город Ростов-на-Дону |
|
11 марта 2014 г. |
дело N А32-30581/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 марта 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Тимченко О.Х., Фахретдинова Т.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ильенко А.О.,
при участии:
от ответчика - Соколова Антона Михайловича по доверенности N 1 от 25.02.2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Сочинского линейного управления внутренних дел на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.11.2013 по делу N А32-30581/2013, принятое в составе судьи Сумина Д.П.,
по иску открытого акционерного общества "Кубаньэнерго"
к Сочинскому линейному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте (ОГРН 1032311684448/ ИНН 2320037846)
при участии третьих лиц: Государственной корпорации "Олимпстрой", Департамента Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке Зимних Олимпийских игр 2014 года
об установлении сервитута
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Кубаньэнерго" обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к Сочинскому линейному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации на транспорте (далее Сочинское ЛУ МВД РФ на транспорте) об установлении сервитута в целях реконструкции и строительства олимпийского объекта федерального значения: "Распределительная городская электрическая сеть (проектные и изыскательские работы, реконструкция и строительство)" Сочинский РРЭС (район от ПС 110 кВ "Верещагинская" до площадки новой ПС 110 кВ "Бочаров Ручей"), этап 2 на часть земельного участка площадью 138 кв.м., в границах земельного участка общей площадью 2 640 кв.м. с кадастровым номером 23:49:0204013:9, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Центральный район, ул. Горького, д. 46, на срок 364 дня, по которому ОАО "Кубаньэнерго" имеет право осуществлять деятельность, для обеспечения которой установлен сервитут, в том числе входить на земельный участок, доставлять на него необходимые материалы, осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов, для строительства и (или) эксплуатации которых установлен сервитут, проводить необходимые инженерные изыскания, осуществлять рубку древесно-кустарниковой растительности, вести земляные работы; а также обязано после окончания реконструкции осуществить плату за сервитут в размере ежемесячного платежа 7515,19 руб., за период фактического занятия земельного участка, а также обязано после прекращения действия сервитута привести земельный участок в состояние, пригодное для его использования в соответствии с целевым назначением и полностью возместить убытки в связи с установлением сервитута.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 28.11.2013 исковые требования удовлетворены.
Сочинское ЛУ МВД РФ на транспорте обратилось с апелляционной жалобой в установленном гл. 34 АПК РФ порядке, просило отменить решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.11.2013 и прекратить производство по делу. Жалоба мотивирована тем, что ОАО "Кубаньэнерго" провело и закончило монтажно-строительные работы, для осуществления которых предполагалось установление сервитута на территории земельного участка ответчика. Данные работы проведены за пределами границ указанного земельного участка. Основания для обременения земельного участка путем установления сервитута отсутствуют. Кроме того, не учтены положения п.5 ст. 27 ЗК РФ. Ответчик относится к категорированным объектам, расположенным на землях отнесенных к категории земель обороны и безопасности, на котором осуществляется пропускной, внутриобъектовый режимы. Проект соглашения об установлении сервитута не содержал перечень, объем, вид предполагаемых работ на земельном участке, отсутствовала информация о подрядной организации, сроках проведения работ.
Государственная корпорации "Олимпстрой" в отзыве на апелляционную жалобу просила оставить решение суда первой инстанции без изменения и рассмотреть дело в отсутствие ее представителя.
В судебном заседании представитель ответчика апелляционную жалобу поддержал. Пояснил, что, несмотря на истечение срока установленного сервитута, права ответчика могут быть нарушены в случае последующего обращения за установлением постоянного сервитута.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что открытое акционерное общество энергетики и электрификации Кубани (ОАО "Кубаньэнерго") осуществляет реконструкцию и строительство олимпийского объекта "Распределительная городская электрическая сеть (проектные и изыскательские работы, реконструкция и строительство)" Сочинский РРЭС (район от ПС 110 кВ "Верещагинская" до площадки новой ПС 110 кВ "Бочаров Ручей"), этап 2.
В соответствии с распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 11.02.2013 N 110-р "Об установлении сервитутов для строительства олимпийского объекта федерального значения", в интересах ОАО "Кубаньэнерго" установлен сервитут в целях строительства олимпийского объекта федерального значения в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:49:0204013:9, расположенного по адресу Краснодарский край, г. Сочи, Центральный район, ул. Горького, 46, общей площадью 2640 кв.м., площадь сервитута составила 138 кв.м.
Согласно п.152 Программы строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта предусмотрено строительство олимпийского объекта федерального значения "Распределительная городская электрическая сеть (проектные и изыскательские работы, реконструкция и строительство)" Сочинский РРЭС (район от ПС 110 кВ "Верещагинская" до площадки новой ПС 110 кВ "Бочаров Ручей"), этап 2.
На основании ч. 6 ст. 15.2 Федерального закона от 01.12.2007 г. N 310-ФЗ "Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" соглашение об установлении сервитута заключается между лицами, в интересах которых устанавливается сервитут, и собственниками земельных участков. В случае если земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и предоставлены в пользование, владение или аренду, такое соглашение заключается соответствующими землепользователями, землевладельцами или арендаторами земельных участков, в отношении которых устанавливается сервитут.
Соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, необходимого для строительства олимпийского объекта должно быть заключено между ОАО "Кубаньэнерго" и собственником земельного участка либо землепользователем, землевладельцем или арендатором земельного участка, в отношении которого устанавливается сервитут.
