г. Пермь |
|
12 марта 2014 г. |
Дело N А60-36605/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 марта 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 марта 2014 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Муравьевой Е. Ю.,
судей Осиповой С. П., Щеклеиной Л. Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мурашовой Т. В.,
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Ветер перемен" (ОГРН 1026600937285, ИНН 6666008780): Свиридов А. В., паспорт, доверенность от 23.12.2013;
от заинтересованного лица Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в городе Каменск-Уральский, Каменском районе, Сухоложском и Богдановичском районах (ОГРН 1056603541565, ИНН 6670083677): Давыдова Ю. О., паспорт, доверенность от 10.01.2014;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заявителя общества с ограниченной ответственностью "Ветер перемен"
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 14 января 2014 года по делу N А60-36605/2013, принятое судьей Ремезовой Н. И.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Ветер перемен"
к Территориальному отделу Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в городе Каменск-Уральский, Каменском районе, Сухоложском и Богдановичском районах
о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Ветер перемен" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания N 05.13/13.104-13 от 10.09.2013, вынесенного Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в городе Каменск-Уральский, Каменском районе, Сухоложском и Богдановичском районах (далее - административный орган), которым заявитель привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 14.01.2014 (резолютивная часть решения объявлена 10.01.2014) в удовлетворении заявленных требований общества отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований ООО "Ветер перемен", ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Доводы жалобы общества сводятся к тому, что осуществляемая им деятельность при оказании услуг питания в торговом центре "Солнечный" соответствует требованиям закона. Полагает, что поскольку для оказания соответствующих услуг отведена часть торгового зала, требование ГОСТ Р 50762-2007 о наличии зала для оказания услуг соблюдено; требование к наличию туалета с раковиной для умывания также соблюдается заявителем, что нашло подтверждение в судебном заседании, а также представленными в материалы дела фотографиями. Запрета на оказание услуг общественного питания в предприятии торговли в форме супермаркета ГОСТ Р 51773-2009 не содержит. Указывает на отсутствие в обжалуемом судебном акте мотивов, по которым суд отверг доводы заявителя о соответствии осуществляемой им деятельности требованиям закона.
Представитель заявителя в судебном заседании апелляционного суда на доводах жалобы настаивал.
Административный орган по мотивам, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта и своего постановления.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании доводы отзыва поддержал.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном ст.ст. 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, в адрес заинтересованного лица от администрации г. Каменск-Уральский письмом от 08.08.2013 N 3164 направлены копии поступившего в администрацию обращения гр. Чертовиковой О. М. о торговле пивом в ночное время ООО "Ветер перемен" в торговом комплексе "Солнечный", расположенном по адресу ул. Каменская, 84а в г. Каменск-Уральский, а также документов по результатам проведенного администрацией на основании указанного обращения обследования (л.д. 19-28).
Рассмотрев поступившую информацию, принимая во внимание, что имеются достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ, административный орган 29.08.2013 вынес определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования N 01-05-13-13/4 (л.д. 30-31).
В ходе административного расследования при обследовании 29.08.2013 объекта Торговый комплекс "Солнечный" супермаркета "Антарес", расположенного по адресу: Свердловская область, г. Каменск-Уральский, ул. Каменская, д. 84А, занимаемого обществом, обнаружено оказание ООО "Ветер перемен" услуги общественного питания, несоответствующей требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказание услуг.
По факту выявленных нарушений 09.09.2013 уполномоченным лицом административного органа в отношении заявителя составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ (л.д. 39-42).
Постановлением от 10.09.2013 N 05.13/13.104-13 заявитель привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ в виде штрафа в размере 20 000 рублей (л.д. 10-13).
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из доказанности наличия в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения, отсутствия существенных процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменного отзыва, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального права и соблюдение норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ продажа товаров, не соответствующих образцам по качеству, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ либо оказания населению услуг влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Объективную сторону правонарушения образуют действия по оказанию услуг (выполнению работ), не соответствующие требованиям, установленным нормативными актами.
В рассматриваемом случае административным органом выявлено и обществу вменяется правонарушение, выразившееся в оказании услуг, не соответствующих требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих порядок (правила) выполнения работ или оказания населению услуг, а именно нарушение ООО "Ветер перемен" ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон о техническом регулировании), Правил оказания услуг общественного питания, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.1997 N1036, ГОСТ Р 50762-2007 "Услуги общественного питания. Классификация предприятий общественного питания" (далее - ГОСТ Р 50762-2007), ГОСТ Р 51773-2009 "Услуги торговли. Классификация предприятий торговли" (далее - ГОСТ Р 51773-2009).
На основании Правил оказания услуг общественного питания, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.08.1997 N 1036, исполнитель обязан соблюдать установленные в государственных стандартах, санитарных, противопожарных правилах, технических документах, других правил и нормативных документах обязательные требования безопасности услуг для жизни, здоровья людей, окружающей среды и имущества.
В силу ч. 1 ст. 46 Закона о техническом регулировании со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей в том числе цели защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.
