г. Санкт-Петербург |
|
12 марта 2014 г. |
Дело N А42-1425/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 марта 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 марта 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Слобожаниной В.Б.
судей Несмияна С.И., Черемошкиной В.В.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем с/з Евстегнеевой Е.В.
при участии в судебном заседании:
от истца: Шишкова А.А., доверенность N 31 от 09.01.2014
от ответчика: Сидорова Ю.В., гл.спец. отдела правовой, кадровой и организационной работы, удост. N 03411, доверенность от 30.12.2013
от третьего лица - Министерства транспорта и дорожного хозяйства МО - Барсукова Д.Г., доверенность от 25.09.2013, N 22-03/23Д
от третьего лица - ОАО "Электротранспорт города Мурманска": не явился, извещен
от третьего лица - Управления по тарифному регулированию МО - не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-798/2014) открытого акционерного общества "Автоколонна 1118" на решение Арбитражного суда Мурманской области от 26.11.2013 по делу N А42-1425/2013 (судья Ярец Н.Н.), принятое
по иску открытого акционерного общества "Автоколонна 1118"
к Министерству финансов Мурманской области
3-и лица: Министерство транспорта и дорожного хозяйства Мурманской области,
открытое акционерное общество "Электротранспорт г. Мурманска"
Управление по тарифному регулированию Мурманской области
о взыскании убытков
установил:
Открытое акционерное общество "Автоколонна 1118", место нахождения: г. Мурманск, пр. Кольский, д.55 (далее - истец, Общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с исковым заявлением к Мурманской области в лице Министерства финансов Мурманской области, место нахождения: г. Мурманск, пр. Ленина, д.89 (далее - ответчик, Минфин МО) о взыскании 8 337 203 руб. 37 коп. убытков в связи с осуществлением в 2011 году пассажирских перевозок льготных категорий граждан регионального регистра.
Определением Арбитражного суда Мурманской области от 21.10.2013 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление по тарифному регулированию Мурманской области.
Решением Арбитражного суда Мурманской области от 26.11.2013 в удовлетворении иска отказано.
В апелляционной жалобе и дополнении к апелляционной жалобе истец просит обжалуемое решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствие выводов, изложенных в решении, фактическим обстоятельствам дела, неправильное применение норм материального и процессуального права.
В обоснование своих доводов истец считает, что для целей определения размера недополученной платы за выполнение перевозки невозможно использовать Порядок предоставления бюджетных средств транспортным организациям на возмещение разницы в полной стоимости проезда и стоимости единого социального проездного билета для льготных категорий граждан, утвержденный постановлением Правительства Мурманской области от 01.09.2008 N 410-ПП "О предоставлении бюджетных средств транспортным организациям при обслуживании отдельных категорий граждан по единому социальному проездному билету на территории Мурманской области" (далее - Порядок N 410-ПП), поскольку соответствующая сумма определяется не фиксированным в постановлении или ином подобном документе нормативом, а как произведение используемого тарифа на фактически совершенное число поездок (городское сообщение) или на суммарную фактическую дальность поездок (пригородное сообщение).
Податель жалобы полагает, что субсидии на покрытие расходов транспортных предприятий Мурманской области выплачивались в 2011 году на основании вышеуказанного постановления в пределах лимитов бюджетных ассигнований, предусмотренных в областном бюджете на соответствующий год. При этом, податель жалобы считает, что указанный нормативно-правовой акт не является источником гражданского права и не может использоваться для расчета убытков.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Представитель ответчика против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по доводам, изложенным в отзыве.
Представитель третьего лица - Министерства транспорта и дорожного хозяйства Мурманской области против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по доводам, изложенным в отзыве.
Третьи лица, открытое акционерное общество "Электротранспорт г. Мурманска" и Управление по тарифному регулированию Мурманской области, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в судебное заседание не направило, поэтому в соответствии с данными в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 разъяснениями дело рассмотрено в его отсутствие.
