г. Владивосток |
|
11 марта 2014 г. |
Дело N А51-21154/2013 |
Резолютивная часть постановления оглашена 03 марта 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 марта 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Н.Н. Анисимовой,
судей А.В. Гончаровой, С.В. Гуцалюк,
при ведении протокола секретарем судебного заседания И.В. Ауловой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Солдаткиной Елены Васильевны,
апелляционное производство N 05АП-157/2014
на решение от 18.11.2013
судьи О.А. Жестилевской
по делу N А51-21154/2013 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению индивидуального предпринимателя Солдаткиной Елены Васильевны (ИНН 253600244001, ОГРН 312253613300039, дата государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя 12.05.2012)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Приморскому краю (ИНН 7705401340, ОГРН 1027700485757, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 03.12.2002), гаражно-строительному кооперативу "Нейбута-17" (ИНН 2536259425, ОГРН 1132536000552, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 01.02.2013)
третьи лица: Администрация города Владивостока (ИНН 2504001783, ОГРН 1022501302955, дата государственной регистрации 22.08.1991), Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края (ИНН 2538111008, ОГРН 1072540005724)
о признании решений незаконными,
при участии:
от ИП Солдаткиной Е.В. - Ткаченко С.А. по доверенности от 15.07.2013, сроком на 1 год;
от гаражно-строительного кооператива "Нейбута-17" - Федоренко А.А. по доверенности от 13.09.2013, сроком на один год; Толочкина Н.С. по доверенности от 13.09.2013, сроком на 1 год;
от кадастровой палаты, администрации, департамента - не явились, извещены;
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Солдаткина Елена Васильевна (далее по тексту - предприниматель, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Приморского края с заявлением:
о признании незаконным решения Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Приморскому краю (далее по тексту - кадастровая палата, орган кадастрового учета) от 11.09.2013 N Ф01/13-63740 об отказе в осуществления кадастрового учета земельного участка площадью 250 кв.м, расположенного в районе ул. Нейбута, д.17 в г. Владивосток;
об обязании кадастровую палату провести государственный кадастровый учет земельного участка площадь 250 кв.м, расположенного в районе ул. Нейбута, д.17 в г. Владивосток;
о признании незаконным решения кадастровой палаты от 13.05.2013 N Ф01/13-29568 об осуществлении кадастрового учета изменений земельного участка с кадастровым номером 25:28:010041:24 площадью 1517 кв.м (уточнение местоположения границ и площади земельного участка), расположенного по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Нейбута, д.17;
об обязании кадастровую палату исключить из государственного кадастра недвижимости сведения о кадастровом учете изменений земельного участка с кадастровым номером 25:28:010041:24 площадью 1517 кв.м, расположенного в районе ул. Нейбута, д.17 в г. Владивосток (с учетом уточнений, принятых арбитражным судом в порядке статьи 49 АПК РФ).
Определением суда от 16.08.2013 и протокольным определением от 31.10.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечены Администрация города Владивостока (далее по тексту - третье лицо, администрация) и Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края (далее по тексту - третье лицо, департамент).
Решением Арбитражного суда Приморского края от 18.11.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, предприниматель обратился с апелляционной жалобой в Пятый арбитражный апелляционный суд. Решение суда считает незаконным и необоснованным, указывает, что суд первой инстанции не принял во внимание его доводы о том, что границы ранее учтенного земельного участка в районе ул. Нейбута, д. 17 не установлены, договор аренды от 27.12.2002 N 2/324-з, заключенный между администрацией и КАС (ул. Нейбута, 17) сроком с 01.01.2003 по 31.12.2005, не зарегистрирован в установленном порядке. Соответственно каких-либо прав в отношении земельного участка с кадастровым номером 25:28:010041:24 у КАС (ул. Нейбута, 17) не возникло.
