город Ростов-на-Дону |
|
13 марта 2014 г. |
дело N А32-24584/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 марта 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Сурмаляна Г.А., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Близнюк А.А.
при участии:
от ЗАО "Приморское": Иванова К.Э., паспорт, по доверенности от 26.07.2013
от Отделения надзорной деятельности Щербиновского района Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю, ст. Старощербиновская: представитель не явился, извещен надлежащим образом.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу закрытого акционерного общества "Приморское" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.11.2013 по делу N А32-24584/2013, принятое судьей Погореловым И.А., по заявлению закрытого акционерного общества "Приморское" к отделению надзорной деятельности Щербиновского района Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Краснодарскому краю, ст. Старощербиновская о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
ЗАО "Приморское" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Отделению надзорной деятельности Щербиновского района Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Краснодарскому краю (далее - административный орган, отделение) о признании незаконным и отмене постановления от 16.07.2013 N 0136 о привлечении к административной ответственности по частям 1, 3 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в сумме 200 тыс. рублей.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 28.11.2013 в удовлетворении заявленного требования отказано. Судебный акт мотивирован доказанностью наличия состава и события административного правонарушения, а также отсутствием оснований для признания правонарушения малозначительным.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение и принять новый судебный акт, ссылаясь на нарушение административным органом процедуры привлечения общества к административной ответственности, а также малозначительность совершенного правонарушения.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель общества поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Представитель Отделения в судебное заседание не явился, о месте его и времени извещен надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие представителя Отделения.
Суд, протокольным определением объявил в судебном заседании перерыв на 05.03.2014 на 16 час. 00 мин.
Судебное заседание прервано 26.02.2014 в 10 час. 50 мин.
После перерыва судебное заседание продолжено 05.03.2014 в 16 час 00 мин.
Стороны своих представителей в судебное заседание не направили.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения от 07.05.2013 N 99 отделение провело плановую выездную проверку соблюдения обществом законодательства о пожарной безопасности в помещениях по адресу: с. Шабельское, ул. Ленина, 32.
По итогам проверки, в присутствии директора общества Слесаренко Ю.А., составлены акт проверки от 05.07.2013 N 99 и протоколы об административном правонарушении от 05.07.2013 N 134, 135 и 136 по признакам административного правонарушения, ответственность за которое установлена в частях 1, 3 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В акте и протоколах указано, что в помещениях общества допускаются нарушения требований законодательства о пожарной безопасности:
1. Здания, расположенные на территории бригады N 1, не укомплектованы пожарными щитами согласно норм положенности 1 щит на 200 кв. м здания. Комплектация пожарного щита 2 огнетушителя, 1 лом, 1 багор, 2 ведра, лопата штыковая, лопата совковая, емкость с водой 0,2 куб. м (бригада 1 ЗАО "Приморское") (п. 481 Правила противопожарного режима в Российской Федерации);
2. Расположенные на территории здания складов для хранения зерна не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией (бригада 1 ЗАО "Приморское") (п. 3 НПБ 110-03, п. 8 табл. 1 НПБ 110-03);
3. Здание весовой, расположенное на территории бригады, не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией (бригада 1 ЗАО "Приморское") (п. 3 НПБ 110-03, п. 8 табл. 1 НПБ 110-03);
