город Ростов-на-Дону |
|
14 марта 2014 г. |
дело N А32-26303/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 марта 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 марта 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смотровой Н.Н.
судей М.В. Соловьевой, С.С. Филимоновой
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Ковалевой В.Ю.
при участии:
от заявителя: представитель по доверенности от 28.02.14, сроком на 3 года Никитенко А.Н.;
от заинтересованного лица: представитель не явился;
от третьего лица: представитель не явился;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью агрофирма "Весна"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.11.2013 по делу N А32-26303/2013, принятое судьей Гречко О.А.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью агрофирма "Весна"
к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края
третье лицо: Администрация муниципального образования Белореченский район Краснодарского края
о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью агрофирма "Весна" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) о признании незаконным и отмене отказа от 11.07.13 N 52-11543/13-3514 в предоставлении земельных участков, находящихся в государственной собственности Краснодарского края из земель сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производства по заявлению от 27.06.13; обязании предоставить в аренду земельные участки с кадастровыми номерами 23:39:0706001:145, 23:39:00706001:149, 23:39:0706001:150, 23:39:0706001:151, предназначенных для сельскохозяйственного использования, расположенные в границах Белореченского района Краснодарского края, в порядке, установленном действующим законодательством.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация муниципального образования Белореченский район Краснодарского края (далее - администрация).
Решением суда от 11.11.13 обществу в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что обществом не были приложены нотариально заверенные копии учредительных документов общества, выписка из ЕГРЮЛ, в связи с чем у департамента отсутствовали основания для удовлетворения заявления общества.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество подало в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить и принять по делу новый судебный акт. Жалоба мотивирована тем, что причиной отказа в предоставлении участков явилось "отсутствие необходимости в предоставлении земельных участков, а не ненадлежащее оформление заявления". Кроме того, департамент вправе запросить дополнительно документы у общества в течение рассмотрения заявления, непредставление копий учредительных документов обществом не препятствовало департаменту рассмотреть само заявление.
Департамент в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
Администрация в отзыве на апелляционную жалобу указывает, что отказа департамента в предоставление в аренду спорных земельных участков является незаконным.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.
Департамент и администрация своих представителей в судебное заседание не направили, о дате, месте и времени проведения судебного заседания извещены надлежащим образом.
Учитывая изложенное, на основании ч.ч. 1, 3 ст. 156 АПК РФ суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей администрации и департамента.
Представитель общества в судебном заседании поддержали изложенные в апелляционной жалобе доводы, настаивал на отмене решения суда первой инстанции.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя общества, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 27.06.13 обществом было подано заявление в департамент о предоставлении в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 23:39:0706001:145, 23:39:0706001:149, 23:39:0706001:150, 23:39:0706001:151, предназначенных для сельскохозяйственного использования, расположенных в границах Белореченского района Краснодарского края.
11.07.13 N 52-11543/13-3514 от департамента было получено письмо, согласно которому заявителю было отказано в предоставлении вышеуказанных земельных участков по причине отсутствия необходимости передачи земельных участков органам местного самоуправления.
Не согласившись с отказом департамента общество обратилось в арбитражный суд.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что отказ департамента является законным ввиду следующего.
Посчитав отказ незаконным, общество обратилось с исковым заявлением в суд.
В соответствии с Порядком предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, из земель сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производства, утвержденного Постановлением главы администрации Краснодарского края от 26.03.2007 года N 220, пункт 1.7., для ведения сельскохозяйственного производства заинтересованным лицам предоставляются земельные участки, свободные от застройки и не обремененные правами третьих лиц.
Для приобретения прав на земельные участки для ведения сельскохозяйственного производства заинтересованные лица подают в департамент или орган местного самоуправления заявления, в которых указывают цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры, местоположение, испрашиваемое право, срок использования, кадастровый номер испрашиваемого земельного участка - в случае, если земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет, либо кадастровый номер земельного участка, из которого предполагается образование земельного участка, - в случае, если испрашиваемый земельный участок не поставлен на государственный кадастровый учет (приложение N 1), (в ред. Постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 22.04,2010 N 290).
Департамент либо орган местного самоуправления в месячный срок со дня поступления заявления обеспечивает сбор информации об испрашиваемом земельном участке, в том числе о его предыдущем использовании на основании сведений специально уполномоченных органов, осуществляющих контроль за соблюдением земельного законодательства, требований охраны и использования земель, а также определяет способ и условия его предоставления.
В случае поступления заявления о предоставлении земельного участка, распоряжение которым не входит в компетенцию департамента либо органа местного самоуправления, указанное заявление в течение пяти рабочих дней направляется в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченный на распоряжение указанным земельным участком, с уведомлением об этом заявителя.
При этом Постановлением главы администрации Краснодарского края от 26.03.2007 года N 220 не предусмотрен отказ заявителю в предоставлении земельного участка по причинам отсутствия необходимости в передаче земельных участков органам местного самоуправления на территории муниципального образования.
Кроме того, Земельный кодекс РФ, на положения которого ссылается Департамент, также не содержит вышеуказанных оснований для отказа в предоставлении земельного участка.
Таким образом, судом первой инстанции правильно установлено, что отказ данный департаментом от 11.07.13 за N 52-11543/13-3514 по существу является неправомерным.
