город Ростов-на-Дону |
|
14 марта 2014 г. |
дело N А32-14015/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 марта 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 марта 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смотровой Н.Н.
судей М.В. Соловьевой, С.С. Филимоновой
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Ковалевой В.Ю.
при участии:
от заявителя: представитель по доверенности от 02.09.13 сроком на 1 год Кокырца Т.Н.
от заинтересованного лица: представитель по доверенности от 19.08.13 N 37 Бабич В.А., представитель по доверенности от 27.08.13 N 40 - Морданева А.С.
от третьих лиц: представители не явились, уведомлены надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания - Краснодар"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.11.2013 по делу N А32-14015/2013
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания - Краснодар"
к заинтересованному лицу: Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
при участии третьих лиц: общества с ограниченной ответственностью "Южная лифтовая компания"; прокуратуры города Краснодара
о признании недействительным ненормативного правового акта,
принятое в составе судьи Купреева Д.В.
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания - Краснодар" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - управление) о признании недействительным решения от 20.03.13 N 330/2012 о нарушении антимонопольного законодательства.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены общество с ограниченной ответственностью "Южная лифтовая компания", Прокуратура города Краснодара.
Решением суда от 21.11.13 обществу в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что привлечение подрядчика (ООО "Южная лифтовая компания") на бесконкурсной основе нарушает и права жильцов домов, в которых проводился ремонт.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество подало в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить и принять по делу новый судебный акт. Жалоба мотивирована тем, что доказательств ущемления интересов собственников многоквартирных домов именно посредством совершения управляющими организациями действий, которые следует расценивать как злоупотребление доминирующим положением, и как следствие - нарушения антимонопольного законодательства управлением не представлено.
Участвующие в деле лица отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.
Третьи лица своих представителей в судебное заседание не направили, о дате, месте и времени проведения судебного заседания, извещены надлежащим образом.
Учитывая изложенное, на основании ч.ч. 1, 3 ст. 156 АПК РФ суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителей третьих лиц.
Представитель общества ходатайствовал о приобщении к материалам дела дополнительных документов: аналитического отчёта управления в пользу проведения анализа и оценки состояния конкретной среды на товарном рынке, оказание услуг по управлению многоквартирными домами 2009 г., договора на управление многоквартирными домами по ул. Тургенева 181, ул. Гудимы 32 в г. Краснодар. Общество обосновало уважительность приобщения документов тем, что данные материалы находились в производстве по другому делу.
Суд протокольным определением отказал обществу в приобщении представленных документов к материалам дела, т.к. не признал уважительными причины для приобщения.
Представитель общества в судебном заседании поддержал изложенные в апелляционной жалобе доводы, настаивал на отмене решения суда первой инстанции.
Представитель управления возражал против отмены решения суда первой инстанции, сославшись на его законность и обоснованность.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей общества и управления, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, прокуратурой города Краснодара в управление направлены материалы проверки, проведенной в отношении общества, в части привлечения подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту (замене лифтового оборудования) в домах, расположенных в г. Краснодаре по ул. Тургенева 181 и ул. Гудимы 32.
В результате рассмотрения материалов, представленных прокуратурой города Краснодара, управлением установлено, что 23.01.12 между обществом (заказчик) и ООО "Южная лифтовая компания" заключен договор подряда N 4\2012-ЛО по замене лифтового оборудования в доме N 181 по ул. Тургенева в г. Краснодаре. Цена договора установлена в размере 11 200 000 рублей.
07.02.12 обществом заключен с ООО "Южная лифтовая компания" договор подряда N 360\3 на замену лифтового оборудования в доме N 32 по ул. Гудимы в г. Краснодаре. Цена договора установлена в размере 4 800 000 рублей.
Вместе с тем из материалов прокурорской проверки следует, что общество заключило с ООО "Южная лифтовая компания" договор подряда от 23.01.12 N 4\2012-ЛО по замене лифтового оборудования в доме N 181 по ул. Тургенева в г. Краснодаре и договор подряда от 07.02.2012 N 360\3 на замену лифтового оборудования в доме N 32 по ул. Гудимы в г. Краснодаре без проведения конкурса.
