г. Красноярск |
|
14 марта 2014 г. |
Дело N А33-21062/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена "07" марта 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен "14" марта 2014 года.
Третий арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего - Севастьяновой Е.В.,
судей: Борисова Г.Н., Иванцовой О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хрущевой М.А.,
при участии:
от заявителя (Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края): Елесиной В.И., представителя по доверенности от 09.01.2014 N 4, паспорт (до перерыва); Савельева Г.Ю., представителя по доверенности от 06.03.2014 N 49, служебное удостоверение (после перерыва); Иванькиной Т.В., представителя по доверенности от 09.01.2014 N 2, служебное удостоверение (после перерыва);
от ответчика (Управление развития инфраструктуры Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района): Шадриевой А.А., представителя по доверенности от 18.12.2013 N 32, паспорт,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края
на решение Арбитражного суда Красноярского края
от "16" января 2014 года по делу N А33-21062/2013, принятое судьей Болуж Е.В.,
установил:
Служба строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края (ИНН 2460071727, ОГРН 1052460100582; далее - административный орган, Служба) обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению развития инфраструктуры Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района (ИНН 2469010006, ОГРН 1072469000064; далее - Управление) о привлечении к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП рФ).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от "16" января 2014 года в удовлетворении заявления отказано.
Не согласившись с данным судебным актом, административный орган обратился в Третий арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит обжалуемое решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование апелляционной жалобы, с учетом дополнительных пояснений по делу, Служба строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края ссылается на следующие обстоятельства:
- нормативно - правовые акты, требование об исполнении которых содержит предписание от 21.06.2013 N 44-ГСН обязательны к применению, наличие состава административного правонарушения подтверждается материалами дела;
- Управлением развития инфраструктуры Таймырского Долгано - Ненецкого муниципального района не были предприняты меры, направленные на исполнение предписания Службы от 21.06.2013 N 44- ГСН, доказательств принятия индивидуальных мер во исполнение выданного предписания об устранении нарушений градостроительного законодательства в Службу не предоставлено;
- предписание о 21.06.2013 N 44-ГСН и предписание от 07.05.2013 N29-ГСН не связаны между собой, содержат различные требования и для каждого предписания установлен свой срок исполнения.
Управление развития инфраструктуры Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором выразило несогласие с доводами Службы, изложенными в жалобе, полагает, что с учетом части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса РФ на дату вынесения предписания N 44-ГСН от 21.06.2013 Управление не являлось лицом, осуществляющим строительство.
Судом апелляционной инстанции установлено, что к пояснениям к апелляционной жалобе приложены дополнительные доказательства, а именно: копия предписания N 29-ГСН об устранении нарушений при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства от 07.05.2013 N 638/09; копия протокола об административном правонарушении от 04.10.2013 N1793; копия акта проверки при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства от 17.09.2013 N 638/09; копия приказа о проведении проверок исполнения предписаний от 16.08.2013 N 5385-ГСН. Ходатайство об их приобщении в суд апелляционной инстанции не поступало.
Представителем заявителя ходатайство о приобщении к материалам дела указанных доказательств в судебном заседании не заявлено.
Согласно части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело.
Дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, в том числе в случае, если судом первой инстанции было отклонено ходатайство об истребовании доказательств, и суд признает эти причины уважительными (часть 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании изложенного, в связи с отсутствием ходатайства о приобщении вышеуказанных доказательств с обоснованием причины невозможности предоставления их в суд первой инстанции, суд апелляционной инстанции определил, что указанные документы не подлежат приобщению к материалам дела, в связи с чем, вышеуказанные документы возвращены представителю заявителя в судебном заседании.
Представители заявителя в судебном заседании изложили доводы апелляционной жалобы и дополнительные пояснения к жалобе. Просили отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Представитель ответчика изложил возражения на апелляционную жалобу, дополнения к отзыву на апелляционную жалобу. Просил суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении настоящего дела судом апелляционной инстанции установлены следующие обстоятельства.
Управление развития инфраструктуры Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района зарегистрировано в качестве юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 2469010006.
