г. Самара |
|
11 марта 2014 г. |
Дело N А72-9089/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 марта 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Кувшинова В.Е., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Беловой А.А.,
с участием:
от Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Клиническая больница N 172 Федерального медико-биологического агентства" - представителя Имангуловой Н.В. (доверенность от 20.12.2013 г.),
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области - представитель не явился, извещено,
от ООО "ТД СПП" - представитель не явился, извещено,
от ООО "ВолгаПродуктСервис" - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Клиническая больница N 172 Федерального медико-биологического агентства"
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 21 октября 2013 года по делу N А72-9089/2013 (судья Лубянова О.А.),
по заявлению Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Клиническая больница N 172 Федерального медико-биологического агентства" (ИНН 7302012020, ОГРН 1027300533149), Ульяновская область, г. Димитровград,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области (ИНН 7325002331, ОГРН 1027301176902), Ульяновская область, г. Ульяновск,
заинтересованные лица: общество с ограниченной ответственностью "Торговый Дом СПП", общество с ограниченной ответственностью "ВолгаПродуктСервис",
о признании недействительным и отмене решения,
УСТАНОВИЛ:
Федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Клиническая больница N 172 Федерального медико-биологического агентства" (далее - ФГБУЗ "Клиническая больница N 172 Федерального медико-биологического агентства", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании недействительным и отмене решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области (далее - УФАС России по Ульяновской области, антимонопольный орган) от 23.04.2013 по делу N 9671/03-2013.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 21.10.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано.
ФГБУЗ "Клиническая больница N 172 Федерального медико-биологического агентства" обратилось с апелляционной жалобой, в которой, указывая на отсутствие оснований для принятия ответчиком решения о признании жалоб обоснованными и признании в действиях заявителя нарушения ч.3 ст.22 Закона о размещении заказов, просит отменить решение суда от 21.10.2013, принять по делу новый судебный акт.
УФАС по Ульяновской области представлен отзыв на апелляционную жалобу в котором антимонопольный орган просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу заявителя без удовлетворения.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, принять по делу новый судебный акт.
В судебное заседание иные лица, участвующие в деле, не явились, извещены.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие указанных лиц, участвующих в деле, которые были надлежаще извещены о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, 11.04.2013 на сайта www.zakupki.gov.ru были опубликованы извещение и документация об открытом конкурсе N 0368100007513000096.
19.04.2013 г. на основании решения заказчика в конкурсную документацию были внесены изменения.
Предмет конкурса: оказание медицинских услуг при осуществлении доврачебной медицинской помощи по диетологии (организация лечебного питания и адекватное применение его в отделениях учреждения). Цена контракта 28722647,33 рублей. Дата окончания срока подачи заявок - 13.05.2013 г.
ООО "ВолгаПродуктСервис" и ООО "Торговый Дом СПП" обратились в УФАС по Ульяновской области с жалобой на действия заказчика Федерального государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Клиническая больница N 172 Федерального медико-биологического агентства" при проведении открытого конкурса N 0368100007513000096 по признакам нарушения Федерального закона от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
23.04.2013 УФАС по Ульяновской области приняло решение по делу N 9671/03-2013 которым решил:
1.Признать жалобу ООО "ВолгаПродуктСервис" обоснованной.
2.Признать жалобу ООО "Торговый Дом СПП" обоснованной.
3.Признать в действиях заказчика нарушение части 3 статьи 22 Закона о размещении заказов.
4.Обязать заказчика устранить допущенное нарушение путем аннулирования открытого конкурса N 0368100007513000096, на что выдать предписание.
5.Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Ульяновского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Не согласившись с указанным решением, Федеральное государственное бюджетное учреждение здравоохранения "Клиническая больница N 172 Федерального медико-биологического агентства" обратилось в арбитражный суд.
По мнению заявителя услуги, являющиеся предметом конкурса технологически и функционально связаны между собой и не приводят к уменьшению числа потенциальных участников, то есть не влекут ограничение конкуренции. По решению УФАС по Ульяновской области конкурс N 0368100007513000096 был аннулирован, проведен иной конкурс.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч. 3 статьи 22 Федерального Закона РФ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" конкурсная документация не должна содержать указание на товарные знаки, знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товару, информации, работам, услугам, если такие требования влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Согласно части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.