Кроме того, суд первой инстанции не учел, что гаражно-строительный кооператив "Нейбута-17" (далее по тексту - кооператив, ГСК), привлеченный предпринимателем к участию в дело в качестве ответчика, не является правопреемником КАС (ул. Нейбута, 17), в связи с чем какие-либо права в отношении земельного участка с кадастровым номером 25:28:010041:24 в силу действующего законодательства не могли перейти к ГСК. Учитывая изложенное, предприниматель просит отменить решение суда по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт.
Представители кооператива возражали против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве, решение суда считают законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
В связи с неявкой в судебное заседание надлежащим образом извещенных органа кадастрового учета, администрации и департамента судебная коллегия на основании статей 156, 266 АПК РФ рассмотрела апелляционную жалобу в их отсутствие по имеющимся в материалах дела документам.
Из материалов дела апелляционной коллегией установлено следующее.
27.12.2002 администрация (арендодатель) и КАС (ул. Нейбута, 17) (арендатор) подписали договор N 2/324-з аренды земельного участка площадью 1400 кв.м, расположенного в районе Нейбута, 17, для размещения коллективной автостоянки сроком с 01.01.2003 по 31.12.2005.
Указанный земельный участок 27.01.2003 был поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 25:28:010041:0024.
27.03.2013 по заданию кооператива кадастровым инженером ООО "Примгеодезия" был подготовлен межевой план в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка с кадастровым номером 25:28:010041:24, расположенного по адресу: Приморский край, г. Владивосток, в районе ул. Нейбута, 17.
15.04.2013 департамент обратился в кадастровую палату с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений земельного участка 25:28:010041:24 в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка, приложив межевой план, подготовленный ООО "Примгеодезия".
Решением от 13.05.2013 N Ф01/13-29568 орган кадастрового учета осуществил государственный кадастровый учет изменений земельного участка 25:28:010041:24 в связи с уточнением местоположения границ и площади земельного участка.
В свою очередь распоряжением Управления градостроительства и архитектуры Администрации города Владивостока от 04.06.2013 N 1009 предпринимателю была утверждена схема расположения земельного участка площадью 250 кв.м на кадастровом плане территории по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Нейбута, д.17, вид разрешенного использования: стоянки автомобильного транспорта, цель предоставления: размещение стоянки автомобильного транспорта.
05.06.2013 по заданию Солдаткиной Е.В. кадастровым инженером ООО "Дальгеосервис" был подготовлен межевой план в связи с образованием земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенного по адресу: Приморский край, г. Владивосток, в районе ул. Нейбута, 17.
Заявлением от 05.06.2013 предприниматель просила кадастровую палату поставить на кадастровый учет объект недвижимости - земельный участок площадью 250 кв.м, расположенный по адресу: г. Владивосток, в районе ул. Нейбута, д.17, вид разрешенного использования: стоянки автомобильного транспорта.
Решением от 11.06.2013 N Ф01/13-38077 орган кадастрового учета приостановил осуществление кадастрового учета указанного земельного участка до 10.09.2013, поскольку границы образуемого земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, пересекают границы земельного участка с кадастровым номером 25:28:010041:24, являющегося по сведениям ГКН ранее учтенным земельным участком, и предложил устранить обстоятельства, препятствующие его проведению.
Решением от 11.09.2013 N Ф01/13-63740 ввиду истечения срока приостановления осуществления кадастрового учета и неустранения обстоятельств, послуживших основаниями для принятия решения о приостановлении, кадастровая палата отказала в осуществлении кадастрового учета данного земельного участка.
Не согласившись с решениями кадастровой палаты от 11.09.2013 N Ф01/13-63740 и от 13.05.2013 N Ф01/13-29568, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 270 АПК РФ, правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и в отзыве на нее, судебная коллегия считает решение арбитражного суда первой инстанции не подлежащим отмене или изменению в силу следующего.
По правилам части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ для признания незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия оспариваемых решений закону или иному нормативному правовому акту и нарушения данными решениями прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской деятельности и иной экономической деятельности.
