г. Москва |
|
14 марта 2014 г. |
Дело N А41-24377/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 марта 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 14 марта 2014 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Александрова Д.Д.,
судей Ивановой Л.Н., Черниковой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Маркиной А.П.,
при участии в заседании: лиц согласно протоколу от 06 марта 2014 года,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского округа Железнодорожный Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 16 декабря 2013 года по делу N А41-24377/13, принятое судьей В.А. Капыловым, по иску Администрации городского округа Железнодорожный Московской области к ООО "СМУ-7" об обязании исполнить инвестиционный контракт, третьи лица: ОАО "Управление единого заказчика", Министерство строительного комплекса Московской области,
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского округа Железнодорожный Московской области (ИНН 5012006711, ОГРН 1025001548153, зарегистрировано 19.02.1999 г., 143980 Московская область, г. Железнодорожный, ул. Пролетарская, 27, далее - истец) обратилась в Арбитражный суд Московской области с иском к ООО "СМУ-7" (ИНН 5012017939, ОГРН 1025001546646, зарегистрировано 30.08.2002 г., 143987 Московская область, г. Железнодорожный, ул. Советская, 38, далее - ответчик) с требованиями об обязании исполнить инвестиционный контракт N 184/50-03 от 24.10.2003 г., а именно подписать: акт о частичной реализации соглашения от 20.06.2007 г. о выполнении работ по техническим условиях инвестиционного контракта N 184/50-03 от 24.10.2003 г.; акт сверки взаиморасчетов по инвестиционному контракту от 24.10.2003 г., зарегистрированному в Минмособлстрое 24.10.2003 г. за N 184/50-03; дополнительное соглашение N 2 к инвестиционному контракту от 24.10.2003 г. на строительство объекта недвижимости жилищного назначения на территории г. Железнодорожного Московской области, зарегистрированному в Минмособлстрое 24.10.2003 г. за N 184/50-03 с приложением; акт о реализации инвестиционного контракта от 24.10.2003 г. на строительство объекта недвижимости жилищного назначения на территории г. Железнодорожного Московской области, зарегистрированному в Минмособлстрое 24.10.2003 г. за N 184/50-03; акт приема-передачи квартир, а также осуществить фактическую передачу помещений посредство выдачи ключей.
Отказ администрации от требований в части подписания акта о частичной реализации соглашения от 20.06.2007 г., акта сверки взаимных расчетов по контракту, а также акта о реализации инвестиционного контракта не противоречит закону и не нарушает прав третьих лиц, правомерно принят судом первой инстанции, а производство по делу в данной части прекращено в соответствии с п. 4 ч. 1 ст.150 АПК РФ.
Решением от 16 декабря 2013 года Арбитражного суда Московской области в удовлетворении требований об обязании ООО "СМУ-7" подписать дополнительное соглашение N 2 к инвестиционному контракту от 24.10.2003 г. на строительство объекта недвижимости жилищного назначения на территории г. Железнодорожного Московской области, зарегистрированному в Минмособлстрое 24.10.2003 г. за N184/50-03 отказано, взыскано с ООО "СМУ-7" в пользу Администрации городского округа Железнодорожный Московской области денежная сумма в размере 6490062 руб. 97 коп., в остальной части требований о взыскании стоимости квартир отказано, в части требований об обязании ООО "СМУ - 7" подписать акт о частичной реализации соглашения от 20.06.2007 г. о выполнении работ по техническим условиям в рамках инвестиционного контракта N 184/50-03 от 24.10.2003 г.; акт сверки взаимных расчетов по инвестиционному контракту от 24.10.2003 г., зарегистрированному в Минмособлстрое 24.10.2003 г. за N 184/50- 03; акта о реализации инвестиционного контракта от 24.10.2003 г. на строительство объекта недвижимости жилищного назначения на территории г. Железнодорожного Московской области, зарегистрированного в Минмособлстрое 24.10.2003 г. за N 184/50-03 производство по делу прекращено.