Предметом открытого конкурса N 0368100007513000096 является оказание медицинских услуг при осуществлении доврачебной медицинской помощи по диетологии (организация лечебного питания и адекватное применение его в отделениях учреждения) (пункт 4 раздела 1 Информационной карты тома 2 конкурсной документации "Специальная часть").
Согласно пункту 4 раздела 1 Информационная карта тома 2 конкурсной документации объем оказываемых услуг: в соответствии с разделом 2 "Техническая часть" конкурсной документации.
В соответствии с приложением N 1 к разделу N 2 "Техническая часть" оказание медицинских услуг при осуществлении доврачебной медицинской помощи по диетологии (организация лечебного питания и адекватное применение его в отделениях учреждения) производится по ежедневному 4-х разовому готовому лечебному питанию пациентов учреждения, больных детей и ухаживающих матерей за детьми до 3-х лет, и 6-ти разовому готовому лечебному питанию детей от 5-ти месяцев до 1 -го года заказчика в горячем виде согласно сводному семидневному меню диет с краткой характеристикой блюд и графиком выдачи готовых блюд (приложение N 2 к разделу 2 "Техническая часть" конкурсной документации). При этом в объем оказываемых услуг входит приготовление пищи, закупки и хранение необходимых продуктов, а также оказание доврачебной медицинской помощи.
Согласно положениям конкурсной документации (пп. "б" пункта 3 части 26 "Требования к содержанию составу, оформлению и форме заявки на участие в конкурсе, в том числе заявки, подаваемой в форме электронного документа, инструкция по ее заполнению" конкурсной документации) участник размещения заказа должен обладать действующей лицензией на осуществление медицинской деятельности.
Вместе с тем, оказание доврачебной медицинской помощи по диетологии (код 211 "Услуги в области здравоохранения" Приказа Минэкономразвития РФ от 07.06.2011 N 273, которым утверждена Номенклатура товаров, работ, услуг для нужд заказчиков) не имеет функциональной и технологической связи с оказанием услуг по организации питания (код 179 "Услуги ресторанов, баров и столовых" Приказа Минэкономразвития РФ от 07.06.2011 N 273), являющихся предметом открытого конкурса N 0368100007513000096.
Суд считает, что в предмет конкурса объединены два вида услуг: при этом один вид услуг (приготовление лечебного питания) свободно обращается на рынке, а для реализации другого вида услуг (медицинские услуги по диетологии) необходима лицензия.
Следовательно, включение в предмет конкурса вышеуказанных видов услуг ограничивает круг участников открытого конкурса только теми, кто имеет лицензию на медицинскую деятельность (по специальности "диетология"), что свидетельствует о нарушении заявителем требований антимонопольного законодательства, поскольку влечет ограничение конкуренции при проведении торгов ввиду сокращения числа хозяйствующих субъектов.
Таким образом, суд пришел к правильному выводу, что УФАС по Ульяновской области правомерно признало действия заказчика нарушением части 3 статьи 22 Закона о размещении заказов, соответственно жалобы ООО "ВолгаПродуктСервис" и ООО "Торговый Дом СПП" обоснованными.
Ссылка заявителя на Приказ Министерства здравоохранения РФ от 05.08.2003 N 330 в обоснование наличия технологической и функциональной связи между действиями врача-диетолога и действиями иных работников пищеблока в процессе обеспечения лечебным питанием пациентов, правомерно отклонена судом в силу следующего.
Статья 39 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлено, что лечебное питание - питание, обеспечивающее удовлетворение физиологических потребностей организма человека в пищевых веществах и энергии с учетом механизмов развития заболевания, особенностей течения основного и сопутствующего заболеваний и выполняющее профилактические и лечебные задачи. Лечебное питание является неотъемлемым компонентом лечебного процесса и профилактических мероприятий, включает в себя пищевые рационы, которые имеют установленный химический состав, энергетическую ценность, состоят из определенных продуктов, в том числе специализированных продуктов лечебного питания, подвергаемых соответствующей технологической обработке.
