г. Хабаровск |
|
14 марта 2014 г. |
Дело N А04-8118/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 марта 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 марта 2014 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе: судьи Е.Г. Харьковской
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лященко А.Ю.
от общества с ограниченной ответственностью "Февральские коммунальные системы": представитель не явился;
от государственной жилищной инспекции Амурской области: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Февральские коммунальные системы"
на решение от 17.01.2014
по делу N А04-8118/2013
рассмотренному в порядке упрощенного производства
Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей Пожарской В. Д.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Февральские коммунальные системы"
к государственной жилищной инспекции Амурской области
об оспаривании решения о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Февральские коммунальные системы" (ОГРН 1092807000692, ИНН 2825010109, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления государственной жилищной инспекции Амурской области (ОГРН 1032800057146, ИНН 2801090539, далее - административный орган) от 31.10.2013 N 603 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Определением суда от 20.11.2013 на основании пункта 4 части 1 статьи 227 АПК РФ заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Решением Арбитражного суда Амурской области от 17.01.2014 по делу N А04-8118/2013 в удовлетворении заявленных требований обществу отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 17.01.2014 по делу N А04-8118/2013 отменить, принять новый судебный акт, которым удовлетворить заявленные им требования. В обоснование доводов апелляционной жалобы общество ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Лица, участвующие в деле в судебное заседание апелляционной инстанции явку своих представителей не обеспечили, каких- либо ходатайств не заявляли. О времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом по правилам статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). С учетом разъяснений, изложенных в пунктах 4, 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителей в порядке статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы общества.
Как следует из материалов дела, общество на основании договора от 03.05.2011 осуществляет управление общим имуществом многоквартирных домов пгт.Февральск, расположенных по адресам: ул.Светлая,3; ул.Енисейская, д3, д.5, д.5А, д.7, д.9; ул.Ленина, д.8, д.10, д.12; ул. Дзержинского, д.2, д.3, д.3А, д.3Б, д.4; ул.Саянская, д.2А, д.4А, д.4Б, д.6; ул.Магистральная, д.3, д.3А; ул.Садовая, ул.Звездная.
В ходе проведенной в период с 19.09.2013 по 20.09.2013 прокурором Селемджинского района проверки исполнения обществом законодательства в жилищной сфере установлены в отношении ряда жилых многоквартирных домов следующие нарушения норм и правил технического содержания жилищного фонда: не осуществляется мытье полов лестничных клеток 2 раза в месяц; не осуществляется мытье окон, подоконников на лестничных клетках 2 раза в год; не проводятся проверки исправности канализационных вытяжек 3 раза в год, слуховых окон и жалюзи 1 раз в 4 месяца; не произведен ремонт отмосток и цоколя в период 2012-2013 годов; не выполнены в период 2011 года работы по очистке (уборке) подвальных помещений, в период 2012 года - работы по уборке (очистке) чердачных и подвальных помещений, в период 2013 года - работы по уборке (очистке) чердачных и подвальных помещений; не произведена окраска фасадов, конструкций балконов, лоджий, козырьков, эркеров, стен помещений общего пользования, металлических элементов лестниц; не проведен косметический ремонт подъездов; не произведен ремонт и утепление входных дверей 1 раз в год, утепление дверей в местах общего пользования; не выполнен ряд заявок жильцов многоквартирных домов, отсутствуют доказательства информирования граждан о принятых по их заявкам мерах; в период 2012 года не проводились работы по промывке систем внутридомового отопления дома N 6 по ул.Саянской.
Результаты проверки оформлены комиссионными актами от 19.09.2013, 20.09.2013, подписанными представителем проверяемого лица - юрисконсультом общества без возражений. В адрес общества прокурором направлено представление об устранении нарушений действующего законодательства от 01.10.213 N 1581.
03.10.2013 в присутствии исполняющего обязанности директора общества прокурором по фактам нарушения требований пунктов 1.8, 2.2, 2.3, 3.2, 3.3, 3.4, 4.2, 5.2.8, 5.2.10 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, составлено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении в отношении общества, действия которого квалифицированы по статье 7.22 КоАП РФ. Копия постановления в день составления вручена исполняющему обязанности директора общества, о чем имеется соответствующая подпись.
Материалы административного дела 07.10.2013 переданы на рассмотрение по подведомственности в инспекцию. Инспекция в соответствии с положениями статьи 23.55 КоАП РФ наделена полномочиями вынесению постановлений в сфере обеспечения государственного контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда, соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, соответствием жилых помещений, качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям.
Повесткой от 07.10.2013 N 04-04-3184, полученной обществом по почте 14.10.2013, юридическое лицо, привлекаемое к ответственности, извещено о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении на 31.10.2013.
21.10.2013 от общества поступило ходатайство о рассмотрении дела об административном правонарушении в свое отсутствие, представлены письменные пояснения об отсутствии события вменяемого заявителю нарушения.