В соответствии с положениями части 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее по тексту - Закон N 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Пунктом 14 части 1 статьи 7 указанного Закона предусмотрено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения об уникальных характеристиках объекта недвижимости - о разрешенном использовании, если объектом недвижимости является земельный участок.
Согласно статье 16 Закона N 221-ФЗ кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10-21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости осуществляются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или представленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (часть 2 статьи 16 Закона N 221-ФЗ).
В силу пункта 2 части 2 статьи 26 названного Закона осуществление кадастрового учета приостанавливается, в том числе в случае, если одна из границ земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, в соответствии с кадастровыми сведениями пересекает одну из границ другого земельного участка (за исключением случая, если другой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости).
Осуществление кадастрового учета приостанавливается на срок до устранения обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца.
Пункт 6 части 2 статьи 27 Закона N 221-ФЗ устанавливает, что орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если истек срок приостановления осуществления кадастрового учета и не устранены обстоятельства, послужившие основанием для принятия решения о приостановлении.
Из материалов дела следует, что при рассмотрении заявления предпринимателя об осуществлении кадастрового учета земельного участка площадью 250 кв.м, расположенного в районе ул. Нейбута, 17 в г. Владивосток, кадастровая палата установила, что границы образуемого земельного участка пересекают границы ранее учтенного земельного участка с кадастровым номером 25:28:010041: 24.
Данное обстоятельство подтверждается схемой расположения земельных участков в районе ул. Нейбута, 17 (том N 2 л.д. 32) и лицами, участвующими в деле, не отрицается. Площадь наложения составляет 75 кв.м. Соответственно орган кадастрового учета в полном соответствии с требованиями пункта 2 части 2 статьи 26 Закона N 221-ФЗ приостановил осуществление кадастрового учета и предложил предпринимателю в срок до 10.09.2013 устранить указанные обстоятельства.
Учитывая, что по истечении трехмесячного срока обстоятельства, послужившие основанием для приостановления осуществления кадастрового учета, не были устранены предпринимателем, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что у кадастровой палаты в силу прямого указания пункта 6 части 2 статьи 27 Закона N 221-ФЗ имелись законные основания для отказа в осуществлении кадастрового учета.
При таких обстоятельствах оспариваемое решение от 11.09.2013 N Ф01/13-63740 не противоречит закону, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно в порядке части 3 статьи 201 АПК РФ отказал в удовлетворении заявленных требований в указанной части, включая обязание кадастровую палату провести кадастровый учет земельного участка площадью 250 кв.м, расположенного в районе ул. Нейбута, 17 в г. Владивосток.
Не находя оснований для отмены или изменения судебного акта в части отказа в удовлетворении требований об оспаривании решения от 13.05.2013 N Ф01/13-29568, суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
По правилам части 1 статьи 45 Закона N 221-ФЗ государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - ранее учтенные объекты недвижимости).
В силу части 3 статьи 20 названного Закона с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица.
Частью 3 статьи 25 этого же Закона установлено, что кадастровый учет в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (далее - уточнение границ земельного участка).
Согласно части 7 статьи 38 Закона N 221-ФЗ местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (часть 9 статьи 38 Закона N 221-ФЗ).
Как следует из материалов дела, земельный участок площадью 1400 кв.м для размещения коллективной стоянки в районе ул. Нейбута, 17 был предоставлен в аренду КАС (Нейбута, 17) на основании договора N 2/324-з от 27.12.2002 и был поставлен на кадастровый учет 27.01.2003 с присвоением с кадастрового номера 25:28:010041:0024.
Согласно уведомлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю от 07.11.2013 N 00/079/2013-255 право аренды на указанный земельный участок в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не зарегистрировано.
Соответственно в силу части 1 статьи 45 Закона N 221-ФЗ земельный участок с кадастровым номером 25:28:010041:24 является ранее учтенным земельным участком, государственная собственность на который не разграничена.
