город Ростов-на-Дону |
|
13 марта 2014 г. |
дело N А53-22909/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 марта 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Сулименко О.А., судей Ефимовой О.Ю., Смотровой Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской и Волгоградской областям и Республике Калмыкия на решение Арбитражного суда Ростовской области от 17.01.2014 по делу N А53-22909/2013, принятое судьей Чернышевой И.В., по заявлению Сельскохозяйственного производственного кооператива (колхоз) "Рассвет" к заинтересованному лицу - Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской и Волгоградской областям и Республике Калмыкия о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
Сельскохозяйственный производственный кооператив (колхоз) "Рассвет" (далее - СПК "Рассвет", кооператив) обратился в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской и Волгоградской областям и Республике Калмыкия (Россельсхознадзор) (далее - федеральная служба) о признании незаконным и отмене постановления от 24.09.2013 N 02/1-1176/2013 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 10.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 17.01.2014 было признано незаконным и отменено постановление Россельхознадзора N 20/1-35-1176/2013 от 24.09.2013 о привлечении Сельскохозяйственного производственного кооператива (колхоз) "Рассвет" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 10.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Решение мотивировано неверной квалификацией вмененного кооперативу правонарушения.
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской и Волгоградской областям и Республике Калмыкия обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, просило отменить решение Арбитражного суда Ростовской области и отказать в заявленных требованиях СПК "Рассвет". В обоснование апелляционной жалобы ссылается на подтверждение материалами дела нарушения ВП 13.3.1103-96 "Бешенство", что влечет квалификацию нарушения по части 2 статьи 10.6 КоАП РФ. Событие правонарушения должным образом описано в протоколе об административном правонарушении.
В судебном заседании представитель Россельхознадзора поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме, представитель СПК "Рассвет" не согласился с доводами апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения плановой выездной проверки в отношении СПК "Рассвет" по адресу Ростовская область, Матвеево-Курганский район, с. Марфинка, ул. Центральная были выявлены нарушения ветеринарного законодательства Российской Федерации, а именно, согласно акту от 23.08.2013 N 001691 на территории молочнотоварных ферм N 1, N 2, которые принадлежат СПК "Рассвет", находятся собаки без привязи и без ветеринарных сопроводительных документов, актов о вакцинации. Согласно информации ветеринарного врача данные собаки не вакцинировались против бешенства и других болезней, чем было нарушены п.п. 4.1, 4.10, 4.13 ВП 13.3.1103-96 "Бешенство" от 18.06.1996 N23, ст. 15, ст. 18, Закона РФ N 4979-1 от 14.05.1993 "О ветеринарии".
Уполномоченным должностным лицом был составлен протокол об административном правонарушении от 03.09.2013 N 02/1-35-1176/2013 по части 2 статьи 10.6 КоАП РФ.
Постановлением от 24.09.2013, вынесенным по делу об административном правонарушении старшим государственным инспектором отдела ветеринарного контроля и надзора Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской и Волгоградской областям, Республике Калмыкия Винокуровым В.Ю., СПК "Рассвет" признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 10.6 КоАП РФ и назначено наказание в виде штрафа в размере девяносто тысяч рублей.
СПК "Рассвет" не согласился с принятым постановлением и обжаловал его в судебном порядке.
Арбитражным судом Ростовской области было принято решение об удовлетворении заявленных требований кооператива и отмене постановления Россельхознадзора, мотивированное тем, что совершенное кооперативом правонарушение следует трактовать как нарушение правил карантина животных, что обусловливает квалификацию правонарушения по части 1 статьи 10.6 КоАП РФ.
Указанный вывод не соответствует нормам материального права в силу следующего.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
В силу подпункта "д" пункта 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.04.2004 N 201 "Вопросы Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору" управление как территориальный орган Россельхознадзора обладает компетенцией осуществлять надзор за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами законодательства Российской Федерации, регулирующего отношения в сфере ветеринарии и защиты растений.
В соответствии со статьей 2 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" ветеринарное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Ветеринарное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных.
