г. Томск |
|
11 марта 2014 г. |
Дело N А02-1575/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2014 года.
В полном объеме постановление изготовлено 11 марта 2014 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего: Т.Е. Стасюк
судей: М.Ю. Кайгородовой, Д.Г. Ярцева,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи С.О. Смолиным,
при участии в заседании:
от истца - не явился (извещен),
от ответчика - не явился (извещен),
от третьих лиц - не явились (извещены),
рассмотрев апелляционную жалобу Министерства финансов Республики Алтай (рег. N 07АП-1420/2014) на решение Арбитражного суда Республики Алтай от 09 января 2014 года по делу N А02-1575/2013 (судья Ф.Ю. Якшимаева)
по иску Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения "Кокоринская средняя общеобразовательная школа" (ОГРН 1020400508864, ИНН 0401003739) с. Кокоря Кош-Агачский район Республика Алтай,
к Республике Алтай в лице Министерства финансов Республики Алтай (ОГРН 1020400753438, ИНН 0411005460) г. Горно-Алтайск Руспублики Алтай,
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Алтай (ОГРН 1020400754769, ИНН 0411008380), Администрации муниципального образования "Кош-Агачский район" (ОГРН 1030400507037, ИНН 0401003979), Управления образования, спорта и молодежной политики муниципального образования "Кош-Агачский район" (ОГРН 1030400507378, ИНН 0401004034)
о взыскании 3137238 рублей 14 копеек
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Кокоринская средняя общеобразовательная школа" (далее - образовательное учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Алтай с иском к Республике Алтай в лице Министерства финансов Республики Алтай о взыскании 5 319 897 рублей 62 копеек убытков с увеличением срока перерасчета заработных плат по 31 декабря 2013 года (с учетом уточнения требований, принятого судом в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Республики Алтай от 09.01.2014 исковые требования образовательного учреждения удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым по делу решением, Министерство финансов Республики Алтай обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными; несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
В обоснование к отмене судебного акта заявитель указывает, что в соответствии с нормативными актами регулирующими данные правоотношения Министерством образования, науки и молодежной политики Республики Алтай на основании предоставленных администрацией МО "Кош-Агачский район" сведений были произведены расчеты, которые и предоставлены в Министерство финансов Республики Алтай, после чего средства на исполнение переданных полномочий были предусмотрены в республиканском бюджете субъекта РФ. Судом не исследованы решения Кош-Агачского районного суда Республики Алтай, истцом не доказаны и не подтверждены убытки на сумму 5 319 897 рублей 62 копейки.
Истец и третьи лица отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не обеспечили явку своих представителей в судебное заседание, что в силу частей 3, 5 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемого решения, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, решениями Кош-Агачского районного суда Республики Алтай на МБОУ "Кокоринская СОШ" возложена обязанность установить 34 работникам заработную плату без учета районного коэффициента и северной надбавки в размере не ниже минимального размера оплаты труда и произвести перерасчет заработной платы.
Во исполнение вышеуказанных решений истцом был произведен перерасчет заработной платы с 01 сентября 2012 года по 31 декабря 2013, согласно которому сумма кредиторской задолженности в виде разницы между ранее установленной и пересчитанной заработной платы составила 5 319 897 рублей 62 копеек.
Поскольку финансирование расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений является обязанностью Республики Алтай, истец обратился с настоящим иском о взыскании убытков.
Удовлетворяя исковые требования в оспариваемой части, суд первой инстанции правомерно исходил из доказанности и обоснованности требований учреждения.
Апелляционный суд поддерживает выводы арбитражного суда, при этом исходит из следующих норм права и обстоятельств дела.
Из статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что гражданские права и обязанности возникают, в том числе, из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является возмещение убытков. Целью судебной защиты является восстановление нарушенных или оспариваемых прав. Суд, исходя из характера спорного правоотношения, установленных обстоятельств, определяет, какое законодательство подлежит применению в рамках рассмотрения конкретного спора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 124 ГК РФ Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
Согласно подпункту 13 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды.
Статьей 1 Закона Республики Алтай N 47-РЗ от 14.05.2008 "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями Республики Алтай по финансовому обеспечению расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды, оплату труда работников муниципальных образовательных учреждений в Республике Алтай" (далее - Закона Республики Алтай N 47-РЗ) органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями Республики Алтай по финансовому обеспечению, в том числе расходов на оплату труда работников муниципальных общеобразовательных учреждений в Республике Алтай.
Из статьи 6 Закона Республики Алтай N 47-РЗ следует, что финансовое обеспечение государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления в соответствии со статьей 1 настоящего Закона, осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из республиканского бюджета Республики Алтай.
Объем субвенций, необходимых органам местного самоуправления для осуществления передаваемых государственных полномочий, и их распределение между муниципальными образованиями определяется в соответствии с методикой согласно приложению к настоящему Закону. Порядок предоставления и расходования органами местного самоуправления субвенций из республиканского бюджета Республики Алтай устанавливается Правительством Республики Алтай.
Таким образом, расходы, осуществляемые органами местного самоуправления в рамках переданной субвенции, производятся по нормативам, установленным законодательством субъекта Российской Федерации.
