город Ростов-на-Дону |
|
10 марта 2014 г. |
дело N А01-1323/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 марта 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сурмаляна Г.А.,
судей Соловьевой М.В., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Войцешко И.С.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: представитель не явился, уведомлен надлежащим образом,
от заинтересованного лица: представитель не явился, уведомлен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Майкопе Республики Адыгея на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 16.12.2013 г. по делу N А01-1323/2013 по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Майкопе Республики Адыгея,
заинтересованное лицо: Федеральное казенное учреждение "Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Республике Адыгея", принятое в составе судьи Аутлевой Р.В.,
УСТАНОВИЛ:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Майкопе Республики Адыгея (далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея с заявлением о взыскании с федерального казенного учреждения "Отдел финансового обеспечения министерства обороны Российской Федерации по Республики Адыгея" (далее - учреждение) суммы задолженности по уплате недоимки на обязательное пенсионное страхование в размере 4 146 рублей 50 копеек и пени в размере 62 рублей 10 копеек.
Решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 16 декабря 2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Решение мотивировано тем, что Пенсионный фонд обратился в Арбитражный суд Республики Адыгея с заявлением 17.06.2013 года, то есть за пределами предусмотренного законом срока для подачи данного заявления. Ходатайство о восстановлении пропущенного срока на подачу заявления в суд, пенсионным фондом не заявлялось.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Майкопе Республики Адыгея обжаловало его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В апелляционной жалобе управление просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы управление указывает, что неверным является вывод суда первой инстанции о том, что в период с 01.11.2012 г. по 29.11.2012 г. обязанность учреждения по уплате суммы задолженности не изменилась, в связи с чем, требование от 29.11.2012 г. не является уточненным.
Кроме того, управление считает необоснованным вывод суда первой инстанции о том, что шестимесячный срок обращения в суд должен исчисляться с даты истечения срока добровольного исполнения первоначального требования N 00100140034511 от 01.11.2012 г., а именно с 23.11.2012 г.
Лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, явку представителей не обеспечили.
Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом.
Как следует из материалов дела, учреждение зарегистрировано в качестве юридического лица (ОГРН 1100105002821) и состоит на учете в качестве плательщика страховых взносов в Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации (государственном учреждении) в городе Майкопе Республики Адыгея (регистрационный номер страхователя 001-001-063525).
01.11.2012 г. управление выставило учреждению требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в сумме 20 рублей 44 копеек, в том числе пеня в размере 20 рублей 44 копеек и предложено в срок до 23.11.2012 г. добровольно погасить указанную задолженность.
29.11.2012 г. учреждению было выставлено уточненное требование и предложено в срок до 18.12.2012 г. добровольно погасить задолженность в сумме 4208 рублей 60 копеек в том числе: недоимка по страховым взносам в сумме 4 146 рублей 50 копеек и пеня в сумме 62 рублей 10 копеек.
Поскольку учреждением уточненное требование от 29.11.2012 г. не было исполнено, управление обратилось в Арбитражный суд Республики Адыгея с заявлением о взыскании пени в сумме недоимки по страховым взносам в сумме 4 146 рублей 50 копеек и пени в сумме 62 рублей 10 копеек.
Повторно исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 14 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 167-ФЗ) страхователь обязан своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный Фонд.
Согласно пункту 2 статьи 24 Федерального закона N 167-ФЗ страховые взносы за отчетный (расчетный) период подлежат уплате в срок не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период.
С 01.01.2010 года отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон N 212-ФЗ). Особенности уплаты страховых взносов по каждому виду обязательного социального страхования устанавливаются федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии с частью 1 статьи 5, пунктом 1 части 2 статьи 28 Федерального закона N 212-ФЗ страхователь, производя выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, обязан правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы в государственные внебюджетные фонды.
Согласно части 1 статьи 25 Федерального закона N 212-ФЗ пенями признается установленная данной статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.
В силу части 1 статьи 3 Федерального закона N 212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования, осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.
Вместе с тем согласно части 1 статьи 60 указанного Федерального закона N 212-ФЗ недоимка (задолженность) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, образовавшаяся на 31 декабря 2009 года включительно, и задолженность по соответствующим пеням и штрафам исчисляются и уплачиваются в порядке, действовавшем до дня вступления в силу названного Федерального закона.
В силу пунктов 1, 2 статьи 18 Федерального закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы. В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном названным Федеральным законом.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что учреждение имело задолженность по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 9 месяцев 2012 года, которую не уплатило в установленные законодательством сроки.