В силу п. 3.1 ГОСТ Р 51773-2009, предприятие торговли - объект хозяйственной деятельности, осуществляющий с использованием процессов, оборудования и технологий продажу товаров, выполнение работ и оказание услуг торговли покупателям.
Пунктом п. 5.2 ГОСТ Р 51773-2009 для супермаркета установлены следующие требования:
- площадь торгового объекта не менее 600 кв.м.;
- ассортимент товаров: универсальный ассортимент продовольственных и неширокий ассортимент товаров, в том числе под собственными торговыми марками;
- форма торгового обслуживания покупателей: самообслуживание; индивидуальное обслуживание через прилавок;
- отличительные особенности типа предприятия: непродовольственные товары составляют не более 30% всего ассортимента. Наличие мини-цехов по производству продукции общественного питания (полуфабрикатов, кулинарных, булочных, кондитерских изделий и блюд) с соответствующими отделами по реализации. Возможна реализация товаров дистанционным способом. Оказание дополнительных услуг торговли.
Согласно п. 3.1 ГОСТ Р 50762-2007 предприятие общественного питания - предприятие, предназначенное для производства, реализации и (или) организации потребления продукции общественного питания, включая кулинарную продукцию, мучные кондитерские и булочные изделия.
Пунктом 4.2 ГОСТ 50762-2007 предусмотрено, что настоящий стандарт устанавливает классификацию предприятий общественного питания по следующим типам: ресторан, бар, кафе, столовая, закусочная, предприятие быстрого обслуживания, буфет, кафетерий, кофейня, магазин кулинарии.
Определение предприятия быстрого обслуживания дано в пункте 4.10 ГОСТ Р 50762-2007, а именно, предприятие быстрого обслуживания - предприятие общественного питания, реализующее узкий ассортимент блюд, изделий, напитков несложного изготовления, как правило, из полуфабрикатов высокой степени готовности, и обеспечивающее минимальные затраты времени на обслуживание потребителей.
Предприятия быстрого обслуживания размещаются в местах интенсивного движения и массового скопления потребителей: в торговых комплексах и центрах (зоны ресторанных двориков), кинотеатрах, на центральных улицах и площадях, в зонах отдыха и др. Предприятия быстрого обслуживания могут добавлять к наименованию слово "экспресс" или "бистро".
Пунктом 4.10.1 ГОСТ Р 50762-2007 установлено, что предприятия быстрого обслуживания могут быть оборудованы в киосках и автоприцепах, не иметь собственного зала и реализовывать продукцию собственного производства через раздаточное окно.
Предприятия быстрого обслуживания различают: по ассортименту реализуемой продукции - неспециализированные и специализированные (гамбургерные, пиццерии, пельменные, блинные, пирожковые, пончиковые, шашлычные и т.д.); по составу и назначению помещений - стационарные и передвижные; по времени функционирования - постоянно действующие и сезонные (летние).
На предприятиях быстрого обслуживания отпуск продукции и обслуживание потребителей осуществляют, как правило, на раздаточной линии, и могут использоваться одноразовые посуда и приборы. Потребление продукции осуществляется в зале предприятия или в зоне ресторанного дворика на территории торговых центров (комплексов), единой для нескольких предприятий общественного питания. При этом отдельные технологические операции допускается осуществлять на виду у потребителей в выделенных рабочих зонах, оснащенных малогабаритным специализированным оборудованием.
Согласно п. 6.1 ГОСТ Р 50762-2007 минимальные требования к предприятиям общественного питания различных типов и классов приведены в таблицах 1 - 2.
В таблице 2 ГОСТ Р 50762-2007 приведены требования в том числе к предприятиям быстрого обслуживания.
Такой объект, как предприятие быстрого обслуживания должен соответствовать следующим требованиям.
Требования к архитектурно-планировочным решениям и оформлению предприятия: 1) внешний вид предприятия: вывеска обычная (пп. 1.1); 2) состав помещений для потребителей: зал (пп. 2.1), туалет с раковиной для мытья рук (пп. 2.2); 3) оформление залов и помещений для потребителей: использование современных декоративных элементов в интерьере (пп. 3.1); 4) микроклимат: система вентиляции, обеспечивающая допустимые параметры температуры и влажности (пп. 4.1).
Требования к мебели, столовым посуде, приборам, белью: 1) мебель стандартная, соответствующая интерьеру помещений: гигиеническое покрытие (пп. 1.1); 2) столовая посуда и приборы: полуфарфоровая, фаянсовая посуда (пп. 2.1); столовая посуда из полимерных материалов (пп. 2.2); столовые приборы: из нержавеющей стали; из полимерных материалов одноразовые (пп. 2.5); 3) салфетки индивидуальные бумажные.
Требования к оформлению меню, ассортименту кулинарной продукции: 1) меню: на русском языке; компьютерным способом; в виде светового табло; 2) ассортимент: ограниченный (узкий) ассортимент блюд, изделий, напитков несложного изготовления из полуфабрикатов высокой степени готовности (или) из определенного вида сырья.