15 октября 2013 года на основании приказа от 16.09.2013 N 6131-ГСН государственным инспектором территориального подразделения по г. Норильску и Таймырскому Долгано-Ненецкому району службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края Бусаревой Т.Н. проведена проверка в отношении Управления развития инфраструктуры Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района.
При проведении проверки установлено, что Управлением развития инфраструктуры Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района не выполнены в срок до 14.10.2013 требования предписания от 21.06.2013 N 44-ГСН об устранении нарушений на объекте капитального строительства: "Жилая часть - секции В и Г жилого дома по ул. Островского, 5 в г.Дудинке" расположенном по адресу: Красноярский край, Таймырский Долгано-Ненецкий район, г. Дудинка, ул. Островского, дом N 5, а именно: по выполненным в 2003 году работам (по которым не представлена исполнительно-техническая документация, подтверждающая соответствие объекта проектной документации и техническим регламентам) провести комплексное инструментальное обследование технического состояния объекта (блок-секция "В" с 1-го по 6-й этажи, блок-секция "Г" с 1-го по 2-й этажи), представить в Службу выполненные специализированной организацией, в соответствии с пунктами 4.3, 5 ГОСТ Р 53778-2010 "Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния", пунктом 6.14 СП 48.13330.2011, статьей 52 Градостроительного кодекса РФ, результаты обследования технического состояния объекта в виде соответствующего заключения.
Факт неисполнения предписания отражен в акте проверки от 15.10.2013 N 83-ГСН.
28 октября 2013 года государственным инспектором территориального подразделения по г.Норильску и Таймырскому Долгано-Ненецкому району службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края Бусаревой Т.Н. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ, N 2028-суд/13 в отношении Управления развития инфраструктуры Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района по факту неисполнения в установленный срок (до 14.10.2013) требований законного предписания службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края от 21.06.2013 N 44-ГСН об устранении нарушений градостроительного законодательства, выданного органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации уполномоченным на осуществление государственного строительного надзора - службой строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края, осуществляющей государственный строительный надзор, в соответствии с частью 6 статьи 54 Градостроительного кодекса РФ, Положением об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 01.02.2006 N 54, Положением о службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края, утвержденным постановлением Правительства Красноярского края от 03.04.2012 N 143-п.
Зафиксированные в протоколе обстоятельства явились основанием для обращения административного органа в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о привлечении Управления развития инфраструктуры Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
Исследовав представленные доказательства, заслушав и оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Проверив в пределах, установленных статьей 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального права и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции установил основания для отмены судебного акта.
В соответствии со статьей 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии с частью 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности.
Согласно части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Судом апелляционной инстанции установлено, что в соответствии с пунктом 70 части 2 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Положением о Службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края, утвержденным постановлением Правительства Красноярского края от 03.04.2012 N 143-п, Перечнем должностных лиц службы строительного надзора и жилищного контроля администрации Красноярского края, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, утвержденным приказом службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края от 11.09.2009 N 182-п "О должностных лицах, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях в области градостроительной деятельности, в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а также в области жилищных отношений", протокол об административном правонарушении от 28.10.2013 N 2028-суд/13 составлен государственным инспектором территориального подразделения по г. Норильску и Таймырскому Долгано-Ненецкому району службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края Бусаревой Т.Н., то есть уполномоченным должностным лицом.
Требования к порядку составления протокола об административным правонарушении, установленные статьей 28.2 и 28.5 КоАП РФ, административным органом соблюдены.
Арбитражный суд Красноярского края, отказывая административному органу в привлечении Управления развития инфраструктуры Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исходил из отсутствия оснований для привлечения заявителя к административной ответственности, поскольку административным органом не доказано наличие у общества обязанности по представлению выполненных специализированной организацией результатов обследования технического состояния объекта в виде соответствующего заключения.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.
Объективная сторона указанного административного правонарушения характеризуется бездействием лица и выражается в невыполнении в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации Государственный строительный надзор осуществляется при:
1) строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса либо является типовой проектной документацией или ее модификацией;
2) реконструкции объектов капитального строительства, если проектная документация на осуществление реконструкции объектов капитального строительства подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 настоящего Кодекса.
