г. Томск |
|
12 марта 2014 г. |
Дело N А27-17080/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.03.2014 г.
Постановления в полном объеме изготовлено 12.03.2014 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе судьи Е.И. Захарчука
при ведении протокола помощником судьи С.Г. Захаренко
при участии в судебном заседании:
от истца: не явился (извещен),
от ответчика: не явился (извещен),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Шерегеш-Энерго" (07АП-1369/14) на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 15 января 2014 года по делу N А27-17080/2013, рассмотренному в порядке упрощенного производства
(судья С.С. Бондаренко)
по заявлению Государственного бюджетного учреждения Кемеровской области "Кузбасский центр энергосбережения"
к ООО "Шерегеш-Энерго"
о взыскании 1 762 117,92 руб.
УСТАНОВИЛ:
Государственное бюджетное учреждение Кемеровской области "Кузбасский центр энергосбережения" (далее - истец) обратилось с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Шерегеш - Энерго" (далее - ответчик) о взыскании 1 762 117,92 руб. отчислений в счет формирования целевых средств для реализации областной программы энергосбережения за период с 01.03.2010 г. по 31.12.2010 г.
В обоснование исковых требований истец, ссылаясь на статьи 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Закон Кемеровской области от 09.12.1999 N 78-ОЗ "О формировании целевых средств для реализации региональной целевой программы по энергосбережению", Положение "О порядке формирования и использования целевых средств для реализации региональной целевой программы, утвержденной на определенный срок, и обеспечения эффективности экономики Кемеровской области", утвержденное распоряжением Администрации Кемеровской области от 31.01.2000 N 58-р (в редакции распоряжений Администрации Кемеровской области от 15.02.2002 N 97-р, от 14.11.2003 N 1305-р, постановлений Коллегии Администрации Кемеровской области от 07.06.2005 N 48, от 27.06.2005 N 61, от 17.07.2006 г. N 139), указал на неисполнение ответчиком обязательств по перечислению целевых средств за спорный период.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 15 января 2014 года по делу N А27-17080/2013 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с вышеуказанным судебным актом, ООО "Шерегеш-Энерго" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 15 января 2014 года отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Истец в соответствии со статьей 262 АПК РФ представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ)), в том числе публично, путем размещения информации о дате и времени слушания дела на интернет-сайте суда, в судебное заседание апелляционной инстанции не явились.
В порядке части 1 статьи 266, частей 1, 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие лиц, участвующих в деле.
В соответствии с положениями части 1 статьи 272.1. АПК РФ, апелляционная жалоба на решение арбитражного суда по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, рассматривается в суде апелляционной инстанции судьей единолично по имеющимся в деле доказательствам.
Изучив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, проверив в соответствии со статьей 268 АПК РФ законность и обоснованность обжалуемого решения, арбитражный суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены.
Как следует из материалов дела, во исполнение положений Федерального закона "Об энергосбережении" от 03.04.1996 N 28-ФЗ для реализации областной Программы энергосбережения в Кемеровской области в рамках предоставленных федеральным законодательством полномочий 09.12.1999 был принят Закон Кемеровской области N 78-ОЗ "О формировании целевых средств для реализации региональной целевой программы по энергосбережению" (далее Закон N 78-ОЗ).
В соответствии с абзацем 6 статьи 14 Федерального закона Российской Федерации "Об энергосбережении" региональные энергетические комиссии при определении тарифов на электрическую и тепловую энергию должны учитывать экономически обоснованные затраты потребителей электрической и тепловой энергии на энергосбережение. Порядок консолидации указанных средств и порядок их использования потребителями в целях финансирования энергосберегающих проектов определяются органами исполнительной власти субъектов Российский Федерации.
Согласно статье 2 названного Закона в качестве основного такого источника определены отчисления, включаемые в состав затрат на производство и распределение электрической и тепловой энергии, реализуемой на потребительском рынке, и перечисляемые производителями энергии на специальные счета.
Статьей 3 Закона N 78-ОЗ определено, что порядок консолидации целевых отчислений, в том числе их размер, конкретный источник целевых средств, механизм включения в тарифы и порядок использования целевых средств определяется Коллегией Администрации Кемеровской области.
Распоряжением Администрации Кемеровской области от 31.01.2000 N 58-р (в редакции постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 17.07.2006 N 139) утверждено Положение "О порядке формирования и использования целевых средств для реализации региональной целевой программы энергосбережения и обеспечения энергоэффективности экономики Кемеровской области" (далее Положение). В соответствии с Положением источниками формирования целевых средств являются отчисления, включаемые в структуру регулируемых тарифов (цен, платы за услуги, надбавок) на электрическую и (или) тепловую энергию, поставляемую энергоснабжающими организациями потребителям, и перечисляемые указанными организациями на отдельный банковский счет.
Установленный Положением размер отчислений составляет 1 % от необходимой валовой выручки (НВВ) энергоснабжающих организаций, которые обязаны ежемесячно письменно отчитываться перед ГУ "Кузбасский центр энергосбережения" о стоимости произведенной или приобретенной энергии, услуг по ее передаче и сбыту и производить перечисление целевых средств не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным.
