город Ростов-на-Дону |
|
12 марта 2014 г. |
дело N А32-23092/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 марта 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Николаева Д.В.
судей И.Г. Винокур, Н.В. Шимбаревой
при ведении протокола судебного заседания Ароян О.У.
при участии:
от УФНС России по Краснодарскому краю: представитель Козлов А.Ю. по доверенности от 29.07.2013
от общества с ограниченной ответственностью "Порт Мечел-Темрюк": представитель Манжура Д.В. по доверенности от 20.01.2014
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Темрюкскому району Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.12.2013 по делу N А32-23092/2013 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Порт Мечел-Темрюк"
ОГРН 1082352000521 к заинтересованному лицу Управлению Федеральной налоговой службы по Краснодарскому краю, Инспекции Федеральной налоговой службы по Темрюкскому району Краснодарского края о признании недействительным решения принятое в составе судьи Хахалевой Н.В.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Порт Мечел-Темрюк" (далее также - общество, заявитель, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным и отмене решения N 6050 от 15.03.2013 г. ИФНС России по Краснодарскому краю в Темрюкском районе (далее также - инспекция, налоговый орган); о признании недействительным и отмене решения N 66 от 15.03.2013 г. ИФНС России по Краснодарскому краю в Темрюкском районе; о признании недействительным и отмене решения Управления ФНС России по Краснодарскому краю N 20-12-347 от 30.04.2013 г.
Решением суда от 13.12.2013 признано недействительными и отменено решения Инспекции ФНС России по Краснодарскому краю в Темрюкском районе от 15.03.2013 г. N N 66, 6050, как не соответствующие НК РФ. Признано недействительным и отменено решение Управления ФНС России по Краснодарскому краю от 30.04.2013 г. N 20-12-347, как не соответствующее НК РФ.
Инспекция обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просила отменить судебный акт, принять новый.
Через канцелярию суда от Инспекции Федеральной налоговой службы по Темрюкскому району Краснодарского края поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие представителя инспекции.
В судебном заседании лица, участвующие в деле, не возражают против рассмотрения апелляционной жалобы в отсутствие лиц, не явившихся в судебное заседание.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь положениями ч. 3 ст. 156 АПК РФ счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу без участия не явившихся представителей Инспекции Федеральной налоговой службы по Темрюкскому району Краснодарского края, участвующей в деле, уведомленных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства.
Представитель общества с ограниченной ответственностью "Порт Мечел-Темрюк" представил возражение на апелляционную жалобу.
Суд определил: приобщить возражение на апелляционную жалобу к материалам дела.
Представитель УФНС России по Краснодарскому краю ведет аудиозапись судебного заседания собственным техническим средством.
Представитель УФНС России по Краснодарскому краю поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе Инспекции Федеральной налоговой службы по Темрюкскому району Краснодарского края, просил решение суда отменить.
Представитель общества с ограниченной ответственностью "Порт Мечел-Темрюк" поддержал доводы, изложенные в возражениях на апелляционную жалобу, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и правомерно установлено судом первой инстанции, инспекцией была проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации по НДС за 2 квартал 2012 года, представленной ООО "Порт Мечел-Темрюк" 17.10.2012 г., по результатам которой составлен акт от 31.01.2013 г. N 18258.
По результатам рассмотрения акта, материалов камеральной налоговой проверки и возражений налогоплательщика, налоговым органом вынесены решения от 15.03.2013 г. N 6050 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и N 66 об отказе в возмещении частично суммы НДС, заявленной к возмещению, согласно которым Обществу отказано в возмещении из бюджета суммы НДС в размере 914 787 руб.
Налоговый орган указал, что в связи с необоснованным применением обществом ставки по НДС в размере 0 % в отношении не соответствующих требованиям подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 НК РФ транспортно-экспедиционных услуг на общую сумму 5 082 149 руб., инспекцией уменьшен НДС, предъявленный к возмещению в сумме 914 787 руб.
Не согласившись с решением налоговой инспекции, заявитель обратился в Управление ФНС России по Краснодарскому краю с апелляционной жалобой.
Управление своим решением от 30.04.2013 г. N 22-12-347 оставило решения налогового органа без изменения.