Частями 4, 5, 6 и 8 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что государственный строительный надзор осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление регионального государственного строительного надзора, за строительством, реконструкцией иных, кроме указанных в части 3 настоящей статьи, объектов капитального строительства, если при их строительстве, реконструкции предусмотрено осуществление государственного строительного надзора. Основанием для проведения проверки является, в том числе истечение срока исполнения юридическим лицом выданного органом государственного строительного надзора предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований. По результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи лицу, осуществляющему строительство, предписания об устранении выявленных нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений. Порядок осуществления государственного строительного надзора устанавливается Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54, предметом государственного строительного надзора является проверка:
а) соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, иных нормативных актов и проектной документации, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов;
б) наличия разрешения на строительство;
в) выполнения требований частей 2 и 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Пунктом 8 указанного Положения предусмотрено, что государственный строительный надзор осуществляется органом государственного строительного надзора с даты получения им в соответствии с частью 5 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации извещения о начале работ до даты выдачи заключения о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов (далее - заключение о соответствии).
В соответствии с пунктом 9 Положения государственный строительный надзор осуществляется в форме проверок.
Подпункт "а" пункта 10 Положения устанавливает, что проверке соответствия выполняемых работ, применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства и результатов таких работ требованиям технических регламентов, нормам и правилам, а также требованиям иных нормативных правовых актов и проектной документации подлежит соблюдение: при строительстве - требований к осуществлению подготовки земельного участка и выполнению земляных работ, работ по монтажу фундаментов, конструкций подземной и надземной частей, сетей инженерно-технического обеспечения (в том числе внутренних и наружных сетей), инженерных систем и оборудования.
Согласно пункту 11 Положения проверки проводятся должностным лицом (должностными лицами) органа государственного строительного надзора, уполномоченным на основании соответствующего распоряжения (приказа) органа государственного строительного надзора и от его имени осуществлять такой надзор в соответствии с программой проверок, а также в случае получения извещений, указанных в части 6 статьи 52 и части 3 статьи 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации, обращений физических и юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления.
В силу пункта 13 Положения для определения соответствия выполняемых работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов, проектной и рабочей документации, в том числе требованиям в отношении энергетической эффективности и требованиям в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, должностным лицом органа государственного строительного надзора проверяется:
а) соблюдение требований к выполнению работ, предусмотренных пунктом 10 настоящего Положения;
б) соблюдение порядка проведения строительного контроля, ведения общего и (или) специальных журналов, в которых ведется учет выполнения работ, исполнительной документации, составления актов освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения. Порядок ведения общего и (или) специальных журналов, исполнительной документации устанавливается Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору;
в) устранение выявленных при проведении строительного контроля и осуществлении государственного строительного надзора нарушений соответствия выполненных работ требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, а также соблюдение запрета приступать к продолжению работ до составления актов об устранении таких нарушений;
г) соблюдение иных требований при выполнении работ, установленных техническими регламентами (нормами и правилами), иными нормативными правовыми актами, проектной документацией, в том числе требований в отношении энергетической эффективности и требований в отношении оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Осуществление проверки может быть сопряжено с проведением органом государственного строительного надзора экспертизы, обследований, лабораторных и иных испытаний выполненных работ и применяемых строительных материалов.
В соответствии с пунктом 14 Положения при выявлении в результате проведенной проверки нарушений должностным лицом органа государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи заказчику, застройщику или подрядчику (в зависимости от того, кто в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за допущенные нарушения) предписания об устранении таких нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на технический регламент (нормы и правила), иной нормативный правовой акт, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения нарушений с учетом конструктивных и других особенностей объекта капитального строительства.
Иные результаты проверки заносятся должностным лицом органа государственного строительного надзора в общий и (или) специальный журналы.
Согласно пункту 1.2 Административного регламента исполнения службой строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края государственной функции по проведению проверок при осуществлении регионального государственного строительного надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, утвержденного приказом Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края от 28.07.2010 N 149-п, государственную функцию исполняет служба строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края.
