город Ростов-на-Дону |
|
12 марта 2014 г. |
дело N А32-39598/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 февраля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 марта 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шимбаревой Н.В.
судей Винокур И.Г., Николаева Д.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Красиной А.Ю.
при участии:
от ИФНС России по Темрюкскому району: не явился
от ООО "СВЛ Марин Транзит Сервисиз": представитель по доверенности Кисляков В.В.
рассмотрев материалы апелляционной жалобы Инспекции Федеральной налоговой службы по Темрюкскому району Краснодарского края
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.12.2013 по делу N А32-39598/2012
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СВЛ Марин Транзит Сервисиз"
к заинтересованному лицу: Инспекции Федеральной налоговой службы по Темрюкскому району Краснодарского края
о признании недействительными ненормативных актов налогового органа
принятое в составе судьи Лесных А.В.
УСТАНОВИЛ:
ООО "СВЛ Марин Транзит Сервисиз" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным решения ИФНС России по Темрюкскому району N 454 от 28.09.2012 в части установления неполной уплаты НДС за 2011 г. в сумме 2 381 248 руб. (необоснованного применения налоговой ставки НДС 0 % при реализации услуг на сумму 13 229 158 руб.), привлечения ООО "СВЛ Марин Транзит Сервисиз" к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 476 250 руб. и уплаты пеней в размере 262 019 руб.
Решением суда от 05.12.2013 признано недействительным решение ИФНС России по Темрюкскому району Краснодарского края N 454 от 28.09.2012 в части установления неполной уплаты налога на добавленную стоимость за 2011 г. в сумме 2 381 248 рублей, привлечения ООО "СВЛ Марин Транзит Сервисиз" к налоговой ответственности в виде уплаты штрафа в размере 476 250 рублей и уплаты пеней (по состоянию на 28.09.2012) в размере 262 019 рублей. С инспекции в пользу общества взысканы судебные расходы в размере 2 000 рублей.
Судебный акт мотивирован тем, что вывод налогового органа о необоснованном применении нулевой ставки по налогу на добавленную стоимость не основан на верном толковании норм действующего законодательства, не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Не согласившись с принятым решением, ИФНС России по Темрюкскому району Краснодарского края обжаловала его в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ, и просила решение суда отменить.
В обоснование апелляционной жалобы инспекция указала, что суд первой инстанции не учел, что ООО "СВЛ Марин Транзит Сервисиз" не имеет права на применение ставки 0% по НДС на основании пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ.
В отзыве на жалобу общество просило решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Участвующие в деле лица о рассмотрении дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание представитель инспекции не явился. Инспекция ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие представителя, ходатайство судом удовлетворено. Дело рассмотрено в порядке ст. 156 АПК РФ.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ИФНС России по Темрюкскому району Краснодарского края проведена выездная налоговая проверка ООО "СВЛ Марин Транзит Сервисиз" по вопросам соблюдения законодательства по налогам и сборам за период с 17.05.2010 года по 31.12.2011, по налогу на доходы физических лиц с 17.05.2010 по 30.06.2012.
Выездной налоговой проверкой было установлено необоснованное применение налогоплательщиком налоговой ставки 0 процентов при реализации услуг на сумму 13 229 158 руб. по договору N 3 от 31.07.2010, заключенному с компанией SVL Activ Trading Ltd, и договору N 18-11/2S/ES от 01.04.2011, заключенному с Kirgan Holding S.A.
По результатам проверки составлен акт N 409 от 04.09.2012, в соответствии с п. 6 ст. 100 НК РФ ООО "СВЛ Марин Транзит Сервисиз" представило в инспекцию возражения на акт выездной налоговой проверки.
По результатам налоговой проверки ИФНС России по Темрюкскому району Краснодарского края было принято решение N 454 от 28.09.2012 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
ООО "СВЛ Марин Транзит Сервисиз" была подана апелляционная жалоба на решение налогового органа в Управление ФНС по Краснодарскому краю.
Решением УФНС по Краснодарскому краю от 19.11.2012 N 20-12-1188 апелляционная жалоба была оставлена без удовлетворения.
