г. Хабаровск |
|
11 марта 2014 г. |
Дело N А73-8697/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 марта 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 марта 2014 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Гричановской Е.В.
судей Волковой М.О., Дроздовой В.Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кушнерчуком И.А.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "РН-Востокнефтепродукт": Селиной Е.А., представителя по доверенности от 01.01.2014 N 15;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Закрытого акционерного общества "Сибирская авиационная топливно-энергетическая компания"
на решение от 2 декабря 2013 года
по делу N А73-8697/2013
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Яцышиной Е.Е.
по иску общества с ограниченной ответственностью "РН-Востокнефтепродукт" (ОГРН 1022701191996 ИНН 2723049957)
к закрытому акционерному обществу "Сибирская авиационная топливно-энергетическая компания (ОГРН 1027501154482; ИНН 7537007109)
о взыскании 12 000 руб.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "РН-Востокнефтепродукт" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с иском к закрытому акционерному обществу "Сибирская авиационная топливно-энергетическая компания" (далее - ЗАО "СибавиаТЭК", хранитель) с иском о взыскании убытков в сумме 12 000 руб.
В обоснование иска общество ссылается на убытки, возникшие в результате уплаты указанной суммы в качестве неустойки в пользу ООО "НК "Роснефть" за нарушение нормативного срока пользования вагонами ЗАО "СибавиаТЭК". Пунктом 2.2 договора хранения от 01.08.2011, заключенного между истцом и ответчиком, под нормативным временем понимается время с момента поступления вагонов на ж/д станцию до момента возврата этих вагонов перевозчику. И, поскольку хранитель превысил нормативный срок пользования вагонами, он обязан возместить истцу убытки.
ЗАО "СибавиаТЭК" иск не признало, в письменном отзыве на иск ссылается на то, что нормативное время для выгрузки нефтепродуктов и возврата вагонов перевозчику не превышено, дальнейшая отправка переданного порожнего подвижного состава на станцию назначения является обязательством перевозчика, к нему и следует предъявлять иск.
Решением суда от 2 декабря 2013 года исковые требования ООО "РН-Востокнефтепродукт" удовлетворены в полном объеме, с ответчика взысканы расходы по оплате государственной пошлины.
В апелляционной жалобе ЗАО "СибавиаТЭК" просит решение суда отменить, в иске отказать. Заявитель жалобы считает, что с учетом положений статьи 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение нормативного срока нахождения вагонов у хранителя началось с 23.08.2011. Выгрузка и передача порожних вагонов перевозчику была произведена 25.08.2013 в месте выгрузки, что предусмотрено договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования от 12.07.2010 N 318. Дата передачи порожних вагонов перевозчику подтверждается ведомостью подачи и уборки вагонов N 108889, а также пунктом N 13 акта от 114.117.120 от 25.08.2011 о приемке товаров на хранение, подписанного уполномоченным представителем истца и ответчика. В связи с чем, заявитель полагает, что нормативный срок (двое суток) нахождения вагонов у хранителя (с 23.08.2011 по 25.08.2011) не нарушен.
В судебном заседании апелляционной инстанции представитель заявителя апелляционной жалобы участие не принимал.
Представитель истца в письменном отзыве и в судебном заседании возражал против доводов апелляционной жалобы, просил ее отклонить.
Проверив в порядке и пределах статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации применение судом норм материального и процессуального права, апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, между ЗАО "СибавиаТЭК" (хранитель) и ООО "РН-Востокнефтепродукт" (поклажедатель) 01.08.2011 заключен договор N 0333711/10Дх на оказание услуг по приему, хранению и отпуску нефтепродуктов, согласно которому хранитель принимает на себя обязательства оказывать поклажедателю услуги по приему (сливу) из железнодорожных цистерн, хранению, контролю, учету и отпуску в резервуарах, а также отпуску (сливу) в автомобильные цистерны поклажедателя или иных лиц, указанных покалажедателем, нефтепродуктов, принадлежащих поклажедателю.
Согласно пункту 2.2 договора хранитель осуществляет функции грузополучателя в отношении нефтепродуктов поклажедателя, поступивших на станцию назначения в адрес хранителя, организовывает транспортировку железнодорожных цистерн от станции назначения до склада, производит приемку и слив нефтепродуктов поклажедятеля, обеспечивает сохранность нефтепродуктов на пути от станции назначения до склада и удостоверение обстоятельств хищений, если таковые будут иметь место, в соответствии с действующим законодательством.
Хранителю предоставляется нормативное время для выгрузки нефтепродуктов и возврата вагонов перевозчику в количестве 2-х суток.
За превышение этого времени хранитель обязуется возместить поклажедателю неустойку, предъявленную ему перевозчиком (экспедитором) или иным лицом, за каждые полные и неполные сутки превышения нормативного времени.
Под нормативным временем нахождения вагонов у хранителя стороны понимают время, исчисляемое с момента поступления вагонов на ж/д станцию назначения (конечный пункт назначения согласно отгрузочных документов) до момента возврата этих вагонов перевозчику.