В отзыве на апелляционную жалобу, поступившем в материалы дела посредством почты, третье лицо ОАО "Электротранспорт г. Мурманска" поддержало доводы апелляционной жалобы.
В отзыве на апелляционную жалобу, поступившем в материалы дела посредством почты, третье лицо Управление по тарифному регулированию Мурманской области, возражало против удовлетворения апелляционной жалобы, считает обжалуемое решение правильным.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как усматривается из материалов дела, между Министерством транспорта и связи Мурманской области (Министерство) и Обществом (Исполнитель) 21.01.2011 был заключен договор о предоставлении бюджетных средств на возмещение недополученных доходов, связанных с обеспечением льготных категорий граждан по единому социальному проездному билету от 21.01.2011 (т. 2 л.д. 27-30), в соответствии с условиями которого, Исполнитель принял обязательство по реализации ЕСПБ и обеспечению льготного проезда отдельных категорий граждан, имеющих право на приобретение ЕСПБ в соответствии с постановлением Правительства Мурманской области от 13.07.2005 N 275 - ПП (пункт 1.1. договора).
На основании пункта 1.2. договора Министерство возмещает Исполнителю разницу в стоимости ЕСПБ и его полной стоимости в соответствии с Порядком N 410-ПП (утв. Постановлением Правительства Мурманской области от 01.09.2008. N 410-ПП).
Разделом 2 договора стороны определили порядок расчетов, в соответствии с которым Исполнитель к моменту заключения договора представляет Министерству плановые объемы реализации ЕСПБ федеральным и региональным льготным категориям граждан, указанным в п. 1.1. настоящего договора на 2011 года в стоимостном выражении, с разбивкой по кварталам, являющиеся неотъемлемой частью договора (Приложение N 1) (пункт 2.1. договора).
На основании пункта 2.2. договора Исполнитель ежемесячно, не позднее 12 числа месяца, следующего за отчетным, после реализации ЕСПБ, предоставляет в Министерство на возмещение недополученных доходов справки-расчеты с указанием сведений о фактическом количестве реализованных ЕСПБ раздельно по федеральным и региональным льготным категориям граждан, заверенные руководителем и главным бухгалтером предприятия по форме согласно Приложению N 2 к договору. Реализованные после 10 числа и не вошедшие в отчет текущего месяца ЕСПБ включаются в отчет следующего месяца (пункт 2.3. договора).
Объем бюджетных ассигнований Исполнителю определяется, как разница в стоимости ЕСПБ для региональных и федеральных льготных категорий граждан, и его полной расчетной (стоимости), утвержденной Министерством с учетом фактического количества реализованных ЕСПБ (пункт 2.4 договора).
Согласно пункту 3.1. договора Министерство должно было возмещать Исполнителю разницу в стоимости ЕСПБ и его полной стоимости за фактическое количество реализованных ЕСПБ федеральным и региональным льготным категориям граждан.
На основании пункта 3.4 договора Исполнитель имел право подавать Министерству предложения по вопросам уточнения и изменения порядка выделения денежных средств.
Срок действия договора устанавливался с 01.01.2011 до 31.12.2011 (пункт 6.1. договора в редакции дополнительного соглашения N 2 от 01.06.2011).
Приложением N 1 к договору стороны согласовали план объемов реализации ЕСПБ применительно к региональным льготным категориям граждан, указанным в п. 1.1. договора в стоимостном выражении в общей сумме 25 494 700 руб. (т. 2 л.д. 31).
Дополнительными соглашениями N 1 от 18.04.2011, N 2 от 01.06.2011, N 4 от 01.11.2011, N 5 от 13.12.2011 стороны изменяли (увеличивали) объемы реализации ЕСПБ по региональным льготным категориям граждан соответственно до 60 807 290 руб., до 78 707 491 руб. и до 78 430 821 руб. 90 коп. (т. 2 л.д. 33 - 36; л.д. 38-41).
