г. Томск |
|
13 марта 2014 г. |
Дело N А67-6102/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2014 г.
Полный текст постановления изготовлен 13 марта 2014 г.
Седьмой Арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего Бородулиной И.И.
Судей Журавлевой В.А., Усаниной Н.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Орловой Е.В. с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Купцова А.А. по доверенности от 01.01.2014 (до 31.12.2014),
от заинтересованного лица: Чекалина С.А. по доверенности от 03.07.2013 (на 1 год),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Томская энергосбытовая компания"
на решение Арбитражного суда Томской области
от 20 ноября 2013 г. по делу N А67-6102/2013 (судья Ломиворотов Л.М.)
по заявлению Открытого акционерного общества "Томская энергосбытовая компания" (ОГРН 105700128184, ИНН 7017114680, 634034, г. Томск, ул. Котовского, д. 19)
к Департаменту ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области (ОГРН 102700907944, ИНН 7021052041, 634041, г. Томск, пр. Кирова, д. 41)
о признании незаконным и отмене предписания,
УСТАНОВИЛ:
Открытое акционерное общество "Томская энергосбытовая компания" (далее - ОАО "Томскэнергосбыт", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Томской области с заявлением к Департаменту ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области (далее - Департамент, административный орган) о признании незаконными и отмене предписания от 06.09.2013 N 1971.
Решением от 20.11.2013 Арбитражного суда Томской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе общество, ссылаясь на нарушение норм материального права и процессуального права, несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
По мнению общества, Департаментом в нарушение статьи 65, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не представлено доказательств отсутствия за проверяемый период потребления электрической энергии на общедомовые нужды собственниками многоквартирного жилого дома N 2 по улице Геологов г. Томска при наличии установленных в указанном доме как индивидуальных, так и коллективного (общедомового) приборов учета.
Указывает, что административным органом в нарушение пункта 36 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011N 354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг) не опровергнут произведенный обществом расчет объема (количества) электрической энергии, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, а из решения суда не следует в каком расчетном периоде объем потребления электрической энергии составил "ноль".
Из акта визуального осмотра от 27.08.2013, составленного административным органом, следует, что никаких подключений к внутридомовым электрическим сетям не имеется, на момент составления акта электрическую энергию потребляют только собственники данного многоквартирного жилого дома, нарушений в порядке работы приборов учета проверкой не установлено.
Выводы суда о непредставлении заявителем доказательств потребления электрической энергии на общедомовые нужды не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, опровергаются представленным в материалы дела расчетом объема потребленной электрической энергии, произведенным в соответствии с пунктом 45 Правил предоставления коммунальных услуг, который не опровергнут административным органом.
В жалобе общество ссылается также на неопределенность формулировки, изложенной в предписании, что делает данный акт заведомо неисполнимым, а за неисполнение предписания предусмотрена административная ответственность.
Вывод суда о необходимости исполнения предписания с даты его вынесения противоречит положениям статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктов 36 и 44 Правил предоставления коммунальных услуг. Кроме того, административным органом не представлены доказательства наличия нарушений со стороны общества за указанный период при расчете стоимости потребленной электрической энергии, тогда как проверка проводилась Департаментом за период с сентября 2012 по май 2013 года.
Письменный отзыв Департаментом на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 АПК РФ не представлен.
В судебном заседании, назначенном на 06.02.2014, представитель общества поддержал позицию, изложенную в апелляционной жалобе, представитель Департамента возражал против удовлетворения жалобы.
В порядке статьи 158 АПК РФ судебное заседание откладывалось до 05.03.2014.
После отложения судебное заседание продолжено при участии представителей сторон.
В судебном заседании представитель общества доводы жалобы поддержал. Просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Департамента в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласился. Не оспаривал тот факт, что нарушения выявлены только за проверяемый период с сентября 2012 по май 2013 года, нарушений за иные периоды, в том числе с даты вынесения предписания, не установлено. Не смог пояснить в суде апелляционной инстанции, в каких счетах - квитанциях следует исключить начисления платы за коммунальную услугу по электроснабжению на общедомовые нужды.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Томской области в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции, при этом исходит из следующего.
Как следует из материалов дела, на основании обращения жильца, проживающего по адресу г. Томск, ул. Геологов д.2 по вопросу необоснованного объёма электрической энергии на общедомовые нужды от 19.06.2013 N 1971 Департаментом вынесено распоряжение от 29.07.2013 N1971/1 о проведении внеплановой выездной проверки в отношении общества.
