город Омск |
|
11 марта 2014 г. |
Дело N А46-25810/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 марта 2014 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кливера Е.П.,
судей Киричёк Ю.Н., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Михайловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-247/2014) Прокуратуры Нововаршавского района Омской области (далее - прокуратура) на решение Арбитражного суда Омской области от 28.11.2013 по делу N А46-25810/2012 (судья Ярковой С.В.), принятое
по заявлению индивидуального предпринимателя Мухаметьярова Мухаматуллы Мухаметовича (далее - заявитель, предприниматель)
к Территориальному отделению надзорной деятельности Нововаршавского района Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области (далее - ТОНД Нововаршавского района УНД ГУ МЧС России по Омской области, Отдел, административный орган),
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, прокуратуры,
о признании незаконным и отмене постановления N 2191 от 29.06.2012,
при участии в судебном заседании представителей:
от прокуратуры - представитель не явился, лицо о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
от индивидуального предпринимателя Мухаметьярова М.М. - представитель не явился, лицо о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом;
от ТОНД Нововаршавского района УНД ГУ МЧС России по Омской области - начальник отделения Горячун А.А. по служебному удостоверению ГПН N 078248 действительно до 18.12.2016,
установил:
индивидуальный предприниматель Мухаметьяров Мухаматулла Мухаметович обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления N 2191 от 29.06.2012, вынесенного главным государственным инспектором Нововаршавского района по пожарному надзору Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области.
Определением Арбитражного суда Омской области от 15.11.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Прокуратура Нововаршавского района Омской области.
Решением Арбитражного суда Омской области от 28.11.2013 требование предпринимателя удовлетворено, постановление N 2191 от 29.06.2012, вынесенное главным государственным инспектором Нововаршавского района по пожарному надзору, признано незаконным и отменено.
В обоснование принятого решения суд первой инстанции сослался на то, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие факт уведомления прокурором предпринимателя о времени и месте вынесения постановления о возбуждении административного производства.
В апелляционной жалобе прокуратура просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требования, ссылаясь при этом на неполное выяснение судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела.
Податель апелляционной жалобы указывает на то, что судом первой инстанции вопрос об уведомлении прокуратурой предпринимателя о месте и времени возбуждения дела об административном правонарушении в ходе судебного разбирательства по настоящему делу не выяснялся, поэтому вывод об отсутствии доказательств надлежащего уведомления является необоснованным. Прокуратура отмечает, что в действительности заявитель был надлежащим образом извещен о месте и времени совершения соответствующего процессуального действия, а его право на защиту обеспечено прокуратурой и административным органом в полном объеме. Кроме того, податель апелляционной жалобы, указывает на то, что при рассмотрении арбитражным судом требований заявителя о признании незаконными постановлений по иным делам об административных правонарушениях, вынесенным по результатам проведения той же проверки, что и постановление N 2191 от 29.06.2012, нарушений требований статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не установлено.
В апелляционной жалобе прокуратурой также заявлено ходатайство о приобщении к материалам дела приложенного к такой жалобе дополнительного документа - требования от 13.06.2012 N 5ж-2010, которое судом апелляционной инстанции в соответствии с положениями части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации удовлетворено, поскольку заявленные подателем жалобы причины непредставления указанного документа в суде первой инстанции признаны судом апелляционной инстанции уважительными.
Так, в силу положений части 1 статьи 135 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при подготовке дела к судебному разбирательству судья, в частности, предлагает сторонам спора раскрыть доказательства, подтверждающие обстоятельства, касающиеся существа заявленных требований и возражений, и представить при необходимости дополнительные доказательства в определенный срок.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что судом первой инстанции указанная выше обязанность не выполнена, вопрос о наличии или отсутствии доказательств, подтверждающих или опровергающих факт соблюдения процедуры привлечения предпринимателя к административной ответственности, перед лицами, участвующими в деле, не ставился.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает необходимым удовлетворить ходатайство прокуратуры и приобщить к материалам дела названный выше дополнительный документ.
Представитель ТОНД Нововаршавского района УНД ГУ МЧС России по Омской области в письменном отзыве на апелляционную жалобу и в устном выступлении в судебном заседании поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе прокуратуры, просил решение суда первой инстанции отметить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Предпринимателем письменный отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Прокуратура и заявитель извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела по апелляционной жалобе, представителей в судебное заседание не направили, ходатайств об отложении судебного заседания по делу не заявляли.
Суд апелляционной инстанции полагает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в соответствии со статьей 156, частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие названных выше лиц, участвующих в деле.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, письменный отзыв на неё, заслушав представителя административного органа, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
13.06.2012 Прокуратурой Нововаршавского района Омской области совместно со специалистами ТОНД Нововаршавского района УНД ГУ МЧС России по Омской области проведена проверка соблюдения индивидуальным предпринимателем Мухаметьяровым М.М. требований пожарной безопасности на объекте контейнерной автомобильной заправочной станции (далее - КАЗС), расположенной по адресу: Омская область, Нововаршавский район, р.п. Большегривское, ул. Ленина, 10-В, и используемой в целях реализации моторного топлива.