Изменение объемов производилось сторонами на основании справок -расчетов Общества на возмещение разницы в стоимости ЕСПБ и его полной стоимости на проезд в общественном пассажирском транспорте городского и пригородного сообщения льготных категорий граждан (приложение N 2 к договору).
Согласно данным справкам определенная Обществом сумма возмещения разницы между стоимости проезда по ЕСПБ и полной стоимости на проезд по региональным льготным категориям граждан составляла: в январе 2011 года - 4 873 777 руб. 60 коп.; в феврале 2011 года - 7 072 456 руб. 80 коп., в марте 2011 года - 7 173 306 руб.; в апреле 2011 года - 6 941 161 руб. 80 коп.; в мае 2011 года - 6 127 013 руб. 80 коп.; в июне 2011 года - 5 766 961 руб.; в июле 2011 года - 5 018 036 руб. 20 коп., в августе 2011 года - 5 268 878 руб., в сентябре 2011 года - 6 545 890 руб. 80 коп.; в октябре 2011 года - 7 564 260 руб. 50 коп.; в ноябре 2011 года 8 027 537 руб. 70 коп.; в декабре 8 040 739 руб. 90 коп., всего 78 420 020 руб. 10 коп.
При расчетах разницы Общество исходило из утвержденной стоимости ЕСПБ постановлением Правительства Мурманской области от 21.01.2005 N 10-ПП в размере 350 руб. и полной расчетной стоимости ЕСПБ.
Приказами Министерства промышленности, транспорта и энергетики Мурманской области, Министерства транспорта и связи Мурманской области от 30.12.2010 N 96, от 03.02.2011 N 8, от 08.04.2011 N 29, от 10.06.2011 N 53 утверждалась полная (расчетная) стоимость ЕСПБ по результатом обследования пассажиропотока с участием транспортных организаций и по согласованию с Управлением по тарифному регулированию Мурманской области, в размере 751 руб. 20 коп. - с 01.01.2011, 892 руб.- с 01.02.2011; 900 руб. 10 коп. - с 01.04.201; 950 руб. 10 коп. - с 01.06.2011.
В счет возмещения недополученных доходов, связанных с пассажирскими перевозками льготных категорий граждан регионального регистра Обществу было перечислено 78 420 020 руб. 10 коп.
Не согласившись с суммой возмещения и недополучением, по мнению Общества, дохода в размере 8 337 203 руб. 37 коп., истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Оценив доказательства на основе всестороннего, полного и объективного исследования всех имеющихся в деле доказательств, а также достаточности и взаимной связи доказательства в их совокупности, проверив и проанализировав доводы сторон, апелляционный суд пришел к выводу о том, что основания для удовлетворения апелляционной жалобы истца отсутствуют. При этом суд апелляционной инстанции исходил из следующего.
Арбитражный суд первой инстанции, применив нормы гражданского и процессуального законодательства, исследовав представленные в дело доказательства с учетом доводов и возражений сторон, пришел к обоснованному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований.
При этом, суд первой инстанции, обоснованно счел, что взаимоотношения Общества и Министерства промышленности, транспорта и энергетики Мурманской области по предоставлению бюджетных средств на возмещение недополученных доходов, связанных с обеспечением проезда льготных категорий граждан по ЕСПБ осуществляется строго в соответствии с Порядком N 410-ПП в рамках соответствующего договора от 21.01.2011.
Расчет разницы, подлежащей возмещению Обществу, произведен исходя из утвержденной постановлением Правительства Мурманской области от 21.01.2005 N 10-ПП стоимости ЕСПБ и полной расчетной стоимости ЕСПБ, утвержденной приказами Министерства промышленности, транспорта и энергетики Мурманской области, Министерства транспорта и связи Мурманской области от 30.12.2010 N 96, от 03.02.2011 N 8, от 08.04.2011 N 29, от 10.06.2011 N 53.
Перечисленные нормативные акты истцом не оспорены. Доказательства экономической необоснованности полной расчетной стоимости ЕСПБ истцом не представлены.
