город Омск |
|
11 марта 2014 г. |
Дело N А46-13183/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 марта 2014 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шаровой Н.А.
судей Зориной О.В., Литвинцевой Л.Р.
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Самовичем А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-672/2014) Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 17 декабря 2013 года по делу N А46-13183/2013 (судья Голобородько Н.А.), принятое по иску департамента имущественных отношений Администрации города Омска (ОГРН 1025500748613, ИНН 5508001003) к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области (ОГРН 1105543000782, ИНН 5503217827), при участии в деле в качестве третьего лица Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области (ОГРН 1045504038524, ИНН 5503085391) о признании права муниципальной собственности,
при участии в судебном заседании:
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области - представитель Хлынцева О.С. удостоверение N 168 выдано 01.11.2010, по доверенности N 3-Д от 09.01.2014, сроком действия по 31.12.2014;
от Департамента имущественных отношений Администрации города Омска - представитель Семёнова Е.Г. по доверенности N 929 от 27.01.2014, сроком действия 1 год;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области - представитель не явился, извещено;
установил:
Департамент имущественных отношений Администрации города Омска (далее - истец, департамент) обратился в Арбитражный суд Омской области с уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) исковым заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области (далее - ответчик, ТУ Росимущества в Омской области) о признании права муниципальной собственности на земельный участок с кадастровым номером 55:20:131201:40, площадью 201 кв.м, местоположение которого установлено относительно здания тяговой подстанции N 18, имеющей почтовый адрес: Омская область, Омский район, Красноярский тракт, дом N 68.
Решением Арбитражного суда Омской области от 17.12.2013 по делу N А46-13183/2013 требования Департамента имущественных отношений Администрации города Омска удовлетворены, признано право муниципальной собственности на объект недвижимого имущества: земельный участок с кадастровым номером 55:20:131201:40, площадью 201 кв.м, местоположение установлено относительно тяговой подстанции N 18, имеющей почтовый адрес: Омская область, Омский район, Красноярский тракт, дом N 68.
Возражая против принятого судом первой инстанции решения от 17.12.2013, ТУ Росимущества в Омской области просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. Податель жалобы ссылается на то, что собственник земельного участка не обосновал площадь участка, которая является необходимой для использования объекта. Ответчик указывает, что истцом не представлены доказательства соблюдения процедуры внесудебного порядка разрешения спора, связанного с передачей спорного объекта недвижимого имущества из федеральной в муниципальную собственность, предусмотренного постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374 "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации" (далее по тексту - постановление Правительства РФ от 13.06.2006 N 374).
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции, в заседание суда не явился.
На основании части 1 статьи 266, части 3 статьи 156 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области.
В заседании суда апелляционной инстанции представитель ТУ Росимущества в Омской области поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель Департамента имущественных отношений Администрации города Омска просил оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобуё выслушав представителей, явившихся в судебное заседание, суд апелляционной инстанции проверил законность и обоснованность решения суда и считает его подлежащим оставлению без изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции решением Малого Совета Омского областного Совета народных депутатов N 245 от 24.12.1992 "О передаче предприятий, организаций и учреждений в муниципальную собственность г. Омска" в муниципальную собственность был передан объект недвижимости: тяговая подстанция N 18 - одноэтажное строение, общей площадью 71,40 кв.м, литера А, расположенное по адресу: г. Омск, Красноярский тракт, д. 68.
Данный объект недвижимого имущества учтен в Реестре муниципального имущества, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 55 АВ N 522701 от 28.08.2007, выданным Управлением Федеральной регистрационной службы по Омской области.
Согласно выписке из государственного кадастра недвижимости N 11-10744152 от 11.09.2013 и свидетельства о государственной регистрации права 55 АА N 098491, земельный участок с кадастровым номером 55:20:131201:32, площадью 6533138 кв.м, местоположение которого установлено по адресу: Омская область, Омский район, в границах ОПХ Омское находится в собственности Российской Федерации.
Согласно выписке из государственного кадастра недвижимости N 11-10744153 от 11.09.2013 в ЕГРПН зарегистрирован земельный участок с кадастровым номером 55:20:131201:40, площадью 201 кв.м, местоположение которого установлено относительно ориентира: Омская область, Омский муниципальный район, Красноярский тракт, дом N 68.
Департамент обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области с заявлением о государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества: земельный участок с кадастровым номером 55:20:131201:40, расположенный по адресу: г. Омск, Омский район, в границах ОПХ Омское.
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области письмом от 30.07.2013 сообщило муниципальному образованию в лице Департамента о приостановлении государственной регистрации права собственности на объект недвижимости в виду поступления сведений о том, что земельный участок с кадастровым номером 55:20:131201:40 образован путем выдела из земельного участка с кадастровым номером 55:20:131201:32, находящегося в собственности Российской Федерации.
Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области письмом от 30.08.2013 было отказано в регистрации права муниципальной собственности в связи с тем, что земельный участок с кадастровым номером 55:20:131201:40 образовался из земельного участка с кадастровым номером 55:20:131201:32, на который в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество имеется запись о регистрации права собственности за Российской Федерацией.
Поскольку на спорном земельном участке расположен объект недвижимости, находящийся в муниципальной собственности, сославшись на то обстоятельство, земельный участок в силу пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" относится к муниципальной собственности, истец обратился в суд с настоящим иском.
Способы защиты гражданских прав предусмотрены в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), в том числе, защита гражданских прав осуществляется путем признания права.