4. Здание весовой, расположенное на территории бригады N 2 не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией (бригада 2 ЗАО "Приморское") (п. 3 НПБ 110-03, п. 8 табл. 1 НПБ 110-03);
5. Здания складов для хранения зерна, расположенных на территории, не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией (бригада 2 ЗАО "Приморское") (п. 3 НПБ 110-03, п. 8 табл. 1 НПБ 110-03);
6. Здания расположенные на территории бригады N 2 не укомплектованы пожарными щитами согласно норм положенности 1 щит на 200 кв. м здания. Комплектация пожарного щита 2 огнетушителя, 1 лом, 1 багор, 2 ведра, лопата штыковая, лопата совковая, емкость с водой 0,2 куб. м (бригада 2 ЗАО "Приморское") (п. 481 Правила противопожарного режима в Российской Федерации);
7. Территория бригады N 1 (площадка) по первичной переработке сельскохозяйственных культур не укомплектована пожарным щитом типа ЩП-СХ из расчета 1 щит на 1000 кв. м. Комплектация 1 лом, 1 багор, 2 ведра, асбестовое полотно, лопата штыковая, лопата совковая, вилы, емкость с одой 0,2 куб. м (бригада 1 ЗАО "Приморское") (п. 481 Правила противопожарного режима в Российской Федерации);
8. Территория бригады N 2 (площадка) по первичной переработке сельскохозяйственных культур не укомплектована пожарным щитом типа ЩП-СХ из расчета 1 щит на 1000 кв. м. Комплектация 1 лом, 1 багор, 2 ведра, асбестовое полотно, лопата штыковая, лопата совковая, вилы, емкость с одой 0,2 куб. м (бригада 2 ЗАО "Приморское") (п. 481 Правил противопожарного режима в Российской Федерации);
9. На дверях производственных и складских помещений бригады N 1 отсутствуют таблички с указанием категорий по взрывопожарной и пожарной опасности и классы зон по ПУЭ. (отсутствует расчет выполнений в установленном порядке) (бригада 1 ЗАО "Приморское") (п. 20 Правил противопожарного режима в Российской Федерации);
На дверях производственных и складских помещений бригады N 2 отсутствуют таблички с указанием категорий по взрывопожарной и пожарной опасности и классы зон по ПУЭ. (отсутствует расчет выполнений в установленном порядке) (бригада 2 ЗАО "Приморское") (п. 20 Правила противопожарного режима в Российской Федерации);
Здания, расположенные на территории МТФ N 1, не укомплектованы пожарными щитами согласно норм положенности 1 щит на 200 кв. м здания. Комплектация пожарного щита 2 огнетушителя, 1 лом, 1 багор, 2 ведра, лопата штыковая, лопата совковая, емкость с водой 0,2 куб. м (МТФ 1 ЗАО "Приморское") (п. 481 Правила противопожарного режима в Российской Федерации);
Здания, расположенные на территории МТФ N 2, не укомплектованы пожарными щитами согласно норм положенности 1 щит на 200 кв. м здания. Комплектация пожарного щита 2 огнетушителя, 1 лом, 1 багор, 2 ведра, лопата штыковая, лопата совковая, емкость с водой 0,2 куб. м (МТФ 2 ЗАО "Приморское") (п. 481 Правила противопожарного режима в Российской Федерации);
Территория МТФ 1 в противопожарных разрывах от зданий корпусов не очинена от сухой травы (МТФ 1 ЗАО "Приморское") (п. 77 Правила противопожарного режима в Российской Федерации);
Территория МТФ 2 в противопожарных разрывах от зданий корпусов не очинена от сухой травы (МТФ 2 ЗАО "Приморское") (п. 77 Правила противопожарного режима в Российской Федерации);
Здания столовой, кормоцеха, склада для хранения зерна, расположенные на территории МТФ не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией (МТФ 2 ЗАО "Приморское") (п. 3 НПБ 110-03);
На дверях производственных и складских помещений МТФ (склад, кормоцех) отсутствуют таблички с указанием категорий по взрывопожарной и пожарной опасности и классы зон по ПУЭ (отсутствует расчет, выполненный в установленном порядке) (МТФ 2 ЗАО "Приморское") (п. 20 Правила противопожарного режима в Российской Федерации);
Здания литера А, Г1, Е, К в части помещения диспетчерской, В,Б, Д, А2, А1, расположенные на территории автогаража с. Шабельское ул. Ивановская, 73 не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией (Здание литера А) (п. 3 табл. 1 -3 НПБ 110-03);
18. На дверях производственных и складских помещений мастерской и автогаража отсутствуют таблички с указанием категорий по взрывопожарной и пожарной опасности и классы зон по ПУЭ (отсутствует расчет, выполненный в установленном порядке) (автогараж, мехмастерские ЗАО "Приморское") (п. 20 Правил противопожарного режима в Российской Федерации);