В соответствии с пунктом 1.4. указанного Административного регламента результатом исполнения государственной функции должностными лицами Службы является, в том числе выдача предписаний об устранении выявленных нарушений обязательных требований с установлением сроков устранения таких нарушений.
Из материалов дела следует, что предписанием об устранении нарушений при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства от 21.06.2013 N 44-ГСН на ответчика была возложена обязанность в срок до 14.10.2013 по выполненным в 2003 года работам (по которым не представлена исполнительно-техническая документация, подтверждающая соответствие объекта проектной документации и техническим регламентам) провести комплексное инструментальное обследование технического состояния объекта (блок-секции "В" с 1-го по 6-й этажи, блок-секции "Г" с 1-го по 2-й этажи), представить в Службу выполненные специализированной организацией в соответствии с пунктом 4.3, пунктом 5 ГОСТ Р 53778-2010 "Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния", пунктом 6.14 СП 48.13330.2011, статьи 52 Градостроительного кодекса РФ, результаты обследования технического состояния объекта в виде соответствующего заключения.
В соответствии с пунктом 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства в соответствии с заданием застройщика или заказчика (в случае осуществления строительства, реконструкции, капитального ремонта на основании договора), проектной документацией, требованиями градостроительного плана земельного участка, требованиями технических регламентов и при этом обеспечивать безопасность работ для третьих лиц и окружающей среды, выполнение требований безопасности труда, сохранности объектов культурного наследия. Лицо, осуществляющее строительство, также обязано обеспечивать доступ на территорию, на которой осуществляются строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства, представителей застройщика или заказчика, органов государственного строительного надзора, предоставлять им необходимую документацию, проводить строительный контроль, обеспечивать ведение исполнительной документации, извещать застройщика или заказчика, представителей органов государственного строительного надзора о сроках завершения работ, которые подлежат проверке, обеспечивать устранение выявленных недостатков и не приступать к продолжению работ до составления актов об устранении выявленных недостатков, обеспечивать контроль за качеством применяемых строительных материалов.
Пунктом 4.3 ГОСТ Р 53778-2010 "Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния" предусмотрено, что обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят также:
- по истечении нормативных сроков эксплуатации зданий и сооружений;
- при обнаружении значительных дефектов, повреждений и деформаций в процессе технического обслуживания, осуществляемого собственником здания (сооружения);
- по результатам последствий пожаров, стихийных бедствий, аварий, связанных с разрушением здания (сооружения);
- по инициативе собственника объекта;
- при изменении технологического назначения здания (сооружения);
- по предписанию органов, уполномоченных на ведение государственного строительного надзора.
Пунктом 5 ГОСТ Р 53778-2010 "Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния" предусмотрены основные положения проведения обследования технического состояния зданий и сооружений.
В соответствии с пунктом 6.14. СП 48.13330.2011 Свод правил. Организация строительства. Актуализированная редакция СНиП 12-01-2004, утвержденных приказом Минрегиона РФ от 27.12.2010 N 781, по мере готовности работ и конструкций, показатели качества которых влияют на безопасность здания (сооружения), и если в соответствии с технологией строительства эти показатели не могут быть проконтролированы после выполнения последующих работ, лицо, осуществляющее строительство, в сроки по договоренности, но не позднее чем за три рабочих дня извещает застройщика (заказчика), представителей органов государственного контроля (надзора) и авторского надзора о сроках выполнения соответствующей процедуры оценки соответствия.
Выявленные такой процедурой недостатки должны быть устранены с составлением соответствующих актов.
До устранения выявленных недостатков и оформления соответствующих актов выполнение последующих работ недопустимо.
Должностным лицом Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края 15.10.2013 проведена проверка исполнения ответчиком предписания от 21.06.2013 N 44-ГСН при строительстве объекта капитального строительства: "Жилая часть - секции В и Г жилого дома по ул. Островского, 5 в г. Дудинке".
По результатам проверки составлен акт проверки от 15.10.2013 N 83-ГСН, в котором отражено, что нарушения при строительстве объекта капитального строительства "Жилая часть - секции В и Г жилого дома по ул. Островского, 5 в г. Дудинке", не устранены.
