г. Самара |
|
11 марта 2014 г. |
Дело N А72-7523/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 марта 2014 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пышкиной Н.Ю.,
судей Николаевой С.Ю., Терентьева Е.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Аванесовой М.А.,
в отсутствие лиц, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 04 марта 2014 года в зале N 6 апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Завод крупнопанельного домостроения N 2" на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 27 ноября 2013 года, принятое по делу NА72-7523/2013 судьей Чудиновой В.А.,
по иску открытого акционерного общества "Завод крупнопанельного домостроения N 2" (ИНН 7328007465, ОГРН 1027301568491), г. Ульяновск,
к Департаменту государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области (ИНН 7303003740, ОГРН 1027301177749), г. Ульяновск,
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области, г. Ульяновск,
о признании договора недействительным в части, обязании принять с баланса имущество,
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Главное управление МЧС России по Ульяновской области; Ульяновская область в лице Правительства Ульяновской области; закрытое акционерное общество "Завод железобетонных изделий - 4"; муниципальное бюджетное учреждение "Управление гражданской защиты города Ульяновска",
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Завод крупнопанельного домостроения N 2" обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с исковым заявлением к Департаменту государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области (с учетом уточнения иска в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса) о признании недействительным абзаца 1 пункта 4 договора о передаче государственного имущества на баланс акционерного общества открытого типа N б/н от 01.11.1993 в части обязания истца выполнять все требования, связанные с хозяйственным ведением и содержанием переданного на баланс предприятия. Также просит обязать ответчиков принять с баланса ОАО "Завод КПД-2" защитные сооружения N 108-73.
Определениями Арбитражного суда Ульяновской области от 22.07.2013 и 24.10.2013 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области, Главное управление МЧС России по Ульяновской области, Ульяновская область в лице Правительства Ульяновской области, ЗАО "Завод железобетонных изделий - 4", Муниципальное бюджетное учреждение "Управление гражданской защиты города Ульяновска"; в порядке статьи 46 АПК РФ в качестве соответчика - ТУФАУГИ.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 27.11.2013 исковые требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы, заявитель ссылается на нарушение норм материального и процессуального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьями 123 и 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд рассматривает дело в отсутствие не явившихся лиц.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, движении дела, о времени и месте судебного заседания размещена арбитражным судом на официальном сайте Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет по адресу: www.11aas.arbitr.ru в соответствии со ст. 121 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверяется в соответствии со статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии со статьями 258, 266, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, соответствие выводов, содержащихся в судебном акте, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд не усматривает оснований для отмены либо изменения решения суда первой инстанции исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 Постановления Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на Федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты государственной собственности, указанные в разделе III Приложения N 1 к данному Постановлению, относятся исключительно к федеральной собственности, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий. В силу пункта 2 раздела III Приложения N 1 к таким объектам государственной собственности относятся защищенные рабочие помещения запасных пунктов управления всех органов государственной власти и управления, а также объекты связи и инженерной инфраструктуры, предназначенные для использования в особый период.
Следовательно, объект гражданской обороны - бомбоубежища является собственностью Российской Федерации в силу закона.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правильно пришёл к выводу, что Общество обязано обеспечивать содержание названного объекта, состояние его готовности к использованию в соответствии с действующим законодательством и заключенным договором и основания для признания сделки ничтожной не установлены.
Порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.1999 N 1309 (далее - Порядок N 1309).
В пункте 2 Порядка N 1309 предусмотрено, что к объектам гражданской обороны относятся убежища, противорадиационные укрытия, специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны, санитарно-обмывочные пункты, станции обеззараживания одежды и транспорта, а также иные объекты, предназначенные для обеспечения проведения мероприятий по гражданской обороне.
Статус ЗС ГО как объекта ГО определяется наличием паспорта убежища (ПРУ), заверенного организацией, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям с копиями поэтажных планов и экспликаций помещений ЗС ГО, заверенных органами технической инвентаризации.
Из материалов дела следует, что за ОАО "Завод КПД-2" числятся два защитных сооружения гражданской обороны, инвентарные номера N 107-73; 180-73, что подтверждается журналом учета защитных сооружений гражданской обороны; на убежища представлены соответствующие паспорта.
Исходя из пункта 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2284, ЗС ГО относятся к объектам, находящимся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена.
Как указано в части 1 и пункте 2 части 2 статьи 31 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", при отчуждении государственного имущества в порядке приватизации соответствующее имущество может быть обременено предусмотренными законом ограничениями. Таким ограничением может являться обязанность содержать имущество, не включенное в состав приватизированного имущественного комплекса предприятия и связанное по своим техническим характеристикам, месту нахождения, назначению с приватизированным имуществом, - обязанность содержать объекты гражданской обороны.
В соответствии с пунктом 2 Положения о порядке использования объектов и имущества гражданской обороны приватизированными предприятиями, учреждениями и организациями, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.1994 N 359, объекты и имущество гражданской обороны, приватизация которых запрещена в соответствии с пунктом 2.1.37 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, исключаются из состава имущества приватизируемого предприятия и передаются в установленном порядке его правопреемнику на ответственное хранение и в пользование.