Границы сервитута в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:49:0204013:9, определены в соответствии с Приказом Минрегионразвития РФ от 22.12.2012 N 224-ОИ "Об утверждении документации по планировке территории для размещения второго этапа Сочинского РРЭС (район от ПС 110 кВ "Верещагинская" до площадки новой ПС 110 кВ "Бочаров Ручей") олимпийского объекта "Распределительная городская электрическая сеть (проектные и изыскательские работы, реконструкция и строительство)".
Согласно сведениям ЕГРП земельный участок с кадастровым номером 23:49:0204013:9 принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования Сочинскому ЛУ МВД РФ на транспорте.
В адрес ответчика было направлено для подписания соглашение об установлении сервитута (от 21.05.2013 исх.N 269/01). Ответчик, письмом от 17.07.2013 N 20/3705, отказался от подписания сервитута.
Согласно ч. 1 и 2 ст. 15.2 Олимпийского Закона до 01.01.2014 на территории Краснодарского края допускается установление сервитутов для строительства и (или) эксплуатации олимпийских объектов, включенных в Программу строительства, иных олимпийских объектов, в том числе для строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации линейных сооружений (линий электропередачи, линий и сооружений связи, трубопроводов, водопроводов, коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, канатных дорог).
Часть 5 названной нормы определяет, что соглашения об установлении сервитута заключаются лицами, в интересах которых устанавливается сервитут. К указанным лицам относятся организации, осуществляющие строительство и (или) эксплуатацию олимпийских объектов федерального значения, олимпийских объектов краевого значения или олимпийских объектов муниципального значения, - в случае, если строительство и (или) эксплуатация указанных олимпийских объектов осуществляются за счет средств федерального бюджета, бюджета Краснодарского края или бюджета муниципального образования город-курорт Сочи соответственно.
Соглашение об установлении сервитута может предусматривать установление срочного или постоянного сервитута (ч.7 ст.15.2 Олимпийского Закона).
В силу ч.9 ст.15.2 Олимпийского Закона соглашение об установлении сервитута должно содержать: кадастровый номер земельного участка, в отношении которого планируется установить сервитут; сведения о сторонах соглашения; цели и основания установления сервитута; срок действия сервитута; размер платы за сервитут в случаях, когда такая плата установлена в соответствии с указанным Законом; право лица, в интересах которого установлен сервитут, осуществлять деятельность, для обеспечения которой установлен сервитут, в том числе входить на земельный участок, доставлять на него необходимые материалы, осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов, для строительства и (или) эксплуатации которых установлен сервитут, проводить необходимые инженерные изыскания, осуществлять рубку древесно-кустарниковой растительности, вести земляные работы; обязанность лица, в интересах которого установлен сервитут, осуществить плату за сервитут в случаях, когда такая плата установлена в соответствии с рассматриваемым Законом, и полностью возместить убытки в связи с установлением сервитута; обязанность лица, в интересах которого установлен сервитут, после прекращения действия сервитута привести земельный участок в состояние, пригодное для его использования в соответствии с целевым назначением.
В соответствии с частями 10, 11, 14 ст.15.2 Олимпийского Закона соглашение об установлении сервитута заключается на основании решения об установлении сервитута. Российская Федерация со дня вступления в силу данного Закона и до 01.01.2014 передает Краснодарскому краю осуществление полномочий по подготовке и принятию решений об установлении сервитутов для строительства и (или) эксплуатации олимпийских объектов федерального значения, расположенных на территории Краснодарского края, за исключением территории Сочинского национального парка и земельных участков в границах полос отвода автомобильных дорог федерального значения, для целей, предусмотренных частью 2 рассматриваемой нормы. Решение об установлении сервитутов принимается администрацией Краснодарского края в целях строительства и (или) эксплуатации олимпийских объектов федерального значения и олимпийских объектов краевого значения.
Согласно ч.21 ст.15.2 Олимпийского Закона в случае, когда плата за сервитут установлена в соответствии с данным Законом, ее размер определяется за срочный сервитут (ежегодный размер платы) как произведение одного процента кадастровой стоимости и площади земельного участка, на котором действует сервитут, установленный в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории, если меньший размер платы за сервитут не установлен соглашением об установлении сервитута.
Часть 22 ст.15.2 Олимпийского Закона определяет, что после принятия решения об установлении сервитута лица, в интересах которых устанавливается сервитут, осуществляют подготовку проекта соглашения об установлении сервитута и направляют его лицам, указанным в части 6 данной статьи.
В случае, если соглашение об установлении сервитута не заключено по истечении тридцати дней со дня получения лицом, названным в ч.6 ст.15.2 Олимпийского Закона, проекта указанного соглашения, лица, в интересах которых устанавливается сервитут, вправе обратиться в суд с иском о понуждении заключить соглашение об установлении сервитута (ч.23 ст.15.2 Олимпийского Закона).
В силу ст.274 ГК РФ сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.
Пункт 3 названной нормы предусматривает, что сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.
Поскольку истцом приняты меры к заключению соглашения по установлению сервитута в соответствии с Олимпийским Законом, а ответчик уклоняется от подписания соглашения, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о правомерности требований истца об установлении сервитута на условиях представленного ответчику соглашения на срок до 31.12.2013.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.11.2013 по делу N А32-30581/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Ильина |
Судьи |
О.Х. Тимченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-30581/2013
Истец: ОАО "Кубаньэнерго"
Ответчик: Сочинское линейное управление внутренних дел на транспорте Азово-Черноморского управления внутренних дел на транспорте МВД РФ, Сочинское линейное управление внутренних дел на транспорте Азово-Черноморского управления внутренних дел на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации
Третье лицо: "ГК Олимпстрой", департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке Зимний Олимпийских игр 2014 года, Департамент Краснодарского края по реализации полномочий при подготовке зимних Олимпийских игр 2014 года