г. Киров |
|
13 марта 2014 г. |
Дело N А31-4075/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 марта 2014 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кононова П.И.,
судей Ившиной Г.Г., Караваевой А.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Новоселовой Е.В.,
при участии в судебном заседании:
представителя заявителя Ворфоломеевой М.В., действующей на основании доверенности от 09.12.2013,
представителя ответчика Карповой Н.Н., действующей на основании доверенности от 10.01.2014,
рассмотрев в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи апелляционную жалобу Администрации муниципального образования городское поселение города Нерехта муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области (ОГРН 1054443168933, ИНН 4405006664)
на решение Арбитражного суда Костромской области от 28.11.2013 по делу N А31-4075/2013, принятое судом в составе судьи Максименко Л.А.,
по заявлению открытого акционерного общества "Межрегионтеплоэнерго" (ОГРН 1035000920855, ИНН 5003046281 местоположение: г. Москва, проспект Вернадского, дом 101, корп. 3)
к Администрации муниципального образования городское поселение города Нерехта муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области (ОГРН 1054443168933, ИНН 4405006664, местоположение: Костромская область, г. Нерехта, ул. Нерехтская, дом 1),
третьи лица: закрытое акционерное общество "Инвест-Проект", Администрация муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области,
о признании незаконным бездействия и об обязании выдать разрешение на строительство,
установил:
открытое акционерное общество "Межрегионтеплоэнерго" (далее - заявитель, ОАО "Межрегионтеплоэнерго", Общество) обратилось в Арбитражный суд Костромской области с заявлением к Администрации муниципального образования городское поселение город Нерехта муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области (далее - ответчик, Администрация) о признании незаконным бездействия, выразившегося в отказе выдать Обществу разрешение на строительство блочно-модульной котельной, мощностью 3,7 МВт с сетями инженерно-технического обеспечения и тепловыми сетями по адресу: Костромская область, г. Нерехта, ул. Нерехтская, 31а и об обязании выдать заявителю указанное разрешение.
Арбитражным судом Костромской области для участия в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области, Костромская область и закрытое акционерное общество "Инвест-проект" (далее - ЗАО "Инвест-проект").
Решением Арбитражного суда Костромской области от 28.11.2013 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, Администрация обратилась во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда отменить в части и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований об обязании Администрации выдать Обществу разрешение на строительство блочно-модульной котельной, мощностью 3,7 МВт с сетями инженерно-технического обеспечения и тепловыми сетями по адресу: Костромская область, г. Нерехта, ул. Нерехтская, 31а.
Заявитель жалобы считает решение суда незаконным, необоснованным и принятым при неполном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела. Администрация указывает на то, что суд первой инстанции обязал ответчика выдать разрешение на строительство при отсутствии у Общества всех документов, предусмотренных ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГСК РФ), а именно схем, отображающих архитектурные решения; судом не дана правовая оценка доводам Администрации о том, что строительство вышеуказанного объекта противоречит документам территориального планирования городского поселения город Нерехта.
Заявитель по делу-Открытое акционерное общество "Газпром теплоэнерго" (ОГРН 1035000920855, ИНН 5003046281, местоположение: г. Москва, проспект Вернадского, дом 101, корп. 3) (ранее ОАО "Межрегионтеплоэнерго") в отзыве на апелляционную жалобу возражает против доводов Администрации, просит оставить решение суда без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения. Заявитель приводит доводы о том, что архитектурное решение находится в составе проектной документации, на которую получено положительное заключение государственной экспертизы; Правила землепользования и застройки не могут распространяться на правоотношения, связанные со строительством котельной, поскольку они были приняты после осуществления выбора земельного участка для строительства.
Подробно доводы сторон изложены в апелляционной жалобе и отзыве на нее.
Администрация муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области поддерживает доводы ответчика, заявленные в апелляционной жалобе, просит рассмотреть апелляционную жалобу без участия своих представителей.
ЗАО "Инвест-Проект" отзыв на апелляционную жалобу не представило.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей третьих лиц, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Законность решения Арбитражного суда Костромской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, постановлением Администрации муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области от 08.07.2010 N 765 ОАО "Межрегионгаз" (правопредшественник ОАО "Межрегионтеплоэнерго") предоставлен в аренду земельный участок из земель населенных пунктов с кадастровым номером 44:13:140521:75, общей площадью 1026 кв.м, сроком на 11 месяцев (на период строительства), расположенный по адресу: Костромская область, г.Нерехта, ул. Нерехтская, 31а, с разрешенным видом использования "для строительства блочно-модульной котельной" (т. 2, л.д. 120).
Строительство названного объекта проводилось по согласованию с Администрацией муниципального образования городское поселение город Нерехта, что подтверждается письмом от 25.08.2010 N 1882 (т. 5, л.д. 5).