В связи с чем, ООО "СВЛ Марин Транзит Сервисиз" обратилось в суд с заявлением о признании недействительным решения ИФНС России по Темрюкскому району N 454 от 28.09.2012 в части установления неполной уплаты НДС за 2011 г. в сумме 2 381 248 руб. (необоснованного применения налоговой ставки НДС 0% при реализации услуг на сумму 13 229 158 руб.), привлечения общества к налоговой ответственности в виде штрафа в размере 476 250 руб. и уплаты пеней в размере 262 019 руб.
Как видно из материалов дела, в обоснование своей позиции инспекция указала, что исходя из буквального толкования пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ перечисленные выше транспортно-экспедиторские услуги могут облагаться по налоговой ставке 0 процентов при условии, что: во-первых, услуги оказываются на основании договора транспортной экспедиции; во-вторых, услуги должны соответствовать перечню, установленному абз. 4 пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ, который является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию; в-третьих, налогоплательщик в рамках договора транспортной экспедиции оказывает услуги по организации международной перевозки товаров.
Согласно договору N 3 от 31.07.2010, заключенного между обществом и компанией SVL Activ Trading Ltd (далее - заказчик) ООО "СВЛ Марин Транзит Сервисиз" осуществляет транспортно-экспедиционное обслуживание грузов "Заказчика", принимая на себя обязательства:
1. по оказанию информационных услуг (п. 3.1.5 Национального стандарта), а именно: осуществления оперативной связи с фрахтователями, судовладельцами, капитанами судов, иными представителями грузоотправителя и грузополучателя;
2. оказание услуг по оформлению документов, приему и выдаче грузов (в соответствии с п. 3.1.2 Национального стандарта), оказание услуг и/или организация оказания услуг по таможенному оформлению грузов (в соответствии с п. 3.1.9 Национального стандарта), а именно: оформление грузовых документов и представление их в администрацию порта, стивидорам и иным уполномоченным органам, службам и организациям, предъявление грузов к оформлению, путем проведения комплекса мероприятий, обеспечивающих соответствующий контроль в отношении грузов.
По договору N 18-11/2S/ES от 01.04.2011, заключенному между обществом и Kirgan Holding S.A. осуществляет ТЭО грузов "Заказчика" путем оказания услуг по оформлению документов, услуг по приему грузов, погрузочно-разгрузочных, информационных услуг, а также организует выполнение услуг по таможенному оформлению грузов, в соответствии с Национальным стандартом Российской Федерации (ГОСТ Р 52298-2004) "Услуги транспортно-экспедиторские. Общие требования" (далее - Национальный стандарт), принимая на себя обязательства:
1. по оказанию услуг по приему грузов (товаров), проверке веса, внешнего вида груза, состояния тары (п. 3.1.4 Национального стандарта), принимая участие в процедуре инспектирования трюмов с целью определения их чистоты и готовности к приему грузов "Заказчика"; составляет акт приема-передачи груза на основе данных сюрвейерских замеров, в осуществлении контроля за выполнением хода погрузочных работ на судно в соответствии с согласованным планом, участвует в замерах груза, погруженного на судно, предоставляет причастным службам и организациям информацию, необходимую для осуществления погрузки на судно груза "Заказчика", согласует с причастными службами и организациями, предварительный план погрузки грузов "Заказчика" на судно, производительность погрузки, распределение груза по трюмам, общую продолжительность погрузки и время, необходимое для проведения отдельных операций;
2. оказывает информационные услуги: осуществления оперативной связи с фрахтователями, судовладельцами, капитанами судов, иными представителями грузоотправителя и грузополучателя;
3. оказывает услуги по оформлению документов, приему и выдаче грузов (п. 3.1.2 Национального стандарта), оказывает услуги и/или организует оказание услуг по таможенному оформлению грузов (п. 3.1.9 Национального стандарта) а именно: оформляет грузовые документы и представляет их в администрацию порта, стивидорам и иным уполномоченным органам, службам и организациям; производит предъявление грузов к оформлению, путем проведения комплекса мероприятий, обеспечивающих соответствующий контроль в отношении грузов "Заказчика".
По мнению инспекции, получение требующихся для экспорта или импорта документов, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка и другие операции, перечисленные в абзаце 3 ст. 801 ГК РФ, связанные с перевозкой товара, поименованные в указанных выше договорах, могут быть лишь дополнительными услугами по договору транспортной экспедиции.
