г. Тула |
|
12 марта 2014 г. |
Дело N А62-3659/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06.03.2014.
Постановление изготовлено в полном объеме 12.03.2014.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Капустиной Л.А., судей Каструбы М.В. и Тимашковой Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Корнеевой Е.В., в отсутствие лиц, участвующих в деле, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области (г. Смоленск, ОГРН 1026701437212, ИНН 6730042526) на решение Арбитражного суда Смоленской области от 24.12.2013 по делу N А62-3659/2013 (судья Печорина В.А.), установил следующее.
Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области (далее - департамент) обратился в Арбитражный суд Смоленской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственность "Смоленская Строительная Компания" (г. Смоленск, ОГРН 1066731105891, ИНН 6731055983) (далее - общество) о взыскании 37 696 083 рублей 84 копеек, в том числе задолженности по арендной плате за пользование земельным участком за период с 01.01.2012 по 31.12.2012 в размере 20 344 397 рублей 52 копеек, пени за нарушение сроков внесения арендной платы по договору аренды земельного участка за период с 21.03.2012 по 13.03.2013 в сумме 17 351 686 рублей 32 копеек (т. 1, л. д. 4).
До рассмотрения спора по существу истец, в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, уточнил исковые требования и просил взыскать с ответчика 9 790 003 рублей 23 копеек, в том числе задолженность за период с 01.07.2012 по 30.09.2013 в размере 6 759 881 рубля 62 копеек, пени за период с 21.09.2012 по 11.11.2013 в сумме 3 031 121 рубля 61 копейки (т. 2, л. д. 70). Судом уточнение принято.
Решением суда от 24.12.2013 (т. 2, л. д. 86) исковые требования удовлетворены частично: с общества в пользу департамента взыскано 308 629 рублей 13 копеек, в том числе задолженность по арендной плате за период с 01.07.2012 по 30.09.2013 в размере 283 392 рублей 89 копеек и неустойка за период с 21.09.2012 по 11.11.2013 в сумме 25 236 рублей 24 копеек. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано. Суд, сославшись на преюдициальное решение Арбитражного суда Смоленской области по делу N А62-7742/2012, пришел к выводу о невозможности расчета арендной платы в повышенном размере (5 % от кадастровой стоимости), указав, что у ответчика существовали объективные причины, препятствующие ему осуществить жилищное строительство в установленный договором срок (несмотря на согласование генерального плана застройки в 2008 году, не решены вопросы обеспечения микрорайона сетевой инфраструктурой, что делает невозможным получение разрешения на строительство и использование земельного участка по назначению).
В апелляционной жалобе департамент просит решение суда первой инстанции отменить, исковые требования удовлетворить в полном объеме, определив арендную плату за спорный период времени в размере 5 % от кадастровой стоимости земельного участка. Считает, что ссылки общества на невозможность использования земельного участка по назначению не могут освобождать его от уплаты арендной платы в установленном законом размере, а отношения сторон по поводу препятствий в пользовании арендованным имуществом должны разрешаться по правилам статьи 612 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе путем размещения информации на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, в суд апелляционной инстанции представителей не направили. Истец заявил письменное ходатайство о проведении судебного заседания в отсутствие представителя, которое удовлетворено судебной коллегией на основании статей 41, 159, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судебное разбирательство проводилось в отсутствие сторон в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, Двадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, на основании приказа от 28.01.2008 N 119 (т. 1, л. д. 14) между департаментом (арендодатель) и ООО ФСК "Веж" (арендатор) 01.04.2008 заключен договор аренды земельного участка N 371/з (т. 1, л. д. 18), по условиям которого арендодатель сдает, а арендатор принимает в аренду земельный участок с кадастровым номером 7:27:000 00 00:0244 общей площадью 78 744 кв. метров по адресу: г. Смоленск, в микрорайоне "Семичевка" юго-восточного района г. Смоленска, по улице 2-я Киевская - проспекту Гагарина, для строительства многоэтажных жилых домов, сроком на 4 года.
Разделом 3 договора установлено, что размер арендной платы за период с 01.02.2008 по 31.12.2008 составляет 3 670 695 рублей 12 копеек. В дальнейшем порядок расчета и размер арендной платы устанавливается в соответствии с действующим законодательством на каждый календарный год без согласования с арендатором и без внесения соответствующих изменений (дополнений) в договор и доводится до сведения арендатора путем опубликования в прессе. Арендная плата вносится арендатором ежеквартально до 20 числа последнего месяца квартала.
