г. Санкт-Петербург |
|
11 марта 2014 г. |
Дело N А26-8291/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 марта 2014 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Борисовой Г.В., Фокиной Е.А.
при ведении протокола судебного заседания: Брюхановой И.Г.
при участии:
от заявителя: Фадина Н.С. по доверенности от 03.03.2014; Анисимов П.Н. по доверенности от 18.11.2013;
от заинтересованного лица: Терещук А.В. по доверенности от 05.12.2013 N 9.1-333
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-2034/2014) Сельскохозяйственного производственного кооператива Рыболовецкий колхоз "Помор" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 18.12.2013 по делу N А26-8291/2013 (судья Свидская А.С.), принятое
по заявлению Сельскохозяйственного производственного кооператива Рыболовецкий колхоз "Помор"
к Министерству по природопользованию и экологии Республики Карелия
о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении
установил:
Сельскохозяйственный производственный кооператив Рыболовецкий колхоз "Помор" (ОГРН 1091032000102, адрес: 186504,Республика Карелия, Беломорский р-н, г. Беломорск, пл. Ленина, 12, далее - заявитель, кооператив, СПК РК "Помор") обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия (ОГРН: 1071001000828, адрес: 185035, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Андропова, 2/24, далее - ответчик, министерство, административный орган) от 29.10.2013 N 208-Пн-2013 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 800 000 рублей.
Решением суда от 18.12.2013 в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе кооператив просит решение суда отменить и принять новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, министерством не доказан состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.3. КоАП РФ, а также нарушена процедура привлечения к административной ответственности (постановление о привлечении к административной ответственности вынесено неуполномоченным должностным лицом).
В судебном заседании представители кооператива поддержали доводы апелляционной жалобы, а представитель министерства против удовлетворения апелляционной жалобы возражал по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в ходе проведения внепланового патрулирования 19.09.2013 лесничим Ноттоваракского участкового лесничества и государственными инспекторами по охране леса в квартале 77 выделах 31 и 50 Ноттоваракского участкового лесничества выявлено и зафиксировано в акте, что СПК РК "Помор" самовольно захватил лесной участок и осуществляет заготовку грунта (л.д.61). Эти же обстоятельства отражены в акте осмотра места правонарушения от 19.09.2013 (с приложением схематического рисунка лесонарушения), а также в протоколах о лесонарушениях от 19.09.2013 N 3-Н/2013 г. и N 4-Н/2013. Материалы проверки направлены в министерство, должностным лицом которого (государственным инспектором в области охраны окружающей среды Республики Карелия) 16.10.2013 составлен протокол N 208-А-2013 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ. Согласно протоколу обществу вменяется пользование недрами, а именно - выемка и отгрузка общераспространенных полезных ископаемых (песчано-гравийной смеси) в отсутствие лицензии на разработку и добычу недр.
В ходе производства по делу об административном правонарушении председателя кооператива СПК РК "Помор" (Отченаш А.Л.) от 29.10.2013 дал объяснения, подтверждающие факт совершения вменяемого кооперативу нарушения (л.д. 40-41). Председатель пояснил, что ему было известно о наличии песчаного карьера в Новаторском лесничестве и в связи с необходимостью подсыпки песчано-гравийной смесью территории причала, расположенного в 10 км от г. Беломорска, он обратился с просьбой к водителям автомобиля Scania о доставке 3-4 автомашин песка на территорию причала из песчаного карьера Ноттоваракского лесничества. В момент погрузки четвертого автомобиля подошли сотрудники лесничества и пригласили для составления протокола по нарушению законодательства о недрах.
Постановлением министерства N 208-Пн-2013 от 29.10.2013 общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ с назначением наказания в виде наложения административного штрафа в размере 800000 руб. (л.д. 11-15). Обществу вменяется пользование недрами без разрешения (лицензии), что является нарушением статей 11, 19 Закона о недрах.
Не согласившись с законностью указанного постановления, общество обратилось в суд с заявлением о его оспаривании.
Суд первой инстанции, отказывая кооперативу в удовлетворении заявленных требований, признал доказанным состав правонарушения и вину кооператива в его совершении.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ установлена ответственность за пользование недрами без лицензии на пользование недрами. Объективной стороной указанного состава правонарушения являются отношения, связанные с порядком пользования недрами.
Согласно подпунктам 6, 6.1 статьи 3 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) к общераспространенным полезным ископаемым относятся полезные ископаемые, включенные в региональные перечни общераспространенных полезных ископаемых, определенные органами государственной власти Российской Федерации в сфере регулирования отношений недропользования совместно с субъектами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Материалами административного производства установлено и не оспаривается заявителем, что лицензия на добычу общераспространенного полезного ископаемого на участке, расположенном в 77 квартале выделах 31 и 50 Ноттоваракского участкового лесничества, кооперативу не выдавалась.