Инспекция полагает, что следует разделять договор транспортной экспедиции, предметом которого является организация перевозки груза и оказание сопутствующих услуг, и договор об оказании транспортно-экспедиционных услуг, предметом которого может быть выполнение любой услуги, отнесенной к транспортно-экспедиционным Национальным стандартом ГОСТ Р 52298-2004 "Услуги транспортно-экспедиторские. Общие требования", утвержденным Приказом Ростехрегулирования от 30.12.2004 N 148-ст.
Иными словами, инспекция считает, что положения абз. 5 пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ не подлежат расширительному толкованию и применяются только в отношении исполнителя по договору транспортной экспедиции, организующего международную перевозку.
В связи с чем, оценив представленные ООО "СВЛ Марин Транзит Сервисиз" документы, налоговый орган пришел к выводу, что комплекс услуг в адрес компаний SVL Activ Trading Ltd и Kirgan Holding S.A. по организации международной перевозки товаров оказан не был.
ИФНС России по Темрюкскому району Краснодарского края полагает, что ООО "СВЛ Марин Транзит Сервисиз" было правомерно привлечено к налоговой ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ за неполную уплату налога на добавленную стоимость в результате занижения налоговой базы в виде штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога за 1-4 кварталы 2011 г. (за первый квартал по сроку уплаты 20.04.2011 с суммы 606 568 руб., за 2 квартал по сроку уплаты 20.07.2011 с суммы 949 166 руб., за третий квартал по сроку уплаты 20.10.2011 с суммы 505 278 руб., за четвертый квартал 2011 г. с суммы 320 236 руб.) в размере 2 381 248 руб., а также были начислены пени по состоянию на 28.09.2012 в размере 262 019 руб.
При вынесении решения суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим:
В соответствии с пунктом 1 статьи 143 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются: организации; индивидуальные предприниматели; лица, признаваемые налогоплательщиками налога на добавленную стоимость в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, определяемые в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
Согласно пункту 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации объектом обложения НДС признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ.
До 01.01.2011 в подп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ содержалось положение о применении ставки 0% в отношении работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, вывезенных в таможенном режиме экспорта, а также товаров, помещенных под таможенный режим свободной таможенной зоны. Положение данного подпункта распространялось на работы (услуги) по организации и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке вывозимых за пределы территории РФ или ввозимых на территорию РФ товаров, выполняемые (оказываемые) российскими организациями или индивидуальными предпринимателями (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте), и иные подобные работы (услуги), а также на работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенный режим переработки на таможенной территории.
С 01.01.2011 подп. 2 п. 1 ст. 164 НК РФ утратил силу, и вместо него установлен перечень работ (услуг), связанных с экспортом, облагаемых по ставке НДС 0%, разделенный на несколько подгрупп, для каждой из которых предусмотрен подробный перечень документов, обосновывающих право применение ставки 0%.
В соответствии с подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ к таким услугам отнесены услуги по международной перевозке товаров.
Согласно абз. 3 подп. 2.1 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса РФ, положения подп. 2.1 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса РФ распространяются, в частности, и на транспортно-экспедиционные услуги (далее - ТЭУ), оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки (абз. 5 подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ).
Таким образом, буквальное толкование нормы, содержащейся в абз. 5 подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ, позволяет сделать вывод об установлении законодателем условия применения ставки 0 процентов по налогу на добавленную стоимость при оказании транспортно-экспедиционных услуг, связанных с организацией международной перевозки, т.е. налогоплательщик-экспедитор в данном случае не обязан сам организовывать международную перевозку, но оказываемая им услуга должна быть непосредственно связана с организацией международной перевозки.
В силу прямого указания в подпункте 2.1 пункта 1 "под международными перевозками товаров понимаются перевозки товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река - море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории Российской Федерации".
Положения указанного подпункта распространяются также на услуги "по предоставлению принадлежащего на праве собственности или на праве аренды (в том числе финансовой аренды (лизинга) железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров для осуществления международных перевозок" и на ТЭУ, "оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки".
При этом в целях указанного подпункта к ТЭУ относятся "участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров, оформление документов, прием и выдача грузов, завоз-вывоз грузов, погрузочно-разгрузочные и складские услуги, информационные услуги, подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств, услуги по организации страхования грузов, платежно-финансовых услуг, таможенного оформления грузов и транспортных средств, а также разработка и согласование технических условий погрузки и крепления грузов, розыск груза после истечения срока доставки, контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования, перемаркировка грузов, обслуживание и ремонт универсальных контейнеров грузоотправителей, обслуживание рефрижераторных контейнеров и хранение грузов в складских помещениях экспедитора".
