г. Самара |
|
11 марта 2014 г. |
Дело N А55-24755/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03.марта 2014 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 марта 2014 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Бажана П.В., Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Прокофьевым В.Н.,
с участием:
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области - Белоусова С.П., доверенность от 18.12.2013 г. N 12-05/33474;
от Закрытого акционерного общества "Новокуйбышевская нефтехимическая компания" - Зубкова Н.А., доверенность от 01.11.2013 г. N 365/14;
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 09 января 2014 года по делу N А55-24755/2013 (судья Мешкова О.В.)
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области, г. Самара,
к Закрытому акционерному обществу "Новокуйбышевская нефтехимическая компания", (ОГРН 1026303117994), Самарская область, г. Новокуйбышевск,
о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о привлечении Закрытого акционерного общества "Новокуйбышевская нефтехимическая компания" к административной ответственности по ч.4 ст.14.1 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 09.01.2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с выводами суда, Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывает, что поскольку законодатель исключает любую возможность отступления от требований санитарных правил и гигиенических нормативов, а нарушение таких требований влечет ответственность за совершаемые действия, то существенная угроза общественным отношениям (здоровью и санитарно-эпидемиологическому благополучию населения) заключается в пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права, а не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения.
По мнению подателя жалобы административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 14.1 КоАП РФ, выразившееся в грубом нарушении лицензионных требований и условий, не может быть признано малозначительным.
В судебном заседании представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель Закрытого акционерного общества "Новокуйбышевская нефтехимическая компания" считает решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в отзыве.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в период с 05.10.2013 г. по 28.10.2013 г. проведены плановые мероприятия по контролю в отношении ЗАО "Новокуйбышевская нефтехимическая компания" (далее ЗАО "ННК").
В результате проведенной в соответствии с ежегодным планом проведения проверок, утвержденного Генеральной прокуратурой РФ и на основании распоряжения и.о. начальника управления территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Самарской области в г. Новокуйбышевске от 23.09.2013 г. N 16-06/261 и распоряжения начальника территориального отдела от 14.10.2013 г. N 16-06/261/1 о внесении изменений в распоряжение от 23.09.2013 г. N 16-06/261 проверки соответствия деятельности Общества обязательным требованиям РФ в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей составлен акт от 28.10.2013 г. N 16-06/261 и протокол от 28.10.2013 г. N 06-1/484 об административном правонарушении, в котором указаны следующие нарушения:
осуществление деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) - эксплуатация источников ионизирующего излучения для рентгеновской дефектоскопии (аппараты рентгеновские переносные для рентгеновской дефектоскопии) с грубым нарушением условий, предусмотренных лицензией на деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) в части лицензионных требований к наличию помещений, отвечающих санитарно-эпидемиологическим требованиям и требованиям в области радиационной безопасности, а именно: в складском помещении для хранения рентгеновских дефектоскопов и фотолаборатории имеются дефекты отделки стен и пола.
Протоколом об административном правонарушении Обществу вменяется нарушение п. 1 части 3 статьи 8 Федерального закона N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", ст. 11, 24, 25 Федерального закона N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ст. 14 Федерального Закона РФ от 09.01.1996 г. N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения", п.п. 4(а),5 "Положения о лицензировании деятельности с источниками ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности), утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2012 г. N278, п. 3.11 СП 2.2.2.1327-03 "Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту", п.4.18 СП 2.2.1.1312-03 "Гигиенические требования к проектированию вновь строящихся и реконструируемых промышленных предприятий".
Данное нарушение административным органом квалифицировано применительно к ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
При принятии решения об отказе в удовлетворении заявленных Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области требований о привлечении общества к административной ответственности по указанной статье КоАП РФ суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
ЗАО "ННК" в установленном законодательством порядке имеет лицензию на деятельность в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (далее ИМИ): эксплуатация источников ионизирующего излучения для рентгеновской дефектоскопии. Используемые радиационные источники: аппараты переносные для рентгеновской дефектоскопии. Лицензия N 63.CI 1.06.002. Л.000051.06.06, выданная 29.06.2006 г. Управлением Роспотребнадзора по Самарской области.