Факт самовольного проведения СПК РК "Помор" работ по добыче (выемке и отгрузке автомобилем Scania) общераспространенного полезного ископаемого без лицензии на пользование недрами подтверждается совокупностью представленных в дело доказательств - актами и протоколами от 19.09.2013, объяснением председателя кооператива. Неполное изложение обстоятельств нарушения в актах и протоколах восполнено в объяснении председателя кооператива, который подробно изложил как обстоятельства, так и причины совершения действий, образующих состав вмененного кооперативу правонарушения. Письмом СПК РК "Помор" N 23 от 08.10.2013 также подтверждается осуществление 19.09.2013 несанкционированной выемки грунта.
Исследовав, в соответствии с правилами статьи 71 АПК РФ, означенные доказательства в судебном заседании, апелляционный суд полагает возможным согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что событие вмененного кооперативу правонарушения следует признать доказанным.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель ссылается на нарушение административным органом процедуры привлечения к административной ответственности. По мнению кооператива, постановление от 29.10.2013 N 208-Пн-2013 вынесено не уполномоченным должностным лицом.
Означенный довод отклоняется апелляционным судом, как основанный на неправильном толковании норм права.
В соответствии со статьей 23.22.1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, в том числе предусмотренных статьей 7.3 КоАП РФ (в части пользования участками недр местного значения), рассматривают руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих региональный государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, их заместители.
В данном случае постановление вынесено первым заместителем Министра по природопользованию и экологии Республики Карелия, который, в силу приведенных выше положений статьи 23.22.1 КоАП РФ, является должностным лицом, уполномоченным рассматривать дела об административном правонарушении, и, соответственно, выносить постановления о привлечении к административной ответственности.
Ссылки кооператива на постановление Правительства Республики Карелия от 14.02.2012 N 48-П "Об утверждении перечней должностных лиц Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия, осуществляющих региональный государственный надзор в области использования и охраны водных объектов, за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, экологический надзор", отклоняются апелляционным судом, поскольку названный нормативный акт не содержит положений о полномочиях указанных в перечне должностных лиц при производстве по делам об административных правонарушениях.
Доводы подателя жалобы об отсутствии сведений о внесении участка, на котором совершено правонарушение, в перечень участков недр местного значения, также отклоняется судом. Анализ положений статьи 2.1 Закона о недрах, определяющей состав недр федерального значения, в совокупности с официально опубликованным Перечнем участков недр федерального значения, а также статьи 2.3 названного Закона, позволяет сделать вывод о том, что спорный участок не включен в Перечень участков недр федерального значения, а нахождение на этом участке общераспространенных полезных ископаемых (песок, песчано-гравийная смесь) является основанием отнесения его к участкам недр местного значения, независимо от отсутствия соответствующего перечня.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным.
Вместе с тем, после вынесения решения судом первой инстанции Конституционным Судом Российской Федерации принято постановление от 25.02.2014 N 4-П, которым признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации положения ряда статей КоАП РФ, в том числе части 1 статьи 7.3, устанавливающие минимальные размеры административных штрафов, применяемых в отношении юридических лиц, совершивших предусмотренные ими административные правонарушения, в той мере, в какой в системе действующего правового регулирования эти положения во взаимосвязи с закрепленными данным Кодексом общими правилами применения административных наказаний не допускают назначения административного штрафа ниже низшего предела, указанного в соответствующей административной санкции, и тем самым не позволяют надлежащим образом учесть характер и последствия совершенного административного правонарушения, степень вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, его имущественное и финансовое положение, а также иные имеющие существенное значение для индивидуализации административной ответственности обстоятельства и, соответственно, обеспечить назначение справедливого и соразмерного административного наказания (пункт 1).
Пунктом 2 постановления определено, что впредь до внесения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях надлежащих изменений размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам, совершившим административные правонарушения, предусмотренные, в том числе частью 1 статьи 7.3 КоАП Российской Федерации, может быть снижен судом ниже низшего предела.
С учетом изложенного, представителем кооператива в судебном заседании заявлено ходатайство об уменьшении до ста тысяч рублей размера административного штрафа. Представитель министерства возражений против заявленного ходатайства не привел.
По мнению суда апелляционной инстанции, назначенное в данном случае наказание в виде штрафа в размере 800000 рублей не соответствует тяжести совершенного правонарушения и не обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ.
Исходя из конкретных обстоятельств дела, принимая во внимание отсутствие сведений об отягчающих ответственность обстоятельствах, признание вины в совершении административном правонарушении, немедленное прекращение правонарушения, и с учетом постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П суд апелляционной инстанции считает подлежащим удовлетворению ходатайство кооператива, в связи с чем отменить оспариваемое постановление в части назначения штрафа в размере штрафа, превышающем 100 000 рублей.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 18.12.2013 по делу А26-8291/2013 изменить.
Признать незаконным и отменить постановление Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия от 29.10.2013 N 208-Пн-2013 о привлечении Сельскохозяйственного производственного кооператива Рыболовецкого колхоза "Помор" (ОГРН 1091032000102, адрес: 186504, Республика Карелия, Беломорский р-н, г. Беломорск, пл. Ленина, 12) к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части назначения административного наказания в размере, превышающем 100 000 рублей.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.Б. Лопато |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-8291/2013
Истец: Сельскохозяйственный производственный кооператив Рыболовецкий колхоз "Помор"
Ответчик: Министерство по природопользованию и экологии Республики Карелия