Не согласившись с решениями налоговых органов от 15.03.2013 г. N 6050, N 66 и от 30.04.2013 г. N 22-12-347 общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
При вынесении решения суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В силу ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с п. 1 ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
В соответствии с пунктом 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 143 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются: организации; индивидуальные предприниматели; лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
Согласно пункту 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ. При этом в силу пункта 1 статьи 39 Налогового кодекса Российской Федерации реализацией товаров признается передача на возмездной основе права собственности на товары одним лицом другому лицу.
Подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогообложение налогом на добавленную стоимость по ставке 0 процентов производится, в том числе при реализации транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки. В целях настоящего подпункта к транспортно-экспедиционным услугам относятся участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров, оформление документов, прием и выдача грузов, завоз-вывоз грузов, погрузочно-разгрузочные и складские услуги, информационные услуги, подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств, услуги по организации страхования грузов, платежно-финансовых услуг, таможенного оформления грузов и транспортных средств, а также разработка и согласование технических условий погрузки и крепления грузов, розыск груза после истечения срока доставки, контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования, перемаркировка грузов, обслуживание и ремонт универсальных контейнеров грузоотправителей, обслуживание рефрижераторных контейнеров и хранение грузов в складских помещениях экспедитора.
В соответствии пунктом 3.1 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации при реализации услуг, предусмотренных подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов налогоплательщиками представляются в налоговые органы следующие документы:
- контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным или российским лицом на оказание указанных услуг;
- копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации (ввоз товаров на территорию Российской Федерации).
В силу прямого указания в подпункте 2.1 пункта 1 "под международными перевозками товаров понимаются перевозки товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река - море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории Российской Федерации".
Положения вышеуказанного подпункта распространяются также на услуги "по предоставлению принадлежащего на праве собственности или на праве аренды (в том числе финансовой аренды (лизинга) железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров для осуществления международных перевозок" и на ТЭУ, "оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки". При этом в целях указанного подпункта к ТЭУ относятся "участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров, оформление документов, прием и выдача грузов, завоз-вывоз грузов, погрузочно-разгрузочные и складские услуги, информационные услуги, подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств, услуги по организации страхования грузов, платежно-финансовых услуг, таможенного оформления грузов и транспортных средств, а также разработка и согласование технических условий погрузки и крепления грузов, розыск груза после истечения срока доставки, контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования, перемаркировка грузов, обслуживание и ремонт универсальных контейнеров грузоотправителей, обслуживание рефрижераторных контейнеров и хранение грузов в складских помещениях экспедитора".
Таким образом, в подпункте 2.1 пункта 1 статьи 164 НК РФ в спорном периоде (2 квартал 2012 года) помимо услуг по предоставлению принадлежащего на праве собственности или на праве аренды (в том числе финансовой аренды (лизинга) железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров для осуществления международных перевозок было закреплены еще два вида услуг в качестве основания для применения налоговой ставки 0% по НДС - это непосредственно услуги по международной перевозке товаров и ТЭУ, оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки. Соответственно, и в первом, и во втором случаях основанием для оказания данных услуг являются отдельные договоры - перевозки и транспортной экспедиции.
В первом случае - договор перевозки, на основании которого "перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату" (статья 785 Гражданского кодекса Российской Федерации, далее - ГК РФ). Однако НК РФ в статье 164 ограничивает возможность применения налоговой ставки 0 процентов только случаями международной перевозки, как указано выше.
Во втором случае - договор транспортной экспедиции, на основании которого одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента -грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой. В соответствии с абз.3 пунктом 1 статьи 801 ГК РФ в качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции "может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором". При этом, согласно пункту 1 статьи 805 ГК РФ, если "из договора транспортной экспедиции не следует, что экспедитор должен исполнить свои обязанности лично, экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц". Однако НК РФ также ограничивает возможность применения налоговой ставки 0% по НДС только к ТЭУ, оказываемым на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки.
Кроме этого, в пункте 2 статьи 801 ГК РФ законодатель разделил понятия "экспедитор" и "перевозчик", указав, что правила главы 41 ГК РФ распространяются и на случаи, когда в соответствии с договором обязанности экспедитора исполняются перевозчиком.