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения антимонопольным органом в отношении общества дела о нарушении антимонопольного законодательства N 330/2012
20.03.12 по результатам рассмотрения дела управлением принято решение, которым в действиях общества, выразившихся в заключении договоров подряда по замене лифтового оборудования с ООО "Южная лифтовая компания" без проведения конкурса, признано нарушение части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Не согласившись с решением антимонопольного органа, общество обратилось в арбитражный суд.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что оспариваемое обществом решение является законным ввиду следующего.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Как верно установлено судом первой инстанции, общество включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара долю в размере более чем 35%. Приказом антимонопольного органа от 20.05.2010 N 175 общество признано занимающим доминирующее положение на рынке услуг по управлению многоквартирными домами в географических границах муниципального образования города Краснодар.
Общество по отношению к многоквартирным домам, расположенным по адресам: г. Краснодар, ул. Гудимы 32 и ул. Тургенева 181, является управляющей организацией.
Согласно части 2 статьи 162 ЖК РФ в редакции, действовавшей до 18.04.2013, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 статьи 161 настоящего Кодекса, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Статьей 191 ЖК РФ установлено, что финансирование работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах может осуществляться с применением мер финансовой поддержки, предоставляемой товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативам или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в соответствии с ЖК РФ, управляющим организациям, региональным операторам за счет средств федерального бюджета, средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета в порядке и на условиях, которые предусмотрены соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами.
Меры государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта в рамках реализации региональных программ капитального ремонта предоставляются независимо от применяемого собственниками помещений в многоквартирном доме способа формирования фонда капитального ремонта.
Частью 8 статьи 20 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" установлено, что порядок привлечения товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом либо выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организацией подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома с использованием средств, предоставляемых в соответствии с настоящим Федеральным законом, может устанавливаться субъектом Российской Федерации. Порядок выплаты товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом либо собственниками помещений в многоквартирном доме средств на долевое финансирование капитального ремонта многоквартирного дома, в том числе порядок, предусматривающий возможность предоставления рассрочки выплаты таких средств, определяется органом местного самоуправления.
Порядок привлечения подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов утвержден приказом департамента жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края от 28.02.2011 N 18.
Пунктом 1.1 указанного выше Порядка установлено, что привлечение подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов осуществляется товариществом собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, либо выбранной собственниками помещений в многоквартирных домах управляющей организацией (заказчиком) путем проведения открытого конкурса.
Согласно пунктам 1.3, 1.4 Порядка организатором открытого конкурса по привлечению подрядных организаций является орган, определенный администрацией муниципального образования.
Допускается выполнение функций организатора конкурса самим заказчиком во взаимодействии с администрацией муниципального образования.
Постановлением Администрации муниципального образования город Краснодар от 21.07.2011 N 5268 "О проведении открытого конкурса по привлечению подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов с использованием средств, предоставляемых в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" управление по размещению заказа для муниципальных нужд администрации муниципального образования город Краснодар определено в качестве организатора открытого конкурса по привлечению подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов (организатор открытого конкурса).
При этом департамент городского хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации муниципального образования город Краснодар и муниципальное казенное учреждение муниципального образования город Краснодар "Управление жилищного хозяйства" определены органами, уполномоченными на организацию работы по подготовке к проведению открытого конкурса.
Таким образом, вышеперечисленные правовые нормы позволяют сделать вывод о том, что привлечение подрядных организаций для выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов должно осуществляться выбранной собственниками помещений в многоквартирных домах управляющей организацией (заказчиком) только путем проведения открытого конкурса.
