г. Москва |
11 марта 2014 г. | Дело N А41-37360/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 марта 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Мищенко Е.А., Немчиновой М.А.,
при ведении протокола судебного заседания: Сибгатуллиным Р.Р.,
при участии в заседании:
от заявителя - Будыш А.В., по доверенности от 17.01.2014,
от заинтересованного лица - представитель не явился, извещено надлежащим образом,
от третьих лиц - представители не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Цветковский" на решение Арбитражного суда Московской области от 25 декабря 2013 года по делу N А41-37360/13, принятое судьей Бирюковым Р.Ш., по заявлению закрытого акционерного общества "Цветковский" (ИНН 5028001250, ОГРН 1025003472900) к Администрации Можайского муниципального района Московской области, третьи лица: ОАО "Мосводоканал", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области (ИНН 5030047703, ОГРН 1047727043561), об обжаловании действий органа местного самоуправления,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Цветковский" (далее - ЗАО "Цветковский", Заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации Можайского муниципального района Московской области (далее - Администрация, Заинтересованное лицо), в котором просит суд:
- признать незаконным и отменить решение комиссии администрации Можайского муниципального района по рассмотрению вопросов, связанных с распоряжением и использованием на территории Можайского муниципального района земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Можайского муниципального района, и государственная собственность на которые не разграничена, а так же по решению иных вопросов в сфере земельных отношений от 02.07.2013 об отказе в предоставлении в собственность ЗАО "Цветковский" земельного участка с кадастровым номером 50:18:0040326:209;
- обязать администрацию Можайского муниципального района Московской области в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу, издать постановление о передаче в собственность ЗАО "Цветковский" земельного участка с кадастровым номером 50:18:0040326:209, площадью 86509+-103 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Можайский район, д. Бражниково;
- обязать администрацию Можайского муниципального района Московской области в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу осуществить подготовку проекта договора купли-продажи земельного участка с кадастровым номером 50:18:0040326:209, площадью 86509+-103 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Можайский район, д. Бражниково, и направить в адрес ЗАО "Цветковский".
Решением от 25 декабря 2013 года Арбитражный суд Московской области в удовлетворении заявленных требований общества отказал.
Не согласившись с указанным судебным актом, ЗАО "Цветковский" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой решение Арбитражного суда Московской области считает незаконным и необоснованным, вынесенным при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильном применении норм материального права, выводы суда не соответствующими обстоятельствам дела. Просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании апелляционного суда в обоснование доводов жалобы представитель общества ссылался на отсутствие сведений о том, что испрашиваемый в собственность земельный участок находится во втором поясе зоны санитарной охраны, поскольку до настоящего времени проекты зон санитарной охраны Московского водопровода не утверждены, границы таких зон не нанесены на землеустроительные планы и схемы землепользования. Также отсутствуют доказательства об отнесении спорного земельного участка к категории земель, ограниченных в обороте. Суд необоснованно пришел к выводу о недоказанности необходимости предоставления спорного земельного участка в заявленной площади.
Дело рассмотрено в соответствии со статьями 121-123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствии представителей Администрации Можайского муниципального района Московской области, ОАО "Мосводоканал", Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в том числе, публично, путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
Выслушав представителя общества, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Десятый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ЗАО "Цветковский" на праве собственности принадлежит объект недвижимости в виде одноэтажного здания коровника - 200 голов, общей площадью 1 224,60 кв.м, инв. N 41-12857, лит. Б, расположенное по адресу: Московская область, Можайский район, Дровнинский с.о., дер. Бражниково, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 02.12.2003 серии 50 АД N 808005.
Постановлением администрации Можайского муниципального района Московской области от 04.04.2013 г. N 636-П утверждена схема расположения земельного участка площадью 86509 кв.м., расположенного по адресу: Московская область, Можайский район, д. Бражниково.
Вышеуказанный земельный участок поставлен на кадастровый учет 14.05.2013 с присвоением кадастрового номера 50:18:0040326:209, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 15.05.2013.
В ЕГРП отсутствуют сведения о зарегистрированных правах в отношении земельного участка с кадастровым номером 50:18:0040326:209, что подтверждается уведомлением N 18/03/2013-3096 от 22.08.2013.