Частью 1 ст.10.6 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил, за исключением случаев нарушения правил борьбы с карантинными и особо опасными болезнями животных в виде наложения административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно части 2 статьи 10.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушение правил борьбы с карантинными и особо опасными болезнями животных - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до семи тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пяти тысяч до семи тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от девяноста тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Объектом данного административного правонарушения является ветеринарная безопасность на территории Российской Федерации, животный мир и здоровье людей. Объективная сторона представлена противодействием граждан, должностных и юридических лиц, не исполняющих требования ветеринарных правил либо уклоняющихся от их исполнения, которое выражается в фактическом неосуществлении контроля за переносчиками, потенциальными источниками такого заболевания как бешенство. Часть 2 статьи 10.6 КоАП РФ является специальной по отношению к части 1 статьи 10.6 Кодекса. Пунктом 4.2 Санитарных и ветеринарных правил СП 3.1.084-96/ ВП 13.3.4.1100-96 "Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека и животных", установлено, что предприятия и организации обязаны: обеспечить соблюдение настоящих Правил и осуществлять производственный контроль за их выполнением; разрабатывать и проводить гигиенические, профилактические, противоэпизоотические и противоэпидемические мероприятия, направленные на предупреждение и ликвидацию загрязнения патогенными микроорганизмами окружающей природной среды, предупреждение возникновения и распространения заразных болезней, общих для человека и животных; выполнять постановления, распоряжения и предписания должностных лиц органов и учреждений Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации и Государственной ветеринарной службы Российской Федерации; своевременно информировать органы и учреждения Государственной ветеринарной службы Российской Федерации и Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации об аварийных ситуациях, непредвиденных остановках производства, нарушениях технологических процессов, создающих опасность возникновения и распространения заразных болезней, общих для человека и животных; осуществлять гигиеническое обучение и воспитание своих работников и населения, направленные на профилактику заразных болезней, общих для человека и животных; возмещать ущерб от вреда, причиненного здоровью граждан в результате нарушения настоящих Правил, повлекшего за собой возникновение случаев заразных болезней, общих для человека и животных, а также профессиональных заболеваний. Статья 18 Федерального закона РФ от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" предусматривает, что ответственность за здоровье, содержание и использование животных несут их владельцы, а за выпуск безопасных в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства - производители этих продуктов. Согласно п. 3.1 Ветеринарных правил 13.3.1103-96, бешенство - это острая вирусная болезнь животных и человека, характеризующаяся признаками полиоэнцефаломиелита и абсолютной летальностью. Также, исходя из положений п.п. 4.1, 4.10 данных Ветеринарных правил, руководители предприятий, учреждений, организаций и граждане-владельцы животных обязаны не допускать не привитых против бешенства животных в личные подворья, на фермы, в стада, отары и табуны; принимать меры к недопущению диких животных к стадам, отарам, табунам, животноводческим помещениям. Приказом Минфина России от 19.12.2012 N 476 "О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 25.12.2008 N 674" бешенство относится к особо опасным болезням. Кооперативу вменяется содержание на территории ферм собак без привязи и без ветеринарных сопроводительных документов, акты на вакцинацию не представлены, согласно информации ветеринарного врача, собаки не вакцинировались против бешенства, что является нарушением ВП 13.3.1103-96 "Бешенство". Поскольку кооперативу вменяется нарушение правил борьбы с бешенством, указанное нарушение подлежит квалификации по специальной норме - части 2 статьи 10.6 КоАП РФ. Пунктом 16.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" предусмотрено, что при решении вопроса в отношении юридических лиц об установлении вины требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. В материалах дела отсутствуют доказательства того, что организация приняла все зависящие от нее меры по соблюдению установленных законодательством норм. Апелляционный суд считает, что какие-либо неустранимые сомнения в виновности кооператива в данном случае отсутствуют. Допущенное обществом нарушение ветеринарного законодательства, подтверждается: актом от 23.08.2013; протоколом об административном правонарушении от 03.09.2013 с приложением и фотоматериалами; постановлением от 24.09.2013 о привлечении к административной ответственности. Судебная коллегия, исходя из изложенного выше, усматривает в материалах дела состав административного правонарушения, квалифицируемого по части 2 статьи 10.6 КоАП РФ. Суд отклоняет довод апелляционной жалобы о том, что наличие собак на территории ферм было спровоцировано действиями проверяющего. Наличие собак документально подтверждено, как и пояснения ветеринарного врача об отсутствии сведений об их вакцинации от бешенства. Нарушения порядка проведения проверки и процедуры привлечения заявителя к административной ответственности не установлены. Статьей 2.9 КоАП РФ предусмотрена возможность освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния, то есть при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. В данном случае допущенные кооперативом нарушения ветеринарно-санитарных правил напрямую влекут за собой опасность возникновения заболевания, отнесенного к особо опасным, как животных, так и людей, следовательно, содержат существенную угрозу охраняемым общественным отношениям. В силу части 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя. В этой связи, у суда первой инстанции отсутствовали основания для признания незаконным и отмены постановления от 24.09.2013 N 02/1-1176/2013 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 10.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Таким образом, обжалуемое решение Арбитражного суда Ростовской области подлежит отмене, а в удовлетворении заявленного требования следует отказать. Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отмену судебного акта в любом случае, не выявлено. |
|
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 17.01.2014 по делу N А53-22909/2013 отменить. В удовлетворении заявления отказать.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
О.А. Сулименко |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-22909/2013
Истец: СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КООПЕРАТИВ (КОЛХОЗ) "РАССВЕТ"
Ответчик: Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской и Волгоградской областям и Республике Калмыкия, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельсхознадзор) управление по Ростовской и Волгоградской областям и Республике Калмыкия