Необходимо также иметь ввиду, что ГК РФ установлен специальный вид договоров -договоры об организации перевозок (статья 798 ГК РФ). В соответствии с указанной статьей "Перевозчик и грузовладелец при необходимости осуществления систематических перевозок грузов могут заключать долгосрочные договоры об организации перевозок. По договору об организации перевозки грузов перевозчик обязуется в установленные сроки принимать, а грузовладелец - предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме. В договоре об организации перевозки грузов определяются объемы, сроки и другие условия предоставления транспортных средств и предъявления грузов для перевозки, порядок расчетов, а также иные условия организации перевозки". Заключение подобного договора подчеркивает длительные хозяйственные связи сторон, участниками договоров об организации перевозок являются перевозчик и грузовладелец - лицо, принимающее на себя обязанность систематически предъявлять к перевозке грузы в обусловленном объеме и в обусловленные сроки.
Таким образом, предмет договора транспортной экспедиции и предмет договора организации перевозок не совпадают, но как было отмечено выше, договором транспортной экспедиции могут (а не должны) быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза (абз.2 пункта 1 статьи 801 ГК РФ).
Буквальное толкование нормы, содержащейся в абз. 5 подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 НК РФ во взаимосвязи с вышеуказанными нормами ГК РФ, позволяет суду сделать следующие выводы: (1) в пункте 1 статьи 164 НК РФ законодатель установил для налогообложения НДС по ставке 0% закрытый перечень работ (услуг) в отношении товаров, ограниченный только необходимостью наличия непосредственной связи таких работ (услуг) с перемещением указанных товаров через таможенную границу Российской Федерации; (2) в отношении ТЭУ - налогоплательщик вправе применить ставку 0% при оказании таких услуг, если они: оказываются на основании договора транспортной экспедиции и связаны с международной перевозкой товаров, по поводу которых оказывается услуга экспедитором; (3) если бы законодатель имел в виду иное, то в статье 164 НК РФ было бы указание на ТЭУ по организации международной перевозки, а в пункте 3.1 ст. 165 НК РФ среди подлежащих предоставлению в налоговый орган документов был бы упомянут договор, заключенный экспедитором "от своего имени или от имени клиентов, на перевозку товара между двумя пунктами, один из которых находится за пределами территории Российской Федерации".
Таким образом, для подтверждения правомерности применения налогоплательщиками-экспедиторами нулевой ставки по НДС до 01.01.2011 года существенное значение имел факт помещения товара, в отношении которого оказывалась услуга под таможенный режим экспорта и вывоза этого товара за пределы Российской Федерации, а после 01.01.2011 года - существенным условием для применения этими же налогоплательщиками нулевой ставки по НДС в отношении ТЭУ является оказание их на основании договора транспортной экспедиции в связи с международной перевозкой товара.
Как правомерно указал суд первой инстанции, представленным в материалы дела доказательствами подтверждается связь оказанных заявителем услуг в отношении товаров с их международной перевозкой.
В материалы дела заявителем представлены договора транспортно-экспедиционного обслуживания, заключенные ООО "Порт Мечел-Темрюк" с заказчиками услуг: ООО "Морские грузовые перевозки" (N Р-11/10 от 01.05.2010 г. и N Р-15/10 от 01.05.2010 г.), компанией TELF AG (N193/КО от 12.08.2011 г.), компанией Cargo Shipping Agensy SIA (N342/КО от 10.05.2012 г.), и компанией ALSION TRADING Co LIMITED (N 276/КО от 02.12.2010 г.), а также акты выполненных работ и счета-фактуры.
Из представленных документов следует, что заявитель, выступая в качестве экспедитора, осуществлял организацию перевалки и транспортно-экспедиционное обслуживание груза в порту Темрюк, документальное оформление организации перевалки грузов, информационное сопровождение погрузочно-разгрузочных работ и т.д.
По условиям вышеперечисленных договоров фактически ООО "Порт Мечел-Темрюк" (экспедитор) осуществляет - погрузо-разгрузочные работы, оформляет документы на перевозимый груз, выполнение иных работ и услуг, связанных с погрузочно-разгрузочными работами и технологическим накоплением груза. Представленные договоры по своей правовой природе являются смешанными договорами, имеют элементы договора оказания погрузо-разгрузочных работ и транспортно-экспедиционного обслуживания грузов при международной перевозке.
По своей квалификации данные договора выступают в качестве как оставной части договоров транспортно-экспедиционного обслуживания, где услуги связаны с перевозкой груза и услуги осуществляются на основании документов, которые стороны определили в качестве экспедиторских.