В соответствии с частью 3 статьи 22 Федерального закона от 04.05.2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее Федеральный закон N 99--ФЗ) указанная лицензия является бессрочной.
Частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), в виде административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В примечании к данной статье указано, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В силу статьи 3 Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ) лицензия -специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
Статьей 3 Федерального закона N 99-ФЗ предусмотрено, что под лицензионными требованиями и условиями понимается совокупность предусмотренных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.
Правовое регулирование безопасности населения регулирует Федеральный закон от 09.01.1996 N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения" (далее - Федеральный закон N 3-ФЗ)
На основании статьи 10 Федерального закона N 3-ФЗ работы в области использования источников ионизирующего излучения осуществляются только на основании специальных разрешений (лицензий), выданных органами, уполномоченными на ведение лицензирования. Лицензирование деятельности в области обращения с источниками ионизирующего излучения осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Статья 14 Федерального закона N 3-ФЗ возлагает на организации, деятельность которых включает обращение с источниками ионизирующего излучения, обязанность по соблюдению требований настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, норм, правил и нормативов в области обеспечения радиационной безопасности.
Как указано выше часть 4 статьи 14.1 КоАП РФ предполагает осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением.
Таким образом, для установления наличия или отсутствия события и состава административного правонарушения необходимо установление факта грубых нарушений условий лицензии.
Из материалов дела следует, что в соответствии с п.п. "а" пункта 4 Положения о лицензировании деятельности в области использования источников ионизирующего излучения (генерирующих) (за исключением случая, если эти источники используются в медицинской деятельности), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.04.2012 г. N 278, одним из лицензионных требований, предъявляемым к соискателю лицензии (лицензиату) при осуществлении лицензируемой деятельности, является наличие принадлежащих соискателю на том или ином праве зданий, сооружений, помещений и отвечающих санитарно-эпидемиологическим требованиям и требованиям в области радиационной безопасности в соответствии с Федеральными законами.
На основании Закона N 52-ФЗ и Положения о государственном санитарно-эпидемиологическом нормировании, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июля 2000 г. N 554, разработаны и введены в действие с 25.06.2003 санитарно-эпидемиологические правила "Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту СП 2.2.2.1327-03", утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 23 мая 2003 года (далее - Санитарные правила).
Указанные Санитарные правила согласно пункту 1.2 СП 2.2.2.1327-03 являются нормативно-правовым документом, определяющим гигиенические требования по предотвращению воздействия на работающих вредных производственных факторов и охрану окружающей среды с целью улучшения условий труда и состояния здоровья работающих.
Требования Санитарных правил являются обязательными при проектировании, внедрении в производство и осуществлении технологических процессов и эксплуатации производственного оборудования во всех отраслях промышленности (кроме горнорудной и угольной), транспорта, строительства и сельского хозяйства, для всех юридических и физических лиц, независимо от ведомственной принадлежности, организационно-правовых форм и форм собственности (пункт 1.3 СП 2.2.2.1327-03).
Согласно пункту 3.11 СП 2.2.2.1327-03 организации должны иметь достаточной мощности склады, оборудованные подъемно-транспортными средствами, позволяющими полностью механизировать и обезопасить операции разгрузки-погрузки сырья и материалов. Складские помещения должны быть чистыми, сухими, с исправными крышами и полами, иметь освещенные проходы и проезды между стеллажами, секциями, входными и выходными проемами, регулярно убираться и ремонтироваться.
Пунктом 4.18 санитарно-эпидемиологических правил СП 2.2.1.1312-03 "Гигиенические требования к проектированию вновь строящихся и реконструируемых промышленных предприятий", утвержденных постановлением Главного санитарного врача РФ от 30.04.2003 N 88, установлено, что для отделки стен, потолков и других поверхностей, в т.ч. внутренних строительных конструкций, в помещениях, где размещены участки с применением вредных и агрессивных веществ, следует предусматривать материалы, предотвращающие сорбцию и допускающие систематическую очистку, влажную и вакуумную уборку, а при необходимости и обезвреживание.