Пунктом 5.2 договора предусмотрено, что за нарушение срока внесения арендной платы арендатор уплачивает арендодателю пени из расчета 0,3 % от суммы недоимки за каждый день просрочки.
В соответствии с договором уступки прав и обязанностей по договору аренды от 07.06.2008 общество стало арендатором земельного участка (т. 1, л. д. 15).
Ссылаясь на ненадлежащее исполнение арендатором обязательств по внесению арендной платы в период с 01.07.2012 по 30.09.2013, наличием в связи с этим задолженности, департамент обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
При этом задолженность была рассчитана департаментом исходя из размера арендной платы, равной 5 % кадастровой стоимости земельного участка (абзац 10 пункта 15 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ), пункт 2.5 Положения о порядке определения размера арендной платы, а также порядке, условиях и сроках внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная на которые не разграничена на территории Смоленской области от 10.03.2009 N 118 (далее - Положение N 118)).
По мнению апелляционной коллегии, частично удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В силу абзаца 3 пункта 10 статьи 3 Закона N 137-ФЗ распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена на территории г. Смоленска, с 01.04.2007 переданы администрации Смоленской области, уполномоченным органом определен департамент (областной закон от 08.02.2007 N 1-з "О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске").
Постановлением администрации Смоленской области от 11.04.2008 N 233 (с учетом изменений, внесенных постановлением от 29.04.2008 N 257) с 29.04.2008 уполномоченным органом по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе по рассмотрению заявлений о заключении договоров аренды земельных участков, определено главное земельное управление Смоленской области. На основании постановления администрации Смоленской области от 09.12.2008 N 690 указанные полномочия осуществляет департамент.
Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации за земли, переданные в аренду, взимается арендная плата.
Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Общие начала определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, могут быть установлены Правительством Российской Федерации (пункт 4 статьи 22 Земельного кодекса Российской Федерации).
Соответствующие условия арендной платы в отношении земель, государственная собственность на которые не разграничена, пунктом 10 статьи 3 Закона N 137-ФЗ отнесены к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Во исполнение требований статей 22 и 65 Земельного кодекса Российской Федерации Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2009 N 582 "Об основных принципах определения арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и о Правилах определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации" (действующее с 04.08.2009, далее - постановление N 582).
К основным принципам определения арендной платы, подлежащим применению ко всем публичным землям на территории Российской Федерации, отнесены принципы экономической обоснованности, предсказуемости и предельной простоты расчета, запрета необоснованных предпочтений, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности, а также недопущения ухудшения положения лиц, ранее переоформивших право постоянного (бессрочного) пользования землей.
Учитывая единство экономического пространства и правовой системы Российской Федерации, нашедшие свое отражение в постановлении N 582 принципы являются общеобязательными при определении арендной платы за находящуюся в публичной собственности землю для всех случаев, когда размер этой платы определяется не по результатам торгов и не предписан федеральным законом, а согласно его требованиям подлежит установлению соответствующими компетентными органами в качестве регулируемой цены.
В силу того, что регулирование арендной платы за указанные земельные участки осуществляется в нормативном порядке, принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды таких земельных участков независимо от воли сторон договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений.
Согласно принципу экономической обоснованности арендная плата устанавливается в размере, соответствующем доходности земельного участка с учетом категории земель и вида разрешенного использования, а также с учетом государственного регулирования цен и предоставления субсидий для организаций, осуществляющих деятельность на таком земельном участке.
В данном случае спорный земельный участок предоставлен обществу в аренду для целей строительства многоэтажных жилых домов.
Уровень арендной платы при жилищном строительстве дифференцирован непосредственно федеральным законом исходя из сроков завершения строительства.
Так, статья 65 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что, если иное не установлено законодательством, при превышении трехлетнего срока жилищного строительства арендная плата должна составлять не менее двукратной ставки земельного налога. Кроме того, пункт 15 статьи 3 Закона N 137-ФЗ (в редакции Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ, вступившего в силу 21.12.2006), допуская при определенных им условиях предоставление до 30.12.2007 земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду для жилищного строительства, комплексного освоения в целях жилищного строительства на основании заявления заинтересованного лица без проведения торгов, устанавливает минимальный уровень ставок арендной платы за такие участки в два с половиной и пять процентов от их кадастровой стоимости, если объекты недвижимости не введены в эксплуатацию по истечении двух или трех лет соответственно с момента заключения договора аренды. Данное положение является специальным по отношению к статье 65 Земельного кодекса Российской Федерации.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.04.2012 N 15837/11 изложена правовая позиция, согласно которой приведенные нормы законов, по существу, представляют собой санкции за затягивание сроков жилищного строительства.