Постановлением от 31.10.2013 N 603 общество признано виновным в совершении административного правонарушения, и подвергнут административному наказанию, предусмотренному статьей 7.22 КоАП РФ, в виде административного штрафа в размере 40 000 рублей, в минимальном размере, предусмотренном санкцией. Копия постановления направлена заявителю по почте и получена адресатом 07.11.2013.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в Арбитражный суд Амурской области, который отказал обществу в удовлетворении требования. С выводом суда соглашается апелляционный суд исходя из следующего.
Порядок содержания жилых домов и (или) жилых помещений установлен статьёй 39 ЖК РФ и принятых во исполнение названной нормы права Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила) в котором поименован перечень общего имущества, требование к его содержанию, порядок несения общих расходов, связанных с содержанием общего имущества и контроль за содержанием этого имущества.
Пунктом 10 Правил предусмотрено, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем наряду с другими требованиями соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.
Пунктом 11 Правил установлено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, не только осмотр общего имущества, но и текущий и капитальный ремонт общего имущества многоквартирного дома. При управлении многоквартирным домом посредством привлечения управляющей организации надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома обеспечивается собственниками путем заключения договора управления домом с такой организацией, определения на общем собрании перечня услуг и работ, условий их оказания и выполнения, а также размера финансирования (пункты 16 и 17 Правил).
В силу пунктов 2 и 3 статьи 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (в частности - собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества
в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность. В договоре управления многоквартирными жилыми домами в числе прочих условий должны быть предусмотрены состав общего имущества многоквартирного дома, в отношении которого будет осуществляться управление, перечень услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и порядок изменения такого перечня.
Порядок организации технического обслуживания и текущего ремонта жилищного фонда, строительных конструкций, инженерного оборудования, помещений и придомовой территории с учётом особенностей технического обслуживания ремонта зданий на различных территориях, установлен Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, техническое обслуживание и ремонт утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170).
В соответствии с пунктом 1.8 Правил N 170 техническое обслуживание и ремонт строительных конструкций и инженерных систем зданий включает в себя техническое обслуживание (содержание), включая диспетчерское и аварийное; осмотры; подготовка к сезонной эксплуатации; текущий ремонт; капитальный ремонт, а санитарное содержание - уборку мест общего пользования.
Согласно пункту 2.2.6 Правил N 170 заявки на неисправность инженерного оборудования или конструкций должны рассматриваться в день их поступления, не позднее, чем на следующий день должно быть организовано их устранение. В тех случаях, когда для устранения неисправностей требуется длительное время или запчасти, которых в данный момент нет в наличии, необходимо о принятых решениях сообщить заявителю. Аналогичные меры должны быть приняты и по заявкам, полученным по телефону или через систему диспетчерской связи.
В силу пунктов 2.6.2, 3.2.3, 4.7.1 Правил N 170 при подготовке жилищного фонда к эксплуатации в зимний период надлежит устранить неисправности: стен, фасадов, крыш, перекрытий чердачных и над техническими подпольями (подвалами), проездами, оконных и дверных заполнений. Окна и двери лестничных клеток должны иметь плотно пригнанные притворы с установкой уплотняющих прокладок. Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечивать исправное состояние окон, дверей.
Пунктами 3.3, 3.4 Правил N 170 на организации по обслуживанию жилищного фонда возложена обязанность обеспечить чистоту и доступность прохода ко всем элементам чердачного помещения, чистоту и доступность прохода ко всем элементам подвала и технического подполья. Чердачные помещения не должны быть захламленными строительным мусором, домашними и прочими вещами и оборудованием.
В силу пунктов 3.2.7, 4.4.1, 4.4.16, 4.8.14 Правил N 170 периодичность основных работ, выполняемых при уборке лестничных клеток, определяется в установленном порядке. При использовании для уборки лестничных клеток централизованных вакуумных систем, сухую уборку и мойку пола лестничных площадок и маршей, а также обметание пола и стен, подоконников, отопительных приборов и т.д. следует производить не реже чем через пять дней, а стен - не менее двух раз в год. Мокрую уборку всех поверхностей в этом случае необходимо выполнять не реже одного раза в месяц. Организация по обслуживанию жилищного фонда должна обеспечить содержание полов в чистоте, выполняя периодическую уборку. Полы из керамических, мозаичных и цементных плиток необходимо мыть теплой водой не реже одного раза в неделю. На лестничных клетках должна быть обеспечена регулярная уборка: обметание окон, подоконников, отопительных приборов - не реже 1 раза в 5 дней; стены - не менее 2 раз в месяц; мытье - не реже 1 раза в месяц.
