город Ростов-на-Дону |
|
14 марта 2014 г. |
дело N А32-22552/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 марта 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 марта 2014 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смотровой Н.Н.
судей М.В. Соловьевой, С.С. Филимоновой
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Ковалёвой В.Ю.
при участии:
от заявителя: представитель не явился (извещён надлежащим образом)
от заинтересованного лица: представитель не явился (извещён надлежащим образом)
от третьего лица: представитель не явился (извещён надлежащим образом)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.11.2013 по делу N А32-22552/2013 по заявлению Администрации Темрюкского городского поселения Темрюкского района к заинтересованному лицу Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю при участии третьего лица Администрация муниципального образования Темрюкский район Краснодарского края о признании незаконным отказа, принятое в составе судьи Шепель А.А.
УСТАНОВИЛ:
администрация Темрюкского городского поселения Темрюкского района (далее - администрация поселения) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление) о признании незаконным отказа от 23.04.13 N 44/027/2013-173 в регистрации права собственности на водопроводную дворовую сеть, протяженностью 89 м., с кадастровым номером 23:30:1106050:97, находящуюся по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, г. Темрюк, ул. Шевченко, 40 А; обязании зарегистрировать право муниципальной собственности на водопроводную дворовую сеть, протяженностью 89 м., с кадастровым номером 23:30:1106050:97, находящуюся по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, г. Темрюк, ул. Шевченко, 40 А.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация муниципального образования Темрюкский район Краснодарского края (далее - администрация района).
Решением суда от 12.11.13 администрации поселения в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что представленные ею документы на государственную регистрацию не подтверждают отнесение спорного объекта к муниципальной собственности городского поселения Темрюкского района. Статьей 1 закона Краснодарского края от 28.07.06г. N 1094-КЗ "О разграничении имущества, находящегося в собственности муниципального образования Темрюкский район, между вновь образованными городским сельскими поселениями и муниципальным образованием Темрюкский район, в состав которого они входят" (далее - закон N 1094-КЗ) утвержден перечень имущества, передаваемого муниципальным образованием Темрюкский район вновь образованным городскому и сельскому поселениям, входящим в его состав. В приложении 1 закона N 1094-КЗ указан перечень имущества, находящегося в собственности муниципального образования Темрюкский район, передаваемого в муниципальную собственность Темрюкского городского поселения. Анализируя положения закона N 1094-КЗ, суд первой инстанции установил, что спорный объект не значится в приложении к закону. Указанные обстоятельства не позволяют с достоверностью установить, что спорный объект был включен в перечень имущества, передаваемого из муниципальной собственности Темрюкского района в собственность городского поселения Темрюкского района на основании закона N 1094-КЗ.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация поселения подала в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу с дополнением к ней, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Жалоба мотивирована тем, что у управления не имелось правовых оснований для отказа в государственной регистрации права на водопроводную дворовую сеть, поскольку она указана в приложении к распоряжению главы муниципального образования Темрюкский район от 31.10.06г. N 1224-р "О передаче имущества Темрюкскому городскому поселению Темрюкского района". Данный объект так же включён в реестр муниципального имущества Темрюкского городского поселения Темрюкского района. Водопроводная дворовая сеть подлежит регистрации в ЕГРП так же потому, что она является самостоятельным объектом недвижимого имущества, так как она неразрывно связана с землёй и её перемещение повлечёт утрату её целостности и невозможность использования по назначению. Статус самостоятельного объекта недвижимости у водопроводной дворовой сети подтверждается так же тем, что в её отношении в соответствии с утверждённой приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 09.09.1975 г. N 378 Инструкцией по технической инвентаризации основных фондов водопроводно-канализационных предприятий (далее - Инструкция) осуществлена техническая инвентаризация уполномоченным органом, по результатам которой заявителю выдан кадастровый паспорт на данный объект, свидетельствующий об отнесении сетей к объектам недвижимости. Согласно техническому паспорту, водопроводная дворовая сеть обслуживает баню.
Управление в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность. Управление так же ссылается на то, что спорная водопроводная дворовая сеть не является объектом недвижимого имущества.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.
Участвующие в деле лица своих представителей в судебное заседание не направили, о месте, дате и времени его проведения извещены надлежащим образом, администрация поселения ходатайствовала об отложении судебного заседания в связи с тем, что для предоставления истребованных в определении суда о 06.02.14г. документов необходимо дополнительное время.
Рассмотрев ходатайство, суд апелляционной инстанции протокольным определением отклонил его ввиду того, что администрация поселения позднее предоставила суду дополнение к апелляционной жалобе с документами в его обоснование (копию технического паспорта на водопроводную дворовую сеть, копию уведомления Управления Росреестра), исполнив тем самым определение суда от 06.02.14г.