Не согласившись с решением суда, истец подал апелляционную жалобу, в которой просил решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым требование Администрации городского округа Железнодорожный Московской области о взыскании с ООО "СМУ-7" стоимости квартир в соответствии с проведенной оценкой удовлетворить в размере 48131820 рублей.
По мнению истца, с момента ввода дома в эксплуатацию Администрация неоднократно обращалась в адрес ответчика по вопросу неисполнения им в срок отдельных пунктов контракта, что подтверждается материалами дела.
Конкретный перечень квартир, являющихся имущественной долей Администрации, указан в акте приема-передачи квартир от 12.09.2012 г.
Как следует из письма ООО "СМУ-7" N 250 от 15.08.2013 квартиры, которые ранее были предназначены администрации по инвестиционному контракту, ООО "СМУ-7" передало в собственность граждан, инвестировавших свои средства в строительство указанного дома, с последующей государственной регистрацией гражданами.
Не поставив в известность администрацию, ООО "СМУ-7" заключило с гражданами договоры инвестирования жилья с обязательством передачи квартир, которые ранее были предназначены администрации во исполнение инвестиционного контракта. Тем самым передача спорных квартир была совершена с нарушением законных прав администрации, вытекающих из инвестиционного контракта.
По условиям контракта предусматривалась обязанность администрации передать под застройку земельные участки для строительства дома, а инвестор, согласно п. 3.1. должен был выделить долю в общей площади возведенного дома - администрации, которая свои обязательства выполнила, тогда как инвестор неправомерно отказался от исполнения своих обязательств и распорядился квартирами, подлежащими передаче Администрации, согласно инвестиционному контракту и протоколу распределения квартир.
В связи с неисполнением ответчиком своих обязательств по контракту, администрация лишилась возможности зарегистрировать в муниципальную собственность квартиры, входящие в долю администрации, и распоряжаться ими по своему усмотрению.
Принимая во внимание невозможность передачи администрации квартир, указанных в акте приема-передачи квартир от 12.09.2012 г., право собственности на которые зарегистрировано за физическими лицами, можно сделать вывод о наличии оснований для выплаты администрации убытков в виде денежного эквивалента подлежащих передаче по условиям инвестиционного контракта квартир.
Судом первой инстанции денежный эквивалент определен исходя из величины стоимости строительства 1 кв. метра, представленным ответчиком; с ответчика взыскана сумма в размере 6490062 рублей 97 копеек в пользу администрации.
Однако данный вывод суда на законе не основан.
Вместо требования передать ему вещь, являющемуся предметом обязательства, кредитор вправе потребовать возмещения убытков.
При изложенных обстоятельствах должны приниматься во внимание цены, существующие в день вынесения решения.
Расчет убытков администрации произведен исходя из оценки рыночной стоимости 1 кв. метра по состоянию на сентябрь 2013 года. Именно данный расчет подлежит применению в рассматриваемом случае.
Нарушение пп. 2, 3 ч. 4 ст. 170 АПК РФ, суд первой инстанции необоснованно, без указания мотивов к принятию, отсутствию ссылок на нормы права, пришел к выводу о наличии основания для взыскания с ответчика 6490062 рублей 97 копеек, исходя из величины стоимости строительства 1 кв. метра.
Однако эти существенные обстоятельства не получили надлежащую оценку суда.
Представитель ОАО "Управление единого заказчика", Министерства строительного комплекса Московской области в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, о дате и месте рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом.
Представитель истца доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым требование администрации городского округа Железнодорожный Московской области о взыскании с ООО "СМУ-7" стоимости квартир в соответствии с проведенной оценкой удовлетворить в размере 48131820 рублей.
Представитель ответчика возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Рассмотрев повторно дело в порядке ст. 268 АПК РФ, выслушав представителей истца и ответчика, оценив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта.