Требования к методам обслуживания потребителей, форменной одежде, обуви: 1) методы обслуживания потребителей: самообслуживание (пп. 1.1).
Как следует из материалов дела, поводом к возбуждению дела об административном правонарушении послужила содержащаяся в обращении гр. Чертовиковой О. М. и материалах обследования по указанному обращению информация, поступившая из администрации г. Каменск-Уральского, о торговле ООО "Ветер перемен" пивом в ночное время в торговом комплексе "Солнечный".
Административным органом в ходе административного расследования установлено и материалами дела подтверждается, что Торговый комплекс "Солнечный" - это двухэтажное нежилое помещение, с цокольным этажом (в цокольном и втором этажах осуществляется оборот непродовольственных товаров хозяйствующими субъектами. На первом этаже деятельность осуществляет ООО "Ветер перемен").
ООО "Ветер перемен" осуществляет хозяйственную деятельность по обороту продовольственных и непродовольственных товаров, изготовление (цех) и реализация продукции общественного питания (полуфабрикаты, кулинарные, булочные изделия).
Согласно уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности от 06.02.2013, общество осуществляет услуги питания предприятий других типов (код ОКУН 122106).
Согласно информации, размещенной при входе в супермаркет "Антарес" на вывеске ООО "Ветер перемен" указано - предприятие быстрого обслуживания (режим работы: с 23 час. 00 мин. до 08 час. 00 мин.).
Между тем, помещение торгового зала супермаркета "Антарес" не имеет изолированного, обособленного зала для оказания услуг общественного питания. Оборот продукции общественного питания осуществляется в торговом зале супермаркета, через отдел, оборудованный холодильными витринами. В непосредственной близости напротив установлены два стола для приема пищи стоя. Пиво выставлено в противоположной стороне торгового зала супермаркета "Антарес" вблизи узла расчета - касс и отдела по реализации алкогольной продукции. Реализация пива осуществляется круглосуточно.
Из объяснений директора магазина (л.д. 37) следует, что реализация пива в ночное время осуществляется на основании того, что на предприятии зарегистрирована точка общепита. Продажа пива осуществляется по ценникам, закусочные блюда реализуются согласно меню. Расчет, согласно объяснениям директора магазина, производится в узле расчета магазина. Туалет для посетителей имеется, находится за узлом расчета.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 АПК РФ, фактические обстоятельства в совокупности с представленными в дело доказательствами, проанализировав положения вышеуказанных ГОСТов, устанавливающих требования, связанные с оказанием услуг общественного питания, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что спорный объект реализации продукции общественного питания в той форме, как он организован, не отвечает признакам предприятия быстрого обслуживания.
Доказательств того, что предприятие быстрого обслуживание общества соответствовало вышеприведенным минимальным требованиям к предприятиям общественного питания данного типа, заявителем не представлено.
Доводы жалобы общества о соответствии осуществляемой им деятельности требованиям законодательства, подлежат отклонению апелляционным судом, поскольку опровергаются материалами дела. Условия оказания услуг, предоставляемых ООО "Ветер перемен", нельзя признать соответствующими вышеприведенным нормам и правилам.
Само по себе уведомление о начале осуществления предпринимательской деятельности, связанной с оказанием услуг общественного питания, не означает, что данная деятельность фактически осуществляется с соблюдением требований нормативно-правовых актов к такой деятельности и не может являться обстоятельством, придающим легальность деятельности по реализации пива в ночное время.
Таким образом, материалами дела подтвержден факт оказания ООО "Ветер перемен" услуг общественного питания с нарушением требований нормативно-правовых актов, что свидетельствует о наличии в его действиях события административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ.
В силу положений ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вопрос виновного совершения юридическим лицом вменяемого правонарушения исследован административным органом при рассмотрении дела, что нашло отражение в оспариваемом постановлении.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции поддерживает вывод суда первой инстанции о доказанности в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ.
Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности судами первой и апелляционной инстанций не установлено.
Общество привлечено к административной ответственности в пределах срока давности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ. Назначенное за совершенное административное правонарушение наказание соответствует минимальному пределу санкции ч. 1 ст. 14.4 КоАП РФ.
Оснований для применения ст. 2.9 КоАП РФ суд апелляционной инстанции не усматривает.
Судом первой инстанции при рассмотрении дела установлены и исследованы все существенные для принятия правильного решения обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, выводы, изложенные в судебном акте, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Доводы апелляционной жалобы заявителя основаны на ошибочном толковании норм права и не опровергают, по существу, выводы суда первой инстанции, не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.
Таким образом, предусмотренных в ст. 270 АПК РФ оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 14 января 2014 года по делу N А60-36605/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ветер перемен" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Е.Ю. Муравьева |
Судьи |
С.П. Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-36605/2013
Истец: ООО "Ветер перемен"
Ответчик: Территориальный отдел Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в г. Каменск-Уральский и Каменском районе,Сухоложском и Богдановичском районах, Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области в г. Каменск-Уральский, Каменском районе, Сухоложском и Богдановичском районах