г. Чита |
|
13 марта 2014 г. |
Дело N А19-9512/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 13 марта 2014 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Басаева Д.В., Желтоухова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Королёвой Д.С., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 11 октября 2013 года по делу N А19-9512/2013 по заявлению Государственного бюджетного учреждения культуры Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачева (ОГРН 1033801015346, ИНН 3808040842) к Службе по охране объектов культурного наследия Иркутской области (ОГРН 1053808131068, ИНН 3808124637) о признании незаконным предписания от 18.04.2013 N 05-09-21/13,
(суд первой инстанции: судья Сонин А.А.),
при участии в судебном заседании:
от Государственного бюджетного учреждения культуры Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачева - Чайковской И.М. - представителя по доверенности от 10.01.2014,
от Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области - Елизарова П.М. - представителя по доверенности N 76-37-9384/12 от 20.12.2012,
установил:
государственное бюджетное учреждение культуры Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачева (далее - Музей или учреждение) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области к Службе по охране объектов культурного наследия Иркутской области (далее - Служба) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным предписания от 18.04.2013 N 05-09-21/13.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 11 октября 2013 года заявленные требования удовлетворены. Предписание службы от 18.04.2013 N 05-09-21/13 признано незаконным, как несоответствующее Федеральному закону "Об охране объектов культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" от 25.06.2002 N 73-ФЗ (далее - Закон об охране объектов культурного наследия). На службу возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов музея. Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что оспариваемое предписание вынесено неуполномоченным органом и, кроме того, по мнению суда первой инстанции, музей не является лицом, на которое можно возложить обязанность по исполнению оспариваемого предписания.
Не согласившись с указанным решением, Служба обжаловала его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене обжалуемого решения как незаконного и необоснованного.
Из апелляционной жалобы следует, что вывод суда первой инстанции о проведении проверки Службой в отсутствие соответствующих полномочий не соответствует нормам действующего законодательства и не подтверждается материалами дела.
Вывод суда первой инстанции об отсутствии плана проведения плановых проверок также не соответствует действительности, так как план проведения плановых проверок на 2013 год утвержден Прокуратурой Иркутской области в соответствии с требованиями Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) и размещен на официальном сайте Прокуратуры Иркутской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: www.ircprok.ru/qa/282.html.
Как указывает Служба, выводы суда первой инстанции об отсутствии у Музея обязательств по сохранению объекта культурного наследия по ул. Советская, 47, лит. А в г. Иркутске, а также о том что, данные обязательства возложены на Службу по охране объектов культурного наследия Иркутской области противоречат законодательству и не находят подтверждения в материалах дела.
По мнению Службы, обязанность по содержанию и сохранению объекта культурного наследия возложена Иркутской областью на Музей.
Служба отмечает, что факт принятия на себя обязательств по сохранению и содержанию здания по ул. Советская, 47, лит. А в г. Иркутске, входящего в состав объекта культурного наследия федерального значения "Усадьба В.П. Сукачева: главный дом с оранжереей-бильярдной, флигель для прислуги (с галереей), флигель гостевой, службы с конюшней, каретная, амбар, ледник, бесплатная школа для девочек Н.В. Сукачевой, парк", подтверждается и охранным обязательством N 658/2006 от 21 ноября 2006 года.
Проверка в отношении Музея проведена Службой в рамках своих полномочий без грубых нарушений законодательства по защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля. Предписание об устранении выявленных нарушений выдано надлежащему лицу, на которое гражданским законодательством, а также законодательством по охране объектов культурного наследия возложены обязательства по сохранению объекта культурного наследия, в связи, с чем отсутствует нарушение его законных прав и интересов.
В судебном заседании представитель Службы поддержал доводы апелляционной жалобы.
Музей в представленных письменных возражениях на апелляционную жалобу выражает свое несогласие с ее доводами, просит оставить апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель музея в судебном заседании поддержала доводы возражений на апелляционную жалобу.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ, что подтверждается почтовыми уведомлениями, а также отчетом о публикации на официальном сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству.
В связи с длительным отсутствием судьи Рылов Д.Н. заместитель председателя Четвертого арбитражного апелляционного суда определением от 03.03.2014 заменил судью Рылова Д.Н. на судью Басаева Д.В. в составе судей, рассматривающих дело, рассмотрение дела в соответствии с частью 5 статьи 18 АПК РФ начато сначала.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на неё, выслушав представителей службы и музея, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Музей зарегистрирован в качестве юридического лица и внесено в единый государственный реестр юридических лиц - 1033801015346 (том 1, том, л. д. 49-51).
