г. Красноярск |
|
11 марта 2014 г. |
Дело N А33-1820/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена "03" марта 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен "11" марта 2014 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бутиной И.Н.,
судей: Бабенко А.Н., Радзиховской В.В.,
при ведении протокола судебного заседания Астаховой А.И.,
при участии:
от индивидуального предпринимателя Кнапнугель Константина Александровича: Никифорова Е.К., представителя по доверенности от 06.05.2013,
от Министерства финансов Российской Федерации: Ветровской Е.Ю., представителя по доверенности от 13.12.2012 N 182,
от Правительства Красноярского края: Савельевой С.Б., представителя по доверенности от 06.05.2013 N 3-05733,
от Министерства транспорта Красноярского края: Шадрина Р.Р., представителя по доверенности от 31.12.2013 N 82,
от государственного предприятия Красноярского края "Красноярскавтотранс" - Шадрина Р.Р., представителя по доверенности от 30.04.2013,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Кнапнугель Константина Александровича на решение Арбитражного суда Красноярского края от "12" ноября 2013 года по делу N А33-1820/2013, принятое судьей Блиновой Л.Д.,
установил:
индивидуальный предприниматель Кнапнугель Константин Александрович (ИНН 246400198283, ОГРН 306246215200034) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с иском, измененным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ИНН 7710168360, ОГРН 1037739085636) о взыскании убытков в сумме 1 202 196 рублей 20 копеек, к Красноярскому краю в лице Министерства финансов Красноярского края (ИНН 2460071533, ОГРН 1052460087008) о взыскании убытков в сумме 4 810 269 рублей.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены государственное предприятие Красноярского края "Красноярскавтотранс", Министерство транспорта Красноярского края и Правительство Красноярского края.
Решением от 12.11.2013 Арбитражный суд Красноярского края отказал в удовлетворении исковых требований.
Не согласившись с данным судебным актом, истец обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении иска в полном объеме.
Основной довод апелляционной жалобы сводится к тому, что возмещение выпадающих доходов произведено ответчиком не в полном объеме, исходя из размера тарифа к возмещению, тогда как, по мнению истца, возмещение выпадающих доходов следует производить исходя из размера утвержденного и действующего в соответствующий период времени предельного тарифа на перевозку пассажира.
Министерство финансов Красноярского края и Правительство Красноярского края представили в материалы дела отзывы на апелляционную жалобу, в которых возразили против удовлетворения апелляционной жалобы, настаивая на законности и обоснованности обжалуемого судебного акта.
Учитывая, что лица, участвующие в деле, уведомлены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии с требованиями статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (путем направления копий определения о назначении судебного заседания, а также путем размещения публичного извещения о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на портале сайта Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации), в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено без участия представителя Министерства финансов Красноярского края.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
В целях реализации положений Постановления Совета администрации Красноярского края от 28.02.2005 N 66-п "О едином социальном проездом билете и социальной карте", Постановления Правительства Красноярского края от 27.04.2010 N 223-п "О льготном проезде отдельных категорий граждан в общественном транспорте" индивидуальный предприниматель Кнапнугель Константин Александрович (исполнитель) заключил с Министерством транспорта Красноярского края (плательщиком) следующие договоры:
- на предоставление льготного проезда отдельным категориям граждан с использованием социальной карты от 09.02.2010 N 02/80-10СК, в соответствии с пунктом 1.1 которого плательщик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательства по перевозке граждан, оказание социальной поддержки которым осуществляется в виде предоставления права на получение социальной карты для проезда на всех видах городского транспорта (кроме такси), автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) пригородных маршрутов, а при их отсутствии международных (внутрирайонных) маршрутов, водном транспорте пригородного сообщения на территории Красноярского края (далее - льготники), а плательщик обязуется возместить исполнителю выпадающие доходы, возникшие в связи с предоставлением льготникам права проезда в каждом транспортном средстве, обслуживаемой маршрутной сети, с использованием социальной карты;
- на предоставление льготного проезда отдельным категориям граждан с использованием социальной карты (в том числе временной) и единой социальной карты Красноярского края (в том числе временной) от 27.01.2011 N 02/04-11СК 1, 09.09.2011 N 02/179-11СК, 06.02.2012 N 52/СК в соответствии с пунктами 1.1 которых плательщик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательства по предоставлению услуг общественного транспорта гражданам, оказание мер социальной поддержки которым осуществляется в виде предоставления права на получение социальной карты (в том числе временной) и единой социальной карты Красноярского края (в том числе временной) (далее - социальная карта) для проезда на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси), автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) пригородных маршрутов, а при их отсутствии международных (внутрирайонных) маршрутов, водном транспорте пригородного сообщения на территории Красноярского края (далее - льготники), а плательщик обязуется возместить исполнителю выпадающие доходы, возникшие в связи с предоставлением льготного проезда на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) пригородных маршрутов, а при их отсутствии международных (внутрирайонных) маршрутов по территории Красноярского края с использованием социальной карты получателям мер социальной поддержки в каждом транспортном средстве обслуживаемой сети.