К указанным объектам и имуществу относятся в числе прочих отдельно стоящие убежища гражданской обороны; встроенные убежища гражданской обороны; специализированные складские помещения для хранения имущества гражданской обороны; имущество гражданской обороны.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 01.11.1993 между ОАО "Заволжское предприятие КПД" и Комитет по управлению Госкомимуществом Ульяновской области заключен договор о передаче государственного имущества на баланс общества убежищ гражданской обороны по акту приема-передачи.
В пунктах 2, 4 договора объекты госимущества передаются во временное пользование с момента подписания договора; при этом акционерное общество обязуется выполнять все требования, связанные с хозяйственным ведением, обслуживанием и содержанием переданного на баланс предприятия государственного имущества.
Суд первой инстанции правомерно установил, что договор от 01.11.1993 не может быть рассмотрен в отрыве от условий приватизации государственного имущества.
Нормы действующего законодательства о приватизации не предусматривают возможность отказа правопреемника приватизированного предприятия от заключения договора о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны.
Согласно пунктам 3 и 10 Положения о гражданской обороне в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2007 N 804 (далее - Положение N 804) организации, наряду с иными субъектами, в целях решения задач в области гражданской обороны в соответствии с установленными полномочиями создают и содержат силы, средства, объекты гражданской обороны, запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, планируют и осуществляют мероприятия по гражданской обороне; при этом одним из основных мероприятий по гражданской обороне, осуществляемых в целях предоставления населению убежищ, является поддержание в состоянии постоянной готовности к использованию по предназначению и техническое обслуживание ЗС ГО и их технических систем.
Арбитражный суд Ульяновской области верно указал, что передача ОАО "Заволжское предприятие КПД" объектов гражданской обороны являлось одним из условий приватизации государственного имущества и заключение договора от 01.11.1993 о правах и обязанностях в отношении объектов и имущества гражданской обороны являлось обязанностью истца.
Таким образом, бремя содержания объектов гражданской обороны лежит на ОАО "Завод КПД-2" как пользователе имущества.
Согласно пунктами 2.5 - 2.12 Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее - Правила), утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 15.12.2002 N 583, регламентирован порядок снятия убежища гражданской обороны с учета.
Объекты, являющиеся предметом договора, - защитные средства гражданской обороны не сняты с учета в порядке, предусмотренном данными правилами, доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Защитные сооружения гражданской обороны представляют собой отдельную категорию объектов государственной собственности, объединяемых по признаку единого назначения, которые в приложениях 1-3 к постановлению N 3020-1 не упомянуты, поэтому сооружения, не отвечающие критериям объектов оборонного производства, на основании пункта 3 постановления N 3020-1 продолжают оставаться в федеральной собственности до решения вопроса о возможности их передачи в собственность соответствующего субъекта Федерации в установленном порядке (постановление Президиума ВАС РФ от 26.01.2010 N 12757/09 по делу N А56-19531/2007).
Порядок передачи объектов из федеральной собственности в собственность субъекта РФ определен в настоящее время статьей 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ (ранее действовал порядок, утвержденный распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.1992 N 114-рп). Положения Федерального закона N 184-ФЗ, определяющие полномочия субъектов Федерации, позволяют им иметь в собственности защитные сооружения, но не изменяют порядка передачи из федеральной собственности тех сооружений, которые созданы до вступления этого Закона в силу.
Спорный объект в надлежащем порядке из федеральной собственности в собственность субъекта РФ не передавался, следовательно, из состава федеральной собственности не выбывал.
Возражения заявителя апелляционной жалобы о том, что судом не исследованы все обстоятельства дела, не дана надлежащая правовая оценка представленным по делу доказательствам, а выводы суда, положенные в основу обжалуемого судебного акта, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нарушают действующие нормы права, не нашли своего подтверждения.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для переоценки выводов суда первой инстанции, поскольку они сделаны на основе всестороннего, полного и объективного исследования представленных в дело доказательств, соответствуют обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. Данные доводы не опровергают установленные по делу обстоятельства и не могут поставить под сомнение правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
На основании изложенного арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и основания для его отмены отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 27 ноября 2013 года, принятое по делу N А72-7523/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Завод крупнопанельного домостроения N 2", - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Завод крупнопанельного домостроения N 2" (ИНН 7328007465, ОГРН 1027301568491), г. Ульяновск, из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 2 000 руб., уплаченную по платежному поручению N6670 от 20.12.2013.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Н.Ю. Пышкина |
Судьи |
С.Ю. Николаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-7523/2013
Истец: ОАО "Завод КПД-2"
Ответчик: Департамент государственного имущества и земельных отношений Ульяновской области
Третье лицо: Главное Управление МЧС России по Ульяновской области, ЗАО "ЖБИ-4", Муниципальное бюджетное учреждение "Управление гражданской защиты города Ульяновска", Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ульяновской области, Ульяновская область в лице Правительства Ульяновской области