19. На путях эвакуации здания мастерской (2-й этаж, лестничная клетка) отсутствуют знаки пожарной безопасности (здание мастерской литера 2-й этаж) (п. 33 Правил противопожарного режима в Российской Федерации);
20. Помещения не укомплектованы первичными средствами пожаротушения (огнетушитель), количество определяется исходя из проведенного расчета категории по взрывопожарной и пожарной опасности (здание мастерской, диспетчерская) (п. 465 Правил противопожарного режима в Российской Федерации);
21. Не разработан план расстановки транспортных средств с описанием очередности и порядка их эвакуации при пожаре, не оснащены указанные помещения и площадки открытого хранения транспортных средств буксирными тросами и штангами из расчета 1 трос (штанга) на 10 единиц техники (автогараж, мехмастерские ЗАО "Приморское") (п. 247 Правил противопожарного режима в Российской Федерации);
22. Здания, расположенные на территории, не в полном объеме укомплектованы пожарными щитами согласно норм положенности 1 щит на 200 кв. м здания. Комплектация пожарного щита 2 огнетушителя, 1 лом, 1 багор, 2 ведра, лопата штыковая, лопата совковая, емкость с водой 0,2 куб. м (автогараж, мехмастерские ЗАО "Приморское") (п. 481 Правил противопожарного режима в Российской Федерации)
23. Помещение склада литера А N 34 и 33 не отделены от здания комнат отдыха, столовой противопожарной преградой с нормируемым пределом огнестойкости (противопожарная дверь) (Второй этаж здания мастерской) (нарушение п. 7.4* СНиП 21-01-97*);
Помещения второго этажа здания мастерской не оборудованы системой оповещения людей о пожаре 1 -го типа (Второй этаж здания мастерской) (НПБ 104-03 в нарушение табл. 2 п. 1);
АЗС топливозаправочный пункт не обеспечен жесткой буксировочной штангой длиной не менее 3 метра предназначенной для экстренной эвакуации горящего транспорта с территории (топливозаправочный пункт) (п. 455 Правил противопожарного режима в Российской Федерации);
26. Автозаправочная станция ЗАО "Приморское" не обеспечена первичными средствами пожаротушения, а именно заправочный островок для заправки грузовых автомобилей не укомплектован 2 передвижными порошковыми огнетушителями (вместимостью не менее 50 литров каждый) и ручными воздушно-пенными огнетушителями вместимостью 10 литров каждый (топливозаправочный пункт) (п. 457 Правил противопожарного режима в Российской Федерации);
Помещения операторной АЗС ЗАО "Приморское" не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией (Операторная АЗС) (табл. 1 п. 11 НПБ 110-03, п. 94* НПБ 111-98);
Обвалование вокруг резервуара для хранения топлива отсутствует (топливозаправочный пункт) (п. 352 Правил противопожарного режима в Российской Федерации);
Дыхательные клапаны емкостей с топливом не проверяются на работоспособность (топливозаправочный пункт) (п. 354 Правил противопожарного режима в Российской Федерации);
Вокруг емкости для хранения топлива отсутствует обвалование или ограждающие стены из негорючего материала, рассчитанные на гидростатическое давление разлившейся жидкости, высотой обвалования или ограждающей стены которая должна быть на 0,2 м выше уровня расчетного объема разлившейся жидкости (топливозаправочный пункт) (п. 352 ППР в Российской Федерации, п. 3.6 СНиП 2.11.0393 "Склады нефти и нефтепродуктов. Противопожарные нормы");
Деревянные конструкции чердачного помещения операторно поддерживают скрытое распространение горения. Не обработаны огнезащитным составом (топливозаправочный пункт) (п.7.8 СНиП 21- 01-97*, п.10.1 МДС 21-1.98);
Работники ЗАО "Приморское" допущены к работе без прохождения пожарно-технического минимума (административное здание ЗАО "Приморское") (п. 3 Правил противопожарного режима в Российской Федерации);
Руководитель организации не обеспечил исправное состояние знаков пожарной безопасности, в том числе обозначающих пути эвакуации и эвакуационные выходы в административном здании на 2,3 этажах административного здания (п. 33 Правил противопожарного режима в Российской Федерации);