Хранитель обязуется обеспечить возврат вагонов перевозчику. Под возвратом вагонов перевозчику стороны понимают сдачу вагонов после выгрузки груза перевозчику для доставки этих вагонов на ж/д станцию, необходимость возврата порожних вагонов на которую указана в накладной на груженые вагоны. Хранитель обязан обеспечить полную выгрузку из вагонов согласно нормативным правовым актам, регулирующим деятельность ж/д транспорта.
Документальным подтверждением возврата порожних вагонов перевозчику будет являться копия квитанции о приеме груза на порожние вагоны, адресованные на ж/д станцию, необходимость возврата порожних вагонов на которую указана в накладной за груженые вагоны.
Фактическое время нахождения вагонов у хранителя определяется на основании подлинных либо заверенных ж/д станцией назначения, указанной в накладной на груженые вагоны.
В августе 2008 года с Ангарской НХК в адрес ответчика по договору поставки нефтепродуктов от 22.12.2099, заключенному между ООО "РН-Востокнефтепродукт" и ОАО "Нефтяная компания "Роснефть" были отгружены 4 вагона/цистерны N 515471156, 55052229, 57234361, 57167942 по железнодорожной накладной N ЭЭ301053.
В связи с превышением нормативного времени для выгрузки указанных вагонов (8 суток) ОАО "Нефтяная компания "Роснефть" в адрес истца направила претензию от 18.06.2012 N 6-4451 с требованием оплатить неустойку в сумме 12 000 руб., которая была оплачена платежным поручением N 22241 от 28.08.2012.
Полагая, что уплаченные истцом штрафные санкции, являются убытками, возникшими вследствие превышения ЗАО "СибавиаТЭК" нормативного времени для выгрузки нефтепродуктов, ООО "РН-Востокнефтепродукт" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Принимая решение в пользу истца, арбитражный суд обоснованно исходил из доказанности факта превышения ответчиком нормативного времени (двое суток) для выгрузки нефтепродуктов и возврата вагонов перевозчику, что является основанием для возложения на ответчика ответственности в сумме понесенных убытков.
В соответствии со статьей 393 Гражданского кодекса Российской Федерации должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.
Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Иск о взыскании убытков подлежит удовлетворению, если лицо, требующее возмещения убытков, докажет факт нарушения обязательства, наличие и размер понесенных расходов, причинную связь между допущенным нарушением и убытками.
Отсутствие хотя бы одного из перечисленных условий не может служить основанием для привлечения к данному виду ответственности.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
ООО "РН-Востокнефтепродукт", заявляя требование о взыскании ЗАО "СибавиаТЭК" убытков в размере 12 000 руб., ссылается на нарушение ответчиком как грузополучателем нормативного времени для выгрузки нефтепродуктов.
В пункте 2.2. договора на оказание услуг по приему, хранению и отпуску нефтепродуктов N 0333711/10 Дх от 01.08.2011 стороны установили нормативное время для выгрузки нефтепродуктов и возврата вагонов перевозчику.
Под нормативным временем стороны согласовали время нахождения вагонов у ответчика, исчисляемое с момента поступления вагонов на ж/д станцию назначения (конечный пункт назначения согласно отгрузочных документов) до момента возврата этих вагонов перевозчику.
Фактическое время нахождения вагонов у ответчика определяется на основании копий накладных на груженые вагоны и квитанций о приеме груза на порожние вагоны, возвращенные перевозчику после выгрузки (пункт 2.2).
Апелляционным судом установлено и подтверждается транспортной железнодорожной накладной N 301053 факт прибытия вагонов на ст. Кадала 22.08.2011 в 14-00 (л.д. 95), в связи с чем, срок для выгрузки вагонов ответчиком начинает течь с 23 августа 2011 года.
С учетом условий договора, ответчику предоставлено 2 дня для операций выгрузки и возврата вагонов порожними перевозчику, а именно 23 и 24 августа 2011 года.
Вместе с тем, транспортной железнодорожной накладной N 850775 подтверждается факт возврата порожних вагонов только 26.08.2011, что свидетельствует о превышении установленного договором нормативного времени (двое суток), и является основанием для привлечения ответчика к ответственности в виде обязанности возмещения неустойки, предъявленной ему поставщиком за превышение нормативного времени, согласованного при подписании договора с ответчиком.
Ссылка заявителя жалобы на выгрузку и передачу вагонов перевозчику 25.08.2011, что отражено в ведомости подачи и уборки вагонов N 108889 и акте N 114.117.120 от 25.08.2011, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку при подписании договора сторонами было согласовано понятие "нормативное время" и ответственность за его нарушение.
С учетом изложенного, оснований к отмене решения суда и удовлетворению апелляционной жалобы не имеется. Выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и представленным доказательствам, которым дана надлежащая правовая оценка. Нарушений, являющихся согласно части 4 статьи 270 АПК РФ основанием для безусловной отмены судебного акта, судом первой инстанции не допущено.
Государственная пошлина согласно требованиям статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относится на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 2 декабря 2014 года по делу N А73-8697/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.В. Гричановская |
Судьи |
М.О. Волкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-8697/2013
Истец: ООО "РН-Востокнефтепродукт"
Ответчик: ЗАО "Сибарская иавиационная топливно-энергетическая компания", ЗАО "Сибирская авиационная топливно-энергетическая компания", ЗАО "Сибирская авиационная топливо-энергетическая компания"