Установив, что ОАО "Томскэнергосбыт" выставляет в счетах-квитанциях собственникам квартир по адресу г. Томск, ул. Геологов, 2 плату за коммунальную услугу по электроснабжению на общедомовые нужды, и, расценив указанное обстоятельство как нарушение подпункта "г" пункта 3, подпункта "г" пункта 31, подпункта "а" пункта 33, пункта 45 Правил предоставления коммунальных услуг, административным органом составлен акт и выдано обществу предписание от 06.09.2013 N 1971, предписывающее в срок до 10.10.2013 исключить из счетов-квитанций собственников квартир по адресу г. Томск, ул. Геологов, 2 начисление платы за коммунальную услугу по электроснабжению на общедомовые нужды.
Не согласившись с данным предписанием, "Томскэнергосбыт" обратилось в суд с требованием о признании его незаконным.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из недоказанности обществом фактического потребления электроэнергии собственниками квартиры на общедомовые нужды, поскольку в указанном доме отсутствуют места общего пользования, приборы, потребляющие электрическую энергию, подключенные под общедомовой прибор учета. При отсутствии в предписании указания на его исполнение на прошлые периоды, оно подлежит исполнению с момента его вынесения.
Апелляционный суд не может согласиться с данными выводами исходя из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из приведенной нормы права следует, что для признания ненормативного правового акта, решения (действия) недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решения (действия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение ими прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 9 Федерального закона от 26.01.1996 N 15-ФЗ "О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации", пункту 1 статьи 1 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей) отношения с участием потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о защите прав потребителей, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечить безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (пункт 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение полномочий, предоставленных ему в соответствии с частью 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правительство Российской Федерации утвердило Правила предоставления коммунальных услуг, регулирующие отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливающие их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг (пункт 1 Правил).
Пунктом 40 данных Правил предусмотрено, что потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг. Объем коммунальной услуги, предоставленной за расчетный период на общедомовые нужды, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулами 11, 12, 13 и 14 приложения N 2 к Правилам (пункт 44).
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, в многоквартирном доме, согласно решению общего собрания собственников помещений выбран непосредственный способ управления, общество осуществляет продажу электроэнергии потребителям-гражданам для собственных нужд и выставляет счета для оплаты за потребленную электроэнергию.
Жилой дом N 2 по ул. Геологов в г. Томске оборудован как коллективным, так и индивидуальными приборами учета, по показаниям которых определяется индивидуальное потребление электрической энергии на общедомовые нужды.
Согласно пункту 7 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, в состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях.
Следуя материалам дела, электроснабжение жилого дома осуществляется от опоры N 1-6 ВЛ-0,4кВ ТП 443. На стене установлен общедомовой прибор учета электрической энергии - ДДМ РИМ 614.01 N 967303, 970109. Места общего пользования в указанном жилом доме отсутствуют. Квартиры оборудованы отдельными входами. Электрическое оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения отсутствует. Надворные постройки, уличное освещение, подключены под индивидуальные приборы учета электрической энергии.
Указанные обстоятельства подтверждаются актом визуального осмотра от 27.08.2013, проведенного государственным жилищным инспектором Томской области В.А. Григорьевым.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводами суда первой инстанции о том, что определяющее значение имеет факт наличия в многоквартирном доме общего имущества и электрического оборудования, потребляющего электроэнергию на общедомовые нужды.
Правила предоставления коммунальных услуг применяются не только для расчетов за потреблённую энергию собственниками помещений многоквартирного дома при наличии общего имущества в этом доме, поскольку не соответствует содержанию данных Правил, в которых указано, что они регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, а также регламентируют иные вопросы.
Таким образом, объем потребленных коммунальных услуг, в том числе электрической энергии, определяется на основании показаний приборов учета, установленных на жилом доме. Представленный в материалы дела расчет общества административным органом не оспорен, в том числе путем предоставления иного расчета с учетом анализа объемов потребленного ресурса, периода его потребления, исследования счетов - квитанций, при отсутствии данных о составе общего имущества.
Так же суд апелляционной инстанции не соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что ОАО "Томскэнергосбыт" не предпринимало попыток установить, за счет каких потребителей образуется разница между количеством электроэнергии, отраженной на общедомовом приборе учета и приборах индивидуального учета.