Согласно пунктам 3.2.8, 3.2.9, 4.2.1.9, 4.2.3.1, 4.2.3.17, 4.6.1.2, 4.6.1.6 Правил N 170 окраску лестничных клеток допускается производить улучшенными высококачественными, безводными составами; не допускается просвечивание нижележащих слоев краски, отслоения, пятна, потеки. Периодичность ремонта подъездов должна быть соблюдена один раз в пять или три года в зависимости от классификации зданий и физического износа. Для предупреждения высолов, шелушений, пятен и т.д. выполняется своевременная окраска фасадов. Местные разрушения окрасочного слоя, общее загрязнение поверхности, должны устраняться по мере выявления, не допуская их дальнейшего развития. Стальные детали крепления (кронштейны пожарных лестниц, флагодержатели, ухваты водосточных труб и др.) следует располагать с уклоном от стен. Все закрепленные к стене стальные элементы необходимо регулярно окрашивать, защищать от коррозии. Окраска металлических лестниц, флагодержателей, элементов креплений растяжек электросети, ограждений крыш и решеток вентиляционных отверстий панелей должна производиться масляными красками в соответствии с колерным паспортом дома, как правило, через каждые 5 - 6 лет в зависимости от условий эксплуатации. Следует устранять, не допуская дальнейшего развития, деформации в кровлях из листовой стали (коррозия, разрушение окрасочного или защитного слоя). Окраска металлических креплений крыш антикоррозийными защитными красками и составами производится по мере появления коррозии, не допуская ржавых пятен; кровли из оцинкованной стали красятся после появления ржавых пятен и не реже одного раза в пять лет; покраска отдельных мест кровли производится ежегодно; промазка швов в мягкой кровле, покрытие мягких кровель мастикой с посыпкой крупным песком или устройство защитного слоя производятся по мере старения или порчи кровли.
Пунктами 4.1.7, 4.2.1.4, 4.10.2.1 Правил N 170 установлено, что просадки, щели и трещины, образовавшиеся в отмостках и тротуарах, необходимо заделывать материалами, аналогичными покрытию: битумом, асфальтом, мастикой или мятой глиной с предварительной расчисткой поврежденных мест и подсыпкой песком. Цоколь здания должен быть защищен от увлажнения и обрастания мхом; для этого слой гидроизоляции фундамента должен быть ниже уровня отмостки. Организации по обслуживанию жилищного фонда в процессе эксплуатации жилых домов должны регулярно осуществлять мероприятия по содержанию в исправном состоянии отмосток и водоотводящих устройств и др.
В силу пунктов 5.2.8, 5.2.10 Правил N 170 план (график) текущего и капитального ремонта должен включать гидравлические испытания, промывку, пробный пуск и наладочные работы с указанием сроков их выполнения. План (график) должен быть согласован с теплоснабжающей организацией и утвержден органом местного самоуправления. Промывка систем теплопотребления производится ежегодно после окончания отопительного периода, а также монтажа, капитального ремонта, текущего ремонта с заменой труб (в открытых системах до ввода в эксплуатацию системы также должны быть подвергнуты дезинфекции).
Материалами дела подтверждается факт наличия нарушений в содержании общего имущества спорного дома.
Статьей 7.22 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.
Общество является субъектом рассматриваемого административного правонарушения, поскольку является юридическим лицом, на которое в соответствии с положениями договора управления от 03.05.2011 возложена обязанность за надлежащее содержание поименованных выше многоквартирных жилых домов.
С объективной стороны названные административные правонарушения характеризуются как действием, так и бездействием виновного юридического лица.
Отклоняется довод апелляционной жалобы общества о том, что акты проверки не могут являться допустимыми доказательствами по делу. Акты проверки не приравниваются законодателем к протоколу осмотра, а выступают документом, фиксирующим выявленное нарушение, и относятся к категории иных документов в соответствии с положениями статьи 26.2 КоАП РФ. Как следует из части 1 статьи 27.8 КоАП РФ, осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю используемых для осуществления предпринимательской деятельности помещении, территорий и находящихся там вещей и документов производится должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса. Прокурор к таким лицам не отнесен.
Акты прокурорской проверки от 19.09.2013 составлены в соответствии с положениями статьи 22 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" на месте выявленного правонарушения и являются основанием для применения мер прокурорского реагирования, вследствие чего прокурором вынесено постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от 03.10.2013. Наличие понятых в рассматриваемом случае не требуется. Проверка состоялась в присутствии представителя общества. В силу закона у прокурора имеются соответствующие полномочия на возбуждение дела об административном правонарушении, при этом составление протокола осмотра или протокола об административном правонарушении не предусмотрено.
По материалам дела суд первой инстанции верно установил, что в действиях общества имеется состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 КоАП РФ. Доказательств невозможности соблюдения обществом Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно не могло предвидеть и предотвратить при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась, в материалах дела не имеется.
Нарушений процедуры производства по делу об административном правонарушении и порядка привлечения к ответственности апелляционным судом не установлено. С учетом правовой позиции, изложенной в пунктах 18, 18.1 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 суд не находит оснований для применения в рассматриваемом деле положений о малозначительности (статья 2.9 КоАП РФ).
Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 17.01.2014 по делу N А04-8118/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Е.Г. Харьковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-8118/2013
Истец: ООО "Февральские коммунальные системы"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Амурской области