05.06.2013 ЗАО "Цветковский" обратилось в Администрацию с заявлением, в котором просило предоставить в собственность земельный участок с кадастровым номером 50:18:0040326:209 по договору купли-продажи со ссылкой на статью 36 ЗК РФ.
02.07.2013 принято решение комиссии администрации Можайского муниципального района по рассмотрению вопросов, связанных с распоряжением и использованием на территории Можайского муниципального района земельных участков, находящихся в муниципальной собственности Можайского муниципального района, и государственная собственность на которые не разграничена, а так же по решению иных вопросов в сфере земельных отношений, в соответствии с которым в предоставлении испрашиваемого земельного участка в собственность заявителю было отказано в связи с тем, что земельный участок с кадастровым номером 50:18:0040326:209 расположен на расстоянии около 140 метров от уреза воды реки Лусянка, являющегося притоком первого порядка, границах 2 пояса зоны санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Иных основания для отказа в решении не изложено. Обществу рекомендовано обратиться с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду.
Заявитель, посчитав, что указанный отказ не соответствует нормам действующего законодательства РФ, обратился в суд с требованиями.
Исследовав материалы дела, апелляционный суд находит обоснованным вывод суда первой инстанции о законности решения комиссии администрации Можайского муниципального района от 02.07.2013 в силу следующего.
В силу статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно совместному постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ и Пленума Верховного Суда РФ от 01.07.1996 N 6/8, основанием для признания ненормативного правового акта недействительным, решений, действий (бездействия) незаконными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу пункта 1 статьи 28 Земельного кодекса РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.
Исходя из содержания статьи 29 Земельного кодекса РФ следует, что предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Пункт 5 статьи 36 Земельного кодекса РФ устанавливает, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок. Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Согласно пункту 6 статьи 36 Земельного кодекса РФ в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, утвержден приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 13.09.2011 N 475.
Согласно пункту 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота, установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков, резервирования земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Пунктом 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
При этом, действующим законодательством Российской Федерации не предусмотрен единый документ, подтверждающий отнесение земельных участков к ограниченным в обороте. В отсутствии такого документа факт отнесения земельных участков к ограниченным в обороте может быть подтвержден документами о предоставлении земельных участков, сведениями из государственного кадастра объектов недвижимости, сведениями об особом статусе лица, занимающего земельный участок, иными сведениями.
В силу подпункта 14 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, относятся к землям, ограниченным в обороте.
Согласно части 2 статьи 43 Водного кодекса РФ, для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Согласно части 1 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Частью 4 статьи 18 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 N 10 о введении в действие санитарных норм и правил утверждены "Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.1110-02".
В соответствии с пунктом 1.17 вышеуказанного постановления, отсутствие утвержденного проекта ЗСО не является основанием для освобождения владельцев водопровода, владельцев объектов, расположенных в границах ЗСО, организаций, индивидуальных предпринимателей, а также граждан от выполнения требований, предъявляемых настоящими СанПиН.
Распоряжением Правительства РФ от 31.12.2008 N 2054-р "Об утверждении перечня водоемов, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения 2 и более субъектов Российской Федерации", Можайское водохранилище относится к водоемам для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения двух и более субъектов Российской Федерации.
На основании данного положения Главным государственным санитарным врачом РФ утверждены Санитарно-эпидемиологические правила СП 2.1.4.2625-10 "Зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы".
Указанные санитарные правила определяют гигиенические требования к организации и содержанию территории и акватории зон санитарной охраны Московского водопровода. На основании данных санитарных правил разрабатывается "Проект зон санитарной охраны Московского водопровода", в которых устанавливаются точные границы зон санитарной охраны.
В соответствии с пунктом 2.3 Санитарных правил СП 2.1.4.2625-10 зона санитарной охраны гидроузла состоит из 1 пояса (строгого режима) и 2 пояса (ограничений). Первый и второй пояса зоны санитарной охраны организуются, в том числе для прибрежной полосы Можайского водохранилища.