Данное обстоятельство не может быть поставлено в вину ОАО "Томскэнергосбыт", у которого в силу действующего законодательства отсутствует обязанность контролировать и пресекать незаконные подключения к общедомовому прибору учета.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что поскольку общедомовой прибор учёта на многоквартирном доме по адресу г. Томск, ул. Геологов, 2 установлен, правомерность его установки не оспорена, следовательно, расчет потребления электроэнергии производится ОАО "Томскэнергосбыт" в соответствии с действующим законодательством, по формуле, установленной указанными выше Правилами, с учетом показаний общедомового и индивидуальных приборов учета, установленных в доме. Данные Правила не предусматривают возможность учета наличия или отсутствия общего имущества в многоквартирном доме при расчете данной платы.
При названных обстоятельствах апелляционный суд находит правомерным доводы общества о том, что направляя предписание об исключении из счетов- квитанции начисления платы за коммунальную услугу по электроснабжению на общедомовые нужды, Департамент фактически вынуждает ОАО "Томскэнергосбыт" нарушить положения Правил предоставления коммунальных услуг.
Доказательств того, что в проверяемом периоде, а равно с даты вынесения предписания (06.09.2013) и до 10.10.2013 (срок устранения), общество производило расчеты в нарушение названных Правил, административным органом в материалы дела не представлено.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения.
То есть предписания выдаются в случае выявления нарушений и в целях их устранения.
Предписание административного органа должно содержать четкую формулировку относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения. Содержащиеся в предписании требования должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.
Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.
Из материалов дела следует, что внеплановая выездная проверка по объемам потребления электрической энергии проводилась за период с сентября 2012 по июль 2013, оспариваемое предписание вынесено 06.09.2013 с указанием на устранение нарушений, а именно исключение начисления платы за коммунальную услугу по электроснабжению на общедомовые нужды из счетов-квитанций собственников квартир по адресу: г. Томск, ул. Геологов д.2 до 10.10.2013.
В оспариваемом предписании не указано, за какой период предлагается исключить начисления платы за коммунальную услугу по электроснабжению на общедомовые нужды, за период проверки или по итогам октября 2013.
Кроме того, с даты вынесения предписания и до даты исполнения 10.10.2013 нарушений законодательства выявлено не было, проверка проводилась за иной период времени.
В нарушении части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ административным органом не доказан факт исполнимости выданного им предписания.
Выводы суда первой инстанции о наличии судебной практики по аналогичным делам необоснованны, фактические обстоятельства настоящего дела отличны от обстоятельств, установленных по приведенным делам.
При таких обстоятельствах, решение Арбитражного суда Томской области по рассматриваемому делу подлежит отмене на основании пункта 3 части 1 статьи 270 АПК РФ в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, апелляционная жалоба - удовлетворению.
В порядке выполнения требований пункта 2 статьи 269 АПК РФ Седьмой арбитражный апелляционный суд считает необходимым принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Обществом при обращении в арбитражный суд с апелляционной жалобой перечислено 2000 рублей. Между тем, согласно подпункту 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации и разъяснений, содержащихся в пункте 15 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.05.2005 N 91 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации", размер подлежащей уплате государственной пошлины по настоящей апелляционной жалобе составляет 1000 рублей. В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации излишне уплаченная обществом государственная пошлина подлежит возврату в размере 1000 рублей.
Руководствуясь пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьями 110, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Томской области от 20.11.2013 года по делу N А67-6102/2013 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Признать незаконным и отменить предписание Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области от 06.09.2013 N 1971.
Взыскать с Департамента ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области (ОГРН 102700907944, ИНН 7021052041, 634041, г. Томск, пр. Кирова, д. 41) в пользу Открытого акционерного общества "Томская энергосбытовая компания" (ОГРН 105700128184, ИНН 7017114680, 634034, г. Томск, ул. Котовского, д. 19) судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в размере 3000 (три тысячи) рублей.
Возвратить Открытому акционерному обществу "Томская энергосбытовая компания" из федерального бюджета 1000 рублей государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению от 27.12.2013 N 8277.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
И.И. Бородулина |
Судьи |
В.А. Журавлева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А67-6102/2013
Истец: ОАО "Томскэнергосбыт"
Ответчик: Департамент ЖКХ и государственного жилищного надзора Томской области