На истца вступившими в законную силами решениями Кош-Агачского районного суда Республики Алтай наложена обязанность установить заработную плату без учета районного коэффициента и северной надбавки в размере не ниже минимального размера оплаты труда и произвести перерасчет заработной платы. Истцом произведен расчет суммы денежных средств, необходимой для исполнения вступивших в законную силу судебных актов общей юрисдикции, обязательность исполнения которых на территории Российской Федерации обеспечивается законом.
Материалами дела подтверждено, что во исполнение вышеуказанных решений истцом было утверждено новое штатное расписание и произведен перерасчет заработной платы с сентября 2012 года по 31.12.2013, согласно которому сумма задолженности в виде разницы между ранее установленной и пересчитанной заработной платы техническому персоналу за период с 01.09.2012 составила 5 319 897 рублей 62 копеек.
Произведенный истцом расчет ответчик не оспорил, доказательств в его опровержение не представил, денежные средства в целях финансирования данных расходов не выделил.
В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В соответствии со статьями 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации вопросы образования и социальной поддержки являются предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 19 Постановления от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснил, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84 и 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
При таких обстоятельствах, согласно статье 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации, расходные обязательства Российской Федерации возникают в результате принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
Пунктом 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходные обязательства субъектов Российской Федерации возникают в результате принятия законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации при осуществлении полномочий по предметам ведения субъектов Российской Федерации и по предметам совместного ведения, указанных в п. п. 2, 5 статьи 26.3 ФЗ "Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации". Пункт 13 части 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ прямо предусматривает, что финансирование расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что меры по финансовому обеспечению расходов на оплату труда работников истца, установленные Федеральным законом N 184-ФЗ, являются расходными обязательствами Республики Алтай.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
Доказательств нецелевого использования выделенных истцу в 2012, 2013 годах субвенций в нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ответчиком в материалы дела не представлено.
Доводы апелляционной жалобы о том, что ответчик при утверждении лимитов на осуществление переданных полномочий руководствовался действующими нормативными правовыми актами Республики Алтай и доказательств их нарушения или несоблюдения истцом не представлено, отклоняется судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
Из решений Кош-Агачского районного суда, следует, что начисление заработной платы техническому персоналу учреждения производилось в 2012 году без учета роста МРОТ, установленного в соответствии с Федеральным законом "О минимальном размере оплаты труда" (в редакции от 01.06.2011 N 106-ФЗ в размере 4611 руб. и в редакции Федерального закона от 03.12.2012 N 232-ФЗ в размере 5205 руб.)
Постановлением Правительства РА от 04.04.2012 N 74 "Об индексации нормативов финансирования муниципальных образовательных учреждений и государственных образовательных учреждений Республики Алтай" утверждены коэффициенты индексации нормативов финансирования муниципальных образовательных учреждений и государственных образовательных учреждений Республики Алтай в расчете на одного обучающегося (воспитанника), в том числе для Кош-Агачского района в размере 1,06467 для дошкольных учреждений и 1,02565 для общеобразовательных учреждений. Пунктом 2 постановления действие этих коэффициентов распространяется на правоотношения, возникшие с 1 октября 2011 года.
Принятие Республикой Алтай нормативных правовых актов, возлагающих на муниципальные образования финансирование образовательной деятельности муниципальных образовательных учреждений, без соответствующего финансового обеспечения влечет за собой убытки этих учреждений в виде недофинансирования в размере разницы между гарантиями по оплате труда, установленными статьей 133 Трудового кодекса Российской Федерации, и оплатой труда технического персонала, установленной в соответствии с Методикой N 127.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что размер средств, необходимых истцу для исполнения установленной Кош-Агачским районным судом обязанности по установлению заработной платы работникам образовательных учреждений без учета районного коэффициента и северной надбавки в размере не ниже минимального размера оплаты труда и произвести перерасчет заработной платы за период с сентября 2012 года по 31 декабря 2013 года, составляет 5 319 897 рублей 62 копеек. Довод апелляционной жалобы о том, что решением Кош-Агачского районного суда взыскана меньшая сумма, подлежит отклонению, с учетом заявленного в данном деле периода, и обязанностью по обеспечению заработной платы в указанном судом размере в течение всего финансового года.
Доводы ответчика о недоказанности причинно-следственной связи и о том, что возмещению подлежат только фактически понесенные бюджетами субъектов Российской Федерации затраты на предоставление соответствующих льгот, подлежат отклонению, поскольку причинно-следственная связь между обязанностью истца исполнить решения суда общей юрисдикции, понеся соответствующие расходы на их исполнение, и отсутствием надлежащего финансирования, подтверждена материалами дела и ответчиком не опровергнута. При этом статья 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимает и те расходы, которые потерпевшая сторона должна будет понести для восстановления нарушенного права.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что при принятии решения арбитражным судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права, надлежащим образом исследованы фактические обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, а следовательно, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и отмены решения не имеется.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьей 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Алтай от 09 января 2014 года по делу N А02-1575/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
Т.Е. Стасюк |
Судьи |
М.Ю. Кайгородова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А02-1575/2013
Истец: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Кокоринская средняя общеобразовательная школа"
Ответчик: Республика Алтай в лице Министерства финансов Республики Алтай
Третье лицо: Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Алтай, Администрация муниципального образования "Кош-Агачский район", Управление образования, спорта и молодежной политики администрации муниципального образования "Кош-Агачский район"