В силу пункта 21 (1) статьи 7 Закона Приморского края от 29.12.2003 N 90-КЗ "О регулировании земельных отношений в Приморском крае" органы исполнительной власти Приморского края в области регулирования земельных отношений распоряжаются земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Приморского края.
Согласно подпункту 1.1.1 пункта 1.1 Положения о департаменте земельных и имущественных отношений Приморского края, утвержденного постановлением Администрации Приморского края от 05.12.2012 N 374-па, департамент является органом исполнительной власти Приморского края, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление и регулирование в сфере управления и распоряжения земельными участками, находящимися в собственности Приморского края, а также распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Приморского края.
Как установлено судебной коллегией, с заявлением от 15.04.2013 N 25-0-1-50/3101/2013 о государственном учете изменений объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером 25:28:010041:24 в кадастровую палату обратился департамент как полномочный орган исполнительной власти Приморского края в области распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Приморского края, что полностью соответствует части 3 статьи 20 Закона N 221-ФЗ.
Из имеющегося в материалах дела кадастрового дела объекта недвижимости 25:28:010041:24 следует, что границы указанного земельного участка до марта 2013 года (время составления межевого плана) не были установлены, в связи с чем подача заявления в целях уточнения местоположения границ и площади участка с приложением межевого плана соответствует положениям части 7 статьи 38 Закона N 221-ФЗ.
Соответственно заявление об учете изменений объекта недвижимости было подано уполномоченным лицом и все необходимые документы, указанные в перечне статьи 22 Закона N 221-ФЗ, были представлены.
При таких обстоятельствах орган кадастрового учета обоснованно в порядке статьи 23 Закона N 221-ФЗ принял решение от 13.05.2013 N Ф01/13-29568 об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости.
Доводы апелляционной жалобы о том, что договор аренды от 27.12.2002 N 2/324-з не был зарегистрирован в установленном законом порядке, в связи с чем у КАС (Нейбута, 17) не возникло каких-либо прав в отношении земельного участка с кадастровым номером 25:28:010041:24, что ГСК не является правопреемником КАС (Нейбута, 17), и данные обстоятельства в совокупности свидетельствуют об отсутствии у кооператива каких-либо прав в отношении указанного земельного участка, а, соответственно, и оснований для уточнения местоположения границ и площади земельного участка, судебной коллегией не оцениваются как не влияющие на правильность разрешения настоящего спора. К тому же, как было указано выше, с заявлением об учете изменений объекта недвижимости обратился не ГСК, а департамент.
В этой связи суд первой инстанции правомерно в порядке части 3 статьи 201 АПК РФ отказал в удовлетворении заявленных требований в указанной части, включая обязание кадастровую палату исключить из ГКН сведения о кадастровом учете изменений земельного участка с кадастровым номером 25:28:010041:24.
При этом, исходя из уточненного предмета спора, суд первой инстанции правомерно не нашёл оснований для удовлетворения требований предпринимателя к ГСК, к которому фактически заявитель свои требования не сформулировал.
В этой связи суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что кооператив в данном споре является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку ГСК не является органом, уполномоченным на ведение кадастрового учета и ведение государственного кадастра недвижимости, и не принимал оспариваемые заявителем решения.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что нормы материального права применены судом первой инстанции правильно, а судебный акт принят на основании всестороннего, объективного и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств. Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
При таких обстоятельствах основания для удовлетворения апелляционной жалобы предпринимателя отсутствуют.
На основании статьи 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы относятся судом на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 18.11.2013 по делу N А51-21154/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Н.Н. Анисимова |
Судьи |
А.В. Гончарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-21154/2013
Истец: ИП Солдаткина Елена Васильевна
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы регистрации, кадастра и картографии в лице филиала по Приморскому краю"
Третье лицо: Администрация г. Владивостока, Гаражно-строительный кооператив "Нейбута-17", Департамент земельных и имущественных отношений ПК, Департамент земельных и имущественных отношений Приморского края