В Приложениях к договорам указаны виды работ (услуг), выполняемых заявителем:
-грузовые работы и ТЭО обслуживание груза:
-оформление таможенного уведомления о завозе груза,
-раскредитование документов на ж-д станции,
-оформление таможенного разрешения на выгрузку груза из вагонов,
-организация по обеспечению работ по подаче-уборке вагонов со станции на выставочный путь с выставочного пути по фронтам погрузки выгрузки, маневровые работы в процессе выгрузки,
-внутрипортовое и таможенное ежесуточное оформление, учет и отчетность по движению груза,
-оформление таможенного поручения на погрузку груза на суда,
-оформление грузовых судовых документов,
- информационные услуги по перевалке груза, отправление отчетных документов обычной почтовой связью,
- грузовые работы по выгрузке грузов из вагонов, подготовке груза к экспорту, погрузка груза на судно,
-зачистка территории и вагонов от загрязняющих грузов;
-технологическое накопление груза в Порту;
-по навалочным грузам грузовые работы:
-выгрузка смерзшегося, примерзшего груза к бортам вагона,
-выгрузка груза и зачистка неисправных вагонов и вагонов без нижних люков;
-зачистка вагонов от остатков ранее перевозимых грузов и мусора с дальнейшей их утилизацией;
-использование инфраструктуры Порта;
-сортировка груза.
Факт оказания работ (услуг) заявителем подтверждается следующими документами: -актами приемки-выполнения работ,
-счетами-фактурами,
-поручениями на погрузку,
-коносаментами,
-манифестами,
-железнодорожными накладными с отметкой таможни,
-таможенными декларациями.
Все перечисленные услуги оказаны ООО "Порт Мечел-Темрюк" в отношении товара, транспортировка которого осуществлялась между двумя пунктами, один из которых находится на территории Российской Федерации, другой - за ее пределами, что подтверждается представленными документами (в частности, коносаментами).
Предмет и содержание вышеуказанных договором позволяет квалифицировать их как договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки груза.
Таким образом, налоговым органом не опровергается сам факт международной перевозки грузов, экспедируемых ООО "Порт Мечел-Темрюк".
Согласно подпункту 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение производится по налоговой ставке 0 % при выполнении услуг по международной перевозке товаров.
В целях настоящей статьи под международными перевозками товаров понимаются перевозки товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река - море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории Российской Федерации.
Положения настоящего подпункта распространяются также на транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки.
При этом подпункт 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации не содержит каких-либо оговорок, ограничивающих применение его норм в случае, если договором транспортной экспедиции при организации международной перевозки предусмотрено выполнение (оказание) только отдельных видов работ (услуг), предусмотренных абзацем пятым подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации.
Понятие видов услуг, относящихся к вышеуказанным транспортно-экспедиционным услугам, данной нормой Налогового кодекса не определено.
В связи с чем, с учетом положений статьи 11 Налогового кодекса, следует руководствоваться классификацией транспортно-экспедиторских услуг, установленных Национальным стандартом РФ ГОСТ Р 52298-2004 "Услуги транспортно-экспедиторские", утвержденным приказом Ростехрегулирования от 30.12.2004 г. N 148-ст.
Согласно названному ГОСТ в целях настоящей статьи к транспортно-экспедиционным услугам относятся участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров, оформление документов, прием и выдача грузов, завоз-вывоз грузов, погрузочно-разгрузочные и складские услуги, информационные услуги, подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств, услуги по организации страхования грузов, платежно-финансовых услуг, услуги по таможенному оформлению грузов и транспортных средств, а также разработка и согласование технических условий погрузки и крепления грузов, розыск груза после истечения срока доставки, контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования, перемаркировка грузов, обслуживание и ремонт универсальных контейнеров грузоотправителей, обслуживание рефрижераторных контейнеров и хранение грузов в складских помещениях и на открытых площадках экспедитора.
В соответствии с подпунктом 4.1 пункта 1 статьи 148 Налогового кодекса Российской Федерации местом реализации работ (услуг) признается территория Российской Федерации, если: услуги по перевозке и (или) транспортировке, а также услуги (работы), непосредственно связанные с перевозкой и (или) транспортировкой (за исключением услуг (работ), непосредственно связанных с перевозкой и (или) транспортировкой товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита при перевозке иностранных товаров от таможенного органа в месте прибытия на территорию Российской Федерации до таможенного органа в месте убытия с территории Российской Федерации), оказываются (выполняются) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями в случае, если пункт отправления и (или) пункт назначения находятся на территории Российской Федерации.