Требуемая конфигурация фотолюминисцентной системы не определена проектом в помещениях 2-го и 3-го этажей административного здания (административное здание ЗАО "Приморское") (ГОСТР 12.2.143-2009);
35. В административном здании отсутствуют планы эвакуации людей при пожаре выполненные в фотолюминисцентном исполнении (административное здание ЗАО "Приморское") (п. 7 Правил противопожарного режима в Российской Федерации);
Деревянные конструкции чердачного помещения здания хлебопекарни поддерживают скрытое распространение горения, не обработаны огнезащитным составом (хлебопекарня ЗАО "Приморское") (п. 7.8 СНиП 21- 01-97*, п. 10.1 МДС 21-198);
На путях эвакуации не в полном объеме имеются знаки пожарной безопасности в административном здании. Нет знаков обозначающих направление движения (административное здание ЗАО "Приморское") (п. 33 Правил противопожарного режима в Российской Федерации);
38. Не определен уровень системы пожарной безопасности, направленной на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара в здании и столовой, (не произведен расчет)(административное здание ЗАО "Приморское") (ст. 5, п. 1 ст. 151 Закона 123-ФЗ, п. 1.2 ГОСТ 12.1004-91);
39. Помещение архива не отделено от помещений офиса ЗАО "Приморское" противопожарными дверями с нормируемым пределом огнестойкости (административное здание ЗАО "Приморское") (п. 7.4* СНиП 21- 01-97*);
40. Третий этаж административного здания не оборудован автоматической пожарной сигнализацией (административное здание ЗАО "Приморское") (п. 3 таблицы НПБ 110-03);
41. Третий этаж административного здания не обеспечен системой оповещения людей о пожаре (административное здание ЗАО "Приморское") (п. 1 таблицы НПБ 11003);
42. Лестничная клетка на втором и третьем этаже не оборудована дверьми с устройством для самозакрывания и уплотнением в притворах (административное здание ЗАО "Приморское") (п. 6.18 СНиП 21- 01-97*);
43. В складских, производственных, административных помещениях руководителем организации не обеспечено наличие табличек с указанием номера вызова пожарной охраны (Общее) (п. 6 Правил противопожарного режима в Российской Федерации);
44. Руководителем организации не разработаны и не утверждены инструкции о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями раздела XVIII Правил противопожарного режима в Российской Федерации, в том числе для каждого пожароопасного помещения производственного и складского помещения (Общее) (п. 2 Правил противопожарного режима в Российской Федерации);
45. Руководителем организации не обеспечено наличие в помещениях складов хлебоприемных пунктов, в злаковых массивах знаков пожарной безопасности "Курение табака и пользование открытым огнем запрещено" (Общее) (п. 14 Правил противопожарного режима в Российской Федерации);
46. Автоматическая пожарная сигнализация, смонтированная в здании хлебопекарни не проверяется на работоспособность с составлением акта 1 раз в квартал. (хлебопекарня ЗАО "Приморское") (п. 61 Правил противопожарного режима в Российской Федерации).
В протоколах об административных правонарушениях указано, что рассмотрение административных дел состоится 16.07.2013 в 9 часов 00 минут, 9 часов 30 минут и 10 часов 00 минут соответственно. Копии протоколов вручены Слесаренко Ю.А. под роспись.
Рассмотрев материалы проверки, административный орган, в присутствии представителя общества Слесаренко Ю.А., вынес постановление по делу об административном правонарушении от 16.07.2013 N 0136, в котором заявитель признан виновным в совершении правонарушений, предусмотренных частями 1, 3 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 200 тыс. рублей.
Не согласившись с постановлением административного органа, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи.
Административное правонарушение, предусмотренное статьей 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, посягает на общественный порядок и общественную безопасность. Объектом правонарушения является пожарная безопасность - составная часть общественной безопасности, представляющая собой совокупность общественных отношений, охраняемых противопожарными правилами, нормами и стандартами и направленных на обеспечение государственных мер по борьбе с огнем.