Требования Службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края, содержащиеся в предписании от 21.06.2013 N 44-ГСН об устранении нарушений при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства являются законными и обоснованными. Указанное предписание Управлением развития инфраструктуры Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района в судебном порядке не оспорено.
Факт невыполнения ответчиком в установленный срок (до 14.10.2013) предписания административного органа от 21.06.2013 N 44-ГСН подтверждается материалами дела (в том числе, уведомлением о проведении мероприятия по контролю от 10.10.2013, актом проверки от 15.10.2013 N 83-ГСН, протоколом об административном правонарушении от 28.10.2013 N 2028-суд/13).
Вывод суда первой инстанции о том, что приведенные нормы ГОСТ Р 53778-2010, СП 48.13330.2011 не содержат положения, предусматривающие обязанность проведения обследования технического состояния зданий и сооружений в случае отсутствия у заказчика технической документации на возводимый объект, не основан на нормах действующего законодательства.
Суд апелляционной инстанции полагает также ошибочным вывод Арбитражного суда Красноярского края о том, что ГОСТ Р 53778-2010 "Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния" утратил силу с 1 января 2014 года в связи с изданием Приказа Росстандарта от 27.12.2012 N 1984-ст и на момент вынесения судом первой инстанции обжалуемого решения применению подлежит ГОСТ 31937-2011 "Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния", на основании следующего.
Федеральный закон от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании" в статье 5.1 устанавливает, что особенности технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений устанавливаются Федеральным законом "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений".
Статьей 6 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" определено, что Правительством РФ утверждается перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований настоящего Федерального закона.
Национальным органом Российской Федерации по стандартизации в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании утверждается, опубликовывается в печатном издании федерального органа исполнительной власти по техническому регулированию и размещается в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона N 384-ФЗ.
В соответствии с пунктом 5 статьи 42 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" уполномоченный федеральный орган исполнительной власти не позднее 1 июля 2012 года осуществляет актуализацию строительных норм и правил, признаваемых в соответствии с настоящим Федеральным законом сводами правил и включенных в утверждаемый Правительством Российской Федерации и указанный в части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона перечень национальных стандартов и сводов правил.
Таким образом, Министерство регионального развития Российской Федерации в срок до 01.07.2012 обязано было провести актуализацию строительных норм и правил, признаваемых в соответствии с Федеральным законом N 384-ФЗ сводами правил и включенных в перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона N384-ФЗ.
Как указано в письме Министерства регионального развития Российской Федерации от 15 августа 2011 года N 18529-08/ИП-ОГ "О разъяснении статуса сводов правил - актуализированных СНиПов" в настоящее время соответствующие изменения в указанные перечни находятся на стадии подготовки. В целях переходного периода актуализированные своды правил не отменяют действия предыдущих сводов правил. Их замена будет произведена путем внесения соответствующих изменений в указанные перечни. Срок переходного периода будет установлен дополнительно.
На основании изложенного, апелляционная коллегия соглашается с доводом Службы о том, что актуализированные СНиПы и ГОСТы не отменяют действия предыдущих, указанных в распоряжении Правительства РФ N 1047-р. Их замена будет произведена путем внесения соответствующих изменений в обязательный и добровольный перечни.
Кроме того, суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что приказ Росстандарта от 27.12.2012 N 1984-ст "О введении в действие межгосударственного стандарта" ГОСТ 31937-2011 "Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния" не был официально опубликован и зарегистрирован уполномоченным органом.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что административным органом доказано наличие в бездействии Управления развития инфраструктуры Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района объективной стороны правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы Управления развития инфраструктуры Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района о том, что оно является ненадлежащим субъектом административной ответственности, поскольку строительство на объекте капитального строительства осуществляет ООО "СибСтройПроект" на основании муниципального контракта N 9 от 09.04.2013, а строительный контроль - ООО "Электронные системы безопасности" на основании договора N 8 на выполнение работ от 09.04.2013, на основании следующего.
В соответствии с частью 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицом, осуществляющим строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства (далее - лицо, осуществляющее строительство), может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо. Лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно при условии соответствия такого лица требованиям, предусмотренным частью 2 настоящей статьи, и (или) с привлечением других соответствующих этим требованиям лиц.
