г. Саратов |
|
11 марта 2014 г. |
Дело N А06-5490/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 марта 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 марта 2014 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Борисовой Т.С.,
судей Жаткиной С.А., Жевак И.И.
при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи секретарём судебного заседания Богатырёвой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления земельными ресурсами Администрации города Астрахани (414000, г. Астрахань, ул. Бабушкина, д. 11, ОГРН 1033000821809, ИНН 3015009178)
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 21 октября 2013 года по делу N А06-5490/2013 (судья Баскакова И.Ю.)
по исковому заявлению Управления земельными ресурсами Администрации города Астрахани (414000, г. Астрахань, ул. Бабушкина, д. 11, ОГРН 1033000821809, ИНН 3015009178)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (414014, г. Астрахань, ул. Бабефа 8. ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340)
о снятии с кадастрового учета земельного участка, кадастровый номер 30:12:030 0400:0005, площадью 5967 кв.м, расположенного по ул.1-я Северная в Советском районе г. Астрахани,
без участия представителей сторон,
УСТАНОВИЛ:
Управление земельными ресурсами администрации г. Астрахани обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению ""Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Астраханской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра" по Астраханской области) о снятии с кадастрового учета земельного участка, кадастровый номер 30:12:03 0400:0005, площадью 5967 кв.м, расположенного по ул.1-я Северная в Советском районе г. Астрахани.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 21 октября 2013 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Управление земельными ресурсами администрации г. Астрахани не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе. В апелляционной жалобе её податель ссылается на письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 28.02.2011 N Д23-760, которым, по мнению Управления земельными ресурсами администрации г. Астрахани, разъяснена дополнительная процедура снятия ранее учтенных земельных участков с государственного кадастрового учета: на основании вступившего законную силу судебного акта о снятии земельного участка с государственного кадастрового учета. По мнению апеллянта, суд первой инстанции неправомерно оставил требования истца без удовлетворения, поскольку снятие спорного земельного участка с кадастрового учета не затрагивает права третьих лиц. Кроме того, податель жалобы указывает, что наличие ранее учтенного земельного участка при отсутствии препятствий в виде каких-либо обременении делает невозможным сформировать новый земельный участок и распорядиться им органу местного самоуправления в соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации.
ФГБУ "ФКП Росреестра" по Астраханской области письменный отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Представители Управления земельными ресурсами администрации г. Астрахани, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Астраханской области в судебное заседание не явились. О месте и времени судебного заседания указанные лица извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Публикация судебного акта в сети Интернет произведена 12.02.2014.
Принимая во внимание наличие сведений о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, основываясь на положениях пункта 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие их представителей.
Законность и обоснованность принятого решения проверяются арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке и по основаниям, установленным статьями 258, 266 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив и исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, постановлением Администрации города Астрахани от 24.07.2007 N 2962 Сугралиеву Сергею Хайсагалиевичу предоставлен в аренду сроком на три года земельный участок, площадью 5967 кв.м (кадастровый номер 30:12:03 0400:0005) по ул.1-я Северная в Советском районе из состава земель населенных пунктов для строительства гостиничного комплекса с благоустройством сквера (л.д. 11).
01.08.2007 во исполнение указанного выше постановления между Комитетом имущественных отношений г. Астрахани и Сугралиевым С.Х. заключен договор аренды земельного участка N 156 сроком с 24.07.2007 по 23.07.2010 (л.д. 6-9).
Постановлением Администрации города Астрахани N 6355 от 18.08.2011 постановление Администрации города Астрахани N 2962 от 24.07.2007 "О предоставлении Сугралиеву С.Х. земельного участка по ул. 1 -я Северная в Советском районе для строительства гостиничного комплекса с благоустройством сквера" признано утратившим силу (л.д. 13).
18.09.2012 между Управлением земельными ресурсами администрации г. Астрахани и Сугралиевым С.Х. заключено соглашение о расторжении договора аренды от 01.08.2007 N 156. Данное соглашение в установленном законом порядке прошло государственную регистрацию, что подтверждается соответствующим штампом, проставленном на этом соглашении (л.д.14).
16.01.2012 Астраханско - Енотаевское епархиальное управление обратилось в администрацию города Астрахани с заявлением о предоставлении земельного участка под строительство храма, расположенного в створе улиц Безжонова и Аэропортовский проезд в Советском районе, что подтверждается заявлением N 20 (л.д. 12).
При выполнении работ по формированию земельного участка под строительство храма и хозяйственного блока по ул. Безжонова/ проезд Аэропортовский в Советском районе МУП г. Астрахани "Недвижимость" выявлено, что формируемый земельный участок для строительства храма входит в границы ранее учтенного земельного участка, расположенного по адресу: г. Астрахань, Советский район, ул. 1 -я Северная, для размещения гостиничного комплекса с благоустройством сквера, предоставленного в аренду на основании постановления администрации г. Астрахани от 24.07.2007 N 2962, о чем сообщило в письме исх. N 840 от 18.04.2012, направленном в адрес начальника Управления земельными ресурсами администрации г. Астрахани.