Как указал истец, во исполнение указанных договоров индивидуальный предприниматель в течение 2010-2012 годов осуществил перевозку 7 115 077 льготных пассажиров.
В связи с этим истцу производилось возмещение выпадающих доходов.
Полагая, что возмещение выпадающих доходов перевозчика произведено не в полном объеме, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что размер и структура ежемесячного возмещения определена сторонами в договорах от 09.02.2010 N 02/80-10СК, 27.01.2011 N 02/04-11СК 1, от 09.09.2011 N 02/179-11СК, от 06.02.2012 N 52/СК; материалами дела доказан факт возмещения истцу расходов на перевозку льготных пассажиров в размере, установленном упомянутыми договорами; в деле отсутствуют доказательства того, что прямые расходы на перевозку одного льготного пассажира превышали суммы, указанные в приложениям к методикам за базовые и дополнительные поездки.
Повторно рассмотрев материалы дела, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, арбитражный апелляционный суд не установил оснований, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены судебного акта.
В соответствии с положениями статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу статьи 16 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Из содержания указанных норм следует, что требование о возмещении убытков может быть удовлетворено при наличии в совокупности доказательств, подтверждающих условия наступления гражданско-правовой ответственности. При этом неправомерность действий, размер ущерба и причинная связь доказываются истцом, а отсутствие вины - ответчиком.
Как следует из материалов дела, между истцом и Министерством транспорта Красноярского края заключены договоры, предметом которых является обязанность истца предоставлять льготный проезд отдельным категориям граждан с использованием социальной карты и единой социальной карты Красноярского края и обязанность ответчика возместить истцу выпадающие доходы, возникшие в связи с предоставлением льготного проезда.
В соответствии с пунктом 1 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации за перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами.
Согласно пункту 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Согласно пунктам 3, 4 Положения постановлений Совета администрации Красноярского края от 28.02.2005 N 66-п "О едином социальном проездом билете и социальной карте", Правительства Красноярского края от 27.04.2010 N 223-п "О льготном проезде отдельных категорий граждан в общественном транспорте" возмещение перевозчикам расходов на транспортное обслуживание льготников осуществляется за счет средств, поступивших из федерального бюджета в краевой бюджет, средств краевого бюджета и средств от реализации единых социальных проездных билетов и (или) средств от продления (пополнения) социальных карт.
Размер и структура ежемесячного возмещения определяется в соответствии с Методикой расчета возмещения расходов транспортных организаций (индивидуальных предпринимателей) на предоставление транспортных услуг гражданам, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и Красноярского края, согласно приложению 7 к Постановлению.
Пунктом 3 Методики расчета возмещения расходов транспортных организаций (индивидуальных предпринимателей) на предоставление транспортных услуг гражданам, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и Красноярского края (приложение 7 к Постановлению Совета администрации края от 28.02.2005 66-п) определено, что выпадающие доходы перевозчика от перевозки пассажиров по единому социальному проездному билету на городских маршрутах по каждому виду перевозок рассчитываются как произведение между действующим тарифом, но не выше 11,0 (одиннадцати) рублей (22,0 (двадцати двух) рублей в г. Норильске) на автомобильном транспорте и 8,0 (восьми) рублей на электрическом транспорте, на перевозку пассажиров по городским маршрутам, количеством поездок по единому социальному проездному билету на городских перевозках и количеством реализованных льготникам единых социальных проездных билетов на территориях муниципальных образований, в границах которых перевозчик предоставляет транспортные услуги льготникам на городских маршрутах. Выпадающие доходы от перевозки пассажиров по социальной карте определяются как сумма произведений тарифа к возмещению за одну базовую поездку на автомобильном (электрическом) транспорте на фактическое количество базовых поездок в течение месяца и тарифа к возмещению за одну дополнительную поездку на автомобильном (электрическом) транспорте на количество фактических дополнительных поездок в течение месяца. Тариф к возмещению за одну базовую и дополнительную поездку на автомобильном (электрическом) транспорте устанавливается Правительством края.