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 05.08.2003 г. N 330 в целях реализации концепции государственной политики в области здорового питания населения Российской Федерации утверждены "Положения об организации деятельности врача-диетолога" и "Положение о совете по лечебному питанию лечебно-профилактических учреждений".
Согласно Положению об организации деятельности врача-диетолога на должность врача-диетолога назначается врач-специалист, имеющий подготовку по лечебному питанию и сертификат по специальности "Диетология". Врач-диетолог отвечает за организацию лечебного питания и адекватное применение его во всех отделениях учреждений здравоохранения, а также руководит медицинскими сестрами диетическими, осуществляет контроль за работой пищеблока.
В соответствии с Инструкцией по организации лечебного питания, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 05.08.2003 г. N 330, организация лечебного питания в лечебно-профилактическом учреждении является неотъемлемой частью лечебного процесса и входит в число основных лечебных мероприятий. Общее руководство в лечебно-профилактическом учреждении осуществляет главный врач, а в его отсутствие - заместитель по его лечебной части. Ответственным за организацию лечебного питания является врач-диетолог. В тех случая, когда должность врача-диетолога в лечебно-профилактическом учреждении отсутствует, ответственным за эту работу является медицинская сестра диетическая.
Таким образом, организацию лечебного питания (в частности, предоставление медицинской услуги по диетологии) в лечебно-профилактическом учреждении осуществляет само лечебное учреждение, а не сторонняя организация, привлекаемая по результатам конкурсного отбора.
Кроме того, суд апелляционной инстанции отмечает, что согласно пункту 8 раздела 1 Информационной карты место оказания услуг: территория Заказчика ФГБУЗ "Клиническая больница N 172 Федерального медико-биологического агентства" (указаны конкретные адреса), условия оказания услуг: Исполнитель вправе принять на работу в соответствии с действующим законодательством РФ персонал Заказчика, указанный в приложении N 1 к Информационной карте конкурса на весь период оказания услуг.
В Приложении N 1 к разделу 1 Информационной карте конкурса указан персонал Заказчика в количестве 42 ставок, в том числе 2 ставок медицинских сестер диетических.
Представитель заявителя в суде апелляционной инстанции пояснил, что на момент размещения заказа, данные лица состояли в штате ФГБУЗ "Клиническая больница N 172 Федерального медико-биологического агентства".
Изложенное также опровергает ошибочный довод подателя жалобы о том, что Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 05.08.2003 г. N 330 не предусматривает обязательность нахождения медицинской сестры диетической в штате лечебно-профилактического учреждения.
Обоснованность предъявления Заказчиком требований о наличии лицензии на осуществление медицинской деятельности в данном случае, когда услуги оказывались по месту нахождения Заказчика и при наличии в его штате медицинских сестер диетических, не подтверждена материалами дела.
В силу пункта 3 части 1 статьи 23 Федерального закона "О защите конкуренции" антимонопольный орган выдает органам исполнительной власти в случаях, указанных в настоящем Федеральном законе, обязательные для исполнения предписания.
Поскольку в рассматриваемом случае совершение заявителем указанных в предписании действий приведет к устранению выявленных антимонопольным органом нарушений Федерального закона "О защите конкуренции", указанные в предписании способы устранения выявленных нарушений являются обоснованными.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе ФГБУЗ "Клиническая больница N 172 Федерального медико-биологического агентства", являются несостоятельными, не основанными на вышеуказанных нормах права и обстоятельствах настоящего дела и во внимание судом апелляционной инстанции не принимаются.
Расходы по уплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации относятся на подателя апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 21 октября 2013 года по делу N А72-9089/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г.Попова |
Судьи |
В.Е. Кувшинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-9089/2013
Истец: ФГБУЗ "Клиническая больница N172 Федерального медико-биологического агентства"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, УФАС по Ульяновской области
Третье лицо: ООО "ВолгаПродуктСервис", ООО "Торговый Дом СПП"