Основания приобретения права собственности на объекты перечислены в статье 218 ГК РФ, которая предусматривает, что право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 1 ЗК РФ одним из принципов ЗК РФ и изданных в соответствии с ним иных актов земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Пункт 1 статьи 19 ЗК РФ устанавливает, что в муниципальной собственности находятся земельные участки, в том числе, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.
Из содержания части 1 статьи 5 Федерального закона от 21.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" (далее - Федеральный закон от 21.07.2001 N 101-ФЗ) следует, что основанием внесения земельных участков в перечень земельных участков, на которые у муниципальных образований возникает право собственности, является включение этих земельных участков в состав земель населенных пунктов, если на этих находящихся в государственной собственности земельных участках располагается недвижимое имущество, находящееся в муниципальной или частной собственности, за исключением недвижимого имущества, указанного в статьях 3 и 4 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся, в частности, земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований.
В соответствии с абзацем 30 части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ), права на находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности объекты недвижимости регистрируются одновременно с правами на земельные участки, на которых расположены данные объекты недвижимости, на основании указанных в настоящей части решений, подписанных передаточных актов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
В пункте 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.02.1998 N 8 "О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановления Пленума ВАС РФ от 25.02.1998 N 8) разъяснено, что документом, подтверждающим право собственности субъектов права федеральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты, является соответствующий реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности.
Решением Малого Совета Омского областного Совета народных депутатов N 245 от 24.12.1992 "О передаче предприятий, организаций и учреждений в муниципальную собственность г. Омска" в муниципальную собственность был передан объект недвижимости: тяговая подстанция N 18 - одноэтажное строение, общей площадью 71,40 кв.м, литера А, расположенное по адресу: г. Омск, Красноярский тракт, д. 68.
Согласно сообщению Управления Росреестра по Омской области от 30.08.2013 N 24/4648 земельный участок с кадастровым номером 55:20:131201:40 образован путем выдела из земельного участка с кадастровым номером 55:20:131201:32, находящегося в собственности Российской Федерации на основании Решения Омского районного Совета народных депутатов Омской области N 184 от 03.07.2010; Распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области N 94-р от 13.02.2008.
Из приведенных выше норм права следует, что земельный участок под объектом недвижимости, находящимся в муниципальной собственности, также относится к муниципальной собственности в силу прямого указания закона.
Право муниципальной собственности на тяговую подстанцию N 18 возникло в 1992 году - до введения в действие Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", и в силу статьи 6 которого признается юридически действительным, требующим государственной регистрации в случаях последующего распоряжения, для которого, в свою очередь, государственная регистрация также является обязательной.
Государственная регистрация права Российской Федерации на спорный земельный участок осуществлена без учета отсутствия у Российской Федерации прав на часть этого участка, необходимого для эксплуатации объекта муниципальной собственности (тяговая подстанция N 18).
Доводы апелляционной жалобы относительно отсутствия у истца нарушенного права со стороны ТУ Росимущества в Омской области при использовании и оформлении права муниципальной собственности на спорный земельный участок и нарушении прав ТУ Росимущества в Омской области, судом апелляционной инстанции отклоняется, как не соответствующие обстоятельствам дела.
Департамент действует на основании Положения о департаменте имущественных отношений Администрации города Омска, утвержденного постановлением Мэра города Омска от 10.08.2005 N 395-п, в соответствии с которым истец осуществляет управление муниципальным имуществом от имени муниципального образования город Омск; управление и распоряжение муниципальным имуществом города Омска и землями, расположенными в границах города Омска, в пределах своей компетенции; контроль за целевым и эффективным использованием муниципального имущества города Омска; защиту имущественных интересов муниципального образования город Омск (пункт 18 Положения).
Как уже отмечалось выше, право собственности на спорный земельный участок зарегистрировано за Российской Федерации, представление интересов которой в рассматриваемых отношениях наделено ТУ Росимущества в Омской области.
Нарушение прав истца подтверждено отказом третьего лица от 30.08.2013 N 24/4648 в государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок площадью 201 кв.м, кадастровый номер 55:20:131201:40, с указанием причин отказа.
Ссылку ТУ Росимущества в Омской области в апелляционной жалобе на Постановление Правительства РФ от 13.06.2006 N 374 суд апелляционной инстанции считает необоснованной.
Как уже было сказано выше, право муниципальной собственности возникло в силу закона.
Указанное свидетельствует о необоснованности доводов ТУ Росимущества в Омской области о необходимости соблюдения процедур, предусмотренных постановлением Правительства РФ от 13.06.2006 N 374, подлежащих применению в случае передачи из федеральной собственности в собственность иного публично-правового образования имущества, ранее правомерно отнесенного к федеральной собственности, чего в спорных правоотношениях места не имеет.
Поэтому истец вправе требовать регистрации права собственности на земельный участок без принятия уполномоченным органом Российской Федерации специального решения о передаче земельного участка в муниципальную собственность.
По тем же причинам является несостоятельным довод ответчика о несоблюдении внесудебного порядка разрешения спора, предусмотренного Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает принятое по делу решение суда первой инстанции законным и обоснованным, не подлежащим отмене или изменению. Апелляционная жалоба ответчика оставляется без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции не распределяет расходы по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе, поскольку ТУ Росимущества в Омской области на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобождено от уплаты государственной пошлины.
руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 17 декабря 2013 года по делу N А46-13183/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.А. Шарова |
Судьи |
О.В. Зорина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-13183/2013
Истец: Департамент имущественных отношений Администрации города Омска
Ответчик: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области
Третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области