Указанные отчисления включаются в структуру тарифов на энергию Региональной энергетической комиссией Кемеровской области.
Оперативное управление целевыми средствами согласно Положению, осуществляет ГУ "Кузбасский центр энергосбережения", в том числе осуществляет сбор отчислений с энергоснабжающих организаций, выступает в суде в качестве истца и ответчика при рассмотрении любых споров, связанных с формированием и использованием целевых средств, в том числе, обращается в суд с требованием о взыскании отчислений с энергоснабжающих организаций (п.3.1, 3.2 Положения).
На основании распоряжения Коллегии Администрации Кемеровской области от 27.05.2011 N 429 ГУ "Кузбасский центр энергосбережения" переименовано в государственное бюджетное учреждение Кемеровской области "Кузбасский центр энергосбережения" (свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц серия 42 N 003447774), утвержден новый устав.
Общество с ограниченной ответственностью "Шерегеш - Энерго" включено в реестр энергоснабжающих организаций, в отношении которых осуществляется государственное регулирование.
Постановлением Региональной энергетической комиссии Кемеровской области (далее РЭК КО) от 09.02.2010 N 26 утвержден тариф на тепловую энергию, поставляемую потребителям ответчика.
В структуру тарифа было включено целевое отчисление для выполнения региональной программы по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в размере 1% от необходимой валовой выручки энергоснабжающей организации, что не оспорено ответчиком.
Неисполнение ответчиком обязанности по перечислению целевых средств, полученных им в составе тарифа на реализуемую тепловую энергию, за период с 01.03.2010 по 31.12.2010 в сумме 1 762 117,92 руб. явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Рассмотрев спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что исковые требования подлежит удовлетворению.
Не согласиться с данными выводами у суда апелляционной инстанции оснований не имеется исходя из следующего.
В силу статьи 8 ГК РФ права и обязанности вытекают из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве оснований возникновения гражданских прав и обязанностей.
Согласно статье 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательств и требованиями закона, иных нормативных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательств и одностороннее изменение его условий не допускается (статья 310 ГК РФ).
Как верно установлено судом первой инстанции, утверждение тарифа для ответчика с учетом целевых отчислений в размере одного процента от необходимой валовой выручки подтверждено материалами дела и ответчиком не оспаривается.
В заявленный период - с 01.03.2010 г. по 31.12.2010 г. установленные РЭК КО тарифы не были оспорены или отменены и фактически применялись ответчиком при расчетах с потребителями тепловой энергии.
Объем фактически отпущенной ответчиком энергии определен в соответствии с данными, отраженными в справках РЭК КО (л.д. 13-22).
Согласно расчету истца, за период с 01.03.2010 г. по 31.12.2010 г. объем целевых средств, подлежащих отчислению ответчиком, составил 1 762 117,92 руб.
Доказательства, подтверждающие уплату ответчиком задолженности, в порядке статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела не представлены.
В спорный период нормативные акты, устанавливающие обязанность ответчика производить отчисления в счет формирования целевых средств для реализации областной программы энергосбережения, являлись действующими и не противоречили законодательству.
В соответствии с пунктом 22 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую и тепловую энергию на розничном потребительском рынке, утвержденных Приказом ФСТ от 06.08.2004 г. N 20-э/2, при установлении тарифов применяется такая экономическая категория, как необходимая валовая выручка, которая включает в себя планируемые на расчетный период регулирования расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) и внереализационные расходы и расходы, учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения).
Целевые средства, исчисленные в размере 1% от необходимой валовой выручки (используемой при исчислении тарифа), включаются в структуру тарифа сверх необходимых затрат ответчика, не влияют на величину затрат, связанных с производством энергии, либо оказанием услуг по ее передаче и не являются собственностью энергоснабжающей организации, т. е. ответчик не является лицом, финансирующим энергосбережение.
Указанные отчисления носят целевой характер и не могут быть использованы на финансирование деятельности истца.
Основания освобождения энергоснабжающей организации от уплаты целевых отчислений, установленных действующими в спорный период нормативными актами, законом не предусмотрены.
Как верно указано судом первой инстанции, что необоснованное удержание обществом с ограниченной ответственностью "Теплосеть" целевых средств, полученных от потребителей в составе платы за отпущенную тепловую энергию, приведет к неосновательному обогащению на стороне ответчика.
Принимая во внимание изложенное, исковые требования правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Довод апеллянта об истечении срока исковой давности был предметом исследования суда первой инстанции и обоснованно им отклонен, апелляционный суд не усматривает оснований не согласиться с указанным выводом суда первой инстанции.
Правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы по приведенным в ней доводам апелляционная инстанция не находит.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, изложенные в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьями 110, 112 АПК РФ расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
По правилам, установленным в абзаце 2 части 3 статьи 229 АПК РФ, постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое в порядке упрощенного производства, может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным части 4 статьи 288 настоящего Кодекса.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 15 января 2014 года по делу N А27-17080/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Судья |
Е.И. Захарчук |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-17080/2013
Истец: Государственное бюджетное учреждение Кемеровской области "Кузбасский центр энергосбережения"
Ответчик: ООО "Шерегеш-Энерго"