Частью 3 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что нарушение требований пожарной безопасности к внутреннему противопожарному водоснабжению, электроустановкам зданий, сооружений и строений, электротехнической продукции или первичным средствам пожаротушения либо требований пожарной безопасности об обеспечении зданий, сооружений и строений первичными средствами пожаротушения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
В соответствии с частью 4 статьи 20.4 Кодекса нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.
Объективная сторона правонарушений, предусмотренных указанными нормами, представляет собой противоправное действие либо бездействие, нарушающие соответствующие требования по пожарной безопасности, установленные нормами, стандартами, правилами.
Отношения в области пожарной безопасности регулируются Федеральным законом от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон N 69-ФЗ) и иными нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, в том числе правилами и нормами пожарной безопасности.
В силу статьи 37 Закона N 69-ФЗ руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности.
В соответствии со статьей 38 Закона N 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности.
Требования пожарной безопасности установлены, в частности, в Правилах пожарной безопасности, утвержденных Постановления Правительства от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме" (далее - ППР).
Согласно пункту 2 ППР, в отношении каждого объекта (за исключением индивидуальных жилых домов) руководителем организации утверждается инструкция о мерах пожарной безопасности в соответствии с требованиями, установленными разделом XVIII настоящих Правил, в том числе отдельно для каждого пожаровзрывоопасного и пожароопасного помещения производственного и складского назначения.
В соответствии с пунктом 3 названных Правил лица допускаются к работе на объекте только после прохождения обучения мерам пожарной безопасности.
Обучение лиц мерам пожарной безопасности осуществляется путем проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума.
Порядок и сроки проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума определяются руководителем организации. Обучение мерам пожарной безопасности осуществляется в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности.
На объекте с массовым пребыванием людей (кроме жилых домов), а также на объекте с рабочими местами на этаже для 10 и более человек руководитель организации обеспечивает наличие планов эвакуации людей при пожаре (пункт 7 ППР).
В складских, производственных, административных и общественных помещениях, местах открытого хранения веществ и материалов, а также размещения технологических установок руководитель организации обеспечивает наличие табличек с номером телефона для вызова пожарной охраны (пункт 6 ППР).
В силу пункта 20 ППР руководитель организации обеспечивает наличие на дверях помещений производственного и складского назначения и наружных установках обозначение их категорий по взрывопожарной и пожарной опасности, а также класса зоны в соответствии с главами 5, 7 и 8 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон N 123-ФЗ).
При эксплуатации эвакуационных путей и выходов руководитель организации обеспечивает соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности (в том числе по освещенности, количеству, размерам и объемно-планировочным решениям эвакуационных путей и выходов, а также по наличию на путях эвакуации знаков пожарной безопасности) (пункт 33 ППР).
В силу пункта 61 ППР, руководитель организации обеспечивает исправное состояние систем и средств противопожарной защиты объекта (автоматических установок пожаротушения и сигнализации, установок систем противодымной защиты, системы оповещения людей о пожаре, средств пожарной сигнализации, систем противопожарного водоснабжения, противопожарных дверей, противопожарных и дымовых клапанов, защитных устройств в противопожарных преградах) и организует не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности указанных систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки.
Пунктом 77 ППР установлено, что руководитель организации обеспечивает своевременную очистку объектов от горючих отходов, мусора, тары, опавших листьев и сухой травы. Не допускается сжигать отходы и тару в местах, находящихся на расстоянии менее 50 метров от объектов.
Согласно пункту 481 ППР, для размещения первичных средств пожаротушения, немеханизированного пожарного инструмента и инвентаря в зданиях, сооружениях, строениях и на территориях оборудуются пожарные щиты.
В соответствии с пунктами 4, 14 норм пожарной безопасности "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" (НПБ 110-03), утвержденных Приказом МЧС России от 18.06.2003 N 315, в зданиях и сооружениях следует защищать соответствующими автоматическими установками все помещения независимо от площади, кроме помещений с мокрыми процессами, венткамер, категории В4 и Д по пожарной опасности, лестничных клеток.