В целях исполнения плана проведения плановых проверок на 2013 год, согласованного с Прокуратурой Иркутской области, на основании распоряжения от 12 марта 2013 года N 41-спр в период с 14 марта 2013 года по 10 апреля 2013 года Службой проведена плановая документарная и выездная проверка в отношении заявителя.
В ходе проверки установлен ряд нарушений, выразившихся в невыполнении музеем работ по сохранению здания - памятника по адресу: г. Иркутск, ул. Советская, 47, предусмотренных разделом III "Ремонт памятника" акта технического состояния от 21.11.2006, охранного обязательства N 658/2006 и уточненных дополнительным соглашением от 08.04.2010.
По результатам проверки должностным лицом службы вынесено оспариваемое предписание об устранении выявленных нарушений.
Музей, считая оспариваемое предписание Службы незаконным, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает вывод суда первой инстанции о незаконности оспариваемого предписания ошибочным, по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 АПК РФ и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 200 АПК РФ, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4).
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5).
Законом о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей определены порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля; права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их должностных лиц при проведении проверок; права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, меры по защите их прав и законных интересов (статья 2).
Согласно части 1 статьи 9 Закона о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.
Как установлено статьей 14 Закона о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора).
В соответствии со статьей 15 указанного закона при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля не вправе проверять выполнение обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, если такие требования не относятся к полномочиям органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, от имени которых действуют эти должностные лица.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулирует Закон об объектах культурного наследия и направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.
Пунктом 1 статьи 11 Закона об объектах культурного наследия установлено, что государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, федеральным органом охраны объектов культурного наследия и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1204 утверждено Положение о государственном контроле в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов российской Федерации (далее - Положение о государственном контроле).
Настоящее Положение устанавливает порядок осуществления государственного контроля в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в целях предупреждения, выявления, пресечения и устранения последствий нарушений в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (далее - государственный контроль).
Согласно пункту 2 Положения о государственном контроле Министерство культуры Российской Федерации и его территориальные органы осуществляют государственный контроль за сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, в том числе совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации (подпункт "а").
В соответствии с подпунктом "а" пункта 3 Положения о государственном контроле орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный осуществлять государственный контроль (далее - уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации), осуществляет государственный контроль за сохранением, использованием и популяризацией объектов культурного наследия, в том числе совместно с Министерством и его территориальными органами.
На основании пункта 4 указанного положения мероприятия по государственному контролю осуществляются Министерством, его территориальными органами и уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее - контрольные органы) посредством организации и проведения плановых проверок, а также внеплановых проверок с соблюдением прав и законных интересов юридических лиц и граждан.
Мероприятия по государственному контролю в отношении юридических лиц проводятся с соблюдением требований Закона о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (пункт 9).
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 9.1 Закона об объектах культурного наследия Российская Федерация передает органам государственной власти субъекта Российской Федерации осуществление следующих полномочий в отношении объектов культурного наследия (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации):
государственная охрана объектов культурного наследия федерального значения в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, за исключением:
ведения единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
организации и проведения государственной историко-культурной экспертизы в части, необходимой для исполнения полномочий федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере массовых коммуникаций и по охране культурного наследия;
согласования проектов зон охраны объектов культурного наследия федерального значения и градостроительных регламентов, устанавливаемых в границах территорий объектов культурного наследия федерального значения, расположенных в исторических поселениях, и границах зон их охраны;
выдачи разрешений (открытых листов) на проведение работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия.
Пунктом 1 и подпунктами 13 и 14 пункта 2 статьи 33 установлено, что объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Государственная охрана объектов культурного наследия включает в себя:
контроль за состоянием объектов культурного наследия;
иные мероприятия, проведение которых отнесено настоящим Федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации к полномочиям соответствующих органов охраны объектов культурного наследия.
В соответствии со статьей 6 Закона об объектах культурного наследия под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается, в том числе контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В силу приведенных норм Закона об объектах культурного наследия и Положения о государственном контроле осуществление полномочий Российской Федерации по государственной охране объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации), в том числе контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия, передано органам государственной власти субъекта Российской Федерации - уполномоченным органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 1 Положения о Службе по охране объектов культурного наследия Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 09.03.2010 (далее - Положение о службе), Служба является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, уполномоченным осуществлять государственный контроль и полномочия на территории Иркутской области в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в соответствии с законодательством.
