город Ростов-на-Дону |
|
12 марта 2014 г. |
дело N А53-26127/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 марта 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 марта 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Сурмаляна Г.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Войцешко И.С.,
при участии в судебном заседании:
от заявителя: представитель по доверенности от 28.11.2013 г. N 190 Лунякин И.Е.;
от заинтересованного лица: представитель по доверенности от 30.12.2013 г.
N дов 3-29 Матвеева И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЛОТ" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 29.01.2014 г. по делу N А53-26127/2013 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЛОТ" о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу от 21.11.2013 г. N 07-10/803 о привлечении к административной ответственности по статье 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
принятое в составе судьи Ерёмина Ф.Ф.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ЛОТ" (далее - общество, ООО "ЛОТ") обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному Федеральному округу (далее - управление) N 07-10/803 от 21.11.2013 г. привлечении к административной ответственности по статье 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии со статьей 226 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судей первой инстанции единолично без вызова сторон в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 29 января 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Решение мотивировано доказанностью наличия в действиях общества состава и события вменяемого правонарушения, соблюдением порядка привлечения к административной ответственности, отсутствием оснований для признания правонарушения малозначительным.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, общество с ограниченной ответственностью "Лот" обжаловало его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы общество указывает, что учитывая добровольное устранение обществом вмененного нарушения, а именно незначительный пропуск срока подачи декларации и отсутствие отягчающих вину обстоятельств совершенного правонарушения, ООО "ЛОТ" просит признать совершенное правонарушение малозначительным.
В силу статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично по имеющимся в деле доказательствам.
В пункте 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 г. N 62 "О некоторых вопросах рассмотрения арбитражными судами дел в порядке упрощенного производства" разъяснено, что апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судьей единолично по общим правилам рассмотрения дела арбитражным судом первой инстанции с особенностями, предусмотренными главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель заявителя в судебном заседании пояснил доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, требования апелляционной жалобы удовлетворить.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении требований апелляционной жалобы отказать.
В судебном заседании, состоявшемся 03.03.2014 г., в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв до 07.03.2014 г. Информация о времени и месте продолжения судебного заседания после перерыва была размещена на официальном сайте Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда http://15aas.arbitr.ru. О возможности получения такой информации лицам, участвующим в деле, было разъяснено в определении о принятии апелляционной жалобы к производству, полученном всеми участниками процесса. После перерыва судебное заседание продолжено с участием представителя заявителя.
Представитель заинтересованного лица, после перерыва в явку представителя не обеспечил.
Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения проверочных мероприятий административным органом установлено, что ООО "ЛОТ" допущено административное правонарушение, выразившееся в непредставлении в установленный законом срок до 10 октября 2013 года декларации о перевозке этилового спирта и спиртосодержащей продукции (по форме Приложения N 9 к "Правилам о представлении деклараций об объемах производства, оборота и (или) использовании этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей", утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 г. N 815) за 3 квартал 2013 г.
18.11.2013 г. уполномоченным должностным лицом управления в отношении ООО "ЛОТ", в присутствии надлежаще извещенного его законного представителя - генерального директора, составлен протокол об административном правонарушении по статье 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
21.11.2013 г. заместитель руководителя управления, рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, в отношении ООО "ЛОТ" в присутствии надлежаще извещенного его законного представителя - генерального директора, вынес постановление по делу об административном правонарушении N 07-10/803, которым ООО "ЛОТ" привлечено к административной ответственности по статье 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, используя право на обжалование, предусмотренное статьей 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ООО "ЛОТ" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с настоящим заявлением.
Повторно исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо несвоевременную подачу одной из таких деклараций, либо включение в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных.
Объектом правонарушения являются общественные отношения в сфере налогообложения деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации.
Объективная сторона данного правонарушения выражается в уклонении организаций и их должностных лиц от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо несвоевременная подача одной из таких деклараций, либо включение в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных.