Кроме того, в формировании полной расчетной стоимости ЕСПБ Общество принимало непосредственное участие. Согласно представленным в судебном заседании представителем Министерства транспорта и дорожного хозяйства Мурманской области надлежащим образом заверенным копиям писем истца от 20.03.2009 N 599, от 19.01.2011 N 61, от 13.04.2011 N 964 Общество направляло правопредшественникам министерства предложения о полной расчетной стоимости ЕСПБ в размере, соответственно, 751 руб. 20 коп., 892 руб. 20 коп., 900 руб. 10 коп.
Рассчитанная Обществом в соответствии с Порядком N 410-ПП разница между утвержденной стоимости ЕСПБ и полной расчетной стоимости ЕСПБ в сумме 78 420 020 руб. 10 коп. была возмещена Министерством транспорта и связи Мурманской области за счет средств областного бюджета в полном объеме на основании справок-расчетов истца.
Предложенный истцом расчет недополученных доходов судом обоснованно не принят арбитражным судом первой инстанции, поскольку произведен Обществом самостоятельно не в соответствии с действующим в спорный период на территории Мурманской области Порядком N 410-ПП.
Апелляционные доводы истца подлежат отклонению апелляционным судом на основании следующего.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 01.01.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан. Федеральный закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Постановлением Правительства Мурманской области от 13.07.2005 N 275-ПП "О едином льготном социальном проездном билете" утверждены Положение о едином социальном проездном билете (далее - Положение о ЕСПБ) и перечень отдельных категорий граждан, включенных в федеральный и региональный регистры и имеющих право на приобретение ЕСПБ.
ЕСПБ является именным проездным документом, дающим право его предъявителю на проезд в автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси и маршрутных такси) городского и пригородного сообщения и электротранспорте городского сообщения в течение одного месяца, право на приобретение которого имеют отдельные категории граждан, включенные в перечни, утвержденные настоящим постановлением Правительства Мурманской области от 13.07.2005 N 275-ПП, и проживающие на территории Мурманской области.
Постановлением Правительства Мурманской области от 21.01.2005 N 10-ПП "О введении на территории Мурманской области единого социального проездного билета" (в редакции, действующей в спорный период) стоимость ЕСПБ была установлена в размере 350 руб.
Порядок N 410-ПП, регламентирующий условия предоставления бюджетных средств транспортным организациям на возмещение разницы в полной стоимости проезда и стоимости единого социального проездного билета, приобретаемого региональными и федеральными льготными категориями граждан, в соответствии с утвержденными постановлением Правительства Мурманской области от 13.07.2005 N 275-ПП "О едином льготном социальном проездном билете":
- перечнем отдельных категорий граждан, включенных в федеральный и региональный регистры и имеющих право на приобретение единого социального проездного билета;
- дополнительным перечнем отдельных категорий граждан, имеющих право на приобретение единого социального проездного билета.
В соответствии с пунктом 2 Порядка N 410-ПП, право на получение бюджетных средств имеют транспортные организации, осуществляющие регулярные перевозки пассажиров электрическим и автомобильным транспортом общего пользования (кроме такси и маршрутных такси) городского и пригородного сообщения по маршрутам и расписаниям движения, согласованным с исполнительным органом государственной власти Мурманской области, уполномоченным в сфере организации транспортного обслуживания населения (межмуниципальное и пригородное сообщение), или органами местного самоуправления (сообщение в границах муниципальных образований), в соответствии с приказом Минтранса РСФСР от 24.12.1987 N 176 "Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РСФСР" при условии обеспечения перевозок льготных категорий граждан, указанных в пункте 1 настоящего Порядка, по ЕСПБ.
Предоставление бюджетных средств осуществляется в целях возмещения транспортным организациям недополученных доходов в связи с предоставлением льготного проезда отдельным категориям граждан, указанным в пункте 1 настоящего Порядка (пункт 3 Порядка N 410-ПП).