Согласно пункту 3.4.3 Санитарных правил СП 2.1.4.2625-10 боковые границы устанавливаются не только по берегам основного водотока или водохранилища, входящих в гидротехнические системы (далее - ГТС), но и по берегам впадающих в них притоков первого порядка.
Боковые границы 2 пояса ЗСО водозабора или гидроузла должны проходить от уреза воды при нормальном подпорном уровне для водохранилищ и при летне-осенней межени для основных водотоков и притоков первого порядка на расстоянии:
а) при равнинном рельефе местности - не менее 500 м;
б) при холмистом рельефе местности - по вершинам первого склона, обращенного в сторону источника водоснабжения.
Согласно материалам дела 06.11.2013 ОАО "Мосводоканал" составлен акт, из которого следует, что участок с кадастровым номером 50:18:0040326:209 находится рядом с д. Бражниково Можайского района приблизительно в 140 м от р. Лусянка - приток первого порядка Можайского водохранилища.
18 ноября 2013 года на ЗАО "Цветковский" совместно с ОАО "Мосводоканал" составлен акт обследования земельного участка с кадастровым номером 50:18:0040326:209, согласно которому расстояние от границы спорного земельного участка до уреза реки Лусянка составляет 140 м.
Данное обстоятельство также подтверждается заключением кадастрового инженера, имеющимся в материалах дела, из которого следует, что участок с кадастровым номером 50:18:0040326:209 находится на расстоянии 114 м. от реки.
Согласно результатам обследования земельного участка от 19.11.2013, проведенного администрацией Можайского муниципального района, земельный участок расположен во втором поясе ЗСО водозабора, использование испрашиваемого земельного участка под заявленные цели невозможно в связи с опасностью загрязнения почвы, грунтовых вод и воды источника водоснабжения.
Ввиду вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что земельный участок с кадастровым номером 50:18:0040326:209, расположенный по адресу: Московская область, Можайский район, д. Бражниково находится во втором поясе зоны санитарной охраны источников питьевого водоснабжения г. Москвы, в связи с чем, предоставление указанного земельного участка в собственность заявителя не предоставляется возможным.
При таких обстоятельствах довод жалобы об отсутствии сведений о том, что спорный земельный участок находится в поясе зоны санитарной охраны, поскольку до настоящего времени проекты зон санитарной охраны Московского водопровода не утверждены, границы таких зон не нанесены на землеустроительные планы и схемы землепользования, апелляционный суд не принимает во внимание.
Как усматривается из материалов дела, в собственности заявителя находится объект недвижимости площадью 1 224,60 кв.м., площадь испрашиваемого заявителем земельного участка составляет 86509+-103 кв.м.
Суд первой инстанции в решении указал, что заявитель не обосновал необходимость предоставления испрашиваемой площади земельного участка для эксплуатации принадлежащего ему на праве собственности объекта недвижимого имущества с учетом того, что площадь участка значительно превышает площадь застройки.
Вместе с тем, данный довод не был основанием обжалуемого обществом отказа, кроме того, решением комиссии предложено обществу обратиться с заявлением о предоставлении земельного участка данной площади (86509 кв.м.) в аренду.
С учетом изложенного, указанные выводы суда относительно несоразмерности площади испрашиваемого земельного участка надлежит исключить из мотивировочной части судебного акта как не повлекший принятия неправильного решения.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает обоснованным вывод суда первой инстанции о законности решения администрации Можайского муниципального района от 02.07.2013 об отказе в предоставлении в собственность ЗАО "Цветковский" земельного участка с кадастровым номером 50:18:0040326:209.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
В силу изложенного апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения жалобы ЗАО "Цветковский", считает ее ошибочной, основанной на неправильном толковании норм законодательства.
Также апелляционный суд не находит безусловных оснований для отмены обжалуемого решения, не усматривает процессуальных нарушений при принятии оспариваемого судебного акта, перечисленных в части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 25.12.2013 по делу N А41-37360/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий | Е.Н. Виткалова |
Судьи | Е.А. Мищенко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-37360/2013
Истец: ЗАО "Цветковский"
Ответчик: Администрация Можайского муниципального района Московской области
Третье лицо: Управление Росреестра по Мосоквской области, Администрация Можайского муниципального района Московской области