Таким образом, Служба является исполнительным органом государственной власти Иркутской области, уполномоченным осуществлять государственный контроль и полномочия на территории Иркутской области, в том числе контроль за сохранением и использованием объектов культурного наследия федерального значения.
Как установлено материалами дела, план проведения плановых проверок на 2013 год утвержден Прокуратурой Иркутской области в соответствии с требованиями Закона о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и размещен на официальном сайте Прокуратуры Иркутской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: www.ircprok.ru/qa/282.html.
Ссылка на данный план содержится в пункте 5 Распоряжения службы о проведении плановой документарной и выездной проверки юридического лица от 12 марта 2013 года N 41-спр.
Пунктом 7 вышеуказанного плана предусмотрено проведение плановой проверки требований сохранения и использования объектов культурного наследия в отношении Музея.
В силу установленных обстоятельств и с учетом приведенных норм права суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что плановая проверка Музея на предмет соблюдения требований сохранения и использования объектов культурного наследия проведена Службой в соответствии с полномочиями, предоставленными Законом об объектах культурного наследия, Положением о государственном контроле и Положением о Службе, по основаниям и в пределах, установленных Законом о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
В соответствии с пунктом 3 статьи 48 Закона об объектах культурного наследия собственник объекта культурного наследия несет бремя содержания принадлежащего ему объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия с учетом требований настоящего Федерального закона, если иное не установлено договором между собственником и пользователем данным объектом культурного наследия.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.
Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Пунктами 1 и 4 статьи 214 ГК РФ установлено, что государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).
Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества (пункт 1 статьи 296).
Абзацем 3 пункта 9 статьи 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" предусмотрено, что объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, культурные ценности, природные ресурсы (за исключением земельных участков), ограниченные для использования в гражданском обороте или изъятые из гражданского оборота, закрепляются за бюджетным учреждением на условиях и в порядке, которые определяются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 63 Закона об объектах культурного наследия впредь до вступления в силу утвержденных Правительством Российской Федерации нормативных актов, издание которых отнесено настоящим Федеральным законом к полномочиям Правительства Российской Федерации, но не позднее 31 декабря 2010 года сохраняются правила охраны, реставрации и использования памятников истории и культуры Российской Федерации, установленные Положением об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 года N 865 (СП СССР, 1982, N 26, ст. 133) и применяемым постольку, поскольку указанные правила не противоречат настоящему Федеральному закону.
Абзацами 1 и 2 пункта 3 статьи 63 Закона об объектах культурного наследия установлено, что впредь до включения объекта культурного наследия в реестр в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия применяются охранно-арендные договоры, охранные договоры и охранные обязательства, установленные Постановлением Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 года N 865.
Впредь до включения объекта культурного наследия в реестр в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, но не позднее 31 декабря 2010 года подлежат государственной регистрации требования к сохранению объекта культурного наследия, изложенные в охранно-арендном договоре, охранном договоре и охранном обязательстве и являющиеся обременением, стесняющим правообладателя при осуществлении им права собственности либо иных вещных прав на данный объект недвижимого имущества.
Пунктом 1 статьи 40 Закона об объектах культурного наследия установлено, что сохранение объекта культурного наследия в целях настоящего Федерального закона - направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия ремонтно-реставрационные работы, в том числе консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор.
Консервация объекта культурного наследия - научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях предотвращения ухудшения состояния объекта культурного наследия без изменения дошедшего до настоящего времени облика указанного объекта, в том числе противоаварийные работы (статья 41).
Ремонт памятника - научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях поддержания в эксплуатационном состоянии памятника без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны (статья 42).
Реставрация памятника или ансамбля - научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях выявления и сохранности историко-культурной ценности объекта культурного наследия (статья 43).
Приспособление объекта культурного наследия для современного использования - научно-исследовательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях создания условий для современного использования объекта культурного наследия без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны, в том числе реставрация представляющих собой историко-культурную ценность элементов объекта культурного наследия (статья 44).
Согласно пункту 59 Положения об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденному Постановлением Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 года N 865 и применяемому до 31 декабря 2010 года, порядок и условия использования памятников истории и культуры устанавливаются государственными органами охраны памятников и определяются для каждого памятника, находящегося в пользовании или собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан, соответствующим охранным документом: охранно-арендным договором, охранным договором или охранным обязательством.