Выводы суда первой инстанции о наличии оснований для отказа в удовлетворении требований об обязании ООО "СМУ-7" подписать дополнительное соглашение N 2 к инвестиционному контракту от 24.10.2003 г. на строительство объекта недвижимости жилищного назначения на территории г. Железнодорожного Московской области, зарегистрированному в Минмособлстрое 24.10.2003 г. за N184/50-03, о наличии оснований для взыскания с ООО "СМУ-7" в пользу Администрации городского округа Железнодорожный Московской области денежной суммы в размере 6490062 руб. 97 коп., является правильным в удовлетворении требований остальной части о взыскании стоимости квартир правомерно отказано, а также в части требований об обязании ООО "СМУ - 7" подписать акт о частичной реализации соглашения от 20.06.2007 г. о выполнении работ по техническим условиям в рамках инвестиционного контракта N 184/50-03 от 24.10.2003 г.; акт сверки взаимных расчетов по инвестиционному контракту от 24.10.2003 г., зарегистрированному в Минмособлстрое 24.10.2003 г. за N 184/50- 03; акта о реализации инвестиционного контракта от 24.10.2003 г. на строительство объекта недвижимости жилищного назначения на территории г. Железнодорожного Московской области, зарегистрированного в Минмособлстрое 24.10.2003 г. за N 184/50-03 являются правильными.
Суд установил, что между Министерством строительного комплекса Московской области (Министерство), Администрацией г. Железнодорожный (Администрация) и ООО "СМУ-7" (Инвестор) был заключен инвестиционный контракт на строительство объекта недвижимости жилищного назначения на территории г. Железнодорожный Московской области от 24.10.2003 г., контракт зарегистрирован в Минмособлстрое за N 184/50-03.
В соответствии с п. 2.1 контракта, его предметом является реализация инвестиционного проекта строительства 10-этажного жилого дома, общей площадью 10238,25 кв. м., расположенного на земельном участке по адресу: Московская область, г. Железнодорожный, ул. Московская. Общая площадь жилого дома уточняется после утверждения проектной документации.
Согласно п. 2.2 контракта, ориентировочный объем инвестиций составляет 93397920 руб. Общая площадь квартир составляет 7840 кв. м.
Согласно п. 2.5 контракта, исполнение части технических функций заказчика поручается МУП "УЕЗ".
Имущественные права сторон по итогам реализации инвестиционного контракта определены п. 3.1, согласно которому: администрации предоставляется - 20% общей площади квартир с учетом технических условий, что составляет 18679580 руб., 0% общей нежилой площади; инвестору - 79% общей площади квартир, 100% общей нежилой площади; МУП "УЕЗ" - 1% общей площади квартир.
При этом п. 3.2 контракта предусмотрено, что по завершении строительства раздел недвижимого имущества уточняется по экспликациям и техническим паспортам. Окончательный раздел имущества оформляется актом о техническом распределении квартир.
Согласно п. 4.3.2 контракта, по окончанию выполнения взаимных обязательств сторонами составляется акт фактического распределения квартир.
Одной из обязанностей инвестора в силу п. 5.2.3 инвестиционного контракта является выполнение технических условий, направленных на расширение городских инженерных сетей и сооружений за счет уменьшения доли квартир, передаваемых Администрации безвозмездно.
Между сторонами 16.02.2007 г. согласовано предварительное распределение квартир между участниками инвестиционного строительства, оформленное соответствующим протоколом.
Подписав дополнительное соглашение N 1 от 28.04.2007 г. к инвестиционному контракту, сторонами уточнен предмет контракта (пункт 2.1), и объем инвестиций в размере 219000000 руб., общая площадь квартир составляет 9273,06 кв. м.
Указанным соглашением также определено соотношение раздела имущества по итогам реализации контракта: администрации - 20% общей площади квартир с учетом технических условий, что ориентировочно составляет 43800000 руб., 0% общей нежилой площади; инвестору - 80% общей площади квартир, что ориентировочно составляет 175200000 руб. (в том числе 1% общей стоимости квартир для ОАО "УЕЗ"), 100% общей нежилой площади.