Однако, судом первой инстанции правильно установлено, что общество заключило с ООО "Южная лифтовая компания" договор подряда от 23.01.2012 N 4\2012-ЛО по замене лифтового оборудования в доме N 181 по ул. Тургенева в г. Краснодаре и договор подряда от 07.02.2012 N 360\3 на замену лифтового оборудования в доме N 32 по ул. Гудимы в г. Краснодаре без проведения конкурса.
Вместе с тем, привлекая на бесконкурсной основе различных субъектов предпринимательской деятельности к оказанию услуг по ремонту лифтового оборудования, финансирование которого осуществлялось за счет средств федерального и муниципального бюджетов, общество предоставило ООО "Южная лифтовая компания" преимущественное право, необоснованные и законодательно не установленные преференции, и тем самым, были ущемлены права и законные интересы неопределенного круга лиц, лишенных возможности оказывать аналогичные услуги.
Таким образом, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что у антимонопольного органа имелись достаточные правовые основания для вывода о нарушении обществом части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В обоснование своей правовой позиции общество указывает, что его действия как организации, занимающей доминирующее положение, по привлечению подрядной организации на бесконкурсной основе, неправомерно квалифицированы контролирующим органом в качестве нарушений антимонопольного законодательства, поскольку указанные действия не направлены на укрепление положения общества на рынке услуг, где общество занимает доминирующее положение.
Суд первой инстанции правильно признал правовую позицию общества ошибочной, поскольку в ходе рассмотрения дела N 330/2012 управлением установлено, что рынок по замене лифтового оборудования многоквартирных домов является конкурентным: помимо ООО "Южная лифтовая компания" на нем присутствуют также ОАО "Карачаровский механический завод", ООО "Торговый дом "Лифтгрузмаш", ООО "Юж-Лифт".
На запросы управления представлена информация, из которой следует, что данными организациями имелась возможность выполнения аналогичных работ, указанных в договоре 23.01.12 N 4\2012-ЛО и в договоре от 07.02.12 N 360\3, по замене лифтового оборудования в многоквартирных домах, расположенных в г. Краснодаре.
Возможная стоимость замены 1 лифта в ООО "Торговый дом "Лифтгрузмаш" составляла от 1 400 000 рублей до 1 480 000 рублей, в ООО "Юж-Лифт" - 1 400 000 рублей, в ОАО "Карачаровский механический завод" -1 400 000 рублей.
В тоже время, согласно договорам подряда N 4\2012-ЛО и N 360\3, заключенным обществом с ООО "Южная лифтовая компания", стоимость замены одного лифта составила 1 600 000 рублей, что выше стоимости замены 1 лифта, предлагаемой вышеуказанными организациями, на 14%.
В обоснование заявленных требований общество указывает, что в данном случае не имеется оснований для вывода о нарушении заявителем антимонопольного законодательства ввиду отсутствия жалоб граждан, поскольку выбор ООО "Южная лифтовая компания" в качестве подрядчика для выполнения работ по замене лифтового оборудования осуществлен жильцами на общих собраниях.
Вместе с тем суд первой инстанции правильно признал указанный довод общества несостоятельным, поскольку из материалов прокурорской проверки следует, что в соответствии с соглашением о предоставлении субсидий на капитальный ремонт от 29.09.11 N 709, заключенным между МКУ "УЖХ" и обществом, предусматривалась сумма расходов на капитальный ремонт дома N 43 по ул. Коллективная в г. Краснодаре, включенного в МАП "Проведение капитального ремонта многоквартирных домов в муниципальном образовании город Краснодар на 2008 - 2011 годы" в размере 16 871 497 рублей.
В ноябре 2011 года работы, предусмотренные соглашением выполнены в полном объеме, при этом неиспользованной осталась субсидия в размере 4 258 338 рублей (из которых 2 904 187 рублей - средства Фонда содействия реформированию ЖКХ), которая в соответствии с соглашением подлежала возвращению на лицевой счет МКУ "УЖХ" и в дальнейшем, в соответствии с постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 10.06.2010 N 463, приказом Департамента жилищно-коммунального хозяйства Краснодарского края от 19.07.2010 N 75, постановлением главы муниципального образования город Краснодар от 15.08.2008 N 2414, перераспределению между домами, включенными в резервный список многоквартирных домов, претендовавших на получение финансовой поддержки при проведении капитального ремонта в рамках программы (дом N 15 по пр. Полевой, дом N 225 по ул. Тургенева в г. Краснодаре).