Размеры арендной платы за земельные участки для жилищного строительства, аналогичные указанным в пункте 15 статьи 3 Закона N 137-ФЗ, предусмотрены пунктом 2.5 Положения N 118 (опубликовано в издании "Вестник Смоленской областной Думы и администрации Смоленской области", 13.03.2009 N 2).
Ставки арендной платы за земельные участки, расположенные в г. Смоленске, государственная собственность на которые не разграничена, установлены постановлением администрации Смоленской области от 14.04.2009 N 192 (далее - постановление N 192).
Рассчитывая арендную плату исходя из 5 % кадастровой стоимости земельного участка, департамент фактически просит применить к обществу санкции за несвоевременное строительство жилых домов.
В соответствии со статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства (пункт 1). Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство (пункт 2).
Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что строительство не было начато не по вине общества.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Смоленской области от 06.06.2013 по делу N А62-7742/2012, имеющим преюдициальное значение для настоящего спора, установлено, что арендуемый земельный участок предназначен для комплексного освоения (целый микрорайон), поэтому для его полного освоения требуется время и очень значительные затраты даже на начальном этапе (формирование земельного участка, геодезические работы, проектные работы, различные согласования, в том числе связанные с подключением к коммуникациям и т. д).
Проектной организацией ООО "Проект-бюро" (договор от 03.05.2007 N 2/2207, т. 1, л. д. 80) для ООО ФСК "ВЕЖ" разработана комплексная градостроительная документация микрорайона "Семичевка". Генеральный план застройки был согласован 16.01.2008 главным архитектором города Смоленска.
В данном районе не разрешены вопросы, связанные с инженерным обеспечением микрорайона сетевой инфраструктурой по водопотреблению и водоотведению, ливневой канализации, электроснабжению, без разрешения которых проектирование комплексной
застройки затруднительно и препятствует получению разрешений на строительство.
В процессе освоения арендуемого земельного участка общество получило технические условия подключения проектируемого жилого микрорайона "Семичевка" юго-восточного района г. Смоленска в границах ул. 2-я Киевская-проспект Гагарина к сетям инженерно-технического обеспечения, реализация которых возможна при условии участия городских и областных властей:
- технические условия на теплоснабжение 1-ой очереди строительства микрорайона "Семичевка" г. Смоленска с тепловой нагрузкой 9.9 Гкал/ч, выданы ОАО "Территориальная регенерирующая компания N 4" ПО "Смоленсктеплосеть" 03.04.2008 N С9-1062/777, подключение тепловой нагрузки возможно только после завершения строительства НПСN3 по улице В. Волок. Строительство не осуществлялось.
- технические условия на присоединение к электрическим сетям от 06.03.2012 N 20176214 (приложение к договору М 40499969 об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям); имеется возможность технологического присоединения объектов первой очереди застройки данного микрорайона (с учетом объектов первой очереди ООО "ВЭЖ") в связи с недозагрузкой трансформаторных подстанций Юго-Восточного района г. Смоленска. Ввод второй и третьей очередей застройки микрорайона будет возможен только с проектированием, строительством и вводом в эксплуатацию планируемой ПС 110/10/6кВ "Семичевка", финансирование которой было запланировано на 2009-2010 годы, но до настоящего времени строительство не выполнено;
- технические условия на подключение к сетям водоснабжения и канализации, выданы СМУП "Горводоканал" 10.12.2007 J\s 306, в соответствии с которыми необходимо запроектировать и построить локальный водозабор с комплексом водоподготовки (наряду с рабочими должна быть одна резервная артезианская скважина). На земельном участке в районе р. Ясенная для размещения артезианских скважин ООО "Геоцентр-Смоленск" были проведены изыскания, которые показали стойкий уровень загрязнения почвы. Во исполнение статей 12 и 19 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" необходимо принятие незамедлительных мер по выбору мест новых водозаборов с учетом перспективы развития города;
- подключение к городской системе водоотведения будет возможно после проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию разгрузочного самотечного канализационного коллектора Южного района и реконструкции городских очистных сооружений (согласно утвержденной Решением Смоленского городского Совета от 28.02.2007 N 494 "Инвестиционной программы развития систем водоснабжения и водоотведения г. Смоленска на 2007-2010 годы". Данный пункт инвестиционной программы не реализован и вопрос остро стоит на сегодняшний день. По водоотведению - существующий коллектор Южного района работает с полной нагрузкой, а в городских очистных сооружениях отсутствует резерв по дополнительному приему стоков.