В связи с выявлением в ходе проведения проверки нарушений требований пожарной безопасности исполняющим обязанности прокурора Нововаршавского района 14.06.2012 вынесено постановление о возбуждении в отношении предпринимателя дела об административном правонарушении (л.д.58-63), предусмотренном частью 3 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении 29.06.2012 Отделом вынесено постановление о назначении административного наказания за нарушение требований пожарной безопасности N 2191, которым предприниматель признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 20.4 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 20 000 руб. (л.д.6-7).
Не согласившись с указанным постановлением Отдела, предприниматель обратился в Арбитражный суд Омской области с соответствующим заявлением.
28.11.2013 Арбитражный суд Омской области принял обжалуемое решение.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое данным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 3 статьи 20.4 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требование предпринимателя об отмене постановления N 2191 от 29.06.2012, исходил из того, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие надлежащее уведомление прокуратурой заявителя о месте и времени вынесения постановления о возбуждении в отношении него дела об административном правонарушении.
При этом довод подателя апелляционной жалобы о том, что по результатам рассмотрения арбитражным судом требований заявителя о признании незаконными постановлений по иным делам об административных правонарушениях, вынесенным по результатам проведения той же проверки, что и постановление N 2191 от 29.06.2012, нарушений требований статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не установлено, не опровергает изложенный выше вывод суда первой инстанции, поскольку соответствующие судебные акты не имеют преюдициального значения для рассмотрения настоящего дела.
Вместе с тем, поскольку судом первой инстанции в нарушение требований статьи 135 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при подготовке дела к судебному разбирательству или непосредственно в ходе судебного разбирательства лицам, участвующим в деле, не предлагалось раскрыть доказательства, подтверждающие соблюдение процедуры привлечения предпринимателя к административной ответственности, а из приобщенного к материалам дела судом апелляционной инстанции требования от 13.06.2012 N 5ж-2010 следует, что заявитель извещался о месте и времени разрешения вопроса о возбуждении в отношении него дела об административном правонарушении (что подтверждается личной подписью предпринимателя, проставленной на экземпляре требования), постольку вывод суда первой инстанции о нарушении прокуратурой процессуального требования, предусмотренного статьей 28.2 КоАП РФ, и права предпринимателя на защиту не может быть признан обоснованным и соответствующим обстоятельствам настоящего дела.
В то же время, суд апелляционной инстанции, проанализировав содержание представленных в материалах дела документов, а именно постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 14.06.2012 и постановления N 2191 от 29.06.2012 о назначении административного наказания, приходит к выводу о том, что в настоящем случае имеются основания для отмены оспариваемого постановления Отдела, поскольку административным органом не доказан факт наличия в действиях предпринимателя события вменяемого ему административного правонарушения, в силу следующего.
Согласно статье 1 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ) пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров; требования пожарной безопасности - специальные условия социального и(или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом; нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.
В соответствии с частью 2 статьи 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.
Часть 1 статьи 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ устанавливает, что ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Статья 2 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ определяет, что законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя данный Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности, действующие на территории Российской Федерации нормативно - правовые акты: государственные стандарты (ГОСТы), строительные нормы и правила (СНиПы), правила пожарной безопасности.
Как следует из постановления о возбуждении производства об административном правонарушении от 14.06.2012, предпринимателю по итогам проведения проверочных мероприятий вменено нарушение требований пожарной безопасности, установленных пунктами 32, 37, 43, 94, НПБ 110-98*, утвержденных приказом ГУГПС МВД от 23.03.1998 N 25, а также пунктами 32, 3, 455, 457 Правил противопожарного режима Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 N 390, и, в частности, необеспечение КАЗС первичными средствами пожаротушения (л.д.58-63).
В то же время, в оспариваемом постановлении N 2191 от 29.06.2012 о назначении административного наказания указано, что предпринимателю вменяется в вину только одно нарушение - нарушение требований пункта 457 Правил противопожарного режима Российской Федерации, а объективная сторона совершенного правонарушения сформулирована как необеспечение КАЗС в полном объеме первичными средствами пожаротушения (л.д.6). При этом разъяснения о том, в какой именно части предпринимателем не выполнена указанная выше обязанность, и о том, какие именно средства пожаротушения, предусмотренные действующим законодательством, отсутствуют на проверяемом объекте, оспариваемое постановление не содержит.
Между тем, пунктом 457 Правил противопожарного режима Российской Федерации предусмотрено, что автозаправочные станции оснащаются первичными средствами пожаротушения.