Согласно статье 1 Федерального закона от 30.06.2003 г. N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" условия договора транспортной экспедиции, не предусмотренные данным Федеральным законом, другими федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, принятыми в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, определяются сторонами договора транспортной экспедиции (экспедитором и клиентом).
Согласно статье 801 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.
Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.
В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.
Следовательно, договор транспортной экспедиции может предусматривать оказание экспедитором как фактических, так и юридических значимых услуг. Содержание фактических услуг составляют, например, проверка количества и состояния груза, подготовка груза к перевозке, упаковка, пакетирование, нанесение транспортной маркировки на груз, погрузка и выгрузка груза, организация доставки груза на станцию или в порт либо со станции получателю. Наряду с фактическими экспедитору приходится выполнять также юридические действия, такие как согласование с перевозчиком условий перевозки, заключение договоров перевозки от своего имени или от имени клиента, организация перевалки груза на другие виды транспорта, оформление документов на отправление и прием груза от перевозчика, прохождение таможенных процедур, участие в составлении коммерческих актов и другое.
Таким образом, договоры транспортной экспедиции могут принципиально отличатся содержанием обязанностей экспедитора друг от друга. Так, выделяются договоры о транспортно-экспедиционном обеспечении доставки груза получателю, о транспортно-экспедиционном обеспечении завоза (вывоза) грузов со станций железных дорог, в порты (на пристани) и аэропорты, об отдельных транспортно-экспедиционных операциях и услугах. Общим для всех этих видов договоров является то, что действия экспедитора по выполнению или организации выполнения услуг во всех случаях связаны с перевозкой груза.
Число разновидностей договора об отдельных транспортно-экспедиционных операциях и услугах не имеет законченного перечня. Но во всех подобных случаях договоры, заключаемые между экспедиторскими организациями и клиентами, признаются договорами транспортной экспедиции, регулирующими оказание клиенту со стороны экспедитора услуг, связанных с перевозкой груза. Тем самым на них распространяются нормы главы 41 Гражданского кодекса о транспортной экспедиции, а не общие положения о договорах возмездного оказания услуг (глава 39 Гражданского кодекса).
Суд первой инстанции правомерно отклонил довод налогового органа о том, что каждая из услуг, относящихся в соответствии с ГОСТ Р 52298-2004 к категории транспортно-экспедиционных, может образовать самостоятельный предмет договора транспортной экспедиции, лишает смысла существование в ГК РФ особой разновидности таких договоров и отдельной главы, регулирующей правоотношения сторон по таким договорам. Отдельные элементы работ и услуг экспедитора полностью укладываются в рамки других гражданско-правовых договоров. Так, погрузо-разгрузочные работы охватываются договором подряда, доставка грузов - договором перевозки, обеспечение его сохранности - договором хранения, оформление сдачи и приемки - договорами поручения или комиссии, в зависимости от того, выступает ли экспедитор от имени клиента или от собственного имени, оформление документов на экспортируемый товар - договором возмездного оказания услуг".
Как правомерно указал суд первой инстанции, указанные выводы не соответствуют главе 49 ГК РФ, Закону N 87-ФЗ, Правилам транспортно-экспедиционной деятельности (утв. Постановлением Правительства РФ от 8 сентября 2006 г. N 554), которыми при определении порядка осуществления транспортно-экспедиционной деятельности не устанавливается каких-либо ограничений в отношении права экспедитора указать в договоре и оказывать часть из перечисленных в ГОСТ Р 52298-2004 услуг. В ст.164 НК РФ при перечислении видов транспортно-экспедиционных услуг для целей применения данной статьи, также не установлено никаких оговорок о необходимости оказывать все из обозначенных услуг в качестве условия применения налоговой ставки по НДС 0%.
Налогоплательщик вправе претендовать на применение налоговой ставки 0% по НДС в рамках подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 НК РФ и, не оказывая всех услуг из перечисленных в абз.5 подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 НК РФ, при условии оказания их в отношении товаров на основании договора транспортной экспедиции в связи с международной перевозкой таких товаров. Данный вывод подтверждается рядом писем Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ, в частности: от 20 января 2011 г. N 03-07-08/16, от 17 февраля 2011 г. N 03-07-08/54, от 18 апреля 2011 г. N 0307-08/114, от 13 мая 2011 г. N 03-07-08/148, от 25 июля 2011 г. N 03-07-08/240, от 29 июля 2011 г. N 03-07-08/244.