08.07.2010 между Администрацией муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области и ОАО "Межрегионгаз" заключен договор аренды земельного участка N 3139, пунктами 2.1, 2.3 которого предусмотрено, что договор заключен сроком на одиннадцать месяцев и вступает в силу с момента его подписания; если арендатор продолжает пользоваться земельным участком после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок.
Строительство блочно-модульной котельной мощностью 3,7 МВт по адресу: г.Нерехта, ул. Нерехтская, 31а, было инициировано ОАО "Межрегионгаз" в рамках утвержденной решением Совета депутатов городского поселения город Нерехта от 27.05.2010 N 587 целевой муниципальной программы "Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры муниципального образования городское поселение город Нерехта на 2010-2014 годы".
Обществом для получения разрешения на строительство был подготовлен пакет документов, в том числе: технические условия на присоединение к тепловым сетям и сетям горячего водоснабжения от 04.03.2010 N 286; технические условия на подключение к водопроводным сетям от 20.01.2010 N 48; технические условия на подключение к газораспределительной сети 16.02.2010 N 15/6879; технические условия от 13.03.2010 N 750/2010-18 (на проектирование без права присоединения); утвержденный постановлением Главы муниципального района город Нерехта и Нерехтский район от 09.08.2010 N 904 градостроительный план земельного участка по адресу: Костромская обл., г. Нерехта, ул. Нерехтская, д. 31а; охранный договор (обязательство) по недвижимому памятнику истории и культуры (объекту археологического исследования) от 10.09.2010 N 164-ОА/2010, заключенный с Департаментом культурного наследия Костромской области вместе с согласованным Департаментом культурного наследия Костромской области проектом на проведение охранных археологических мероприятий по установлению степени руинированности и состояния культурного слоя и определению формы археологических исследований по адресу: г.Нерехта, ул.Красноармейская, 40 (постановлением Главы администрации муниципального района город Нерехта и Нерехтский район от 20.05.2010 N 567 земельному участку по адресу6 г.Нерехта, ул. Красноармейская, 40 присвоен адрес: г.Нерехта, ул. Нерехтская, 31а); положительное заключение государственной экспертизы проектной документации объекта капитального строительства блочно-модульной котельной мощностью 3,7 МВт, расположенной в г. Нерехта, ул. Нерехтская, 31а Костромской области с сетями инженерно-технического обеспечения; рабочий проект блочно-модульной котельной, включающий пояснительную записку.
В период с августа 2010 до февраля 2013 года Общество неоднократно обращалось в Администрацию с заявлением о выдаче разрешения на строительство блочно-модульной котельной, мощностью 3,7 МВт с сетями инженерно-технического обеспечения и тепловыми сетями по адресу: Костромская область, г. Нерехта, ул. Нерехтская, 31а. Разрешение на строительство котельной Администрацией не было выдано.
В письме от 05.03.2013 N 423 Администрация сообщила заявителю, что в связи с проведением в 2011 году Администрацией городского поселения город Нерехта конкурса на право заключения концессионного соглашения по использованию имущественного комплекса тепло- и горячего водоснабжения потребителям теплоснабжающей организацией с 01.07.2011 на территории городского поселения город Нерехта является ЗАО "Инвест-проект", которому были переданы в пользование присоединенные сети тепло- и горячего водоснабжения на территории городского поселения и предложила заявителю обратиться в ЗАО "Инвест-проект" в целях получения согласия на строительство блочно-модульной котельной. Также Администрация указала в названном письме, что представленная заявителем проектная документация не соответствует схеме теплоснабжения городского поселения город Нерехта на перспективу.
Полагая, что решение Администрации об отказе в выдаче разрешения на строительство, содержащееся в письме от 05.03.2013 N 423, является незаконным, нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, Общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь положениями ст. 201 АПК РФ и ст. 51 ГСК РФ, ст.ст. 2, 16, 34, 37, 44 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Административным регламентом "Подготовка и выдача разрешения на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства на территории городского поселения город Нерехта", утвержденным постановлением главы Администрации от 29.02.2012 N 45, Арбитражный суд Костромской области пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда исходя из нижеследующего.
Согласно ч. 1 ст. 198, ч. 4 ст. 200 и ч. 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее- АПК РФ) основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
На основании ст. 65 АПК РФ обязанность по обоснованию и доказыванию фактов нарушения прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ.
В статье 2 ГСК РФ закреплено, что градостроительная деятельность должна осуществляться с соблюдением требований технических регламентов, безопасности территорий, инженерно-технических требований, требований гражданской обороны, обеспечением предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, принятием мер по противодействию террористическим актам, соблюдением требований охраны окружающей среды и экологической безопасности, сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий.
Статьей 51 ГСК РФ регламентирован порядок выдачи разрешения на строительство.