Подписав соглашение от 20.06.2007 г. (том 1, л. д. 27) о выполнении работ по техническим условиям в рамках инвестиционного контракта, инвестор принял на себя обязательство по выполнению работ по техническим условиям в рамках реализации рассматриваемого инвестиционного контракта. Администрация в свою очередь приняла на себя обязательство по возмещению подтвержденных затрат, выполненных до 10.07.2007 г., путем уменьшения причитающейся доли при реализации инвестиционного контракта посредством передачи инвестору права на 1192,26 кв. м. площади в соответствии с утвержденным перечнем квартир.
Администрацией было признано выполнение со стороны инвестора работ по техническим условиям частично, на сумму 19824710 руб. 64 коп. Акт о частичной реализации указанного соглашения от 12.09.2012 г. со стороны инвестора подписан не был (том 1, л. д. 36).
Согласно представленным ответчиком документам, ООО "СМУ-7" были выполнены и оплачены работы по техническим условиям на сумму 24197275 руб. 84 коп. (том 2, л. д. 55-131).
В соответствии с соглашением от 09.07.2007 г. (том 1, л. д. 29), при выполнении инвестором обязательств по реконструкции лифтового хозяйства жилищного фонда муниципального образования, либо передаче в пользу ЗАО "Рослифт" права требования на квартиры общей площадью 298,48 кв. м. стоимостью 9014096 руб., администрация уменьшает свою имущественную долю по итогам реализации контракта на 298,48 кв. м. стоимость 9014096 руб.
Подписав акт от 02.11.2007 г. (том 1, л. д. 32), стороны подтвердили факт исполнения указанного соглашения. Между сторонами подписано соответствующее изменение от 26.11.2007 г. к инвестиционному контракту об увеличении имущественной доли инвестора на 298,48 кв. м. общей площади квартир (том 1, л. д. 33).
Согласно расчету Администрации, с учетом заключенных дополнительных соглашений к инвестиционному контракту, и частичного признания со стороны администрации реализации соглашения от 20.06.2007 г., остаток имущественной доли администрации по итогам реализации контракта составляет 7,8%, общая площадь которых составляет 722,7 кв. м., а именно квартиры N 58, 84, 85, 87, 88, 89, 92, 93, 112, 143, 150, 155, 156, 163, 164 (15 квартир).
Расчет произведен исходя из условий, изложенных в протоколе предварительного распределения квартир от 13.05.2008 г. к инвестиционному контракту (33 квартиры), за вычетом: уменьшения доли администрации по соглашению от 09.07.2007 г. (5 квартир), уменьшения доли администрации вследствие признания права ОАО "ДУКС" на получение квартир вступившим в законную силу определение Железнодорожного городского суда от 12.04.2007 г. (5 квартир), уменьшения доли Администрации вследствие частичной реализации инвестором соглашения от 20.06.2007 г. (8 квартир).
Письмом от 18.09.2012 г. администрацией в адрес инвестора ООО "СМУ-7" были направлены для подписания акт о частичной реализации соглашения от 20.06.2007 г., акт сверки расчетов, дополнительное соглашение N 2 к контракту, акт реализации инвестиционного контракта и акт приема-передачи квартир (том 1, л. д. 36-49, 116).
Факт реализации квартир иным лицам ответчиком не оспаривается, и подтверждается представленными выписками из ЕГРП (том 2, л. д. 39-53).
Процентное соотношение раздела имущества по результатам реализации инвестиционного контракта определено его п. 3.1 (в редакции дополнительного соглашения N 1 от 28.04.2007 г.), и доля администрации составляет 20% общей площади квартир или 43800000 руб., что соответствует требованиям ФЗ от 25.02.1999 г. N 39-ФЗ.
Администрация ссылается на отчет об оценке рыночной стоимости 1 кв. м. общей площади квартиры, составленный оценщиком ООО "Консалтинг-К" по состоянию на 01.09.2013 г.