Тип автоматической установки тушения, способ тушения, вид огнетушащих средств, тип оборудования установок пожарной автоматики в силу требований пункта 3 НПБ 110-03 определяется организацией-проектировщиком в зависимости от технологических, конструктивных и объемно-планировочных особенностей защищаемых зданий и помещений с учетом требований действующих нормативно-технических документов.
Согласно пункту 465 ППР выбор типа и расчет необходимого количества огнетушителей на объекте (в помещении) осуществляется в соответствии с приложением 1 и 2 в зависимости от огнетушащей способности огнетушителя, предельной площади помещения, а также класса пожара. Из содержания приложений 1 и 2 Правил противопожарного режима следует, что количество и вид огнетушителей зависит также от категории помещения по взрывопожарной опасности и пожарной опасности.
Пунктом 455 ППР установлено, что автозаправочные станции оснащаются жесткой буксировочной штангой длиной не менее 3 метров для экстренной эвакуации горящего транспортного средства с территории автозаправочной станции.
В силу подпункта "б" пункта 457 ППР заправочный островок для заправки в том числе грузовых автомобилей, автобусов, крупногабаритной строительной и сельскохозяйственной техники должен оснащаться 2 передвижными порошковыми огнетушителями (вместимостью не менее 50 литров каждый) и ручными воздушно-пенные огнетушителями в количестве, предусмотренном для заправочных островков для заправки легковых автомобилей.
В соответствии с пунктом 247 ППР руководитель организации в отношении помещений для хранения (стоянки) транспорта в количестве более 25 единиц, расположенных на объектах транспортной инфраструктуры, обеспечивает разработку плана расстановки транспортных средств с описанием очередности и порядка их эвакуации при пожаре, а также оснащение указанных помещений и площадок открытого хранения транспортных средств (кроме индивидуальных) буксирными тросами и штангами из расчета 1 трос (штанга) на 10 единиц техники.
Нормы и правила СНиП 21-01-97 устанавливают общие требования противопожарной защиты помещений, зданий и других строительных сооружений на всех этапах их создания и эксплуатации, а также пожарно-техническую классификацию зданий, их элементов и частей, помещений, строительных конструкций и материалов.
Пунктом 7.4 СНиП 21 -01-97 установлено, что части зданий и помещения различных классов функциональной пожарной опасности должны быть разделены между собой ограждающими конструкциями с нормируемыми пределами огнестойкости и классами конструктивной пожарной опасности или противопожарными преградами. При этом требования к таким ограждающим конструкциям и типам противопожарных преград устанавливаются с учетом функциональной пожарной опасности помещений, величины пожарной нагрузки, степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности здания.
В силу пункта 7.8 СНиП 21-01-97 строительные конструкции не должны способствовать скрытому распространению горения. В зданиях всех степеней огнестойкости кровлю, стропила и обрешетку чердачных покрытий (кроме зданий IV степени огнестойкости классов пожарной опасности С2 и С3) следует подвергать огнезащитной обработке. Качество огнезащитной обработки должно быть таким, чтобы конструкция соответствовала требованиям группы Г3 (пункт 10.1 МДС 21-1.98. Предотвращение распространения пожара. Пособие к СНиП 21-01-97).
Абзацем 2 пункта 6.18* СНиП 21-01-97, предусматривается, что лестничные клетки, как правило, должны иметь двери с приспособлениями для самозакрывания и с уплотнением в притворах.
Требования пожарной безопасности к системам оповещения и управления эвакуацией людей при пожарах в зданиях и сооружениях установлены НПБ 104-03.
Согласно пункту 4.1 НБП 104-03 предусмотрено пять типов СОУЭ (системы оповещения и управления эвакуацией) в зависимости от способа оповещения, деления здания на зоны оповещения и других характеристик, приведенных в таблице 1, способами оповещения являются: звуковой, речевой и световой.
В соответствии с пунктом 5.1 НБП 104-03 тип СОУЭ определяется в таблице 2.
Положения НПБ 104-03 подлежат применению юридическими лицами и физическими лицами на основании части 1 статьи 151 Закона N 123-ФЗ.
Частью 1 статьи 5 Закона N 123-ФЗ предусмотрено, что каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности.
