г. Самара |
|
13 марта 2014 г. |
А65-21156/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 марта 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Захаровой Е.И., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Беловой А.А.,
с участием:
от ООО "ТТК техно" - представителей Вазисова В.И. (доверенность от 10.02.2014 г.), Созинова А.С. (доверенность от 15.01.2014 г.),
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан - представитель не явился, извещено,
от Лукишина Дмитрия Алексеевича - представителя Габдуллина Л.Ф. (доверенность от 28.10.2013 г.),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ТТК техно"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 23 декабря 2013 года по делу N А65-21156/2013 (судья Мусин Ю.С.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ТТК техно" (ИНН 0814099817, ОГРН 1021606952839), г. Киров,
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан, Республика Татарстан, г. Казань,
к Лукишину Дмитрию Алексеевичу, Республика Татарстан, г. Казань,
о признании незаконными действий, об обязании,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ТТК техно" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан (далее - инспекция, регистрирующий орган), Лукишину Дмитрию Алексеевичу о признании незаконными действия Лукишина Д.А. по ликвидации ООО "Перспектива" и признании ликвидации недействительной, обязании МРИ ФСН N 18 по РТ аннулировать в реестре запись о ликвидации ООО "Перспектива" и восстановить запись о государственной регистрации ООО "Перспектива".
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 23.12.2013 в удовлетворении заявленных требований отказано (т. 3 л.д. 84-89).
Общество обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права, просит решение от 23.12.2013 отменить, принять новый судебный акт (т. 3 л.д. 93-95).
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 18 по Республике Татарстан представила отзыв на апелляционную жалобу, в котором изложены обстоятельства по ликвидации ООО "Перспектива" и указано, что на момент вынесения решения о государственной регистрации в связи с ликвидацией, у Инспекции отсутствовала информация об имеющихся у ООО "Перспектива" кредиторах либо о не погашенной кредиторской задолженности.
Представитель инспекции в судебное заседание не явился, Инспекция извещена надлежащим образом.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие представителя указанного лица, участвующего в деле, которое было надлежаще извещено о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель общества поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям.
Представитель Лукишина Д.А. отклонил апелляционную жалобу.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, выслушав явившихся представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Кировской области от 22.12.2010 по делу N А28-17770/2009 - 502/10 общество с ограниченной ответственностью "ТТК техно", расположенное по адресу: РФ, г.Волгорад, ул. Канунникова, 11 - 403, признано несостоятельным (банкротом), в отношении которого открыто конкурсное производство, в котором конкурсным управляющим утвержден Шубин Сергей Викторович.
28.12.2009 между ООО "ТТК техно" и ООО "Перспектива" был заключен договор купли-продажи объекта незавершенного строительства - здания предприятия автосервиса площадью 1983,9 кв. м с кадастровым номером 43:40:000633:0026:14310/09/Г,П,Г2 и земельного участка общей площадью 3 517 + 21 кв. м с кадастровым номером 43:40:000633:0026.
Посчитав договор купли-продажи подозрительной сделкой, конкурсный управляющий ООО "ТТК техно", в рамках дела о банкротстве, обратился в Арбитражный суд Кировской области с иском о признании договора купли-продажи недействительным.
Определением Арбитражного суда Кировской области от 21.11.2011 производство по делу N А28-17770/2009 - 502/10-115 о признании недействительным договора и применении последствий недействительности сделки прекращено, в связи с ликвидацией ответчика по делу - ООО "Перспектива" (в ходе рассмотрения дела).
29 сентября 2011 года МРИ ФНС N 18 по РТ в ЕГРЮЛ внесены сведения о прекращении деятельности ООО "Перспектива" в связи с ликвидацией по решению учредителей (государственный регистрационный номер записи 2111690801100).
Заявитель не был уведомлен в письменной форме о ликвидации ООО "Перспектива", в связи с чем, считает, что его права как кредитора общества нарушены, его требования не были включены в промежуточный баланс.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в суд.
