город Омск |
|
11 марта 2014 г. |
Дело N А70-10363/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 марта 2014 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Сидоренко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Плехановой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-373/2014) Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Тюмени Тюменской области на определение Арбитражного суда Тюменской области от 27.11.2013 об оставлении заявления без рассмотрения, рассмотренному в порядке упрощенного производства в рамках дела N А70-10363/2013 (судья Минеев О.А.), по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Тюмени Тюменской области к обществу с ограниченной ответственностью "РЕГИОНСТРОЙМОНТАЖ" (ОГРН 1027200870179, ИНН 7203072148) о взыскании 3 735 рублей финансовых санкций за предоставление неполных и недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2010 год и за 2011 год,
при участии в судебном заседании представителей:
от Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Тюмени Тюменской области - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом;
от общества с ограниченной ответственностью "РЕГИОНСТРОЙМОНТАЖ" - Чубаровская Евгения Аркадьевна по доверенности б/н от 18.10.2013 (личность представителя удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации);
установил:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Тюмени Тюменской области (далее - заявитель, Фонд) обратилось в арбитражный суд с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "РЕГИОНСТРОЙМОНТАЖ" (далее - заинтересованное лицо, Общество) о взыскании 3 735 рублей финансовых санкций за предоставление неполных и недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2012 год и за 2011 год.
Определением Арбитражного суда Тюменской области от 27.11.2013 по делу N А70-10363/2013 заявление оставлено без рассмотрения.
Фонд определение суда первой инстанции обжаловал в апелляционном порядке, ссылаясь на неправильное применение судом норм права.
Общество представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором поддержало выводы суда первой инстанции относительно наличия оснований для оставления заявления без рассмотрения.
Судебное заседание апелляционного суда по рассмотрению законности и обоснованности обозначенного определения Арбитражного суда Тюменской области проведено при участии представителя Общества, возразившего против отмены данного определения. Заявитель, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, явку своего представителя не обеспечил, ходатайства об отложении не заявил, что является допустимым по правилам части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав письменные доказательства, изучив изложенные в жалобе доводы, проверив законность и обоснованность судебного акта, апелляционная инстанция считает жалобу подлежащей удовлетворению в связи с нарушением судом норм процессуального права.
Как следует из материалов дела, по результатам проведения выездной проверки ООО "РЕГИОНСТРОЙМОНТАЖ" Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г.Тюмени Тюменской области в действиях ответчика выявлено нарушение Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования", выразившееся в занижении базы для начисления страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам и представлении неполных и недостоверных сведений индивидуального (персонифицированного) учета за 1 полугодие 2010 года, 2 квартал, 4 квартал 2011 года о суммах начисленных страховых взносов, в отношении лиц, по которым установлено занижение базы для начисления страховых взносов.
Указанные факты нарушений зафиксированы в акте выездной проверки N 39 от 22.01.2013, полученном генеральным директором ООО "РЕГИОНСТРОЙМОНТАЖ" -Мережниковым В.А.
20.02.2013 заместителем начальника Управления в присутствии Мережникова В.А. вынесено Решение N 37 о привлечении страхователя к ответственности за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования за предоставление неполных и недостоверных сведений, в виде взыскания финансовых санкций в размере 3735 рублей.
15.03.2013 заказным письмом ответчику направлено требование об уплате в добровольном порядке финансовых санкций N 10 от 13.03.2013. На момент обращения управления в арбитражный суд требование в добровольном порядке не исполнено.
Решением от 17.10.2013 Арбитражного суда Тюменской области по делу N А70-1750/2013 ООО "РЕГИОНСТРОЙМОНТАЖ" признано несостоятельным (банкротом), конкурсным управляющим утвержден Шабалин Юрий Геннадьевич.
Неуплата штрафа в добровольном порядке послужила основанием для обращения Управления в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, установив, что заявленное Фондом в настоящем споре требование должно быть рассмотрено в деле о банкротстве, на основании пункта 4 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оставил заявление без рассмотрения.
Апелляционная инстанция считает указанный вывод ошибочным ввиду следующего.
Пунктом 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) на страхователей возложена обязанность представлять в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, сведения индивидуального (персонифицированного) учета о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы).
Нарушение страхователем срока представления указанных выше сведений влечет привлечение страхователя к ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ в виде штрафа в размере 10% от причитающихся за отчетный период платежей в Пенсионный фонд.
Согласно пункту 1 статьи 126 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности, а также текущие обязательства, указанные в пункте 1 статьи 134 названного Закона, могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.
В свою очередь финансовая санкция, предусмотренная частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, представляет собой меру ответственности за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Данной статьей также закреплен судебный порядок взыскания суммы штрафа. Это, в частности, означает необходимость подтверждения в судебном порядке факта совершения правонарушения, вины страхователя, а также отсутствия обстоятельств, освобождающих его от ответственности. Поэтому рассмотрение требований о взыскании сумм финансовых санкций в порядке, установленном статьями 71, 100 Закона о банкротстве, допустимо только при наличии вступившего в законную силу решения суда об их принудительном взыскании, вынесенного в соответствии с требованиями главы 26 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Такое решение будет являться основанием для включения взыскиваемой суммы штрафа в реестр требований кредиторов должника.
Аналогичный вывод содержится в пункте 31 постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 25, в соответствии с которым требования о взыскании сумм налоговых санкций, в отношении которых установлен судебный порядок взыскания (пункт 7 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации), включаются судом в реестр требований кредиторов по заявлению уполномоченного органа на основании вступившего в законную силу решения суда об их принудительном взыскании, вынесенного в порядке, определенном главой 26 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного у суда отсутствовали правовые основания для оставления заявления Фонда без рассмотрения, в связи с чем определение подлежит отмене, а дело - направлению для рассмотрения по существу в арбитражный суд первой инстанции.
Руководствуясь статьями 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в г. Тюмени Тюменской области удовлетворить.
Определение Арбитражного суда Тюменской области от 27.11.2013 по делу N А70-10363/2013 отменить, направить вопрос на новое рассмотрение в Арбитражный суд Тюменской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение одного месяца со дня изготовления постановления в полном объеме.
Судья |
О.А. Сидоренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-10363/2013
Истец: Управление Пенсионного фонда Росийской Федерации (госудрственное учреждение) в г. Тюмени Тюменской области
Ответчик: ООО "РЕГИОНСТРОЙМОНТАЖ"