В связи с изложенным и на основании ч. 3 ст. 156 АПК РФ, судебное заседание проводится в отсутствие представителей участвующих в деле лиц.
Протокольным определением суд приобщил к материалам дела представленные администрацией поселения документы (л.д. 146-154).
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы с дополнением к ней и отзыва на неё, суд апелляционной инстанции признал апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению ввиду следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 15.03.13г. администрация поселения обратилась к управлению с заявлением о регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества - водопроводную дворовую сеть, протяженностью 89 м., с кадастровым номером 23:30:1106050:97, находящуюся по адресу: Краснодарский край, Темрюкский район, г. Темрюк, ул. Шевченко, 40 А. В качестве основания для государственной регистрации приведены ссылки на закон Краснодарского края от 18.07.06г. N 1094-КЗ "О разграничении имущества, находящегося в собственности муниципального образования Темрюкский район, между вновь образованными городскими, сельскими поселениями и муниципальным образованием Темрюкский район, в состав которого они входят" (далее - закон N 1094-КЗ), распоряжение главы муниципального образования Темрюкского района N 1224-р "О передаче имущества Темрюкскому городскому поселению Темрюкского района (далее - распоряжение N 1224-р), акт приёма-передачи имущества от 25.12.06г.
23.04.13г.управление сообщением N 44/027/2013-173 отказало в государственной регистрации права собственности на спорный объект на основании ст. 18, абз. 4 п.1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.97г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - закон N 122-ФЗ). Отказ мотивирован тем, что в законе N 1094-КЗ спорный объект - водопроводная дворовая сеть - отсутствует.
Не согласившись с данным отказом, администрация поселения обжаловала его в арбитражный суд.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашёл достаточных оснований для переоценки вывода суда первой инстанции о законности оспариваемого в деле отказа управления в регистрации.
При этом суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
По смыслу ч.1 ст. 198, ч.2 ст. 201 АПК РФ, ч.2 ст.201 ГК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
В соответствии с п.1 ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно ст. 2 закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ.
В силу п. 2 ст. 13 закона N 122-ФЗ государственная регистрация ограничений (обременений) права собственности и иных вещных прав правами третьих лиц может проводиться по инициативе правообладателей или приобретающих указанные права лиц. Если ограничения (обременения) регистрируются не правообладателем, его регистрация проводится по правилам, предусмотренным статьей 16 данного закона для регистрации договоров и сделок, при обязательном уведомлении правообладателя (правообладателей) о зарегистрированном ограничении (обременении).
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 16 закона N 122-ФЗ в случае, если права возникают на основании акта государственного органа, органа местного самоуправления, заявление о государственной регистрации права подается лицом, в отношении которого приняты указанные акты.
Пунктом 2 ст. 16 закона N 122-ФЗ установлено, что к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничения (обременения) прав.
Согласно ст. 13 закона N 122-ФЗ о регистрации одним из этапов государственной регистрации прав является правовая экспертиза, проверка законности сделки, установление отсутствия противоречий между заявленными правами и уже зарегистрированными правами на данный объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав.
Согласно п.1 ст. 17 закона N 122-ФЗ для регистрации прав в отношении недвижимого имущества заявителю необходимо предоставить: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Пунктом 1 ст. 18 закона N 122-ФЗ установлено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
В силу абз. 4 п.1 ст. 20 закона N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
В качестве правового основания для регистрации перехода права собственности на водопроводную дворовую сеть от муниципального образования Темрюкский район к муниципальному образованию Темрюкское городское поселение Темрюкского района администрация поселения ссылалась в заявлении на закон N 1094-КЗ, распоряжение N 1224-р, акт приёма-передачи имущества от 25.12.06г.
Дополнительно изучив обстоятельства дела суд апелляционной инстанции полагает, что у управления не имелись достаточных правовых оснований для вывода о документальной неподтверждённости наличия правовых оснований для перехода водопроводной дворовой сети от муниципального образования Темрюкский район к муниципальному образованию Темрюкское городское поселение Темрюкского района.
В частности, в п.п. 1 п. 11 приложения N 1 к закону N 1094-КЗ прямо не поименована водопроводная дворовая сеть, а указано следующее имущество, передаваемое от муниципального образования Темрюкский район к муниципальному образованию Темрюкское городское поселение Темрюкского района: "Муниципальное унитарное предприятие "Многоотраслевое объединение жилищно-коммунального хозяйства" Темрюкского района Краснодарского края" остаточной стоимостью 10 153,6 тыс. руб.