Согласно Приложению N 1 к Методике расчета возмещения расходов N 66-п тариф к возмещению перевозчику за одну поездку льготного пассажира по социальной карте за базовую поездку составляет 11 рублей, за дополнительную 10 рублей.
27.04.2010 Правительством Красноярского края принято постановление N 223-п "О льготном проезде отдельных категорий граждан в общественном транспорте".
Указанным постановлением утвержден Порядок возмещения транспортным организациям (индивидуальным предпринимателям) расходов на предоставление услуг общественного транспорта гражданам, оказание мер социальной поддержки которым осуществляется в виде предоставления права на приобретение единого социального проездного билета или на получение социальной карты (в том числе временной), единой социальной карты Красноярского края (в том числе временной) (приложение N 4) (далее - Порядок возмещения расходов N 223-п) и методика расчета возмещения транспортным организациям (индивидуальным предпринимателям) расходов на предоставление услуг общественного транспорта гражданам, имеющим право на приобретение единого социального проездного билета и (или) социальной карты (в том числе временной), единой социальной карты Красноярского края (в том числе временной) (приложение N 5) (далее Методика расчета возмещения расходов N223-п).
Пунктом 2 Порядка предусмотрено, что расходы возмещаются только перевозчикам, заключившим с министерством промышленности, энергетики, транспорта и связи Красноярского края договор на предоставление получателям мер социальной поддержки льготного проезда (далее - договор) и предоставляющим право льготного проезда получателю мер социальной поддержки в каждом транспортном средстве обслуживаемой маршрутной сети.
В соответствии с пунктом 5 Порядка размер и структура ежемесячного возмещения определяются в соответствии с Методикой расчета возмещения транспортным организациям (индивидуальным предпринимателям) расходов на предоставление услуг общественного транспорта гражданам, имеющим право на приобретение единого социального проездного билета и (или) социальной карты (в том числе временной), единой социальной карты Красноярского края (в том числе временной) (далее - Методика), утвержденной пунктом 7 настоящего Постановления.
В силу пункта 3 Методики расчета возмещения расходов N 223-п расходы перевозчика от перевозки получателей мер социальной поддержки по билету на городских маршрутах по каждому виду перевозок рассчитываются как произведение между действующим тарифом, но не выше 11,0 (одиннадцати) рубля (22,0 (двадцати двух) рубля в г. Норильске) на автомобильном транспорте и 8,0 (восьми) рубля на электрическом транспорте, на перевозку пассажиров по городским маршрутам, количеством поездок по билету на городских перевозках и количеством реализованных получателям мер социальной поддержки билетов на территориях муниципальных образований, в границах которых перевозчик предоставляет услуги общественного транспорта получателям мер социальной поддержки на городских маршрутах.
Расходы от перевозки получателей мер социальной поддержки на городских маршрутах по карте определяются как сумма произведений тарифа к возмещению за одну базовую поездку на автомобильном (электрическом) транспорте на фактическое количество базовых поездок в течение месяца и тарифа к возмещению за одну дополнительную поездку на автомобильном (электрическом) транспорте на количество фактических дополнительных поездок в течение месяца. Тариф к возмещению за одну базовую и дополнительную поездку на автомобильном (электрическом) транспорте на городских маршрутах устанавливается в приложении к настоящей Методике.
Согласно приложению к Методике тариф к возмещению перевозчику за одну поездку получателя мер социальной поддержки по карте установлен в размере 11 рублей за базовую поездку и в размере 10 рублей за дополнительную.
Факт возмещения истцу расходов, связанных с перевозкой льготных пассажиров за период с 2010 года по 2012 год, определенных исходя из тарифов к возмещению, приведенных в приложениях к Методикам расчета возмещения расходов N 223-п, N 66-п подтверждается представленными истцом в материалы дела платежными поручениями и не оспаривается сторонами.