Согласно пункту 16 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации застройщик - физическое или юридическое лицо, обеспечивающее на принадлежащем ему земельном участке строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, а также выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации для их строительства, реконструкции, капитального ремонта.
Из содержания изложенных норм права следует, что лицом, осуществляющим строительство, может являться застройщик либо привлекаемое застройщиком или техническим заказчиком на основании договора физическое или юридическое лицо, которое организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Указанные функции лица, осуществляющего строительства, возложены на застройщика в силу закона, а в случае привлечения застройщиком физического или юридического лица, осуществляющего строительство, на основании договора, такие функции должны быть предусмотрены договором.
Кроме того, из части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что осуществление строительного контроля является одной из функций лица, осуществляющего строительство, поэтому заключение договора на осуществление строительного контроля не означает, что лицо, осуществляющее строительный контроль на основании такого договора, становится лицом, осуществляющим строительство.
Как следует из материалов дела, ответчик на основании разрешения на строительство N RU-84501102-60 от 21.08.2012, выданного администрацией г. Дудинки, является застройщиком объекта капитального строительства - "Жилая часть - секции В и Г жилого дома по ул.Островского, 5 в г. Дудинке".
Между Управлением развития инфраструктуры Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района (заказчиком) и ООО "СибСтройПроект" (подрядчиком) подписан муниципальный контракт на выполнение строительно-монтажных и прочих работ по объекту капитального строительства - "Жилая часть - секции В и Г жилого дома по ул. Островского, 5 в г.Дудинке" от 09.04.2013 N 9.
Ответчиком для осуществления строительного и технического контроля за ходом и качеством выполняемых ООО "СибСтройПроект" работ с ООО "Электронные системы безопасности" (подрядчиком) был подписан договор N 8 на выполнение работ от 09.04.2010, в соответствии с пунктом 1.1 которого подрядчик обязуется по заданию заказчика выполнить работы по обследованию технического состояния незавершенных строительством жилых блок-секций В и Г жилого дома по адресу: г. Дудинка, ул. Островского, 5.
В соответствии с пунктом 7 Задания на выполнение работ (Приложение N 1 к договору на выполнение работ от 09.04.2013 N 8) в рамках указанного договора подрядчику необходимо выполнить обследование технического состояния незавершенных строительством жилых блок-секций В и Г жилого дома по адресу: г. Дудинка, ул. Островского, 5: Работы по обследованию конструкций выполнить в соответствии с ГОСТ Р 53778-2010 "Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга. Техническое состояние".
Вместе с тем, в силу части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации заключение ответчиком с ООО "Электронные системы безопасности" договора на выполнение работ не означает, что лицо, осуществляющее строительный контроль на основании такого договора, то есть ООО "Электронные системы безопасности, является лицом, осуществляющим строительство.
Согласно выданному Службой строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края ответчику предписанию об устранении нарушений при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства от 21.06.2013 N 44-ГСН последний обязан был в срок до 14.10.2013 по выполненным в 2003 года работам (по которым не представлена исполнительно-техническая документация, подтверждающая соответствие объекта проектной документации и техническим регламентам) провести комплексное инструментальное обследование технического состояния объекта (блок-секции "В" с 1-го по 6-й этажи, блок-секции "Г" с 1-го по 2-й этажи), представить в Службу выполненные специализированной организацией в соответствии с пунктом 4.3, пунктом 5 ГОСТ Р 53778-2010 "Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния", пунктом 6.14 СП 48.13330.2011, статьи 52 Градостроительного кодекса РФ, результаты обследования технического состояния объекта в виде соответствующего заключения.
Из анализа положений муниципального контракта от 09.04.2013 N 9 и установленных по делу обстоятельств, апелляционная коллегия приходит к выводу о том, что отраженные в предписании от 21.06.2013 N 44-ГСН нарушения, не могли быть устранены подрядчиком; на подрядчика не возложены функции, предусмотренные частью 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Следовательно, подрядчик в силу части 3 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации не является лицом, осуществляющим строительство.
