г. Вологда |
|
11 марта 2014 г. |
Дело N А13-9156/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 марта 2014 года.
В полном объёме постановление изготовлено 11 марта 2014 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Осокиной Н.Н. и Холминова А.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мазалецкой О.О.,
при участии от заявителя Солонниковой М.В. по доверенности от 15.01.2014,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента финансов Вологодской области на решение Арбитражного суда Вологодской области от 23 декабря 2013 года по делу N А13-9156/2013 (судья Колтакова Н.А.),
установил:
Департамент сельского хозяйства, продовольственных ресурсов и торговли Вологодской области (ОГРН 1103525003207; далее - департамент сельского хозяйства) обратился в Арбитражный суд Вологодской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Сельскохозяйственное предприятие "Имени А.И. Коробицына" (ОГРН 1073535000758; далее - общество, ООО "СХП им. А.И. Коробицына") о взыскании 561 840 рублей неправомерно полученной субсидии.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Департамент финансов Вологодской области (ОГРН 1023500901654; далее - департамент финансов).
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 23 декабря 2013 года по делу N А13-9156/2013 в удовлетворении исковых требований отказано.
Департамент финансов с судебным актом не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает на неправильное применение судом норм материального права. Считает, что обществом не выполнены условия предоставления субсидий, предусмотренные Положением о порядке выделения из областного бюджета субсидий на возмещение части затрат на приобретение минеральных удобрений, утвержденным постановлением правительства Вологодской области от 04.10.2010 N 1130 (далее - Положение N 1130), и Положением о порядке выделения из областного бюджета субсидий на возмещение части затрат на приобретение горюче-смазочных материалов, утвержденным постановлением правительства Вологодской области от 19.04.2010 N 445 (далее - Положение N 445).
Департамент сельского хозяйства доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал, просит решение суда отменить.
ООО "СХП им. А.И. Коробицына" отзыв на жалобу не представило.
Представитель заявителя в судебном заседании заявил о переименовании с 01.01.2014 в соответствии с постановлением губернатора Вологодской области от 28.10.2013 N 494 "Об изменениях в структуре органов исполнительной государственной власти области" Департамента сельского хозяйства, продовольственных ресурсов и торговли Вологодской области на Департамент сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Вологодской области.
В связи с этим в соответствии со статьей 124 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд считает необходимым произвести изменение наименования заявителя на Департамент сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Вологодской области (далее - департамент сельского хозяйства).
Общество и департамент финансов надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 АПК РФ.
Заслушав объяснения представителя департамента сельского хозяйства, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, в соответствии с Положением N 1130 департаментом сельского хозяйства и обществом заключен договор от 26.04.2011 N 604 о выделении из областного бюджета субсидий на возвращение части затрат на приобретение минеральных удобрений, согласно которому данный департамент выделяет сельхозтоваропроизводителю 282 363 руб. средств областного бюджета в виде субсидий на возмещение части затрат на приобретение минеральных удобрений для своевременного проведения полевых работ.
Помимо того, в соответствии с Положением N 445 департаментом сельского хозяйства и обществом заключен договор от 12.04.2011 N 389 о выделении из областного бюджета субсидий на возмещение части затрат на приобретение горюче-смазочных материалов, в силу которого данный департамент выделяет сельхозтоваропроизводителю 87 580 руб. средств областного бюджета в виде субсидий на возмещение части затрат на приобретение горюче-смазочных материалов для своевременного проведения полевых работ.
К договору подписано дополнительное соглашение от 03.08.2011, согласно которому цена договора составляет 169 499 руб., из них на посевные работы - 87 580 руб., на заготовку кормов - 81 919 руб.
Названные суммы по договорам от 26.04.2011 N 604 и от 12.04.2011 N 389 перечислены обществу платежными поручениями от 17.05.2011 N 22062, от 11.05.2011 N 205556, от 10.08.2011 N 27678.
Департаментом финансов 08 и 09 ноября 2012 года проведена проверка осуществления департаментом сельского хозяйства операций со средствами областного бюджета, выделяемыми в форме субсидий на возмещение части затрат на приобретение горю-смазочных материалов и минеральных удобрений в 2011 году, в ходе которой департамент финансов пришел к выводу о том, что выплата ООО "СХП им. А.И. Коробицына" субсидий в 2011 году произведена с нарушением названных выше положений, что и послужило основанием для обращения в арбитражный с указанным выше заявлением.
