г. Чита |
|
05 марта 2014 г. |
дело N А58-4415/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 февраля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 марта 2014 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Желтоухова Е.В., Рылова Д.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Королёвой Д.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Золотой берег" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 19 ноября 2013 года по делу N А58-4415/2013 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Золотой берег" (ОГРН 1081435007015, ИНН 1435204153) к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) (ОГРН 1021401067995, ИНН 1435027592) о признании недействительным распоряжения N Р-717 от 30.04.2013 об отказе в приватизации находящегося в государственной собственности земельного участка, расположенного по адресу: г. Якутск, мкр. 202, под кадастровым номером: 14:36:105020:440, общей площадью 2050 кв.м., об обязании заключить договор купли-продажи земельного участка,
в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования относительно предмета спора, в деле участвует Окружная администрации города Якутска (ОГРН 1031402045124, ИНН 1435133907),
(суд первой инстанции: судья Шевелев В. В.),
в отсутствие в судебном заседании представителей участвующих в деле лиц,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Золотой берег" (далее - заявитель, общество или ООО "Золотой берег)" обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) (далее - Министерство) с заявлением о признании недействительным распоряжения N Р-717 от 30.04.2013 об отказе в приватизации находящегося в государственной собственности земельного участка, расположенного по адресу: г. Якутск, мкр. 202, под кадастровым номером: 14:36:105020:440, общей площадью 2050 кв.м., об обязании заключить договор купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: город Якутск, мкр. 202, под кадастровым номером: 14:36:105020:440, общей площадью 2050 кв.м., на выкуп данного участка ООО "Золотой берег".
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 19 ноября 2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемый отказ соответствует нормам Земельного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (далее - Закон о приватизации) и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Не согласившись с указанным решением, общество обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции, как незаконного и необоснованного.
Из апелляционной жалобы следует, что вывод суда первой инстанции, что оспариваемый земельный участок является пляжем, не имеет под собой нормативного обоснования. Заявитель возвел на данном участке здание администрации базы отдыха социального культурного-досугового центра "Золотой берег", что подтверждается свидетельством о государственной регистрации 14-АБ N 019452, а так же согласно договора аренды земельного участка N 09-1/2012-0133 от 17 февраля 2012 года участок предоставляется для использования под строительство социального культурно-досугового центра "Золотой берег", что соответствует зоне Р-4 и целевому назначению земельного участка.
Откуда следует, что испрашиваемый земельный участок не является пляжем и соответственно территорией общего пользования.
По мнению общества, данным распоряжением об отказе в приватизации находящегося в государственной собственности земельного участка по адресу: г. Якутск, мкр. 202, были нарушены права и законные интересы заявителя, в частности право приобретать и иметь в частной собственности имущество, в данном случае земельный участок, а также были нарушены права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, в частности право на использование своего имущества в предпринимательской деятельности, которое гарантируется статьей 34 Конституции Российской Федерации.
Министерство в представленном отзыве на апелляционную жалобу просит обжалуемое решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Окружная администрация города Якутска отзыв на апелляционную жалобу не представила.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ, что подтверждается почтовыми уведомлениями, а также отчетом о публикации на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако лица, участвующие в деле явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии с частью 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 17 февраля 2012 года заявитель и Департамент градостроительства и земельных отношений Окружной администрации города Якутска заключили договор аренды земельного участка N 09-1/2012/0133.
Предметом указанного договора является земельный участок из земель населенных пунктов под кадастровым номером 14:36:105020:440, площадью 2050 кв.м., находящийся по адресу: Республика Саха (Якутия), г. Якутск, микрорайон 202. Земельный участок предоставлен для использования под строительство социального культурно-досугового центра "Золотой берег". Срок действия указанного договора с 17.02.2012 по 17.02.2015.
Актом приема-передачи от 17 февраля 2012 года земельный участок передан заявителю.
Договор аренды земельного участка от 17.02.2012 N 09-1/2012/0133 зарегистрирован в установленном законом порядке.