На основании изложенных норм права и установленных по делу обстоятельств, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что лицом, осуществляющим строительство объекта капитального строительства - "Жилая часть - секции В и Г жилого дома по ул.Островского, 5 в г. Дудинке", является Управление развития инфраструктуры Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района, которое несет ответственность за качество работ при строительстве объекта.
Довод Управления об идентичности предписаний Службы от 07.05.2013 N 29-ГСН и от 21.06.2013 N 44-ГСН оценен судом апелляционной инстанции и признан подлежащим отклонению на основании следующего.
При проведении проверки 17.09.2013 на основании приказа о проведении проверок исполнения предписаний от 16.08.2013 N 5385-ГСН, государственным инспектором территориального подразделения по г.Норильску и Таймырскому Долгано-Ненецкому району службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края Бусаревой Т.Н. установлено, что Управлением не выполнены в срок до 09.09.2013 требования предписания от 07.05.2013 N 29-ГСН об устранении нарушений на объекте капитального строительства: "Жилая часть - секции В и Г жилого дома по ул.Островского, 5 в г.Дудинке", расположенном по адресу: Красноярский край, Таймырский Долгано-Ненецкий район, г.Дудинка, ул.Островского, дом N 5, а именно:
- не выполнено усиление фундаментов в соответствии с проектом усиления конструкций шифр 40-2010/11КЖ листы с 1 -4;
- не выполнено усиление кирпичных стен в соответствии с проектом усиления конструкций шифр 40-2010/11КЖ листы с 8-9 и с 14-50 л.;
- не выполнено усиление плит - перекрытия в соответствии с проектом усиления конструкций шифр 40-2010/11КЖ с 14-50;
- не выполнено усиление железобетонных перемычек в соответствии с проектом усиления конструкции шифр 40-2010/11КЖ с 8 листа;
- не проведено обследование технического состояния здания по выполненным работам, связанным с усилением конструкций в нарушение пункта 4.3 и пункта 4.4 ГОСТ Р 53778-2010, пункта 4.2 СП 13-102-2003 и пункта 24 Положения об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, утвержденного постановление Правительства РФ от 01.02.2006 N 54.
По указанному факту Службой 04.10.2013 составлен протокол N 1793-суд/13 и направлено в арбитражный суд заявление о привлечении Управления к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 09.12.2013 по делу N А33-19226/2013, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 11.02.2014, Управление привлечено к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В рамках настоящего дела рассматривается заявление службы строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края о привлечении к административной ответственности Управления за неисполнение предписания от 21.06.2013 N 44-ГСН (в срок до 14.10.2013) об устранении нарушений на объекте капитального строительства: "Жилая часть - секции В и Г жилого дома по ул.Островского, 5 в г.Дудинке", расположенном по адресу: Красноярский край, Таймырский Долгано-Ненецкий район, г.Дудинка, ул.Островского, дом N 5. Согласно предписанию от 21.06.2013 N 44-ГСН Управлению следовало: по выполненным в 2003 году работам (по которым не представлена исполнительно - техническая документация, подтверждающая соответствие объекта проектной документации и техническим регламентам) провести комплексное инструментальное обследование технического состояния объекта (блок-секция "В" с 1-го по 6-й этажи, блок-секция "Г" с 1-го по 2-й этажи), представить в службу выполненные специализированной организацией, в соответствии с пунктом 4.3, пунктом 5 ГОСТ Р 53778-2010 "Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния", пунктом 6.14 СП 48.13330.2011, статьей 52 Градостроительного кодекса РФ, результаты обследования технического состояния объекта в виде соответствующего заключения.
Таким образом, предписание о 21.06.2013 N 44-ГСН и предписание от 07.05.2013 N29-ГСН не связаны между собой, содержат различные требования, различное нормативно-правовое обоснование, и для каждого предписания установлен свой срок исполнения.
Статья 1.5 КоАП РФ устанавливает презумпцию невиновности лица, пока его вина в совершении конкретного административного правонарушения не будет доказана в порядке, предусмотренном данным Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
По смыслу частей 2, 3 статьи 2.1 КоАП РФ, с учетом предусмотренных статьей 2 Гражданского кодекса Российской Федерации характеристик предпринимательской деятельности (осуществляется на свой риск), отсутствие вины юридического лица (индивидуального предпринимателя), при наличии в его действиях признаков объективной стороны правонарушения, предполагает объективную невозможность соблюдения установленных правил, необходимость принятия мер, по причинам, не зависящим от юридического лица (индивидуального предпринимателя).