Таким образом, в подпункте 2.1 пункта 1 статьи 164 НК РФ помимо услуг по предоставлению принадлежащего на праве собственности или на праве аренды (в том числе финансовой аренды (лизинга) железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров для осуществления международных перевозок было поименовано два вида услуг в качестве основания для применения налоговой ставки 0% по НДС - непосредственно услуги по международной перевозке товаров и ТЭУ, оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки. Соответственно, и в первом, и во втором случаях основанием для оказания данных услуг являются отдельные договоры - перевозки и транспортной экспедиции.
В первом случае - договор перевозки, на основании которого "перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату" (статья 785 Гражданского кодекса Российской Федерации). Статья 164 НК РФ ограничивает возможность применения налоговой ставки 0 процентов только случаями международной перевозки.
Во втором случае - договор транспортной экспедиции, на основании которого одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой". В соответствии с абз.3 пунктом 1 статьи 801 ГК РФ в качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции "может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором". С учетом того, что перечень услуг является открытым, а соответствующие нормы - диспозитивными, предметом договора транспортной экспедиции могут быть и иные услуги, связанные с перевозкой. Согласно пункту 1 статьи 805 ГК РФ, если "из договора транспортной экспедиции не следует, что экспедитор должен исполнить свои обязанности лично, экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц". При этом, НК РФ также ограничивает возможность применения налоговой ставки 0% по НДС только к ТЭУ, оказываемым на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки.
В соответствии пунктом 3.1 статьи 165 НК РФ при реализации услуг, предусмотренных подпунктом 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов налогоплательщиками представляются в налоговые органы следующие документы:
контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным или российским лицом на оказание указанных услуг;
выписка банка (ее копия), подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного или российского лица - покупателя указанных услуг на счет налогоплательщика в российском банке;
копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации (ввоз товаров на территорию Российской Федерации).
В пункте 1 описательной части решения N 454 от 28.09.2012 налоговый орган указал, что в пакете документов, подтверждающих применение ставки НДС 0 процентов, обществом не представлены договоры, подтверждающие организацию международной перевозки и иные документы, подтверждающие осуществление ООО "СВЛ Марин Транзит Сервисиз" организации международной перевозки вывозимых (ввозимых) товаров, при которых пункт отправления или пункт назначения расположен за пределами территории Российской Федерации.
Однако, в ходе выездной налоговой проверки ООО "СВЛ Марин Транзит Сервисиз" были представлены договор N 18-11/28/Е8 от 01.042011 с компанией Kirgan Holding S.A. и договор N 3 от 31.07.2010 (в редакции от 20.12.2010) с компанией SVL Activ Тгаding, предметом которых является выполнение комплекса транспортно-экспедиционных услуг при организации международной перевозки на экспорт грузов, предъявляемых Заказчиком.
Суд первой инстанции правильно указал, что формулировка предмета указанных договоров в точности соответствует положениям абз. 5 п.п. 2.1 ст. 164 НК РФ (транспортно-экспедиционные услуги при организации международной перевозки). Предмет указанных договоров однозначно отражает волю сторон, направленную на оказание и, соответственно, получение комплекса транспортно-экспедиционных услуг в целях организации международной перевозки, позволяет однозначно квалифицировать данные договоры как договоры транспортной экспедиции. Кроме того, указанное следует также из содержания вышеуказанных договоров, в частности, из содержания п. 2.1.1 об оказании услуг в соответствии с Национальным стандартом Российской Федерации (ГОСТ Р 52298-2004) "Услуги транспортно-экспедиторские. Общие Требования", утвержденного Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30.12.2004 N 148-ст. (далее - НС-98).
