г. Чита |
|
14 марта 2014 г. |
Дело N А19-10722/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 марта 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 марта 2014 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Никифорюк Е.О.,
судей: Басаева Д.В., Ткаченко Э.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Жалсановым Б.Ц., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционной жалобы Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Иркутском районе Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 05 декабря 2013 г. по делу N А19-10722/2013 по заявлению Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Иркутском районе Иркутской области к ОБЩЕСТВУ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "АРМ-СТРОЙ" о взыскании 13 992 руб.,
(суд первой инстанции - Назарьева Л.В.),
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился, извещен;
от заинтересованного лица: не явился, извещен;
установил:
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Иркутском районе Иркутской области (ОГРН 1023801015424, ИНН 33808073502; адрес: 664007, Иркутская обл., Иркутск г., ул. Ямская, 35А, далее - Управление Пенсионного фонда, заявитель, пенсионный фонд) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о взыскании с ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "АРМ-СТРОЙ" (ОГРН 1053827001502, ИНН 3827018257; место нахождения: 664038, Иркутская обл., Иркутский р-н., п. Молодежный, ул. Сказочная, 6, далее - Общество, страхователь) штрафных санкций в размере 13 992 руб. за непредставление в установленные сроки сведений о застрахованных лицах за 9 месяцев 2012 года, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования в Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Иркутской области в удовлетворении заявленных требований отказано. В обосновании суд первой инстанции указал, что, представив 14.11.2012 г. в Управление Пенсионного фонда сведения о застрахованных лицах за 9 месяцев 2012 года, страхователь исполнил обязанность, установленную частью 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-Ф. Представление неполных или недостоверных сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, образует другой состав правонарушения, ответственность за совершение которого установлена абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Не согласившись с решением суда первой инстанции, пенсионный фонд обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Иркутской области от 05.12.2013 г. по делу N 19-10722/2013 отменить (изменить). Полагает, что ООО "АРМ-СТРОЙ" правомерно привлечено к ответственности, предусмотренной абз. 3 ст. 17 Федерального закона 01.04.1996 г. N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. После получения отрицательного протокола подтверждения, общество в двухнедельный срок ошибки не исправило.
О месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что подтверждается уведомлениями вручении. Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционным жалобам размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет" 30.01.2014.
Лица, участвующие в деле, представителей в судебное заседание не направили, извещены надлежащим образом, что подтверждается почтовыми уведомлениями N 672002 70 48897 2, 672002 70 48898 9.
Руководствуясь пунктами 2, 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Изучив материалы дела, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "АРМ-СТРОЙ" зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1053827001502, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ по состоянию на 10.07.2013 г. (т.1л.д. 9-14).
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, в результате проведенной Управлением Пенсионного фонда проверки установлены факты, свидетельствующие о нарушении страхователем срока представления сведений о застрахованных лицах за 9 месяцев 2012 года, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Выявленное нарушение зафиксировано в акте камеральной проверки от 10.12.2012 г. N 90 (т.1 л.д.22, далее - акт проверки).
По результатам рассмотрения данного акта начальником Управления в отсутствии представителя общества, надлежаще извещенного о месте и времени рассмотрения материалов проверки, вынесено решение от 31.01.2013 г. N 90 о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Федерального закона Российской Федерации от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования" за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, в виде штрафа в размере 10% от причитающихся за отчетный период платежей, что составило 13 992 руб. (далее - решение пенсионного фонда).
Требованием от 12.03.2013 г. N 90 (т.1 л.д.15) об уплате финансовой санкции в Пенсионный фонд РФ за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования Обществу предложено в срок до 08.04.2013 г. уплатить штрафные санкции.
Неисполнение требования явилось основанием для обращения Управления Пенсионного фонда в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о взыскании штрафных санкций в судебном порядке.
Суд первой инстанции в удовлетворении заявленных требований отказал.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, пенсионный фонд обратился в суд апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, приходит к выводу об отсутствии оснований для изменения или отмены решения суда первой инстанции по следующим мотивам.
Рассматривая дело, суд первой инстанции правильно исходил из следующих положений.
В соответствии с частью 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя (часть 4 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
На основании статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "АРМ-СТРОЙ" является страхователем по обязательному пенсионному страхованию.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные настоящим Федеральным законом.
Статьей 8.1 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" установлено, что Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно положениям части 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы).
Таким образом, сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 9 месяцев 2012 года, должны быть представлены страхователем в срок не позднее 15.11.2012 г.
Исходя из абзаца 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
При таких обстоятельствах объективную сторону состава правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", составляет нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, или представление неполных и недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета.
По конструкции элементов состав указанного правонарушения является альтернативным, то есть правонарушение считается оконченным при наличии признаков любого из альтернативно указанных действий (бездействия).