Управление развития инфраструктуры Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района не представило суду пояснения и доказательства, подтверждающие своевременное принятие им необходимых мер по соблюдению вышеуказанных требований законодательства.
Факт заключения Управлением указанного выше муниципального контракта и договора не свидетельствует об отсутствии вины в действиях заявителя.
В связи с изложенным суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что бездействие Управление развития инфраструктуры Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ, основания для привлечения его к административной ответственности имеются.
Согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, за нарушение законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения (в редакции Федерального закона от 02.07.2013 N 186-ФЗ).
В пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 (в редакции от 10.11.2011 N 71) "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указано, что административные правонарушения, выражающиеся в невыполнении обязанности к конкретному сроку, не могут быть рассмотрены в качестве длящихся.
Таким образом, такое правонарушение как невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных органов, не относится к категории длящихся правонарушений и считается оконченным с момента истечения срока, установленного предписанием. В связи с этим срок давности привлечения к административной ответственности следует исчислять с момента совершения административного правонарушения.
Административный орган просит привлечь Управление к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ за невыполнение в установленный срок предписания от 21.06.2013 N 44-ГСН.
Согласно предписанию от 21.06.2013 N 44-ГСН Управлению предложено устранить нарушения в срок до 14 октября 2013 года.
Следовательно, годичный срок давности привлечения к административной ответственности за невыполнение требований указанного предписания подлежит исчислению с 15 октября 2014 года и оканчивается 14 октября 2015 года.
На основании изложенного, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что срок давности привлечения Управления к административной ответственности за совершение вменяемого правонарушения на момент рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции не истек.
В соответствии с частью 2 статьи 4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания должны учитываться смягчающие и отягчающие административную ответственность обстоятельства.
Судом апелляционной инстанции не установлено наличие смягчающих и отягчающих ответственность ответчика обстоятельств, в связи с чем, апелляционная коллегия полагает, что соразмерным допущенному ответчиком правонарушению является административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
В связи с тем, что суд первой инстанции неправильно применил нормы материального права, в силу пункта 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение Арбитражного суда Красноярского края от 16 января 2014 года подлежит отмене с принятием нового судебного акта о привлечении Управления развития инфраструктуры Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначить административное наказание в виде административного штрафа 50000 рублей.
Согласно статье 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее 30 дней со дня вступления в законную силу решения суда.
Уплата штрафа должна быть произведена по следующим реквизитам:
Получатель - УФК по Красноярскому краю (Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю);
Налоговый орган: ИНН 2466124510, КПП 246001001;
Код ОКАТО: 04401000000;
Расчетный счет: 40101810600000010001;
Наименование банка - ГРКЦ Банка России по Красноярскому краю г. Красноярска;
БИК 040407001;
Назначение платежа - административный штраф;
КБК 32111690040046000140.
Копия документа, свидетельствующая о добровольной уплате лицом, привлеченным к административной ответственности, штрафа должна быть представлена суду.
Федеральным законом не предусмотрено взимание государственной пошлины за рассмотрение арбитражным судом дел о привлечении к административной ответственности, что подтверждается правовой позицией Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 13 постановления от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Следовательно, государственная пошлина в настоящем деле уплате не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Третий арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от "16" января 2014 года по делу N А33-21062/2013 отменить, принять новый судебный акт.
Привлечь Управление развития инфраструктуры Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района (ИНН 246901006, ОГРН 1072469000064, юридический адрес: Красноярский край, г. Дудинка, ул. Дудинская д. 7, корп. А) к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначить административное наказание в виде административного штрафа 50000 рублей.
Настоящее постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд, принявший решение.
Председательствующий |
Е.В. Севастьянова |
Судьи |
Г.Н. Борисов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А33-21062/2013
Истец: служба строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края
Ответчик: Управление развития инфраструктуры Таймырского Долгано-Ненецкого муниципального района