Однако, согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу названной нормы, а также части 2 статьи 201 Кодекса для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействий) незаконными необходимо установить факт несоответствия их закону (иному нормативному правовому акту), а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 22 ЗК РФ земельные участки предоставляются их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и Кодексом. Заключение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков (статья 29 Кодекса).
Согласно статье 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.
В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
В силу статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" правовое регулирование отношений в области оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, названным Законом, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность на торгах (конкурсах, аукционах).
Передача в аренду находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в порядке, установленном статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в случае, если имеется только одно заявление о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, при условии предварительного и заблаговременного опубликования сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации. При этом принятие решения о передаче земельных участков в аренду допускается при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления. В случае, если подано два и более заявлений о передаче земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах (статья 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения").
В соответствии с постановлением главы администрации Краснодарского края от 26.03.2007 N 220 "Об утверждении порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, из земель сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производства" к заявлению лица, заинтересованного в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной собственности Краснодарского края, из земель сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производства, прилагаются следующие документы:
для юридических лиц:
выписка из единого государственного реестра юридических лиц, выданная не позднее 30 дней до даты подачи заявления о намерении приобрести право на земельный участок для ведения сельскохозяйственного производства;
нотариально заверенные копии учредительных документов юридического лица (устава, учредительного договора, положения);
документ, подтверждающий полномочия руководителя юридического лица или его представителя, наделенного соответствующими полномочиями.
Однако, к заявлению общества о предоставлении земельного участка от 27.06.13 выписка из Единого государственного реестра юридических лиц не была приложена.
Суд апелляционной инстанции признает обоснованным довод общества о том, что требование о предоставлении выписки из ЕГРЮЛ не соответствует закону от 27.07.10 N 210-ФЗ, поскольку в случае непредставления выписки из ЕГРЮЛ обществом департамент вправе запросить в рамках межведомственного информационного взаимодействия самостоятельно.
Вместе с тем, к заявлению также не были приложены нотариально заверенные копии учредительных документов общества (устава).
В качестве документа, подтверждающего полномочия руководителя юридического лица или его представителя, наделенного соответствующими полномочиями, был представлен приказ от 10.12.2012 N 43.
Однако согласно статье 40 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор, президент и другие) избирается общим собранием участников общества на срок, определенный уставом общества, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества.
Таким образом, в качестве документа, подтверждающего полномочия руководителя юридического лица должна быть представлена выписка из протокола общего собрания участников общества об избрании директора.
Судом апелляционной инстанции установлено, что данный документ представлен не был.
В качестве единоличного исполнительного органа общества может выступать физическое лицо, в связи с чем, согласно постановлению главы администрации Краснодарского края от 26.03.2007 N 220 "Об утверждении порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, из земель сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производства" директор общества должен был представить паспорт или иной документ, удостоверяющий личность. Однако данный документ также представлен не был.
Общество не оспаривает, что данные документы им предоставлены не были.
Так как обществом не были приложены данные документы к заявлению, у департамента отсутствовали основания для удовлетворения заявления общества.
Земельным законодательством предусмотрен определенный порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, из земель сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производства (статья 34 Земельного кодекса Российской Федерации, статья 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"). Данный порядок состоит из определенных стадий:
- обращение заинтересованного лица с заявлением о предоставлении земельного участка;
- сбор информации о земельном участке уполномоченным органом;
-опубликование сообщения о наличии предлагаемых для передачи земельных участков в средствах массовой информации;
-принятие решения о передаче земельного участка в аренду при условии, что в течение месяца с момента опубликования сообщения не поступили иные заявления;
-в случае, если подано два и более заявлений о передаче земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в аренду, такие земельные участки предоставляются в аренду на торгах.
Таким образом, предоставлению земельного участка должно предшествовать опубликование сообщения о предоставлении земельного участка.
Обществом также заявлено требование об обязании департамента предоставить в аренду спорные земельные участки в порядке, установленном действующим законодательством.
Поскольку публикация сообщения о предоставлении земельных участков не была осуществлена на момент обращения общества в суд первой инстанции, требования общества предоставить в аренду спорные земельные участки направлены не на восстановление прав общества, а на приобретение прав на спорный земельный участок в преимущественном порядке, что противоречит статье 34 ЗК РФ и статье 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно отказал обществу в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
При таких обстоятельствах, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы общества и отмены решения суда первой инстанции.
Учитывая, что обществу отказано в удовлетворении апелляционной жалобы, на общество в соответствии со ст. 110 АПК РФ относятся в полном объёме расходы по подаче апелляционной жалобе в размере 1000 рублей. Излишне уплаченная обществом по платёжному поручению N 476 от 09.12.2013 г. государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы в размере 1000 рублей подлежит возвращению обществу из федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.11.2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Возвратить из федерального бюджета обществу с ограниченной ответственностью агрофирма "Весна", ИНН 2303017335, 1000 (одна тысяча) рублей, излишне уплаченных за подачу апелляционной жалобы по платёжному поручению N 476 от 09.12.2013 г.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.Н. Смотрова |
Судьи |
М.В. Соловьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-26303/2013
Истец: ООО "Весна", ООО агрофирма "Весна"
Ответчик: департамент имущественных отношений Краснодарского края, ООО АФ "Весна"
Третье лицо: администрация МО Белореченский район, Администрация муниципального образования Белореченский район Краснодарского края, Департамент имущественных отношений Краснодасркого края