Заправочный островок для заправки только легковых автомобилей, имеющий от 1 до 4 топливораздаточных колонок, должен быть оснащен либо 1 воздушно-пенным огнетушителем (вместимостью 10 литров, или массой огнетушащего вещества 9 килограммов) и 1 порошковым огнетушителем (вместимостью 5 литров, или массой огнетушащего вещества 4 килограмма), либо 2 воздушно-эмульсионными огнетушителями (вместимостью не менее 2 литров каждый), либо 1 воздушно-пенным огнетушителем (вместимостью 10 литров, или массой огнетушащего вещества 9 килограммов) и одним покрывалом для изоляции очага возгорания, либо одним покрывалом для изоляции очага возгорания и 1 порошковым огнетушителем (вместимостью 5 литров).
Заправочный островок для заправки только легковых автомобилей, имеющий от 5 до 8 топливораздаточных колонок, должен быть оснащен либо 2 воздушно-пенными огнетушителями (вместимостью 10 литров, или массой огнетушащего вещества по 9 килограммов каждый) и 2 порошковыми огнетушителями (вместимостью 5 литров, или массой огнетушащего вещества по 4 килограмма каждый), либо 2 воздушно-пенными огнетушителями (вместимостью 10 литров, или массой огнетушащего вещества по 9 килограммов каждый) и 2 воздушно-эмульсионными огнетушителями (вместимостью не менее 2 литров каждый), либо 2 воздушно-пенными огнетушителями (вместимостью 10 литров, или массой огнетушащего вещества по 9 килограммов каждый) и двумя покрывалами для изоляции очага возгорания.
Заправочный островок для заправки грузовых автомобилей, автобусов, крупногабаритной строительной и сельскохозяйственной техники должен быть оснащен либо 2 передвижными порошковыми огнетушителями (вместимостью не менее 50 литров каждый), либо 1 воздушно-эмульсионным огнетушителем (вместимостью не менее 25 литров) и 2 ручными воздушно-пенными огнетушителями (вместимостью 10 литров, или массой огнетушащего вещества по 9 килограммов каждый), либо 1 воздушно-эмульсионным огнетушителем (вместимостью не менее 25 литров) и 4 покрывалами для изоляции очага возгорания.
Из представленных предпринимателем в материалы дела доказательств, усматривается, что на КАЗС, принадлежащей заявителю и являвшейся объектом проверки, осуществляется обслуживание только легковых автомобилей, о чем свидетельствует дорожный знак, установленный при въезде на территорию КАЗС и запрещающий движение грузовых автомобилей на такой территории (см. фотоизображение - л.д.48). Доказательств, опровергающих указанное обстоятельство, в материалах дела не имеется и административным органом или прокуратурой не представлено.
Более того, факт соблюдения предпринимателем требований по оснащению автозаправочных станций средствами пожаротушения, предусмотренными пунктом 457 Правил противопожарного режима Российской Федерации для заправочного островка для заправки только легковых автомобилей, также подтверждается представленными заявителем фототаблицами и документами (см. фотоизображения - л.д.49-51, копии паспортов на огнетушители - л.д.12-14).
При этом фототаблицы, представленные в материалы дела административным органом, не опровергают довод заявителя о том, что проверяемая КАЗС оснащена всеми необходимыми в соответствии с требованиями пожарной безопасности средствами пожаротушения, поскольку содержат только панорамное изображение места расположения автозаправочной станции и не позволяют установить факт наличия или отсутствия на территории такой станции объектов, предназначенных для обеспечения пожарной безопасности (л.д.70-74).
Таким образом, из изложенного выше следует, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие тот факт, что предпринимателем не обеспечено надлежащее оснащение автозаправочной станции, предназначенной для заправки только легковых автомобилей, теми первичными средствами пожаротушения, которые указаны в абзацах втором и третьем пункта 457 Правил противопожарного режима Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, а также учитывая формулировку объективной стороны правонарушения, содержащуюся в оспариваемом постановлении N 2191 от 29.06.2012, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что административным органом не доказан факт наличия в действиях предпринимателя события вменяемого ему административного правонарушения.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие события правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
В соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Следовательно, поскольку отсутствие события правонарушения свидетельствует об отсутствии оснований для привлечения к административной ответственности, постольку оспариваемое постановление о назначении административного наказания N 2191 от 29.06.2012 является незаконным и подлежит отмене.
При этом наличие вывода суда первой инстанции, отклоненного судом апелляционной инстанции, не привело к принятию судом первой инстанции по существу незаконного решения, поскольку суд первой инстанции заключил правильный вывод о наличии оснований для отмены оспариваемого постановления о назначении предпринимателю административного наказания.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное решение.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Таким образом, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по апелляционной жалобе не распределяются, поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 28.11.2013 по делу N А46-25810/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Е.П. Кливер |
Судьи |
Ю.Н. Киричёк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-25810/2012
Истец: ИП Мухаметьяров Мухаматуллы Мухаметович
Ответчик: Территориальное отделение надзорной деятельности Нововаршавского района, Территориальное отделение надзорной деятельности Нововаршавского района Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Омской области
Третье лицо: Прокуратура Нововаршавского района Омской области