На основании пункта 6 Порядка 410-ПП возмещение недополученных доходов транспортных организаций, связанных с реализацией льготного проезда отдельных категорий граждан, фактически воспользовавшихся ЕСПБ для проезда на городском и пригородном автотранспорте общего пользования (кроме такси и маршрутного такси) и электротранспорте городского сообщения, производится на основании и в соответствии с условиями договоров, заключенных между Распорядителем бюджетных средств и транспортными организациями, предоставляющими данную льготу.
Кроме того, как усматривается из материалов дела и правомерно установлено арбитражным судом первой инстанции, в спорном 2011 году на территории Мурманской области предоставление бюджетных средств на возмещение недополученных доходов, связанных с обеспечением проезда льготных категорий граждан по ЕСПБ производилось в соответствии с Порядком N 410-ПП.
Согласно пункту 7 Порядка N 410-ПП объем бюджетных ассигнований транспортным организациям, определяется как разница в стоимости ЕСПБ для региональных и федеральных льготных категорий граждан и его полной (расчетной) стоимости с учетом фактического количества реализованных единых социальных проездных билетов.
Размер полной (расчетной) стоимости единого социального проездного билета, действующего на электротранспорте и автомобильном транспорте городского и пригородного сообщения, определяется Распорядителем на основании обследований пассажиропотока с участием транспортных организаций по согласованию с Управлением по тарифному регулированию Мурманской области.
Согласно пункту 8 Порядка N 410-ПП возмещение недополученных доходов производилось на основании справок-расчетов, представляемых транспортными организациями Распорядителю не позднее 12 числа текущего месяца с указанием сведений о фактическом количестве реализованных единых социальных проездных билетов раздельно по федеральным и региональным льготным категориям граждан.
В подтверждение размера понесенных истцом убытков, истец представил в материалы дела выписку из бухгалтерского баланса по счету 90.01.1 ОАО "Автоколонна 1118" за 2011 год, выписку из аудиторского заключения от 28.03.2012 ООО "Мурманская аудиторская компания" о бухгалтерской финансовой отчетности ОАО "Автоколонна 1118", выписку из Положения по учетной политике для целей бухгалтерского учета ОАО "Автоколонна 1118".
Согласно статье 68 АПК РФ, обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
Представленные истцом в обоснование размера убытков документы, в нарушение положений статьи 68 АПК РФ, не подтверждены ни одним первичным бухгалтерским документом (счетами-фактурами поставщиков, договорами с поставщиками, товарными накладными и т.д.)
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, арбитражный суд первой инстанции обоснованно счел, что понесенные убытки в размере 8 337 203 руб. 37 коп. истцом не доказаны. Материалами дела не подтверждено несением истцом расходов по перевозки льготных категорий граждан по ЕСПБ в 2011 году в размере, превышающем исчисленный в соответствии с Порядком N 410-ПП, а также не доказан факт противоправного поведения ответчика, в связи с чем в удовлетворении исковых требований отказал.
Апелляционные доводы истца о том, что арбитражным судом первой инстанции не учтены его доводы и позиции, считая это процессуальными нарушениями, апелляционный суд считает необоснованными.
Арбитражный суд первой инстанции полно исследовал обстоятельства дела, дал надлежащую оценку собранным по делу доказательствам в порядке ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, сделал обоснованные выводы и правильно применил нормы материального права.
Рассмотрев материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения или отмены обжалуемого решения, которое подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Мурманской области от 26.11.2013 по делу N А42-1425/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Б. Слобожанина |
Судьи |
С.И. Несмиян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А42-1425/2013
Истец: ОАО "Автоколонна 1118"
Ответчик: Министерство финансов Мурманской области, Мурманская область в лице Министерства финансов Мурманской области
Третье лицо: Министерство транспорта и дорожного хозяйства Мурманской области, ОАО "Электротранспорт г. Мурманска", Управление по тарифному регулированию Мурманской области