Вместе с тем, состав данного имущественного комплекса раскрыт пообъектно в принятом на основании указанного закона N 1094-КЗ главой муниципального образования Темрюкского района распоряжения от 31.10.06г. N 1224-р "О передаче имущества Темрюкскому городскому поселению Темрюкского района", согласно которому в состав МУП "Многоотраслевое объединение жилищно-коммунального хозяйства" Темрюкского района Краснодарского края входит спорная водопроводная дворовая сеть.
Данный ненормативный правовой акт не признан недействительным в установленном действующем законодательством порядке, в связи с чем у управления не имелось законных оснований для его неприменения в совокупности положениями закона N 1094-КЗ.
Вместе с тем, сам по себе факт включения водопроводных дворовых сетей в перечень имущества, передаваемого из собственности района в собственность поселения, не является правовым основанием для регистрации ЕГРП сведений о переходе данного права от одного муниципального образования к другому.
Это в частности обусловлено тем, что в соответствии с законом N 122-ФЗ осуществляется государственная регистрация права на недвижимое имущество и сделок с ним как юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ.
В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 20 закона N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если право на объект недвижимого имущества, о государственной регистрации которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации прав в соответствии с законом N 122-ФЗ.
Дополнительно изучив имеющиеся в материалах дела доказательства суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что водопроводная дворовая сеть, отказ в регистрации права на которую в ЕГРП оспаривает администрация поселения в данном деле, не является объектом недвижимого имущества.
В соответствии с ст. 130 ГК РФ недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
К недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.
Вещи, не относящиеся к недвижимости, включая деньги и ценные бумаги, признаются движимым имуществом. Регистрация прав на движимые вещи не требуется, кроме случаев, указанных в законе.
В соответствии со ст. 135 ГК РФ вещь, предназначенная для обслуживания другой, главной, вещи и связанная с ней общим назначением (принадлежность), следует судьбе главной вещи, если договором не предусмотрено иное.
Из приведённых выше нормативных положений следует, что государственной регистрации не подлежат права на имущество, не относящееся к недвижимости за исключением случаев-исключений, прямо названных в законе.
Изучив кадастровый паспорт водопроводной дворовой сети, отказ в регистрации в ЕГРП права на которую обжалует в настоящем деле администрация поселения (л.д. 42-43, 86-86, 146-153), а так же дополнительные пояснения администрации поселения к апелляционной жалобе от 04.03.14г. N 01-30/750, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что данная водопроводная сеть не обладает признаками объекта недвижимого имущества, а представляет собою вспомогательное сооружение, обслуживающее главный объект - баню.
Так, в названных дополнениях администрация поселения указывает, что водопроводная дворовая сеть обслуживает баню (предпоследний абзац листа 3 дополнений к жалобе, л.д. 144).
Из технического паспорта на данную сеть так же следует, что она имеет вспомогательное значение и предназначена для обслуживания бани. Сама сеть представляет собою пролегающую под землёй трассу, состоящую только из стальных труб длиною 89 метров, которая с одного конца соединяется с баней, а с другого конца выходит за границы земельного участка, на котором находится баня.
Легальные термины и определения в области водоснабжения установлены "ГОСТ 25151-82 (СТ СЭВ 2084-80). Водоснабжение. Термины и определения", утверждённым Постановлением Госстандарта СССР от 25.02.82г. N 830 (далее - ГОСТ).
Согласно п.2 ГОСТ водопровод - это комплекс сооружений, включающий водозабор водопроводные насосные станции, станцию очистки воды или водоподготовки, водопроводную сеть и резервуары для обеспечения водой определенного качества потребителей.
Согласно п. 45 ГОСТ водопроводная сеть - это система трубопроводов с сооружениями на них для подачи воды к местам её потребления.
С учётом приведённого выше описания спорной водопроводной дворовой сети, она не подпадает под приведённые выше легальные определения понятий "водопровод" и "водопроводная сеть", поскольку состоит только из стальных труб без комплекса сооружений на них для подачи воды к месту её потребления - бане.
Исходя из имеющегося в техническом паспорте ситуационного плана сети, она не является обособленным, самостоятельно функционирующим сооружением, комплексом водоснабжения - судя по плану, сеть выходит за границы земельного участка с баней и продолжается. Из этого следует, что обозначенные администрацией поселения в качестве водопроводной дворовой сети 89 метров стальных труб, фактически не могут быть квалифицированы в качестве водопроводной сети в смысле, придаваемом этому термину ГОСТ. Фактически спорный объект (89 метров уложенных под землёй стальных труб, по которым подаётся вода в баню) является частью водопроводной сети (системы трубопроводов с сооружениями на них для подачи воды к местам её потребления), по которому подаётся вода к одному из мест потребления - в баню.