Из условий договоров, заключенных заявителем с фирмами: ООО "Морские грузовые перевозки" (N Р-11/10 от 01.05.2010 г. и N Р-15/10 от 01.05.2010 г.), компанией TELF AG (N193/КО от 12.08.2011 г.), компанией Cargo Shipping Agensy SIA (N342/КО от 10.05.2012 г.), и компанией ALSION TRADING Co LIMITED (jN 276/КО от 02.12.2010 г.) в соответствии с п. 1.1 рассматриваемых договоров, исполнитель (Порт) принял на себя обязательства по осуществлению погрузочно-разгрузочных работ, оформлению документов на перегружаемый груз и выполнение иных работ и услуг, связанных с погрузочно-разгрузочными работами и технологическим накоплением груза (совместно поименованные как "Услуги"). В соответствии с п. 3.5 Договоров в обязательства Порта входит организация и производство услуг, связанных с приемом груза, грузовыми работами, технологическим накоплением груза на открытой складской площади и транспортно-экспедиторским обслуживанием. Пунктами 3.23 предусмотрена обязанность Порта обеспечивать транспортно-экспедиционное обслуживание грузов, оформление вывоза грузов (включая оформление судовых грузовых документов, вручение почты, рассылка документов, выдача документов).
При комплексом толковании рассматриваемого Договора и указанных статей в целях определения объема услуг, относящихся к ТЭО, можно сделать вывод, что к услугам ТЭО можно отнести все услуги, которые не относятся к погрузочно-разгрузочным работам, оформлению документов, технологическому накоплению грузов, приему и передаче груза заказчику или иному лицу, уполномоченному заказчиком на получение груза. Такие услуги связаны так же с перевозкой груза и осуществляются на основании документов, которые стороны определили соглашением в качестве экспедиторских (например: поручения, инструкция (п. 3.5 Договоров), заявка, график (п. 3.29 Договоров)).
С учетом вышеизложенного, к таким услугам можно отнести услуги, предусмотренные п. 3.9 Договоров (очистка вагонов, укладка в трюмах), предусмотренные п. 3.10 (сохранность груза), 3.14; предусмотренные п. 3.13, 3.16, 3.17, 3.18, 3.23, 3.25, 3.26, 3.28, а также иные услуги, указанные в актах выполненных работ и принятых заказчиком.
При таких обстоятельствах, предметом данного договора является выполнение обществом транспортно-экспедиционных услуг.
ООО "Порт Мечел-Темрюк" по договорам на оказание услуг по перевалке на территории порта металлопродукции и угля каменного открытого хранения. Заявитель осуществляет выполнение всех необходимых таможенных формальностей в Темрюкской таможне, выполняет транспортно-экспедиторское обслуживание груза клиента. Организует оформление выгружаемой из вагонов экспортной продукции. Приемными актами. Осуществляет прием груза от железной дороги повагонно для складирования груза и обеспечивает его отгрузку на суда. Изготавливает таможенное поручение на погрузку с отметкой "Погрузка разрешена" пограничной таможни РФ и обеспечивает оформление и подписание капитанами судов коносаментов, манифестов на погруженную продукцию. На основании коносаментов о выдаче груза пограничный таможенный орган проставляет в манифесте отметку о товаре "вывоз разрешен" и заверяет личной печатью сотрудника таможенного органа с обязательным указанием даты вывоза за пределы таможенной территории РФ. Передает представителю клиента или высылает в его адрес судовые грузовые документы, оформленные и изготовленные в количестве согласно письменным погрузочным инструкциям.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оказанные заявителем по договорам услуги являются транспортно-экспедиционными услугами при организации международной перевозки.