Вместе с тем неиспользованные средства направлены на ремонт лифтового оборудования в доме N 181 по ул. Тургенева и в доме N 32 по ул. Гудимы г. Краснодара, которые включены в программу только в 2012 году постановлениями главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 20.01.2012 N 463 и от 06.02.2012 N 1060.
Кроме того, обществом не оспаривается, что часть затрат на замену лифтового оборудования погашается посредством целевого сбора жильцов многоквартирных домов, что подтверждается представленными в материалы дела копиями квитанций на оплату.
Таким образом, судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что привлечение подрядчика (ООО "Южная лифтовая компания") на бесконкурсной основе нарушает и права жильцов домов, в которых проводился ремонт.
При этом из текста оспариваемого решения управления следует, что антимонопольным органом сделан вывод о нарушении обществом части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", которое привело именно к ущемлению интересов граждан - жильцов многоквартирных домов, расположенных в г. Краснодаре по ул. Тургенева 181 и ул. Гудимы 32.
Ссылку общества на наличие выписок из протокола внеочередного собрания собственников помещений в многоквартирных домах по ул. Гудимы 32 и Тургенева 181 в г. Краснодаре, в которых жильцам предлагались кандидатуры нескольких подрядчиков для ремонта лифтового оборудования (ООО "Южная лифтовая компания, ООО "СМУ Лифтстрой", ОАО "Карачаровский механический завод"), суд первой инстанции правильно признал несостоятельной, поскольку указанные выписки не свидетельствуют о соблюдении обществом процедуры выбора подрядчика на конкурсной основе.
Кроме того, в ходе проверки выявлены нарушения порядка проведения общего собрания жильцов многоквартирных домов.
Довод общества об отсутствии жалоб граждан не свидетельствует об отсутствии в действиях общества нарушений антимонопольного законодательства, поскольку в пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства" указано, что арбитражным судам следует обратить внимание, что исходя из системного толкования положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации и статей 3 и 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.
Также надлежит иметь в виду, что суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных частью 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим.
При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 2 статьи 10, части 1 статьи 13 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав.
В отношении действий (бездействия), прямо поименованных в части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", наличие или угроза наступления соответствующих последствий предполагается и не требует доказывания антимонопольным органом.
Учитывая указанные обстоятельства, судом первой инстанции сделан правильный вывод о наличии у антимонопольного органа достаточных правовых оснований для вынесения оспариваемого решения от 20.03.13 по делу N 330/2012.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции обоснованно отказал обществу в удовлетворении заявленных требований.
При таких обстоятельствах, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы общества и отмены решения суда первой инстанции.
Учитывая, что обществу отказано в удовлетворении апелляционной жалобы, на общество в соответствии со ст. 110 АПК РФ относятся в полном объёме расходы по подаче апелляционной жалобе в размере 1000 рублей. Излишне уплаченная обществом по платёжному поручению N 7571 от 11.12.13г. государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы в размере 1000 рублей подлежит возвращению обществу из федерального бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 21.11.2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Возвратить из федерального бюджета обществу с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания - Краснодар", ИНН 2311104687, 1000 (одна тысяча) рублей, излишне уплаченных за подачу апелляционной жалобы по платёжному поручению N 7571 от 11.12.2013 г.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.Н. Смотрова |
Судьи |
М.В. Соловьёва |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-14015/2013
Истец: ООО "Городская управляющая компания - Краснодар", ООО "ГУК-Краснодар"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
Третье лицо: ООО "Южная лифтовая компания", Прокуратура города Краснодара, УФАС по КК