Письмом от 08.08.2011 N 1697/3 департамент Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике и промышленности согласовал представленную филиалом ОАО "МРСК Центра" 04.08.2011 долгосрочную инвестиционную программу на 2012-2016 годы.
Согласно инвестиционной программе ОАО "МРСК Центра" на территории Смоленской области на 2012-2016 годы начало строительства участков ВЛ-175, ВЛ-178: 2-х цепная отпайка на ПС 110/66 Кв Семичевка - 2012 год, окончание строительства - 2013 год.
Постановлением департамента Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике и промышленности от 30.01.2012 N 17 утверждена долгосрочная инвестиционная программа ОАО "МРСК Центра" (на территории Смоленской области) на 2012-2017 годы.
Согласно долгосрочной инвестиционной программе ОАО "МРСК Центра" на территории Смоленской области на 2012-2017 годы начало строительства ПС 110/66 Кв Семичевка - 2013 год, окончание строительства - 2016 год.
В связи с отсутствием у филиала ОАО "МРСК Центра" - "Смоленскэнерго" договорных отношений по осуществлению технологических присоединений энергопринимающих устройств, строительство новой ПС 110 кВ Семичевка исключено из инвестиционной программы (письмо от 18.10.2013 мрск-см/02-1/18203).
Письмом от 22.10.2013 N АВ-13/1330 ООО "Смоленская ТСК" сообщило о том, что строительство подкачивающей насосной станции ПНС N 3 по ул. 2-ой Верхний Волок в городе Смоленске окончено и 19.03.2012 получено разрешение на ввод в эксплуатацию.
Согласно долгосрочной инвестиционной программе ОАО "МРСК Центра" на территории Смоленской области на 2012-2017 годы начало строительства ПС 110/66 Кв Семичевка - 2013 год, окончание строительства - 2016 год.
В связи с отсутствием у филиала ОАО "МРСК Центра" - "Смоленскэнерго" договорных отношений по осуществлению технологических присоединений энергопринимающих устройств, строительство новой ПС 110 кВ Семичевка исключено из инвестиционной программы (письмо от 18.10.2013 мрск-см/02-1/18203).
Письмом от 22.10.2013 N АВ-13/1330 ООО "Смоленская ТСК" сообщило о том, что строительство подкачивающей насосной станции ПНС N 3 по ул. 2-ой Верхний Волок в городе Смоленске окончено и 19.03.2012 получено разрешение на ввод в эксплуатацию.
Обществом не получено разрешение на строительство объектов, строительство на земельном участке не начиналось, освоение земельного участка затруднено отказом СМУП "Горводоканал" выдать технические условия с точками подключения к городским сетям водоснабжения и канализации, что препятствует архитектурному проектированию объекта. Смоленское МУП "Горводоканал" письмом от 15.08.2013 сообщило о том, что в связи с увеличением стоимости строительства первой очереди разгрузочного коллектора Южного района с 580 млн. рублей до 2 072,9 млн. рублей из действующей инвестиционной программы по развитию систем водоснабжения и водоотведения г. Смоленска на 2011 - 2013 годы исключено строительство первой очереди разгрузочного коллектора Южного района, а включено только проведение работ по проектированию 2-ой очереди разгрузочного коллектора Южного района.
Пунктом 19 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что, документом, подтверждающим соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка, и дающим право осуществлять строительство объектов капитального строительства, является разрешение на строительство, выдаваемое застройщику на срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства.
Согласно статье 48 Гражданского кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.
Для подготовки проектной документации необходимы градостроительный план земельного участка, результаты инженерных изысканий, технические условия.
Технические условия, предусматривающие максимальную нагрузку, сроки подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и срок действия технических условий, а также информация о плате за такое подключение (технологическое присоединение) предоставляется организациями, осуществляющими эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, без взимания платы в течение четырнадцати дней по запросам федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления или правообладателей земельных участков, если иное не предусмотрено законодательством о газоснабжении в Российской Федерации.
Организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, обязана обеспечить правообладателю земельного участка в установленные сроки подключение (технологическое присоединение) построенного или реконструированного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с техническими условиями и информацией о плате за подключение (технологическое присоединение), предоставленными правообладателю земельного участка.
В Инструкции о порядке заполнения формы разрешения на строительство, утвержденной приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 19.10.2006 N 120, определено, что в строке "Срок действия настоящего разрешения - до" указывается нормативный срок продолжительности строительства, определенный в разделе "Проект организации строительства" проектной документации.
Разрешение на строительство объектов на арендуемом земельном участке не получено вследствие изложенных выше препятствий.
