием закреплено на праве хозяйственного ведения муниципальное имущество - дороги, дорожные указатели, дорожные знаки, светофоры, пешеходняе ограждения, согласно прилагаемого перечня (т. 1, л.д. 83).
Постановлением от 12.08.2010 N 276 Главы Коркинского городского поселения - Администрации Коркинского городского поселения Коркинского муниципального района Челябинской области "О содержании автомобильных дорог Коркинского городского поселения" обязанности по подедржанию технического состояния автомобильных дорог, согласно приложения, в границах Коркинского городского поселения, оценке их технического состояния,, а также организацию и обеспечение безопасности дорожного движения возложены на МУП "СКС" (т. 1, л.д. 7-8, 84-85).
Постановлением от 23.12.2012 N 1685 Главы Коркинского муниципального района - Администрации Коркинского муниципального района Челябинской области утверждена муниципальная целевая программа "Повышение безопасности дорожного движения на территории Коркинского муниципального района на 2013-2014 годы" (т. 1, л.д. 40-53).
20 декабря 2012 года, 31 мая 2013 года и 20 сентября 2013 года (т. 1, л.д. 86, 54-55, 62-63) между Администрацией Коркинского городского поселения и МУП "СКС" заключены договоры о выполнении работы по дорожной разметке, ее восстановлению, по предоставлению субсидий по восстановлению затрат на эти работы, с соответствующими приложениями.
Однако, наличие заключенных договоров между органом местного самоуправления и МУП "СКС" на выполнение названных дорожных работ не наделяет это предприятие статусом органа местного самоуправления.
Заключение договоров на выполнение работ по нанесению дорожной разметки, возложение на предприятие обязанности по содержанию дорог местного значения является лишь способом исполнения органом местного самоуправления своих функций по содержанию дорог местного значения. Утверждение перечней объектов благоустройства, закрепление их за предприятием и финансирование этих работ относится к компетенции органов местного самоуправления.
Следовательно, упомянутая дорога (отсутствие дорожной горизонтальной разметки) не содержится надлежащим образом не по вине МУП "СКС", которое не является надлежащим субъектом административной ответственности, предусмотренной ст. 12.34 КоАП РФ.
Данная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 3369/13 от 09.07.2013 по делу N А09-7558/2012.
При названных обстоятельствах оспариваемое решение суда первой инстанции нарушает единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права, поэтому подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 18 декабря 2013 года по делу N А76-24973/2013 отменить, заявление Муниципального унитарного предприятия "Служба коммунального сервиса" Администрации Коркинского городского поселения Коркинского муниципального района Челябинской области удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление от 15.11.2013 N 74 АА 002036 Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по городу Коркино Челябинской области, которым Муниципальное унитарное предприятие "Служба коммунального сервиса" Администрации Коркинского городского поселения Коркинского муниципального района Челябинской области привлечено к административной ответственности по статье 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Возвратить Муниципальному унитарному предприятию "Служба коммунального сервиса" Администрации Коркинского городского поселения Коркинского муниципального района Челябинской области (ОГРН 1077412000511, ИНН 7412011124, КПП 743001001) из федерального бюджета 2 000 (две тысячи) рублей государственной пошлины, ошибочно уплаченной платежным поручением N 040 от 28.01.2014 по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объёме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Б. Тимохин |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-24973/2013
Истец: МУП "Служба коммунального сервиса"
Ответчик: ОМВД по г. Коркино Челябинской области, ОМВД России по Коркинскому району
Третье лицо: МУП "Служба коммунального сервиса"