В соответствии с техническим паспортом на многоквартирный жилой дом (инв. N 037:015-6874), площадь жилых помещений составляет 9227,8 кв. м. (том 1, л. д. 57-59).
Объект введен в эксплуатацию на основании разрешения N RU 50328000-20, выданного администрацией 28.04.2011 г. (том 1, л. д. 111-112).
Согласно произведенному ответчиком исходя из величины стоимости строительства 1 кв. м. расчету (том 3, л. д. 108), стоимость доли администрации в общей площади помещений, составившей 1019,56 кв. м., составляет 30687338 руб. 81 коп.
Так как условиями инвестиционного контракта предусмотрено уменьшение доли администрации при условии выполнения инвестором технических условий на величину подтвержденных расходов, стоимость квартир составляет 6490062 руб. 97 коп.
Применение при расчете стоимости квартир рыночной стоимости 1 кв. м. жилья по состоянию на сентябрь 2013 г. неправомерно, поскольку дом сдан в эксплуатацию в апреле 2011 г., а соответствующий отчет на данную дату отсутствует.
Поскольку в ходе рассмотрения дела установлена невозможность обязания ответчика передать истцу квартиры путем подписания актов приема-передачи и передачи ключей, с ответчика подлежит взысканию стоимость имущественной доли администрации в размере 6490062 руб. 97 коп.
Требование об обязании ООО "СМУ-7" подписать дополнительное соглашение N 2 от 12.09.2012 г. к инвестиционному контракту в представленной в дело редакции не подлежит удовлетворению с учетом ввода объекта в эксплуатацию, регистрации прав на спорное имущество и отсутствия оснований, указывающих на возможность восстановления нарушенного права администрации указанным способом.
Довод апелляционной жалобы о том, что расчет убытков администрации произведенный исходя из оценки рыночной стоимости 1 кв. метра по состоянию на сентябрь 2013 г. и подлежал применению, является необоснованным, получил надлежащую оценку суда.
Доводы апелляционной жалобы при рассмотрении дела были проверены и учтены судом апелляционной инстанции, не могут являться основанием для отмены судебного акта, так как не влияют на обоснованность и законность решения, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Оценив доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии оснований для отказа в удовлетворении требований об обязании ООО "СМУ-7" подписать дополнительное соглашение N 2 к инвестиционному контракту от 24.10.2003 г. на строительство объекта недвижимости жилищного назначения на территории г. Железнодорожного Московской области, зарегистрированному в Минмособлстрое 24.10.2003 г. за N184/50-03, о наличии оснований для взыскания с ООО "СМУ-7" в пользу администрации городского округа Железнодорожный Московской области денежной суммы в размере 6490062 руб. 97 коп., в удовлетворении требований остальной части о взыскании стоимости квартир правомерно отказано, а также в части требований об обязании ООО "СМУ - 7" подписать акт о частичной реализации соглашения от 20.06.2007 г. о выполнении работ по техническим условиям в рамках инвестиционного контракта N 184/50-03 от 24.10.2003 г.; акт сверки взаимных расчетов по инвестиционному контракту от 24.10.2003 г., зарегистрированному в Минмособлстрое 24.10.2003 г. за N 184/50- 03; акта о реализации инвестиционного контракта от 24.10.2003 г. на строительство объекта недвижимости жилищного назначения на территории г. Железнодорожного Московской области, зарегистрированного в Минмособлстрое 24.10.2003 г. за N 184/50-03 производство по делу правомерно прекращено.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение от 16 декабря 2013 г. Арбитражного суда Московской области по делу N А41-24377/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий |
Д.Д. Александров |
Судьи |
Л.Н. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-24377/2013
Истец: Администрация городского округа Железнодорожный Московской области
Ответчик: ООО "СМУ-7"
Третье лицо: ЗАО "Рослифт", Министерство строительного комплекса Московской области, ОАО "УЕЗ"