Таким образом, судом установлена невозможность осуществления строительства объектов на арендуемом участке по независящим от арендатора причинам.
На основании изложенного, с учетом фактической передачи земельного участка в пользование обществу и отсутствии доказательств его использования в коммерческих целях, суд правомерно исчислил арендную плату за пользование земельным участком за период с 01.07.2012 по 30.09.2013 по ставке 0,3 % от удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка (постановление N 192), что составляет 413 392 рублей 89 копеек.
Поскольку ответчиком уплачено 130 000 рублей, то размер задолженности по арендной плате за спорный период составил 283 392 рублей 89 копеек. Расчет арендной платы проверен судом апелляционной инстанции и признан верным. Возражений по существу расчета ответчиком не представлено.
Согласно пункту 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Пунктом 5.2 договора установлено, что за нарушение срока внесения арендной платы по договору арендатор выплачивает арендодателю пени в размере 0,3 % от суммы недоимки за каждый день просрочки.
Частично удовлетворяя требование о взыскании с ответчика неустойки, суд исходя из размера арендной платы, определенной по ставке 0,3 % от удельного показателя кадастровой стоимости, а также с учетом правовой позиции, изложенной в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2011 N 81 "О некоторых вопросах применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации", сделанного ответчиком заявления о снижении неустойки, правомерно определил ее сумму в соответствии с двукратной ставкой рефинансирования (что составило 25 236 рублей 24 копеек). При этом суд установил, что размер неустойки, определенный договором аренды и соответствующий 108 % годовых, не отвечает компенсационному характеру неустойки.
Поскольку апелляционная жалоба не содержит доводов относительно неправомерности применения судом статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки ее размера.
Ссылку департамента на то, что арендная плата в повышенном размере должна уплачиваться независимо от того, какие причины обусловили невозможность завершения строительства в нормативный срок апелляционный суд не может признать убедительной.
По смыслу норма земельного законодательства повышенные санкции за нарушение сроков жилищного строительства должны применяться в случае существования у арендатора объективной возможности начала строительства и ее неиспользование по причинам, зависящим от застройщика.
В настоящем случае преюдициальным актом по делу N А62-7742/201 установлено наличие объективных причин, по которым общество не могло начать строительство. При таких условиях применение повышенных санкций за пользование земельным участком не соответствовало бы принципу экономической доходности, установленному постановлением N 582.
В то же время суд апелляционной инстанции отмечает, что неиспользование земельного участка по целевому назначению вследствие объективных причин могло бы явиться основанием для расторжения договора аренды земельного участка.
Довод департамента о том, что арендная плата подлежит взысканию в повышенном размере независимо от фактического использования обществом земельного участка, а в случае наличия у арендатора претензий относительно недостатков имущества спорные правоотношения должны разрешаться по нормам статьи 612 Гражданского кодекса Российской Федерации, не принимается судом.
В данном случае спор сторон заключается не в том, должен ли уплачивать арендатор арендную плату в связи с недостатками, обнаруженными в арендованном имуществе, а в том, в каком размере эта плата должна уплачиваться за период действия договора.
Ответчик не заявляет о недостатках земельного участка, не оспаривает правомерность требования о взыскании арендной платы, возражая лишь против ее размера, определенного департаментом.
Статья 612 Гражданского кодекса Российской Федерации регламентирует ответственность арендодателя за недостатки сданного в аренду имущества, а не вопросы определения размера арендной платы.
Кроме того, исчисление арендной платы в размере, указанном истцом, будет противоречить принципам экономической обоснованности и доходности, установленным постановлением N 582.
Довод заявителя о том, что в отсутствие доказательств судом установлена невозможность строительства по причине не осуществления строительства НПС N 2 по ул. В. Волок и ПС 110/10/6Кв "Семичевка" не принимается судом, поскольку указанные обстоятельства установлены преюдициальным решение Арбитражного суда Смоленской области по делу N А62-7742/2012 и в силу статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не подлежат повторному доказыванию между теми же лицами.
Таким образом, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебного акта (часть 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлено.
В соответствии с пунктом 3 статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в постановлении арбитражного суда апелляционной инстанции указывается на распределение судебных расходов, в том числе расходов, понесенных в связи с подачей апелляционной жалобы.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Поскольку заявитель в силу статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты госпошлины, последняя взысканию не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 24.12.2013 по делу N А62-3659/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Л.А. Капустина |
Судьи |
М.В. Каструба |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-3659/2013
Истец: Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области
Ответчик: ООО "Смоленская Строительная Компания"