На указанном земельном участке находится объект недвижимости - здание администрации базы отдыха социального культурно-досугового центра "Золотой берег" в г. Якутске, назначение: нежилое, 1-этажный, общая площадь 57,4 кв.м..
26 марта 2013 года заявитель обратился в Министерство с заявкой о приватизации земельного участка под кадастровым номером 14:36:105020:440.
Распоряжением от 30 апреля 2013 года N Р-717 Министерство отказало заявителю в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 14:36:105020:440. Отказ мотивирован тем, что испрашиваемый земельный участок расположен на территории общего пользования.
Не согласившись с указанным отказом, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, установлены частью 4 статьи 200 АПК РФ, согласно которой арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что требования заявителя могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:
1) несоответствие оспариваемого распоряжения закону или иному нормативному правовому акту;
2) нарушение прав и законных интересов заявителя этим распоряжением.
При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств, требования заявителя удовлетворению не подлежат.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом. Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В силу пункта 3 статьи 28 Закона о приватизации государственного и муниципального имущества" собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом. Договор аренды земельного участка не является препятствием для выкупа земельного участка. Отказ в выкупе земельного участка или предоставлении его в аренду не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Пунктом 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а именно в случаях: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
При этом пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки общего пользования, занятые, в том числе пляжами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
В силу абзаца 4 пункта 8 статьи 28 Закона о приватизации отчуждению в соответствии с данным Законом не подлежат земельные участки в составе земель общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности от 17.04.2013 N 07-061 часть испрашиваемого земельного участка находиться в зоне Р-4, другая часть в зоне Ж-2.
30 апреля 2013 года Министерством имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) проведено обследование испрашиваемого земельного участка, в ходе которого установлено, что испрашиваемый земельный участок занимает территорию городского пляжа города Якутска.
Решением окружного совета города Якутска РОС-51-9 от 25.06.2007 утверждены Правила землепользования и застройки городского округа "Город Якутск".
Согласно части 4 статьи 36.6 Правил землепользования и застройки городского округа "Город Якутск" зона Р-4 выделена для обеспечения правовых условий сохранения и использования существующего природного ландшафта и создания экологически чистой окружающей среды в интересах здоровья населения, сохранения и воспроизводства лесов, обеспечение их рационального использования. Основные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства: а) лесные массивы; б) санитарно-защитные лесополосы; в) малые архитектурные формы; г) площадки для выгула собак; д) охрана и защита лесов. Условно разрешенные виды использования, в том числе пляжи.
Кроме того, как следует из материалов дела, сведения о границах испрашиваемого земельного участка с кадастровым N 14:36:105020:440 в соответствии с требованиями части 4 статьи 13 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", подпунктом 7 пункта 1 Состава сведений кадастровых карт, установленного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 19.10.2009 N 416 "Об установлении перечня видов и состава сведений кадастровых карт", указаны в публичной кадастровой карте, размещенной на официальном сайте органа кадастрового учета в сети "Интернет", что подтверждается соответствующей распечаткой с сайта, откуда также следует, что земельный участок расположен на территории городского пляжа.
Следовательно, как правильно указал суд первой инстанции испрашиваемый земельный участок занимает территории земель общего пользования и не подлежит отчуждению.
С учетом изложенных норм права и фактических обстоятельств дела, суд первой инстанции пришел к правомерному и обоснованному выводу о том, что оспариваемый отказ соответствует нормам Земельного кодекса Российской Федерации, Закона о приватизации и не нарушает права и законные интересы заявителя, и, следовательно, заявленные требования удовлетворению не подлежат.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционных жалоб, доводы которых проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта. Оснований, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы, свидетельствуют не о нарушении судом первой инстанции норм материального и процессуального права, а о несогласии заявителя жалобы с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 19 ноября 2013 года по делу N А58-4415/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Рылов Д.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-4415/2013
Истец: ООО "Золотой берег"
Ответчик: Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия)
Третье лицо: Окружная администрация г. Якутска