Согласно правовой позиции, выраженной в пункте 3 мотивировочной части постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 12 ноября 2003 года N 17-П, государственное регулирование в области производства и оборота такой специфической продукции, относящейся к объектам, ограниченно оборотоспособным, как этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, обусловлено необходимостью защиты как жизни и здоровья граждан, так и экономических интересов Российской Федерации, обеспечения нужд потребителей в соответствующей продукции, повышения ее качества и проведения контроля за соблюдением законодательства, норм и правил в регулируемой области.
Аналогичные цели государственного регулирования производства и оборота алкогольной продукции закреплены в пункте 1 статьи 1 Федерального закона от 22.11.1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ).
В соответствии с пунктом 16 статьи 2 Федерального закона N 171-ФЗ под оборотом понимается закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие названного Федерального закона.
Действующее законодательство предъявляет повышенные требования к обороту алкогольной продукции, включая ряд ограничений и запретов.
Одним из таких ограничений является установленный пунктом 1 статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ запрет на искажение и (или) непредставление в установленные сроки декларации об объеме производства или оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Пунктом 1 статьи 14 Федерального закона N 171-ФЗ установлено, что организации, осуществляющие производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и оборота.
В соответствии с пунктом 4 статьи 14 Федерального закона N 171-ФЗ организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей продукции, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива и пивных напитков, представляют в электронной форме копии деклараций об объеме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
Порядок учета и декларирования объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции осуществляется в соответствии с "Правилами представления деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 г. N 815 "О представлении деклараций об объемах производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей" (далее - Правила N 815).
Пунктом 2 указанного постановления Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 г. N 815 установлено, что организации, осуществляющие производство и (или) оборот пива и пивных напитков, перевозку этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, использование мощностей основного технологического оборудования для производства этилового спирта или алкогольной продукции с использованием этилового спирта (производственных мощностей), организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, а также индивидуальные предприниматели, осуществляющие розничную продажу пива и пивных напитков, представляют декларации за I и II кварталы 2012 г. до 20 сентября 2012 г.
Правила N 815 устанавливают порядок представления деклараций в том числе об объеме перевозки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; о перевозке этилового спирта и спиртосодержащей продукции.
Согласно пункту 2 Правил N 815 декларации, указанные в пункте 1 названных Правил представляют в том числе организации, осуществляющие перевозку этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции (подпункт а).
В силу пункта 11 Правил N 815 организации, осуществляющие перевозку этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, представляют декларации о перевозке этилового спирта и спиртосодержащей продукции по форме согласно приложению N 9.
Согласно пункту 15 Правил N 815 декларации представляются ежеквартально, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, за IV квартал - не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.
В соответствии с пунктом 16 Правил N 815 декларации представляются в электронной форме или на бумажных носителях.
Пунктом 1 статьи 26 Федерального закона N 171-ФЗ запрещается непредставление в установленные сроки деклараций об объеме производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Согласно пункту 2 статьи 18 Федерального закона N 171-ФЗ на осуществление деятельности по перевозке этилового спирта (в том числе денатурата) и нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции выдаются лицензии. Эта норма действует с 1 июля 2012 г.
В то же время согласно части 1 статьи 5 Федерального закона от 18.07.2011 г. N 218-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу Федерального закона "Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе" перевозки этилового спирта (в том числе денатурата), нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции осуществляются на основании лицензии с 1 июля 2013 г. При этом лицензии на этот вид деятельности выдаются с 1 июля 2012 г. Лицензии на перевозки этилового спирта (в том числе денатурата) и указанной спиртосодержащей продукции, выданные с 1 июля 2012 г. по 30 июня 2013 г., действуют с 1 июля 2013 г.
В силу изложенного судом первой инстанции сделан верный вывод о том, что согласно действовавшего законодательства на момент совершения обществом административного правонарушения, лицензии на осуществление перевозки этилового спирта (в том числе денатурата), нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции должны были выдаваться с 1 июля 2013 года. Иные организации, перевозящие этиловой спирт и не имеющие соответствующей лицензии, подали декларации в установленный законом срок.