В обоснование своей позиции департаменты ссылаются на положения статьи 1 Закона Вологодской области от 06.12.2005 N 1384-ОЗ "О государственной поддержке сельскохозяйственного производства Вологодской области" (далее - Закон N 1384-ОЗ), в соответствии с которой сельскохозяйственными товаропроизводителями являются организации, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, доля выручки которых от реализации произведенной и переработанной ими сельскохозяйственной продукции в общей выручке от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за предшествующий год составляет не менее 50%.
Поскольку при заключении договоров по итогам 2010 года доля выручки общества от произведенной сельскохозяйственной продукции составила 35%, то, по мнению департамента финансов, оно не являлось сельхозпроизводителем и, соответственно, субсидии получило необоснованно.
Департамент финансов считает, что суммы субсидий подлежат возврату на основании пункта 3.2 положений N 1130 и N 445, а именно в связи с тем, что обществом не выполнены условия предоставления субсидий.
Суд первой инстанции правомерно не согласился с данными доводами департамента сельского хозяйства.
В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно статье 310 ГК РФ не допускается односторонний отказ от исполнения обязательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Пунктом 2 статьи 78 БК РФ предусмотрено, что субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно абзацу третьему пункта 2 названной статьи порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации устанавливается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять, в том числе цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
В силу Положения N 445 (в редакции, действовавшей на момент заключения спорных договоров с обществом) субсидии предоставляются сельхозтоваропроизводителям области в целях возмещения части затрат на приобретение горюче-смазочных материалов для своевременного проведения полевых сельскохозяйственных работ (пункт 2.10).
На основании пункта 2.2 Положения N 445 субсидии предоставляются при условии ведения сельскохозяйственного производства по выращиванию сельскохозяйственных культур на территории области.
Для предоставления субсидий сельхозтоваропроизводители представляют в департамент сельского хозяйства выписку из Единого государственного реестра юридических лиц, реестр платежных документов на поставку и оплату горюче-смазочных материалов по форме согласно приложению 3 к настоящему Положению с заверенными организацией - получателем субсидий копиями счетов-фактур и платежных документов (платежных поручений, кассовых чеков с авансовыми отчетами), подтверждающих произведенные затраты, начиная со второго полугодия предшествующего года (пункт 2.5 Положения N 445).
Пунктом 2.6 Положения N 445 определено, что департамент сельского хозяйства в течение 10 дней со дня поступления документов на получение субсидий рассматривает представленные документы и в случае их несоответствия перечню документов, указанному в пункте 2.5 настоящего Положения, возвращает сельхозтоваропроизводителю с указанием причин; в течение 15 дней со дня поступления документов формирует реестр выделения из областного бюджета субсидий на возмещение части затрат на приобретение горюче-смазочных материалов по форме согласно приложению 4 к настоящему Положению и представляет его в управление областного казначейства департамента финансов области.
Пунктом 3.2 Положения N 445 установлено, что в случае установления фактов представления недостоверных сведений (документов) на получение субсидий, невыполнения условий предоставления субсидий и обязательств, предусмотренных договором о выделении из областного бюджета субсидий на возмещение части затрат на приобретение горюче-смазочных материалов, департамент сельского хозяйства направляет получателю субсидий уведомление с предложением о возврате в течение 30 календарных дней излишне полученных субсидий в областной бюджет. В случае непоступления средств в течение 30 календарных дней после направления уведомления принимает меры к их взысканию в судебном порядке.
В соответствии с пунктом 2.1 Положением N 1130 (в редакции, действовавшей на момент заключения договоров) субсидии предоставляются сельхозтоваропроизводителям области в целях возмещения части затрат на проведение мелиоративных мероприятий.
Субсидии предоставляются при условии ведения сельскохозяйственного производства на территории области по выращиванию сельскохозяйственных культур; использования мелиорированных земель для производства сельскохозяйственной продукции.
Согласно пункту 2.2 Положения N 1130 главным распорядителем бюджетных средств является Департамент сельского хозяйства, продовольственных ресурсов и торговли Вологодской области.