Раздел 1 НС-98 устанавливает сферу его применения, а именно: транспортно-экспедиционные услуги при организации перевозок. Классификация транспортно-экспедиционных услуг дана в разделе 3 НС-98. Вместе с тем, термины и определения основных понятий в области транспортно-экспедиционных услуг, осуществляемых при перевозках транспортом любого вида установлены ГОСТ Р 52297-2004 Национальный Стандарт Российской Федерации "Услуги транспортно-экспедиторские. Термины и определения", утвержденным и введенным в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 30 декабря 2004 г. N 147-ст (далее - НС-97). В соответствии с разделом "Введение" НС-97 он должен применяться совместно с НС-98. Термин "транспортно-экспедиторская услуга" определен НС-97 как деятельность экспедитора, направленная на организацию доставки груза от грузоотправителя до грузополучателя.
Указанное определение (организация доставки груза от грузоотправителя до грузополучателя) фактически воспроизводит определение предмета договора перевозки, данное в ч. 1 ст. 785 Гражданского кодекса Российской Федерации ("по договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю)").
Доводы инспекции о том, что общество не имеет права на применение ставки 0% по НДС на основании пп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ, т.к. услуги должны оказываться именно при организации международной перевозки товаров, отклоняется.
Подпунктом 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ предусмотрено, что налогообложение налогом на добавленную стоимость по ставке 0 процентов производится, в том числе при реализации транспортно-экспедиционных услуг, оказываемых на основании договора транспортной экспедиции при организации международной перевозки. Каких-либо дополнительных требований, связанных с транспортно-экспедиционными услугами, в частности, непосредственно сама организация международной перевозки законодательством не предусмотрена.
Отношения между экспедитором и клиентом регулируются Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности", постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 N 554 "Об утверждении правил транспортно-экспедиционной деятельности".
Согласно п. 4 указанных правил "транспортно-экспедиционные услуги" - услуги по организации перевозки груза, заключению договоров перевозки груза, обеспечению отправки и получения груза, а также иные услуги, связанные с перевозкой груза. Осуществление непосредственно самой перевозки груза является правом, а не обязанностью экспедитора; в подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ не указано, что экспедитор должен выступать организатором перевозки.
Из статьи 801 ГК РФ "Договор транспортной экспедиции" следует, что договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой. При этом, статья 801 ГК РФ имеет диспозитивный характер, содержит оговорку: "а также другие обязанности, связанные с перевозкой", то есть имеет расширительное толкование.
В разъяснениях Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данных в определении от 25.06.2012 N ВАС-4665/12, указано, что согласно статье 801 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой. В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.
Следовательно, договор транспортной экспедиции может предусматривать оказание экспедитором как фактических, так и юридических значимых услуг. Содержание фактических услуг составляют, например, проверка количества и состояния груза, подготовка груза к перевозке, упаковка, пакетирование, нанесение транспортной маркировки на груз, погрузка и выгрузка груза, организация доставки груза на станцию или в порт либо со станции получателю. Наряду с фактическими экспедитору приходится выполнять также юридические действия - согласование с перевозчиком условий перевозки, заключение договоров перевозки от своего имени или от имени клиента, организация перевалки груза на другие виды транспорта, оформление документов на отправление и прием груза от перевозчика, прохождение таможенных процедур, участие в составлении коммерческих актов и другое.
Во всех подобных случаях договоры, заключаемые между экспедиторскими организациями и клиентами, признаются договорами транспортной экспедиции, регулирующими оказание клиенту со стороны экспедитора услуг, связанных с перевозкой груза.
Доводы инспекции ошибочны, противоречат положениям главы 49 ГК РФ, Закону N 87-ФЗ, Правилам транспортно-экспедиционной деятельности (утв. постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 N 554), которыми при определении порядка осуществления транспортно-экспедиционной деятельности не устанавливается каких-либо ограничений в отношении права экспедитора указать в договоре и оказывать часть из перечисленных в ГОСТ Р 52298-2004 услуг.
В ст. 164 НК РФ при перечислении видов транспортно-экспедиционных услуг для целей применения данной статьи также не установлено никаких оговорок о необходимости оказывать все из обозначенных услуг в качестве условия применения налоговой ставки по НДС 0%.
Налогоплательщик вправе претендовать на применение налоговой ставки 0% по НДС в рамках подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 НК РФ и не оказывая всех услуг из перечисленных в абз. 5 подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 НК РФ при условии оказания их в отношении товаров на основании договора транспортной экспедиции в связи с международной перевозкой таких товаров.