Материалами дела установлено, и заявителем документально не опровергнуто, что, в нарушение перечисленных норм, здания заявителя не укомплектованы пожарными щитами, не оборудованы автоматической пожарной сигнализацией. На дверях производственных и складских помещений отсутствуют таблички с указанием категорий по взрывопожарной и пожарной опасности и классы зон по ПУЭ. Территория МТФ 1 и МТФ 2 в противопожарных разрывах от зданий корпусов не очинена от сухой травы. На путях эвакуации здания мастерской отсутствуют знаки пожарной безопасности, помещения не укомплектованы первичными средствами пожаротушения, не оборудованы системой оповещения людей о пожаре 1 -го типа. Помещение склада литера А N 34 и 33 не отделены от здания комнат отдыха, столовой противопожарной преградой с нормируемым пределом огнестойкости (противопожарная дверь). Не разработан план расстановки транспортных средств с описанием очередности и порядка их эвакуации при пожаре, не оснащены указанные помещения и площадки открытого хранения транспортных средств буксирными тросами и штангами в установленном количестве. АЗС - топливозаправочный пункт не обеспечен жесткой буксировочной штангой длиной не менее 3 метра предназначенной для экстренной эвакуации горящего транспорта с территории, первичными средствами пожаротушения, дыхательные клапаны емкостей с топливом не проверяются на работоспособность; отсутствует обвалование вокруг резервуара для хранения топлива, вокруг емкости для хранения топлива отсутствует обвалование или ограждающие стены из негорючего материала в установленном размере. Деревянные конструкции чердачного помещения операторной и хлебопекарни поддерживают скрытое распространение горения, не обработаны огнезащитным составом. Работники общества допущены к работе без прохождения пожарно-технического минимума. Руководитель организации не обеспечил исправное состояние знаков пожарной безопасности, в том числе обозначающих пути эвакуации и эвакуационные выходы в административном здании на 2,3 этажах административного здания, проектом не определена требуемая конфигурация фотолюминисцентной системы, отсутствуют планы эвакуации людей при пожаре выполненные в фотолюминисцентном исполнении. На путях эвакуации не в полном объеме имеются знаки пожарной безопасности в административном здании. Нет знаков обозначающих направление движения; не определен уровень системы пожарной безопасности, направленной на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара в здании и столовой. Помещение архива не отделено от помещений офиса противопожарными дверями с нормируемым пределом огнестойкости. Лестничная клетка на втором и третьем этаже административного здания не оборудована дверьми с устройством для самозакрывания и уплотнением в притворах. В складских, производственных, административных помещениях руководителем организации не обеспечено наличие табличек с указанием номера вызова пожарной охраны. Не разработаны и не утверждены инструкции о мерах пожарной безопасности, не обеспечено наличие в помещениях складов хлебоприемных пунктов, в злаковых массивах знаков пожарной безопасности "Курение табака и пользование открытым огнем запрещено". Автоматическая пожарная сигнализация, смонтированная в здании хлебопекарни, не проверяется на работоспособность с составлением акта 1 раз в квартал.
Данные обстоятельства подтверждаются совокупностью представленных административным органом доказательств, в том числе актом проверки от 05.07.2013 N 99 и протоколами об административном правонарушении от 05.07.2013 N 134, 135 и 136. Изложенное свидетельствует о доказанности факта совершения обществом правонарушений, предусмотренных частями 1, 3 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Проверка процедуры привлечения к административной ответственности является самостоятельным процессуальным действием при рассмотрении вопроса о законности обжалованного постановления о привлечении к ответственности. По настоящему делу судом не установлено обстоятельств, свидетельствующих о процессуальных нарушениях, допущенных административным органом при принятии оспариваемого постановления и являющихся самостоятельными и безусловными основаниями для признании незаконным и отмене оспариваемого постановления.
Ссылка заявителя на отсутствие фотосъемки при проведении проверки подлежит отклонению. Законодательство не обязывает административный орган при проведении проверки производить фотосъемку, кроме того, при составлении протоколов об административном правонарушении законный представитель признал наличие выявленных недостатков и сообщил, что нарушения вызваны недостаточным финансированием и высокой стоимостью соответствующих работ.