В охранных документах предусматриваются также порядок и сроки реставрации, консервации, ремонта памятников и связанных с ними строений, сооружений и предметов, представляющих культурную ценность, благоустройство территорий, садов, парков, природных ландшафтов, организация надлежащей охраны памятников и другие условия.
Ответственность за соблюдение установленных охранными документами порядка и условий использования памятников возлагается на руководителей предприятий, учреждений, организаций и на граждан, в собственности или пользовании которых находятся памятники.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 14.07.2006 приказом N 425/И Комитета по управлению государственным имуществом Иркутской области объекты недвижимого имущества: нежилое здание Усадьба В.П. Сукачева; бесплатная школа Н.В. Сукачевой для девочек по адресу г. Иркутск, ул. 1-я Советская, 47 и нежилое здание Усадьба В.П. Сукачева; главный дом с оранжереей-бильярдной по адресу: г. Иркутск, ул. Декабрьских событий, 112, лит. А, были изъяты из оперативного управления областного государственного учреждения "Центр по сохранению историко-культурного наследия иркутской области" и переданы в оперативное управление государственному учреждению культуры Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачева.
22.12.2006 Комитет по охране объектов культурного наследия Иркутской области выдал согласование на регистрацию права оперативного управления на 1-этажный деревянный дом по адресу г. Иркутск, ул. 1-я Советская (кад. N 38:366000021:25:401:001:020301690), являющийся зданием-памятником истории культуры, и входит в комплекс построек объектов культурного наследия федерального значения "Усадьба В.П. Сукачева: главный дом с оранжереей-бильярдной, флигель для прислуги (с галереей), флигель гостевой, службы с конюшней, каретная, амбар, ледник, бесплатная школа для девочек Н.В. Сукачевой, парк". В данном согласовании также указано, что на указанный объект недвижимости выдано Охранное обязательство N 658/2006 от 21.11.2006.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 25.02.2013 N 01/018/2013-703 (том 1 л.д. 86) за Музеем 15.05.2007 зарегистрировано право оперативного управления указанным объектом с ограничением (обременением) условиями по его сохранению.
С учетом указанного Музей является лицом, ответственным за соблюдение требований к использованию и сохранению спорного объекта культурного наследия, изложенных в охранном обязательстве и являющихся обременением, стесняющим его при осуществлении им права оперативного управления данным объектом.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, в ходе проверки Службой установлено, что Музеем не исполнены мероприятия, являющиеся обременением права оперативного управления спорным объектом, по его сохранению.
Согласно подпункту "а" пункта 14 Положения о государственном контроле в случае выявления при проведении проверки нарушений обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, должностные лица контрольных органов, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание собственнику объекта культурного наследия или пользователю объектом культурного наследия об устранении выявленных нарушений с указанием вида нарушения, ссылки на нормативный правовой акт, а также с указанием нарушения требований охранных обязательств собственников объектов культурного наследия или пользователей этими объектами и срока устранения выявленных нарушений.
Следовательно, Служба правомерно в пределах предоставленных полномочий выдала Музею, как пользователю объектом культурного наследия, предписание об устранении выявленных нарушений с указанием нарушений требований его охранных обязательств.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, оспариваемое предписание от 18.04.2013 N 05-09-21/13 соответствует требованиям Закона об объектах культурного наследия, Положения о государственном контроле и иным нормативным правовым актам и не нарушает права и законные интересы Музея, и законно возлагает на него обязанность по устранению нарушений условий сохранения объекта культурного наследия.
Доводы заявителя в обоснование незаконности оспариваемого предписания проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на указанные выводы суда.
Частью 3 статьи 201 АПК РФ установлено, что в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к вводу о необходимости отмены решения суда первой инстанции с принятием нового судебного акта об отказе заявителю в удовлетворении заявленных требований.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 11 октября 2013 года по делу N А19-9512/2013 отменить, принять по делу новый судебный акт.
В удовлетворении требований государственного бюджетного учреждения культуры Иркутский областной художественный музей им. В.П. Сукачева (ОГРН 1033801015346, ИНН 3808040842) к Службе по охране объектов культурного наследия Иркутской области (ОГРН 1053808131068, ИНН 3808124637) о признании незаконным предписания от 18.04.2013 N 05-09-21/13 отказать.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Басаев Д.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-9512/2013
Истец: ГУ культуры Иркутской областной художественый музей им. В. П. Сукачева
Ответчик: Служба по охране объектов культурного наследия Иркутской области