Суд первой инстанции правомерно отклонил довод налогового органа о том, что "транспортно-экспедиционная деятельность заключается в оказании услуг по организации перевозок грузов любыми видами транспорта и оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов (экспедиционные услуги) на основании договора транспортной экспедиции", "действия по организации перевозки являются определяющим критерием для отнесения услуг к транспортно-экспедиционным...", поскольку, общеправовой критерий формальной определенности, ясности, недвусмысленности правовой нормы (формальной определенности закона), обусловленный природой нормативного регулирования в правовых системах, основанных на верховенстве права, непосредственно вытекает из закрепленных Конституцией Российской Федерации принципа юридического равенства (статья 19, части 1 и 2) и принципа верховенства Конституции Российской Федерации и основанных на ней федеральных законов (статья 4, часть 2; статья 15, части 1 и 2). Неопределенность содержания правовых норм влечет неоднозначное их понимание и, следовательно, неоднозначное применение, создает возможность неограниченного усмотрения в процессе правоприменения и ведет к произволу, а значит - к нарушению указанных конституционных принципов, реализация которых не может быть обеспечена без единообразного понимания и толкования правовой нормы всеми правоприменителями. Конституционный Суд РФ неоднократно высказывался в своих постановлениях о критериях определенности, ясности, недвусмысленности правовой нормы, в частности, в постановлениях от 21.01.2010 г. N 1-П, от 25 апреля 1995 г. N 3-П, от 15 июля 1999 г. N 11-П и от 11 ноября 2003 г. N 16-П.
Арбитражная практика также следует соблюдению принципа определенности, единства понимания и толкования правовых норм, в частности, Постановление Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 г. N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" определяет, что "В силу п. 7 статьи 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства РФ о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика. В связи с этим при рассмотрении налоговых споров, основанных на различном толковании налоговыми органами и налогоплательщиками норм законодательства о налогах и сборах, судам необходимо оценивать определенность соответствующей нормы, а в случае ее неопределенности, неясности - все сомнения толкуются в пользу налогоплательщика".
Суд первой инстанции, учитывая совокупность изложенных выше обстоятельств, пришел к обоснованному выводу, что ООО "Порт Мечел-Темрюк" выполнены требования действующего законодательства на реализацию своего права по возмещению НДС по ставке 0%: оказываемые ТЭО услуги соответствуют перечню п.п. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ, ГК РФ, Федеральным законом от 30.06.2003 г. N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности", Правилами транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.09.2006 г. N 554, Национальному стандарту ГОСТ Р 52298-2004 "Услуги транспортно-экспедиторские", утвержденному Приказом Ростехрегулирования от 30.12.2004 г. N 148 действующие в отношении транспортно-экспедиционных услуг. Обществом представлены документы в соответствии вышеуказанных нормативно-правовых актов и указанные в ст. 165 НК РФ, услуги оказаны при осуществлении международной перевозки товара (товар отгружен на экспорт).
Таким кроме вышеуказанных договоров и соглашений транспортной экспедиции, обществом были представлены выписка банка, платежные поручения, подтверждающие зачисление денежных средств от заказчиков в сумме 5 082 149 руб., грузовые таможенные декларации с отметкой таможенного органа: "товар поступил", "товар вывезен", заверенные печатью работника Темрюкской таможни, транспортные документы с отметками таможенного органа: "товар поступил", "вывоз разрешен", "выпуск разрешен", заверенные штампом и подписями таможни; счета-фактуры, акты выполненных работ (оказанных услуг), книга продаж за 2 квартал 2012.
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции, исследовав представленные в дело доказательства согласно требованиям ст. 162 АПК РФ и оценив их в совокупности и взаимосвязи с учетом положений ст. 71 АПК РФ, считает, что суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что решения N N 66, 6050 от 15.03.2013 г. ИФНС России по Краснодарскому краю в Темрюкском районе, а также решение Управления ФНС России по Краснодарскому краю N 20-12-347 от 30.04.2013 г. являются незаконными.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность сделанных судом первой инстанции и подтвержденных материалами дела выводов.
В целом, отклоняя доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу, что общество документально подтвердило правомерность применения ставки "0" процентов, представило полный пакет документов, позволяющий идентифицировать конкретный перечень оказываемых услуг.
При указанных обстоятельствах основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении ФАС СКО от 09.07.2013 по делу N А32-45077/2011.
Согласно ч. 1, 6 ст. 268 АПК РФ при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело, вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270 АПК РФ основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 АПК РФ, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, не имеется. При указанных обстоятельствах основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта отсутствуют.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (ч. 4 ст. 270 АПК РФ), судом апелляционной инстанции не установлено. С учетом изложенного, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 13.12.2013 по делу N А32-23092/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Д.В. Николаев |
Судьи |
И.Г. Винокур |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-23092/2013
Истец: ООО "Порт Мечел-Темрюк"
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы России по Темрюкскому району Краснодарского края, Управление Федеральной налоговой службы России по Краснодарскому краю
Третье лицо: Инспекция Федеральной налоговой службы по Темрюкскому район Краснодарского края, Управление Федеральной налоговой службы по КК