В силу ч. 1, 2 ст. 51 ГСК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных названной статьей. Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт.
Частью 7 ст. 51 ГСК РФ установлено, что в целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства застройщик направляет непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с ч. 4 - 6 названной статьи кодекса федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство. Данной нормой также определен исчерпывающий перечень документов, представление которых необходимых для получения разрешения на строительство.
В соответствии с ч. 11 ст. 51 ГСК РФ орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство проводит проверку наличия документов, прилагаемых к заявлению; проводит проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка, красным линиям (в случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции), по окончании которой выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Согласно ч. 13 ст. 51 ГСК РФ уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления может отказать в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных ч. 7 и 9 данной статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Иных оснований для принятия решения об отказе в выдаче разрешения на строительство ст. 51 ГСК РФ не предусматривает. Соответственно отказ органа местного самоуправления в выдаче лицу разрешения на строительство при отсутствии оснований, указанных в ч. 13 ст. 51 ГСК РФ, будет являться незаконным.
Как видно из оспариваемого ОАО "Межрегионтеплоэнерго" решения Администрации об отказе в выдаче разрешения на строительство блочно-модульной котельной, содержащегося в письме от 05.03.2013 N 423, мотивировано тем, что Общество не получило согласия на указанное строительство от ЗАО "Инвест-проект", являющегося теплоснабжающей организаций и пользователем присоединенных сетей тепло- и горячего водоснабжения на территории городского поселения город Нерехта, а также тем, что представленная проектная документация не соответствует схеме теплоснабжения городского поселения города Нерехта на перспективу.
Оценивая законность указанного решения Администрации арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
1. Необходимость согласования строительства объекта теплоснабжения с теплоснабжающими организациями, эксплуатирующими соответствующие сети, как одно из условий получения разрешения на строительство указанного объекта, положениями ст. 51 ГСК РФ не предусмотрена. Соответственно отказ Администрации в выдаче Обществу разрешения на строительство котельной со ссылкой на отсутствие такого согласования не соответствует ч. 13 ст. 51 ГСК РФ.
2. Ссылка Администрации в обоснование отказа в выдаче заявителю разрешения на строительство на несоответствие представленной проектной документации схеме теплоснабжения городского поселения города Нерехта на перспективу также не основана на положениях ст. 51 ГСК РФ. Согласно п. 2 ч. 11 ст. 51 ГСК РФ орган местного самоуправления проводит проверку соответствия проектной документации только требованиям градостроительного плана земельного участка. В силу ч. 13 ст. 51 ГСК РФ несоответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка является одним из оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство. Следовательно, проверка проектной документации на соответствие ее требованиям каких-либо иных документов градостроительного планирования, в том числе схемам размещения инженерных коммуникаций, проводиться не должна и несоответствие ее требованиям данных документов не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.
Ссылка Администрации в апелляционной жалобе на наличие иных оснований для отказа ОАО "Межрегионтеплоэнерго" в выдаче разрешения на строительство, в том числе на то, что заявитель не представил надлежащим образом оформленные схемы, отображающие архитектурные решения, не может быть принята, поскольку такие основания не были указаны в решении, содержащемся в письме от 05.03.2013 N 423, проверка законности которого и являлась предметом рассмотрения в арбитражном суде первой инстанции.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии оснований для признания незаконным отказа Администрации в выдаче Обществу разрешения на строительство блочно-модульной котельной, мощностью 3,7 МВт с сетями инженерно-технического обеспечения и тепловыми сетями по адресу: Костромская область, г. Нерехта, ул. Нерехтская, 31а, и обоснованно возложил на ответчика обязанность выдать соответствующее разрешение.
Таким образом, обжалуемое решение принято при правильном применении норм материального права, содержит выводы, соответствующие установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
В этой связи решение Арбитражного суда Костромской области от 28.11.2013 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Администрация освобождена от уплаты государственной пошлины при обращении с апелляционной жалобой.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Костромской области от 28.11.2013 по делу N А31-4075/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Администрации муниципального образования городское поселение города Нерехта муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в случаях и в порядке, установленных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Председательствующий |
П.И. Кононов |
Судьи |
Г.Г. Ившина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А31-4075/2013
Истец: ОАО "Межрегионтеплоэнерго"
Ответчик: Администрация муниципального образования городское поселение город Нерехта муниципального района город Нерехта и Нерехтский район Костромской области
Третье лицо: Администрация муниципального района г. Нерехта и Нерехтский район Костромской области, ЗАО "Инвест-Проект", Администрация МО городское поселение город Нерехта муниципального района город Нерехта и Нерехтский район, ОАО "Газпромтеплоэнерго", ОАО "Межрегионтеплоэнерго"