Отсутствие у общества лицензии на перевозку этилового спирта не является препятствием для представления декларации в административный орган по форме Приложения N 9 Правил.
Таким образом, исходя из анализа вышеуказанных норм права, организации осуществляющие перевозку этилового спирта независимо от наличия или отсутствия лицензии обязаны представлять декларации по форме согласно Приложению N 9 к Правилам о представлении деклараций об объемах производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, об использовании производственных мощностей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 г. N 815 в электронной форме или на бумажном носителе.
Минэкономразвития России в своих разъяснениях от 11.09.2012 г. указывает, что декларация о перевозке этилового спирта и спиртосодержащей продукции (приложение N 9 к постановлению Правительства Российской Федерации от 09.08.2012 г. N 815) заполняется организациями - перевозчиками этилового спирта и нефасованной спиртосодержащей продукции крепостью более 25 процентов, имеющими соответствующие лицензии (при этом обращено внимание на то, что организации, осуществляющие перевозку указанной продукции автомобильным транспортом, представляют данную декларацию независимо от наличия у них лицензии на соответствующий вид деятельности).
Данные нормы являются императивными и обязательными для исполнения.
Однако, вопреки действующему законодательству общество не представило в установленный срок декларации о перевозке этилового спирта и спиртосодержащей продукции по форме согласно Приложению N 9.
Факт осуществления перевозки этилового спирта ректификованного (код 020) в объеме 35,22 дал обществом не оспаривается. Причин объективного характера, препятствующих представлению декларации, обществом не представлено.
ООО "ЛОТ" является профессиональным участником рынка алкогольной продукции и осознавало важность своевременного предоставления достоверных сведений и возможную ответственность за несвоевременное предоставление декларируемых данных или их искажение, что свидетельствует о вине общества.
Таким образом, вывод суда первой инстанции о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является правильным.
Нарушений административного законодательства при производстве по делу и составлении протокола об административном правонарушении, равно, как и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, судом не установлено.
Протокол об административном правонарушении составлен уполномоченным должностным лицом в присутствии его законного представителя - генерального директора, надлежащим образом уведомленного о времени и месте его составления, что подтверждается материалами дела.
Оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении также вынесено уполномоченным должностным лицом в присутствии законного представителя - генерального директора, что подтверждается его подписью.
На момент рассмотрения дела срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не истек.
Одним из принципов привлечения к ответственности является правовой принцип индивидуализации, который выражается в том, что при привлечении лица к административной ответственности, учитываются не только характер правонарушения, степень вины нарушителя, но и обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.
Установление обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность за совершение административного правонарушения, в соответствии со статьей 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отнесено к компетенции суда, органа, должностного лица, рассматривающего дело об административном правонарушении, который, при вынесении решения о привлечении к административной ответственности последние обязан учитывать.
В материалах дела отсутствуют сведения о привлечении ООО "ЛОТ" к административной ответственности за аналогичное правонарушение в течение одного года, что судом расценивается как смягчающее вину обстоятельство.
Принимая во внимание, что правонарушение совершено обществом впервые, отягчающих вину обстоятельств не установлено, суд первой инстанции обоснованно признал правильным назначенное обществу административное наказание в размере 30000 рублей, то есть в минимальном размере, предусмотренном санкцией статьи 15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суд первой инстанции, с учетом характера совершенного правонарушения и конкретных обстоятельств дела, оценив все имеющиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не признал совершенное обществом правонарушение малозначительным.
Суд апелляционной инстанции, повторно исследовав материалы дела, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции и освобождения общества от административной ответственности в порядке статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не находит.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 29.01.2014 г. по делу N А53-26127/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Судья |
Г.А. Сурмалян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-26127/2013
Истец: ООО "Лот"
Ответчик: Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Южному федеральному округу, Межрегиональное управление ФС по регулированию алкогольного рынка по ЮФО