С учётом изложенного данные 89 метров стальных труб так же не могут быть квалифицированы в качестве обособленно функционирующего и представляющего единый технологический комплекс сооружения системы водоснабжения, который мог бы быть обозначен в качестве самостоятельного оборотоспособного объекта гражданских прав и поставлен в связи с этим на учёт в ЕГРП как самостоятельный объект недвижимого имущества, который может быть сам по себе продан, под которым может быть сформирован земельный участок, необходимый только для его эксплуатации и продан в режиме ст. 36 ЗК РФ или предоставлен в аренду.
С учётом изложенного инвентаризация данных 89 метров стальных труб, не образующих замкнутую систему водоснабжения в порядке, определённом утвержденной Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 09.09.1975 N 378 Инструкцией по технической инвентаризации основных фондов водопроводно-канализационных предприятий, на что ссылается администрация поселения, так же сама по себе не означает, что эти 89 метров труб являются самостоятельным объектом недвижимости. Тот или иной объект приобретает статус недвижимого имущества не в силу одной лишь его регистрации или учёта в качестве такового, а в силу своих конструктивных особенностей.
Пунктом 3 Инструкции по технической инвентаризации основных фондов водопроводно-канализационных предприятий, утвержденной Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 09.09.1975 N 378, на которую ссылается администрация, технической инвентаризации подлежат:
а)жилые, административные, производственные здания и сооружения, а также земельные участки, на которых они расположены;
б) водоводы, коллекторы, распределительные (магистральные, дворовые) трубопроводы водопровода и канализации и сооружения на них.
На основании пункта 4 указанной Инструкции единицей учета является инвентарный объект. За инвентарный объект принимается:
а) жилое, административное, производственное здание или группа зданий и сооружений, расположенных на одном земельном участке;
б) комплекс сооружений: водозабора, очистки, хранения и подачи (насосные станции и напорные сооружения) воды с территорией, на которой они расположены;
в) комплекс очистных сооружений канализации с их территорией;
г) водовод-трубопровод, транспортирующий воду до распределительных сетей;
д) магистральный (с попутным расходом воды) трубопровод, распределительный трубопровод, проложенный к потребителям воды, распределительная сеть водопровода до врезки в городскую сеть, состоящая на балансе соответствующего ведомства;
е) коллектор, главный коллектор (к которому подсоединено два и более коллекторов бассейнов канализования);
ж) собирающая и отводящая сети трубопроводов каждого отдельного бассейна канализования (бассейн канализования - часть канализованной территории, ограниченная водоразделом);
з) канализационная сеть до врезки в городскую сеть, состоящая на балансе соответствующего ведомства.
Исходя из приведённых выше положений ГОСТ, спорные 89 метров труб так же не подпадают под приведённый выше в п. 4 Инструкции перечень инвентарных объектов.
Основываясь на изложенном суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что отказ управления в государственной регистрации спорного объекта, обозначенного как "водопроводная дворовая сеть" не противоречит положениям абз. 2 п. 1 ст. 20 закона N 122-ФЗ, согласно которому в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если право на объект недвижимого имущества, о государственной регистрации которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации прав в соответствии с законом N 122-ФЗ, поскольку данный объект не является объектом недвижимого имущества.
Данный отказ так же не нарушает прав и законных интересов администрации поселения, поскольку отсутствие регистрации в ЕГРП права муниципального образования Темрюкское городское поселение Темрюкского района на указанные сети не означает отсутствия у данного поселения права собственности на данный объект - наличие данного права подтверждается законом N 1094-КЗ, распоряжением главы муниципального образования Темрюкского района от 31.10.06г. N 1224-р и актом приёма-передачи, которыми в совокупности данный участок сетей водоснабжения передан в собственность поселения в составе банно-прачечного комплекса МУП "Многоотраслевое объединение жилищно-коммунального хозяйства" Темрюкского района Краснодарского края.
При таких обстоятельствах заявление администрации поселения о признании незаконным отказа управления в регистрации в ЕГРП права на указанные сети не подлежало удовлетворению.
Ввиду изложенного решение суда первой инстанции, которым администрации поселения отказано в удовлетворении заявления, не подлежит отмене судом апелляционной инстанции. Апелляционная жалоба администрации поселения отклоняется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 12.11.2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.Н. Смотрова |
Судьи |
М.В. Соловьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-22552/2013
Истец: Администрация Темрюкского городского поселения Темрюкского района
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю
Третье лицо: Администрация муниципального образования Темрюкский район Краснодарского края, Администрация МО Темрюкский район, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю