г. Самара |
|
13 марта 2014 г. |
А65-18534/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 марта 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Захаровой Е.И., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Беловой А.А.,
с участием:
от ООО "Татком" - представителя Камалетдинова А.Р. (доверенность от 25.02.2013 г.),
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, Республика Татарстан - представитель не явился, извещено,
от ООО "УК "Гранит Дом" - представитель не явился, извещено,
от ОАО "Сетевая компания" Казанские электрические сети - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Татком"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10 декабря 2013 года по делу N А65-18534/2013 (судья Насыров А.Р.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Татком" (ИНН 1645008028, ОГРН 1021602839301), Республика Татарстан, г. Казань,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань,
третьи лица:
общество с ограниченной ответственностью "УК "Гранит Дом", Республика Татарстан, г. Казань,
открытое акционерное общество "Сетевая компания" Казанские электрические сети, Республика Татарстан, г. Казань,
о признании незаконными решения, предписания,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Татком" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань (далее - ответчик, антимонопольный орган), с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, "Гранит Дом", открытое акционерное общество "Сетевая компания" Казанские электрические сети (далее - третьи лица) о признании незаконным решения и предписания от 04.07.2013 по делу N 05-306/2012 в полном объеме (т. 1 л.д. 3-6).
Заявитель в процессе рассмотрения дела в суде первой инстанции уточнил заявленные требования, просил суд также признать незаконным аналитический отчет от 07.06.2013 Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан о состоянии конкурентной среды на рынке услуг по передаче (перетоку) электрической энергии ООО "Татком". Уточнение принято судом первой инстанции.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 10.12.2013 суд в удовлетворении заявления в части требований о признании незаконными Решения и Предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 04.07.2013 по делу N 05-306/2012 отказал. Производство по делу, в части требования о признании незаконным аналитического отчета от 07.06.2013 Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, о состоянии конкурентной среды на рынке услуг по передаче (перетоку) электрической энергии ООО "Татком" на основании п.1 ч.1 ст.150 АПК РФ прекращено (т. 3 л.д. 134-141).
Общество обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 10.12.2013 отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме (т. 4 л.д. 3-9). Податель жалобы указывает, что решение вынесено судом по неполно исследованным доводам заявителя, им не дана надлежащая оценка. Общество указывает на недоказанность в его действиях нарушения антимонопольного законодательства, а также на процедурные нарушения при принятии оспариваемого решения и предписания.
Антимонопольный орган представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Третьи лица, отзывы на апелляционную жалобу не представили.
В судебном заседании представитель ООО "Татком" поддержал доводы и требования апелляционной жалобы.
Представители антимонопольного органа и третьих лиц, в судебное заседание не явились, извещались надлежащим образом.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие вышеуказанных представителей лиц, участвующих в деле, которые были надлежаще извещены о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель общества поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, выслушав представителя заявителя, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан на рассмотрение поступило обращение общества с ограниченной ответственностью "УК "Гранит Дом" (вх.N 568/ж от 10.07.2012) на действия ООО "Татком", выразившиеся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на рынке услуг по передаче (перетоку) электрической энергии.
Согласно представленным сведениям и документам, ООО "Татком" владеет на законном основании и осуществляет содержание (эксплуатацию) объектов электросетевого хозяйства, в том числе трансформаторную подстанцию ТП-2039, расположенную по адресу: г.Казань, ул.Гоголя, д.29. (т. 2 л.д. 14).
Исходя из представленных документов и материалов, Управлением установлено, что многоквартирный жилой дом, находящийся по адресу: г.Казань, ул.Гоголя, д.21, имеет единственное технологическое присоединение к трансформаторной подстанции ТП-2039, расположенной по адресу: г.Казань, ул.Гоголя, д.29, через которое осуществляется электроснабжение данного многоквартирного жилого дома. Иного технологического присоединения, к каким-либо объектам электросетевого хозяйства, через которые возможно осуществлять электроснабжение многоквартирного жилого дома, находящегося по адресу: г.Казань, ул.Гоголя, д.21, не имеется.
ООО "УК "Гранит Дом" осуществляет управление многоквартирным жилым домом, находящимся по адресу: г.Казань, ул.Гоголя, д.21. ООО "УК "Гранит Дом", как исполнитель коммунальных услуг, оказывает собственникам и пользователям помещений в вышеуказанном многоквартирном жилом доме коммунальные услуги, в том числе услуги электроснабжения.
В соответствии с документами и материалами, представленными ООО "УК "Гранит Дом", а именно актами выполненных работ (т. 2 л.д. 141-142), счетами-фактурами (т. 2 л.д. 144) ООО "Татком" ежемесячно выставляет ООО "УК "Гранит Дом" счета на оплату, связанные с возмещением затрат на электроэнергию и затрат по содержанию и ремонту трансформаторной подстанции ТП-2039.
Таким образом, ООО "Татком", владея объектами электросетевого хозяйства и взимая плату за содержание и ремонт, фактически оказывает услуги по передаче (перетоку) электрической энергии, с использованием указанных объектов.
В соответствии с действующим законодательством услуги по передаче электрической энергии подлежат государственному регулированию, тарифы на данные услуги устанавливаются уполномоченными государственными органами.
Однако, тариф на услуги по передаче (перетоку) электрической энергии для ООО "Татком" уполномоченным государственным органом не установлен.
Ответчик считает, что ООО "Татком" в нарушение пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 861 от 27.12.2004, требовало плату (выставляло счета) за передачу электрической энергии в многоквартирный жилой дом, находящийся по адресу: г.Казань, ул.Гоголя, д.21, который имеет технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства (трансформаторная подстанция ТП-2039) ООО "Татком", в отсутствие установленного тарифа.
Таким образом, действия ООО "Татком", по мнению антимонопольного органа имеют признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", в части нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на рынке услуг по передаче (перетоку) электрической энергии.
По результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства ответчиком принято решение от 04.07.2013 по делу N 05-306/2012, которым заявитель признан нарушившим п.10 ч.1 ст.10 Федерального закона N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части нарушения установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на рынке услуг по передаче (перетоку) электрической энергии (т.1 л.д.8-15).
Заявителю выдано предписание от 04.07.2013 по делу N 06-306/2012 (т.1 л.д.15-16).
Не согласившись с принятым решением и предписанием, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения и предписания от 04.07.2013 по делу N 05-306/2012 в полном объеме, а также о признании незаконным аналитического отчета от 07.06.2013 Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г.Казань о состоянии конкурентной среды на рынке услуг по передаче (перетоку) электрической энергии ООО "Татком".
При принятии судебного акта. Суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.
В соответствии со ст.5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим.
Согласно Административного регламента ФАС по исполнению государственной функции по установлению доминирующего положения хозяйствующего субъекта, утвержденного Приказом ФАС от 25.05.2012 N 345, с целью установления доминирующего положения ООО "Татком" на локальном рынке услуг по передаче (перетоку) электрической энергии, Татарстанским УФАС России был проведен анализ состояния конкурентной среды на данном товарном рынке в соответствии с "Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке", утвержденным приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220. По результатам анализа 07 июня 2012 года составлен Аналитический отчет о состоянии конкуренции на рынке услуг по передаче (перетоку) электрической энергии (т. 1 л.д. 91-97).
Для осуществления деятельности по предоставлению услуг по передаче (перетоку) электрической энергии определяющим является факт эксплуатации объектов электросетевого хозяйства. ООО "Татком" осуществляет содержание (эксплуатацию) объектов электросетевого хозяйства, находящихся в собственности ООО "Татком" на законном основании (трансформаторная подстанция ТП-2039, адрес месторасположения: г.Казань, ул.Гоголя, д.29; трансформаторная подстанция ТП-2045, адрес месторасположения: г.Казань, ул.Маяковского, д.24а; трансформаторная подстанция ТП-2164, адрес месторасположения: г.Казань, ул.Волкова, д.59) (т. 2 л.д. 14).
Потребители услуг по передаче (перетоку) электрической энергии - собственники объектов (зданий, сооружений, помещений), имеющих технологическое присоединение энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства ООО "Татком".
Следовательно, потребители услуг по передаче (перетоку) электрической энергии (в том числе ООО "УК "Гранит Дом") имеют возможность получать данную услугу через объекты электросетевого хозяйства ООО "Татком" и не имеют этой возможности за ее пределами (или данная возможность связана со значительными издержками, экономически и технически не целесообразна).
Таким образом, географическими границами рынка услуг по передаче (перетоку) электрической энергии потребителям, имеющим технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства ООО "Татком", является территория г.Казани, охваченная электрическими сетями общества, соединяющими трансформаторную подстанцию ТП-2039, принадлежащую ООО "Татком", и электрические сети потребителей.
Как установлено судом, к трансформаторной подстанции ТП-2039 имеет технологическое присоединение энергопринимающие устройства следующих потребителей: ООО "УК "Гранит Дом" (МКЖД по адресу: 420015, г.Казань, ул.Гоголя, д.21 (ТСЖ "Свой Дом" (МКЖД по адресу: 420015, г.Казань, ул.Гоголя, д.27), ТСЖ "Жуковского-26" (МКЖД по адресу: 420015, г.Казань, ул.Жуковского, д.26) и ООО "Траст" (МКЖД по адресу: 420015, г.Казань, ул.Гоголя, Д.25А, нежилые помещения 1-этажа N N 59-64).
С учетом особенностей электрической энергии как товара, возможности его доставки до покупателей, возможно только через объекты электросетевого хозяйства, право эксплуатации которых принадлежит ООО "Татком".
Общество является единственным продавцом данной услуги, весь объем услуг, приобретаемых потребителями, на соответствующем рынке предоставляет именно он. В этой связи, появление на товарном рынке нового продавца возможно только путем передачи ему прав (владения, пользования и пр.) на объекты электросетевого хозяйства.
Учитывая, что ООО "Татком" в географических границах рассматриваемого рынка является единственным продавцом данного товара (услуги), следовательно, доля товара, приходящаяся на ООО "Татком", равна 100%.
Таким образом, ООО "Татком" занимает на рассматриваемом локальном рынке услуг по передаче (перетоку) электрической энергии долю, равную 100%.
По результатам ознакомления с материалами анализа состояния конкуренции на рынке услуг по передаче (перетоку) электрической энергии, ООО "Татком" представило возражения на вышеуказанный анализ состояния конкуренции, а также представило на обозрение схему расположения объектов электросетевого хозяйства иных хозяйствующих субъектов.
Однако, данные возражения представителя ООО "Татком" не могут являться доказательством того, что ООО "Татком" не занимает доминирующее положение в границах рассматриваемого рынка в силу следующего.
Оказание услуг по передаче (перетоку) электрической энергии - вид деятельности, осуществление которого эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей данной деятельности, а именно сложившейся схемы электроснабжения, расположения электрических сетей. То есть, при наличии сетей от объектов электросетевого хозяйства продавца до энергопринимающих устройсв потребителей отсутствует целесообразность (в том числе экономическая) строительства (прокладки) новых, параллельных сетей.
У покупателей (потребителей) услуг по передаче (перетоку) электрической энергии отсутствует целесообразность получать данные услуги с помощью иных электрических сетей, так как энергопринимающие устройства всех потребителей имеют технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства ООО "Татком", осуществление иного технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей к объектам электросетевого хозяйства других хозяйствующих субъектов связана со значительными издержками, экономически и технически не целесообразна.
Таким образом, исходя проведенного анализа рынка услуг по передаче (перетоку) электрической энергии, Управлением правомерно сделан вывод о том, что ООО "Татком" занимает доминирующее положение на локальном рынке услуг по передаче (перетоку) электрической энергии потребителям, имеющие технологическое присоединение энергопринимающих устройств к объектам электросетевого хозяйства, а именно к трансформаторной подстанции ТП-2039, принадлежащей ООО "Татком", с долей равной 100%.
В связи с чем, деятельность ООО "Татком" подпадает под регулирование Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В соответствии со статьями 3, 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", на основании части 5 статьи 5 Федерального закона "О защите конкуренции" положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии (в том числе, на рынке услуг по передаче электрической энергии), признается доминирующим.
Согласно статье 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" к сферам деятельности, осуществляемые субъектами естественной монополии, относится, в том числе деятельность по передаче электрической энергии.
Следовательно, хозяйствующий субъект, предоставляющий услуги по передаче электрической энергии, является субъектом естественной монополии.
ООО "Татком" осуществляет эксплуатацию и содержание объектов электросетевого хозяйства, а именно: трансформаторную подстанцию ТП-2039 (адрес месторасположения: г.Казань, ул.Гоголя, д.29), трансформаторную подстанцию ТП-2045 (адрес месторасположения: г.Казань, ул.Маяковского, д.24а) и трансформаторную подстанцию ТП-2164 (адрес месторасположения: г.Казань, ул.Волкова, д.59).
Таким образом, ООО "Татком", осуществляя эксплуатацию и содержание указанных объектов электросетевого хозяйства, является субъектом электроэнергетики, представляющим услуги по передаче (перетоку) электрической энергии потребителям, имеющим технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства ООО "Татком" и в силу статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" относится к субъектам естественной монополии.
ООО "Татком", являясь субъектом естественной монополии, в силу вышеуказанных норм действующего законодательства, занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии в географических границах своих сетей.
20 декабря 2006 года между ООО "Татком" и ОАО "Татэнергосбыт" заключен договор энергоснабжения N 2855 Э, согласно которому ОАО "Татэнергосбыт" осуществляет электроснабжение объектов ООО "Татком" (т. 2 л.д. 16-38).
Как было указано выше, через трансформаторную подстанцию ТП-2039 осуществляется электроснабжение многоквартирного жилого дома, находящегося по адресу: г.Казань, ул.Гоголя, д.21. Управление указанным многоквартирным жилым домом осуществляет ООО "УК "Гранит Дом", который также оказывает гражданам, проживающим в данном многоквартирном жилом доме, коммунальные услуги, в том числе услуги электроснабжения. Однако договор электроснабжения, заключенного между ОАО "Татэнергосбыт" и ООО "УК "Гранит Дом", отсутствует.
Оплата за электрическую энергию ООО "УК "Гранит Дом" осуществляется на основании счетов, выставленных ООО "Татком" (т. 2 л.д. 144).
Кроме того, для возмещения затрат по содержанию и ремонту трансформаторной подстанции ТП-2039, ООО "Татком" в период 2012 года ежемесячно требовало с ООО "УК "Гранит Дом" фиксированную плату в размере 2000,40 рублей, которая фактически является самовольно установленным тарифом за передачу электрической энергии по объектам электросетевого хозяйства ООО "Татком". Установление и требование платы на передачу электрической энергии по объектам электросетевого хозяйства ООО "Татком", подтверждаются актами выполненных работ, актами сверки взаимных расчетов, счетами на оплату, расшифровками сумм возмещения за электрическую энергию (т. 2 л.д. 141-147).
В соответствии со статьей 3 Федерального закона "Об электроэнергетике" N 35-ФЗ от 26.03.2003 (далее - Закон об электроэнергетике) услуги по передаче электрической энергии - это комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.
Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ от 06 августа 2004 года N 20-э/2, а также нормативными правовыми актами, регулирующими порядок ценообразования в сфере электроэнергетике установлено, что расходы на содержание, обслуживание и ремонт электрических сетей входят в состав регулируемого тарифа на передачу электрической энергии и являются его составной частью.
Вместе с тем, статьей 24 Закона об электроэнергетике предусмотрено, что цены (тарифы) указанные в статье 23.1 Закона об электроэнергетике устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Установление тарифа на передачу электрической энергии является исключительной компетенцией регулирующего органа государственной власти. Уполномоченным органом в сфере регулирования тарифов на электрическую энергию в Республике Татарстан является Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам.
Следовательно, установление цены (тарифа) за услуги по передаче электрической энергии по соглашению сторон или по цене установленной одной из сторон является недопустимым.
Суд учитывает, что в соответствии с ч. 4 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", хозяйствующий субъект вправе представлять в антимонопольный орган или в суд доказательства того, что положение этого хозяйствующего субъекта на товарном рынке не может быть признано доминирующим.
Однако, доказательств того, что многоквартирный жилой дом, находящийся по адресу: г.Казань, ул.Гоголя, д.21, может получать электроэнергию по иным сетям без несоразмерных расходов по сравнению с существующим положением, заявителем суду не представлено.
Данную информацию также подтвердил представитель третьего лица (ОАО "Сетевая компания").
Из содержания пункта 4 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" следует, что сетевая организация или иной владелец объектов электросетевого хозяйства, к которым в надлежащем порядке присоединены энергопринимающие устройства или объекты электроэнергетики, не вправе препятствовать передаче электрической энергии на указанные устройства или объекты и (или) от указанных устройств или объектов, в том числе заключению в отношении указанных устройств или объектов договоров купли-продажи электрической энергии, договоров энергоснабжения, договоров оказания услуг по передаче электрической энергии.
Согласно пункту 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 861 от 27.12.2004 (далее - Правила) собственники и иные законные владельцы объектов электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, не вправе препятствовать перетоку через их объекты электрической энергии для такого потребителя и требовать за это оплату. В этом случае к их отношениям по передаче электрической энергии применяются положения Правил, предусмотренные для сетевых организации. Указанные собственники и иные законные владельцы электросетевого хозяйства, через которые опосредованно присоединено к электрическим сетям сетевой организации энергопринимающее устройство потребителя, вправе оказывать услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих им объектов электросетевого хозяйства после установления для них тарифа на услуги по передаче электроэнергии.
Таким образом, организация, по объектам электросетевого хозяйства которой осуществляется переток электрической энергии, имеющая намерение компенсировать свои расходы на содержание сетей, должна в установленном порядке обратиться в уполномоченный орган с заявлением об установлении тарифа на передачу электрической энергии.
Судом установлено, что ООО "Татком" не обращалось с заявлением об установлении тарифа на передачу электрической энергии в уполномоченный орган, в связи, с чем тариф на передачу электрической энергии по объектам электросетевого хозяйства ООО "Татком" на 2012 год Государственным комитетом Республики Татарстан по тарифам не установлен.
В связи с чем, ООО "Татком" в нарушение пункта 6 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 861 от 27.12.2004, требовало плату (выставляло счета) за передачу электрической энергии в многоквартирный жилой дом, находящийся по адресу: г.Казань, ул.Гоголя, д.21, который имеет технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства (трансформаторная подстанция ТП-2039) ООО "Татком", в отсутствие установленного тарифа.
Вышеуказанные обстоятельства подтверждают наличие в действиях ООО "Татком" нарушения установленного законодательством порядка ценообразования.
Данное обстоятельство было также установлено в ходе рассмотрения дел N А65-25592/2012, N А65-25593/2012.
Учитывая вышеизложенное, суд пришел к правильному выводу о том, что действия ООО "Татком" занимающего доминирующее положение на рынке услуг по передаче (перетоку) электрической энергии, выразившиеся в нарушении установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования на данном рынке, приводят (могут привести) к ущемлению интересов потребителей, электроснабжение которых осуществляется через объекты электросетевого хозяйства ООО "Татком", что свидетельствуют о нарушении ООО "Татком" пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Вывод суда согласуется с позицией Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 07 июня 2011 года, от 06 декабря 2011 года, изложенной в постановлениях по делам N А65-19963/2010, N А65-4524/2011.
Доводы заявителя в том числе о наличии процедурных нарушений при принятии оспариваемого решения и предписания, подробно рассмотрены судом и получили надлежащую оценку на основе анализа относящихся к нему материалов и обстоятельств дела, отраженного в обжалуемом судебном акте.
Суд первой инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства в их совокупности и взаимосвязи в соответствии с требованиями статей 71, 162 АПК РФ, пришел к обоснованному выводу о том, что антимонопольным органом доказаны обстоятельства, послужившие основанием для принятия оспариваемых актов и соответствие их закону, в связи с чем, обоснованно отказал заявителю в признании их незаконными.
В отношении требований заявителя о признании незаконным аналитического отчета ответчика от 07.06.2013 о состоянии конкурентной среды на рынке услуг по передаче (перетоку) электрической энергии ООО "Татком", производство по делу правомерно прекращено судом, поскольку оснований для вывода о том, что указанным отчетом на заявителя незаконно возлагаются какие-либо обязанности либо создаются иные препятствия для осуществления предпринимательской деятельности, не имеется.
Аналитический отчет от 07.06.2013 о состоянии конкурентной среды на рынке услуг по передаче (перетоку) электрической энергии ООО "Татком" не носит властно-распорядительного характера и не является ненормативным правовым актом, поскольку не устанавливает факта нарушения антимонопольного законодательства, не содержит обязательного для исполнения предписания.
Соответственно, действия антимонопольного органа по анализу и оценки состояния конкурентной среды на рынке услуг по перетоку электрической энергии получили свое документальное оформление в виде аналитического отчета от 07.06.2013 о состоянии конкурентной среды на рынке услуг по передаче (перетоку) электрической энергии ООО "Татком", который сам по себе не влечет правовых последствий для заявителя.
Таким образом, на стадии анализа и оценки и составления аналитического отчета не устанавливается факт нарушения антимонопольного законодательства конкретным лицом и не выносится обязательное для исполнения предписание. Наличие нарушений антимонопольного законодательства устанавливается в ходе рассмотрения дела, по итогам которого антимонопольным органом принимается соответствующее решение, которое может быть обжаловано в суд, что и было реализовано заявителем в рамках настоящего дела.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, были предметом рассмотрения и надлежащей правовой оценки суда первой инстанции. Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права. Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Судебный акт по делу принят при полном и всестороннем исследовании всех обстоятельств и материалов дела и правильном применении норм материального и процессуального права.
С учетом вышеизложенного судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Руководствуясь ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 10 декабря 2013 года по делу N А65-18534/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г.Попова |
Судьи |
Е.И. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-18534/2013
Истец: ООО "Татком", г. Казань
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань
Третье лицо: ОАО "Сетевая компания", ОАО "Сетевая компания" Казанские электрические сети, Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Самара, ООО "Татком", ООО УК Гранит Дом