Первоначальное требование об уплате недоимки и пени за 9 месяцев 2012 года управлением было выставлено учреждению 01.11.2012 г. на сумму пени 20 рублей 44 копеек со сроком уплаты до 23.11.2012 года. Впоследствии управление повторно выставило учреждению требование от 29.11.2012 г. об уплате недоимки по страховым взносам в сумме 4 146 рублей 50 копеек и пени в сумме 62 рублей 10 копеек со сроком уплаты до 18.12.2012 года.
В требовании от 29.11.2012 г. пенсионный фонд указал, что обязанность по уплате недоимки по страховым взносам, пени и штрафам изменилась после направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пени и штрафов от 01.11.2012 г., в связи с чем, требование об уплате недоимки по страховым взносам, пени и штрафов от 01.11.2012 г. аннулируется и исполнению не подлежит.
Порядок взыскания страховых взносов и пени регламентирован статьями 19, 20, 22 Федерального закона N 212-ФЗ.
В силу части 5 статьи 19 Федерального закона N 212-ФЗ в случае принятия решения о взыскании недоимки по страховым взносам после истечения двухмесячного срока орган контроля за уплатой страховых взносов может обратиться в суд с иском о взыскании задолженности с плательщика в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 22 Федерального закона N 212-ФЗ требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов признается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов. Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено частью 3 данной статьи.
При этом пунктом 8 статьи 22 Федерального закона N 212-ФЗ установлено, что в случае, если обязанность плательщика страховых взносов по уплате страховых взносов, пеней и штрафов изменилась после направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, орган контроля за уплатой страховых взносов обязан направить плательщику страховых взносов уточненное требование.
Единственным основанием для выставления уточненного требования является изменение обязанности по уплате страховых взносов, пени и штрафов.
Суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что имеющиеся в деле доказательства свидетельствуют, что в период с 01.11.2012 года по 29.11.2012 года обязанность учреждения по уплате суммы задолженности (пени) за 9 месяцев 2012 года не изменилась, в связи с чем, выставленное пенсионным фондом требование от 29.11.2012 года, не является уточненным.
При этом пропуск срока направления требования об уплате налога не влечет изменения порядка исчисления пресекательных сроков на принудительное взыскание налога.
Таким образом, Федеральный закон N 212-ФЗ регламентирует порядок и сроки направления требования не только об уплате задолженности по страховым взносам, но и пени, и с направлением требования связывает применение порядка принудительного взыскания налогов и пени в установленные сроки.
Согласно статье 24 Федерального закона N 167-ФЗ страхователь ежемесячно уплачивает авансовые платежи, исходя из базы для начисления страховых взносов, исчисленной с начала расчетного периода, и тарифа страхового взноса, предусмотренного статьей 22 названного Федерального закона. Сумма авансового платежа по страховым взносам, подлежащая уплате за текущий месяц, определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей. Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащих уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период.
Пенсионный фонд в свою очередь, в нарушение части 1 статьи 65, части 4 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, доказательств изменения обязанности учреждения по уплате указанных сумм недоимки и пени в период между датами выставления требований, в материалы дела не представил. Поэтому, выставление нового требования на суммы, ранее уже включенные в требование об уплате задолженности, приводит к искусственному увеличению пресекательного срока на принудительное взыскание недоимки.
Согласно предусмотренному действующим законодательством порядку последовательного применения государственными органами процедур принудительного исполнения обязанностей плательщиков взносов по уплате задолженности отсутствует право неоднократно направлять страхователям требования об уплате одних и тех же сумм недоимки и пени.
Поскольку срок, в течение которого пенсионный фонд вправе обратиться в суд за взысканием пени, должен исчисляться с даты исполнения первоначального требования от 01.11.2012 года, которая установлена им 23.11.2012 г., то шестимесячный срок для обращения в суд истек 23.05.2013 года.
Пенсионный фонд обратился в Арбитражный суд Республики Адыгея с заявлением 17.06.2013 года, то есть за пределами предусмотренного законом срока для подачи данного заявления. Ходатайство о восстановлении пропущенного срока на подачу заявления в суд, пенсионным фондом не заявлялось.
При таких обстоятельствах установление судом факта пропуска шестимесячного срока на обращение в суд, предусмотренного установленного частью 5 статьи 19 Закона N 212-ФЗ, является самостоятельным основанием для отказа пенсионному фонду в удовлетворении заявленных требований.
Аналогичная правовая позиция изложена в определениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.12.2011 г. N ВАС-17033/11 и от 26.07.2012 г. N ВАС-9930/12.
Исследовав доказательства, представленные истцом в обоснование своих требований, дав им оценку по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что заявленные требования не подлежат удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное определение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 16.12.2013 г. по делу N А01-1323/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Г.А. Сурмалян |
Судьи |
М.В. Соловьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А01-1323/2013
Истец: Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в городе Майкопе Республики Адыгея
Ответчик: Федеральное казенное учреждение "Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Республике Адыгея"