Как следует из содержания решения от 31.01.2013 г. N 90 и правильно указано судом первой инстанции, в рассматриваемом случае страхователь привлечен к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ за нарушение срока представления сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Согласно акту камеральной проверки от 10.12.2012 г. N 90 сведения за 9 месяцев 2012 года, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета при установленном сроке не позднее 15.11.2012 г. представлены каналами электронной связи с применением электронной цифровой подписи 14.11.2012 г., указанные сведения представлены с ошибками в связи с чем, в адрес страхователя 15.11.2012 г. направлен отрицательный протокол. По состоянию на 10.12.2012 г. ошибки в отчетности не устранены, таким образом, нарушен 2-х недельный срок исправления ошибок.
В связи с обнаружением в представленных документах ошибок в суммах начисленных и оплаченных страховых взносов указанные сведения не были приняты Управлением Пенсионного фонда.
Вместе с тем, судом первой инстанции правильно указано, что непринятие Управлением сведений, первоначально представленных страхователем в установленный Федеральным законом от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", не может являться основанием для привлечения Общества к ответственности за несвоевременное представление сведений, необходимых для осуществления учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Федеральным законом от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" на страхователя возложена обязанность своевременно представлять сведения индивидуального (персонифицированного) учета.
Однако данный закон не предусматривает право органа Пенсионного фонда отказать в принятии указанных сведений, а равно не устанавливает ответственность страхователя за представление сведений, в которых имеются недочеты, ошибки, опечатки, которые не являются недостоверными сведениями.
Согласно пункту 34 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 14.12.2009 г. N 987н, в случае обнаружения ошибок в представленных в территориальный орган фонда формах документов индивидуального (персонифицированного) учета страхователь в двухнедельный срок со дня обнаружения ошибок представляет исправленные формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в территориальный орган фонда и выдает застрахованному лицу копию уточненных индивидуальных сведений.
Пунктом 41 названной Инструкции предусмотрено, что при обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальный орган фонда направляет страхователю уведомление об устранении имеющихся расхождений. Страхователь в двухнедельный срок после получения уведомления территориального органа фонда об устранении имеющихся расхождений представляет в территориальный орган фонда уточненные данные.
Если страхователь в установленный срок не устранил имеющиеся расхождения, территориальный орган фонда принимает решение о корректировке индивидуальных сведений и уточнении лицевых счетов застрахованных лиц и не позднее 7 дней со дня принятия такого решения сообщает об этом страхователю и застрахованным лицам.
Таким образом, при предоставлении сведений персонифицированного учета, содержащих недочеты, ошибки, которые не могут быть расценены как недостоверные сведения, орган пенсионного фонда может с соблюдением указанной процедуры принять решение о корректировке этих сведений.
Суд первой инстанции правильно указал, что тот факт, что сведения, представленные Обществом, содержали ошибки, не свидетельствует о несвоевременности их представления. Таким образом, представив 14.11.2012 г. в Управление Пенсионного фонда сведения о застрахованных лицах за 9 месяцев 2012 года, страхователь исполнил обязанность, установленную частью 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ (т.1 л.д.24).
Представление неполных или недостоверных сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, образует другой состав правонарушения, ответственность за совершение которого установлена абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Кроме того, абзац 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" не предусматривает ответственности за нарушение двухнедельного срока представления скорректированных данных о застрахованных лицах.
При этом, исходя из содержания решения от 31.01.2012 г. N 90, совершение правонарушения, выразившегося в представлении неполных или недостоверных сведений, а равно нарушение двухнедельного срока представления скорректированных данных, страхователю не вменялось, к ответственности за такие нарушения Общество не привлекалось.
При таких обстоятельствах, учитывая, что первоначальные сведения были представлены страхователем в установленный законом срок, фактов наличия в данной отчетности недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, заявителем не установлено, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что у Управления Пенсионного фонда отсутствовали правовые основания для привлечения Учреждения к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и назначения страхователю санкции в виде штрафа. Основания для взыскания с ОБЩЕСТВА С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "АРМ-СТРОЙ" финансовых санкций в размере 13 922 руб. отсутствуют.
Доводы апелляционной жалобы о том, что обществом была нарушена установленная форма отчета, поэтому представленный отчет отчетом не является, отклоняются, поскольку данные выводы не указаны в решении, на основании которого заявлены требования, как основания привлечения к ответственности. В приобщении к материалам дела документов в обоснование данного довода было отказано за отсутствием уважительных причин их непредставления суду первой инстанции.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но не могут быть учтены как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 05 декабря 2013 года по делу N А19-10722/2013 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Е.О.Никифорюк |
Судьи |
Э.В.Ткаченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-10722/2013
Истец: Управление пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Иркутском районе Иркутской области
Ответчик: ООО "АРМ-СТРОЙ"