Пунктом 2.6 Положения N 1130 определено, что для предоставления субсидий сельхозтоваропроизводители представляют в департамент сельского хозяйства следующие документы:
- реестр документов на выполнение и оплату работ по проведению мелиоративных мероприятий по форме согласно приложению 1 к настоящему Положению;
- выписку из Единого государственного реестра юридических лиц или выписку из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей;
- копию справки из территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Вологодской области об основных видах экономической деятельности по ОКВД;
- заверенные сельхозтоваропроизводителем копии:
документов, подтверждающих фактические затраты по работам, выполненным хозяйственным способом, или счетов-фактур;
оплаченных платежных документов, подтверждающих произведенные затраты;
проектно-сметной документации на содержание и ремонт мелиоративных систем;
актов о приемке выполненных работ по объекту (унифицированная форма N КС-2, утвержденная постановлением Госстата России от 11 ноября 1999 года N КС-2);
справок о стоимости выполненных работ и затрат (унифицированная форма N КС-3, утвержденная постановлением Госстата России от 11 ноября 1999 года N 100);
договора с подрядчиками на выполнение работ по проведению мелиоративных мероприятий.
Департамент сельского хозяйства в течение 20 дней со дня поступления документов, указанных в пункте 2.6 настоящего Положения:
рассматривает представленные документы и в случае их несоответствия настоящему Положению возвращает сельхозтоваропроизводителю с указанием причин;
формирует реестры выделения из областного бюджета субсидий на возмещение части затрат на проведение мелиоративных мероприятий по форме согласно приложению 2 к настоящему Положению и представляет в управление областного казначейства департамента финансов.
Пунктом 3.2 Положения N 1130 предусмотрено, что в случае установления фактов представления недостоверных сведений (документов) на получение субсидий, невыполнения обязательств, предусмотренных договором о выделении из областного бюджета субсидий на возмещение части затрат на проведение мелиоративных мероприятий, департамент сельского хозяйства направляет получателю субсидии уведомление с предложением о возврате в течение 30 календарных дней полученной субсидии в областной бюджет. В случае непоступления средств в течение 30 календарных дней департамент сельского хозяйства принимает меры к их взысканию в судебном порядке.
Следовательно, указанными положениями в редакции, действовавшей на момент заключения договоров с обществом, не предусмотрено в качестве оснований для предоставления субсидий соответствия получателя средств понятию сельскохозяйственного товаропроизводителя, изложенному в статье 1 Закона N 1384-ОЗ, а именно наличие у него доли выручки от реализации произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции в общей выручке от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг) за предшествующий год не менее 50%.
Департаментом сельского хозяйства не оспаривается, что обществом для получения субсидий предъявлены все установленные указанными положениями документы.
Также, как следует из материалов дела, департаментом финансов не установлено фактов представления обществом для получения субсидий недостоверных сведений (документов) и невыполнения им обязательств, предусмотренных договорами о выделении из областного бюджета субсидий.
Помимо того, суд правильно отметил, что с учетом нормы, содержащейся в пункте 3 статьи 78 БК РФ, положения о возврате субсидий в случае нарушения условий их предоставления должны быть отражены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий.
В обоснование необходимых для возврата субсидии департамент сельского хозяйства ссылается на статью 132 БК РФ "Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации их федерального бюджета", статью 158 БК РФ "Бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств", статью 269 "Финансовый контроль, осуществляемый главными распорядителями бюджетных средств, главными администраторами доходов бюджета и главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета".
Однако указанные нормы не содержат указаний на возможность возвращения суммы выплаченной субсидии в случае, обозначенном истцом в иске.
В связи с этим суд первой инстанции правомерно отказал департаменту сельского хозяйства в удовлетворении заявленных требований.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы департамента финансов и отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 23 декабря 2013 года по делу N А13-9156/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента финансов Вологодской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
Н.Н. Осокина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-9156/2013
Истец: Департамент сельского хозяйства,продовольственных ресурсов и торговли Вологодской области
Ответчик: ООО "СХП "Имени А. И.Коробицына"
Третье лицо: Департамент финансов Вологодской области, Межрайонная Инспекция ФНС России N11 по Вологодской области