Однако на момент проверки в складском помещении Общества, используемого им при осуществлении предпринимательской деятельности для хранения рентгеновских дефектоскопов и фотолаборатории, имеются дефекты отделки стен и пола, выразившиеся согласно дополнению к заявлению в наличии трещин, сколов, отбитой плитки), при этом нарушение целостности покрытия, делает невозможным проведение эффективной влажной обработки, дезинфекции и дезактивации в складском помещении для хранения рентгеновских дефектоскопов и фотолаборатории, что может привести к загрязнению поверхностей и воздуха помещений химическими веществами в концентрациях, превышающих ПДК (предельно допустимые концентрации) и, таким образом, повлиять на состояние здоровья работников.
Данные нарушения подтверждены актом проверки от 28.10.2013, протоколом об административном правонарушении от 28.10.2013 N 06-1/484. фотоматериалами и по существу не опровергнуты Обществом.
Довод Общества о том, что указанные нарушения не могут быть квалифицированы по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ ввиду отсутствия вредных последствий для кого-либо отклонен судом, поскольку допущенные на момент проверки нарушения, связанное с хранением используемого в работе оборудования, являющееся источником ионизирующего излучения, представляет потенциальную опасность для человека, создают потенциальную угрозу жизни и здоровью работников.
Учитывая, что ЗАО "ННК", осуществляет деятельность в области использования источников ионизирующего излучения на основании лицензии, к лицензионным требованиям которой относится, в том числе, осуществление деятельности без угроз причинения вреда жизни и здоровью граждан, суд пришел к правильному выводу о нарушении установленных законодательством лицензионных требований и, соответственно, о наличии в действиях (бездействии) общества объективной стороны состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что общество предприняло исчерпывающие меры для соблюдения положений законодательства о лицензировании в материалы дела не представлено.
С учетом изложенного суд пришел к правильному выводу о доказанности административным органом факта осуществления обществом деятельности в области использования источников ионизирующего с грубым нарушением условий лицензирования и, соответственно, о наличии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ и что наличие события и состава правонарушения подтверждены материалами дела об административном правонарушении, нарушений установленного КоАП РФ порядка производства по делу об административном правонарушении, имеющих существенный характер, не выявлено.
Вместе с тем судом правильно учтено, что ЗАО "ННК" ранее не привлекалось к административной ответственности за однородное правонарушение.
Кроме того, в соответствии с выданным административным органом предписанием от 28.10.2013 г. N 06-1 /338 (срок исполнения 31.01.2014 г.) Обществом оперативно произведен косметический ремонт складских помещений и фотолаборатории, что подтверждается отчетом о выполнении работ от 25.11.2013 г.; актом от 05.11.2013 г. N 12461 на списание затрат, фотоматериалом.
С учётом изложенного, исходя из оценки конкретных обстоятельств совершения административного правонарушения, характера допущенного нарушения и отсутствия существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, существенного вреда интересам граждан, общества и государства, суд обоснованно посчитал правомерным в применение в рассматриваемой ситуации статьи 2.9 КоАП РФ, согласно которой при малозначительности совершенного административного правонарушения лицо, его совершившее, может быть освобождено от административной ответственности.
Указанные в апелляционной жалобе доводы не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении дела, и не могут поставить под сомнение правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
В данном случае, оценив представленные доказательства, характер и степень общественной опасности, суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что в рассматриваемом случае при формальном наличии всех признаков состава вмененного правонарушения оно не содержало какой-либо угрозы охраняемым общественным отношениям, не причинило существенного вреда общественным интересам, обоснованно квалифицировал правонарушение в качестве малозначительного и правомерно применил статью 2.9. КоАП РФ, так как норма, указанная в статье 2.9 КоАП, является общей и может применяться к любому составу административного правонарушения.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 09 января 2014 года по делу N А55-24755/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.М. Рогалева |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-24755/2013
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области
Ответчик: ЗАО "Новокуйбышевская нефтехимическая компания"