Довод об обязательности проведения осмотра помещений в порядке статьи 27.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях правомерно отклонен судом первой инстанции.
Согласно статье 27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, осмотр принадлежащих юридическому лицу помещений и территорий является обеспечительной мерой, применяемой в целях пресечения административного правонарушения, установления личности нарушителя, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления. Доказательства необходимости принятия мер обеспечения производства по рассматриваемому делу об административных правонарушениях в материалах дела отсутствуют.
Судом первой инстанции правомерно не принят довод заявителя о нарушении положений статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при вынесении постановления.
Оспариваемое постановление вынесено отделением в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о том, что вменяемое обществу правонарушение не может быть признано малозначительным.
Согласно статье 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить вопрос об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 18 постановления от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дела об административных правонарушениях", при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Согласно пункту 18.1 постановления при квалификации административного правонарушения в качестве малозначительного судам надлежит учитывать, что статья 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не содержит оговорок о ее неприменении к каким-либо составам правонарушений, предусмотренным Кодексом.
Возможность или невозможность квалификации деяния в качестве малозначительного не может быть установлена абстрактно, исходя из сформулированной в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях конструкции состава административного правонарушения, за совершение которого установлена ответственность.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Таким образом, административный орган обязан установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.
Оценив конкретные обстоятельства совершения административного правонарушения и роль правонарушителя, а также имеющиеся в материалах дела доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд установил, что в рассматриваемом случае совершенное обществом правонарушение посягает на установленный порядок общественных отношений в сфере обеспечения пожарной безопасности.
Государственный контроль в области пожарной безопасности является одной из важнейших задач государства в сфере обеспечения общественной безопасности и направлен на защиту жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охрану окружающей среды.
По указанному правонарушению существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в пренебрежительном отношении общества к исполнению своих публично-правовых обязанностей, в том числе в необеспечении надлежащего уровня пожарной безопасности, угрозе безопасности жизни и здоровья населения. Исключительности конкретных совершенных юридическим лицом деяний суду не представлено.
Применение статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является правом, а не обязанностью суда. Учитывая конкретные обстоятельства совершения нарушений законодательства в области пожарной безопасности, их характер, основания для признания совершенного обществом административного правонарушения малозначительным, отсутствуют.
Доказательств принятия всех зависящих мер по недопущению указанных нарушений, обществом не представлено, что в силу статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях свидетельствует о наличии его вины.
Судом апелляционной инстанции отклоняется довод апелляционной жалобы о нарушении положений статьи 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при вынесении постановления.
Использование отделением предусмотренного частью 2 статьи 4.4 Кодекса механизма назначения наказания не привело к нарушению прав общества.
Применение же части 1 названной статьи Кодекса повлекло бы наложение более значительного штрафа. Данное обстоятельство не противоречит положениям статей 1.2, 1.7, 3.1 Кодекса о необходимости защиты, в том числе общественной безопасности, наступления ответственности за совершенное правонарушение, цели применения наказания, а также принципу возможности применения правила, улучшающего положение правонарушителя. С учетом изложенного, ссылка заявителя на неоправданно карательный характер наказания в данном случае опровергается материалами дела.
Указанная позиция основывает на позиции, изложенной в Постановлениях ФАССКО от 05.03.2013 г. по делу N А53-30893/12, 04.03.2013 г. N А32-8416/2012.
Иные доводы апелляционной жалобы, сводящиеся к иной, чем у суда первой инстанции трактовке тех же обстоятельств дела и норм права, не опровергают правомерность и обоснованность выводов суда первой инстанции, не могут служить основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение, доводов, которые не были предметом исследования в суде первой инстанции, не приведено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 28.11.2013 по делу N А32-24584/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
Г.А. Сурмалян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-24584/2013
Истец: ЗАО "Приморсское", ЗАО Приморское
Ответчик: отделение надзорной деятельности Щербиновского района управления надзорной деятельности главного управления МЧС России по Краснодарскому краю
Третье лицо: Отделение надзорной деятельности Щербиновского района ГУ МЧС России по Краснодарскому краю