Установлено, что в соответствии с п. 2.1.1 договора N 18-11/28/Е8 от 01.04.2011 с компанией Kirgan Holding S.A., обществом оказывались следующие услуги:
а) оказывает услуги по приему грузов (товаров), проверке веса, внешнего вида груза, состояния тары (п. 3.1.4 Национального стандарта), а именно:
- принимает участие в процедуре инспектирования трюмов с целью определения их чистоты и готовности к приему грузов "Заказчика"; составляет акт приема-передачи груза на основе сюрвейерских замеров.
- принимает участие в осуществлении контроля за выполнением хода погрузочных работ на судно в соответствии с согласованным планом, участвует в замерах груза, погруженного на судно;
- предоставляет причастным службам и организациям информацию, необходимую для осуществления погрузки на судно груза "Заказчика", согласует с причастными службами и организациями предварительный план погрузки грузов "Заказчика" на судно, производительность погрузки, распределение груза по трюмам, общую продолжительность погрузки и время, необходимое для проведения отдельных операций;
б) оказывает информационные услуги (п. 3.1.5 Национального стандарта), а именно:
- осуществляет оперативную связь с фрахтователями, судовладельцами, капитанами судов, иными представителями грузоотправителя и грузополучателя;
в) оказывает услуги по оформлению документов, приему и выдаче грузов (п. 3.1.2 Национального стандарта), оказывает услуги и/или организует оказание услуг по таможенному оформлению грузов (п. 3.1.9 Национального стандарта) а именно:
- по заявке "Заказчика" оформляет грузовые документы и представляет их в администрацию порта, стивидорам и иным уполномоченным органам, службам и организациям;
- производит предъявление грузов "Заказчика" к оформлению, путем проведения комплекса мероприятий, обеспечивающих соответствующий контроль в отношении грузов "Заказчика".
В соответствии с п. 2.1.1 договора N 3 от 31.07.2010 (в редакции от 20.12.2010) с компанией SVL Activ Тгаdingд, обществом оказывались следующие услуги:
а) оказывает информационные услуги (п. 3.1.5 Национального стандарта), а именно:
- осуществляет оперативную связь с фрахтователями, судовладельцами, капитанами судов, иными представителями грузоотправителя и грузополучателя;
б) оказывает услуги по оформлению документов, приему и выдаче грузов (п. 3.1.2 Национального стандарта), оказывает услуги и/или организует оказание услуг по таможенному оформлению грузов (п. 3.1.9 Национального стандарта) а именно:
- по заявке "Заказчика" оформляет грузовые документы и представляет их в администрацию порта, стивидорам и иным уполномоченным органам, службам и организациям;
- производит предъявление грузов "Заказчика" к оформлению, путем проведения комплекса мероприятий, обеспечивающих соответствующий контроль в отношении грузов "Заказчика".
Суд первой инстанции правильно установил, что предметом указанных договоров является выполнение обществом транспортно-экспедиционных услуг при организации международной перевозки. Данные услуги относятся к услугам, предусмотренным в подпункте 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ.
Суд первой инстанции правильно указал, что общество в соответствии с п. 3.1 статьи 165 НК РФ для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0% представило в налоговую инспекцию полный пакет документов.
Таким образом, вывод налогового органа о необоснованном применении нулевой ставки по налогу на добавленную стоимость не основан на верном толковании норм действующего законодательства, не соответствует фактическим обстоятельствам дела.
Суд первой инстанции обоснованно признал недействительным решение ИФНС России по Темрюкскому району Краснодарского края N 454 от 28.09.2012 в части установления неполной уплаты налога на добавленную стоимость за 2011 г. в сумме 2 381 248 рублей, привлечения ООО "СВЛ Марин Транзит Сервисиз" к налоговой ответственности в виде уплаты штрафа в размере 476 250 рублей и уплаты пеней (по состоянию на 28.09.2012) в размере 262 019 рублей.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в деле доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт.
Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену оспариваемого акта (ч. 4 ст. 270 АПК РФ), судом апелляционной инстанции не установлено, основания для удовлетворения жалобы отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05.12.2013 по делу N А32-39598/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.В. Шимбарева |
Судьи |
И.Г. Винокур |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-39598/2012
Истец: ООО "СВЛ Марин Транзит Сервисиз", ООО СВЛ Марин
Ответчик: Инспекция Федеральной налоговой службы России по Темрюкскому району Краснодарского края
Третье лицо: ИФНС России по Темрюкскому району