В связи с данными обстоятельствами, а также ссылаясь на письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 28.02.2011 N Д23-760, которым разъяснена дополнительная процедура снятия ранее учтенных земельных участков с государственного кадастрового учета: на основании вступившего законную силу судебного акта о снятии земельного участка с государственного кадастрового учета, Управление земельными ресурсами администрации г. Астрахани обратилось в арбитражный суд к ФГБУ "ФКП Росреестра" по Астраханской области с указанными выше исковыми требованиями.
Разрешая спор по настоящему делу, суд первой инстанции, руководствуясь нормами Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", сделал вывод об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований истца.
Оставляя решение суда первой инстанции без изменения, суд апелляционной инстанции исходит из верно установленных обстоятельств дела и правильного применения судом первой инстанции норм материального права.
Отношения, возникающие в связи с ведением государственного кадастра недвижимости, осуществлением государственного кадастрового учета недвижимого имущества и кадастровой деятельности регулирует Федеральный закон от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон N 221-ФЗ) (часть 1 статьи 1 Федерального закона N 221-ФЗ).
В силу части 3 статьи 1 Федерального закона N 221-ФЗ государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Согласно части 3 статьи 20 Федерального закона N 221-ФЗ с заявлениями об учете изменений объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости или в случаях, предусмотренных федеральным законом, иные лица.
Государственный кадастровый учет осуществляется, в частности, в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости (часть 1 статьи 16 Федерального закона N 221-ФЗ).
Как следует из пункта 2 статье 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки прекращают свое существования с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки при разделе, объединении, перераспределении.
Часть 2 статьи 25 Федерального закона N 221-ФЗ устанавливает единственный случай снятия с кадастрового учета земельного участка - его преобразование.
На основании части 4 статьи 24 Федерального закона N 221-ФЗ возможно аннулирование сведений и исключение из государственного кадастра недвижимости в отношении объектов недвижимости, сведения о которых носили временный характер. Данные действия производятся при условии государственной регистрации права на образованный объект недвижимости, либо, если после истечения 2-х лет со дня постановки земельного участка на кадастровый учет не осуществлена государственная регистрация права на него.
Иные случаи снятия с кадастрового учета или аннулирования сведений о земельном участке в государственном кадастре недвижимости действующим законодательством не предусмотрены.
Частью 6 статьи 27 Федерального закона N 221-ФЗ установлено, что орган кадастрового учета принимает решение об отказе в снятии с учета земельного участка в случае, если такой земельный участок не является преобразуемым и не подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 настоящего Федерального закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
При рассмотрении настоящего спора суд первой инстанции установил, что земельный участок с кадастровым номером 30:12:03 0400:0005 поставлен на государственный кадастровый учет до 01 марта 2008 года, в соответствии со статьей 45 Федерального закона N 221-ФЗ данный земельный участок считается ранее учтенным, кадастровые действия по его преобразованию не осуществлялись.
Данные обстоятельства подателем апелляционной жалобы не опровергнуты.
При таких обстоятельствах, вывод суда первой инстанции об отсутствии установленных Федеральным законом N 221-ФЗ оснований для внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о прекращении существования спорного земельного участка, соответствует фактическим обстоятельствам дела и закону.
При этом суд первой инстанции верно отметил, что само по себе прекращение права аренды на спорный земельный участок не влечет прекращение существования самого земельного участка как объекта земельных отношений.
Не соглашаясь с решением суда первой инстанции, податель апелляционной жалобы не приводит обстоятельств, с которыми законодатель связывает наступление, а равно совершение органом кадастрового учета действий по снятию спорного земельного участка с кадастрового учета.
Ссылка в апелляционной жалобе на письмо Министерства экономического развития Российской Федерации от 28.02.2011 N Д23-760, в котором, как полагает податель жалобы, разъясняется дополнительная процедура снятия ранее учтенных земельных участков с государственного кадастрового учета, несостоятельна, поскольку только Федеральный закон N 221-ФЗ содержит исчерпывающий перечень оснований для снятия земельного участка с государственного кадастрового учета органом кадастрового учета.
Доводы подателя жалобы о том, что снятие спорного земельного участка с кадастрового учета не затронет права третьих лиц, а равно о том, что наличие ранее учтенного земельного участка при отсутствии препятствий в виде каких-либо обременении делает невозможным сформировать новый земельный участок и распорядиться им в соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, не являются основанием для отмены обжалуемого судебного акта, поскольку не исключают правильности вывода суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для совершения органом кадастрового учета действий по снятию спорного земельного участка с кадастрового учета.
Суд апелляционной инстанции считает, что, разрешая спор, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального и процессуального права.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции считает, что в ней отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленных требований по существу. Податель апелляционной жалобы не ссылается на доказательства, опровергающие выводы суда первой инстанции, и таких доказательств к апелляционной жалобе не прилагает. В целом, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, поскольку, не опровергая их, они сводятся исключительно к несогласию с оценкой представленных в материалы дела доказательств, что в силу положений статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является основанием для отмены либо изменения обжалуемого судебного акта.
Апелляционную жалобу Управления земельными ресурсами Администрации города Астрахани следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 21 октября 2013 года по делу N А06-5490/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления земельными ресурсами Администрации города Астрахани - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Т.С. Борисова |
Судьи |
С.А. Жаткина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-5490/2013
Истец: Управление земельными ресурсами администрации г. Астрахани
Ответчик: Федеральное государтсвенное бюджетное учреждение "ФКП Росреестра" по Астраханской области г. Астрахани