Довод истца о том, что возмещение выпадающих доходов произведено ответчиком не в полном объеме, поскольку произведено исходя из размера тарифа к возмещению, а не из размера утвержденного и действующего в соответствующий период времени предельного тарифа на перевозку пассажира, правомерно отклонен судом первой инстанции.
Согласно пункту 3.1 договора от 09.02.2010 N 02/80-10 СК расчет возмещения выпадающих доходов от предоставления услуг общественного транспорта льготникам за счет средств краевого бюджета осуществляется в соответствии с Положением о возмещении расходов транспортных организаций (индивидуальных предпринимателей) на предоставление транспортных услуг гражданам, оказанием мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и Красноярского края и Методикой расчета возмещения расходов транспортных организаций (индивидуальных предпринимателей) на предоставление транспортных услуг гражданам, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и Красноярского края, утвержденными постановлением Совета администрации края от 28.02.2005 N 66-п "О едином социальном проездном билете и социальной карте".
Пунктами 3.1 договоров от 27.01.2011 N 02/04-11СК, от 09.09.2011 N 02/179-11СК, от 06.02.2012 N 52/СК предусмотрено, что расчет возмещения выпадающих доходов перевозчика, возникших в связи с предоставлением льготного проезда на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси) автомобильного транспорта общего пользования (кроме такси) пригородных маршрутов, а при их отсутствии международных (внутрирайонных) маршрутов на территории Красноярского края с использованием социальной карты получателям мер социальной поддержки в каждом транспортном средстве обслуживаемой маршрутной сети осуществляется в соответствии с Порядком возмещения транспортным организациям (индивидуальным предпринимателям) расходов на предоставление услуг общественного транспорта гражданам, оказанием мер социальной поддержки которым осуществляется в виде предоставления права приобретения единого социального проездного билета или на получение социальной карты (в том числе временной), единой социальной карты Красноярского края (в том числе временной) и Методикой расчета возмещения транспортным организациям (индивидуальным предпринимателям) расходов на предоставление услуг общественного транспорта гражданам, оказание мер социальной поддержки которым осуществляется в виде предоставления права на приобретение единого социального проездного билета или на получение социальной карты (в том числе временной), единой социальной карты Красноярского края (в том числе временной), утвержденными постановлением Правительства Красноярского края от 27.04.2010 N 223-п "О льготном проезде отдельных категорий граждан в общественном транспорте".
Как правильно отмечено судом первой инстанции, указав в заключаемых договорах условия о возмещении выпадающих доходов в размере, установленном в постановлениях Совета администрации края от 28.02.2005 N 66-п, Правительства Красноярского края от 27.04.2010 N 223-п, стороны обязались их соблюдать и руководствоваться положениями названных выше нормативных актов, а, следовательно, применение истцом при расчете возмещения не согласованного в договорах предельного тарифа свидетельствует об одностороннем изменении условий договоров, что противоречит пункту 1 статьи 450 Гражданского Кодекса Российской Федерации и не соответствует положениям вышеуказанных нормативных актов.
При рассмотрении спора необходимо принять во внимание то обстоятельство, что упомянутые постановления не отменены и не признаны недействительными в установленном законом порядке.
Более того, истец не представил доказательств несения фактических затрат на проезд льготных пассажиров в спорный период в сумме, превышающей сумму возмещенных выпадающих доходов перевозчика.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает обоснованным отказ суда первой инстанции в удовлетворении заявленных требований.
Иные доводы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются апелляционным судом несостоятельными и не могут служить основанием для отмены оспариваемого решения.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Решение суда является законным и обоснованным.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для безусловной отмены судебного акта, при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в размере 2000 рублей относится на заявителя.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "12" ноября 2013 года по делу N А33-1820/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
И.Н. Бутина |
Судьи |
А.Н. Бабенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-1820/2013
Истец: Кнапнугель Константин Александрович
Ответчик: Министерство финансов Красноярского края, Российская Федерация в лице казначейства Красноярского края, РФ в лице Министерства финансов РФ
Третье лицо: ГП КК "Красноярскавтотранс", ЗАО "Красинформ", Министерство транспорта Красноярского края, Никифоров Е. К., Правительство Красноярского края