Порядок ликвидации юридических лиц установлен статьями 61 - 64 Гражданского кодекса.
Федеральный закон N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" регулирует отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей.
Согласно пункта 1 статьи 62 ГК РФ, учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию.
В соответствии со статьей 20 Закона N 129-ФЗ, учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица обязаны уведомить в письменной форме об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица. Регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или внесение в единый государственный реестр юридических лиц записей в связи с реорганизацией юридических лиц, участником которой является юридическое лицо, находящееся в процессе ликвидации. Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 63 ГК РФ ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица (в журнале "Вестник государственной регистрации"), публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.
Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
Согласно статье 63 ГК РФ кредиторы в течение двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации юридического лица вправе предъявить свои требования.
На основании пункта 2 статьи 63 ГК РФ, по истечении этого срока ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечень предъявленных кредиторами требований, результаты их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о ликвидации юридического лица.
Далее в регистрирующий орган, учредителями (участниками), в соответствии с пунктом 3 статьи 20 Закона N 129-ФЗ, представляется уведомление по форме Р15003 с приложением промежуточного ликвидационного баланса, утвержденного учредителями (участниками) юридического лица.
Согласно положениям статьи 64 ГК РФ, в случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица.
Установленный срок для принятия требований кредиторов не является пресекательным. Требования кредиторов могут быть заявлены и после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, вплоть до завершения ликвидации юридического лица.
Пунктом 4 статьи 63 ГК РФ, установлено, что выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.
Согласно пункту 5 статьи 63 ГК РФ после завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.
В соответствии с пунктом 8 статьи 63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.
Пунктом 3 статьи 22 Закона N 129-ФЗ установлено, документы, предусмотренные статьей 21 Закона N129-ФЗ для ликвидации юридического лица, представляются в регистрирующий орган после завершения процесса ликвидации юридического лица.
Согласно пункту 1 статьи 21 Закона N 129-ФЗ, для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы: 1) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме Р16001, при этом подлинность подписи заявителя (в данном случае заявителем выступает ликвидатор (председатель ликвидационного комиссии)) должна быть нотариально засвидетельствована.
В заявлении, в разделе 6, заявитель своей подписью подтверждает, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях; 2) ликвидационный баланс, согласно пункту 5 статьи 63 ГК РФ, утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица; 3) документ об уплате государственной пошлины; 4) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений".
Указанный документ представляется по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица, соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что единственным участником ООО "Перспектива" принято решение от 04.07.2011 N 11 о ликвидации ООО "Перспектива" и назначении ликвидатора. 05 июля 2011 года в Межрайонную ИФНС России N 18 по Республике Татарстан ООО "Перспектива" были представлены следующие документы, связанные с ликвидацией ООО "Перспектива": уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица по форме Р15001 от 05.07.2011 г. вх. N 25350А; решение N11 единственного участника ООО "Перспектива" о ликвидации ООО "Перспектива" от 04.07.2011; уведомление о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора (конкурсного управляющего) по форме Р15002 от 05.07.2011 вх. N 25351А; решение N11 единственного участника ООО "Перспектива" о назначении ликвидатора от 04.07.2011.
Межрайонной инспекцией ФНС N 18 по Республике Татарстан, при отсутствии оснований, предусмотренных п.1 ст. 23 Закона N 129-ФЗ были вынесены решения о государственной регистрации, на основании которых в ЕРЮЛ 12.07.2011 внесены соответствующие записи за ГРН - 2111690560837, 2111690560870.
22 сентября 2011 года в Межрайонную ИФНС России N 18 по Республике Татарстан были представлены от ООО "Перспектива": уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица по форме Р15003 от 22.09.2011 вх. N 35459А; промежуточный ликвидационный баланс на 21.09.2011; заявление о государственной регистрации юридического лица, в связи с его ликвидацией по форме Р16001 от 22.09.2011 вхN 35460А; ликвидационный баланс на 21.09.2011; документ об оплате государственной пошлины; справку N 675 от 21.09.2011, выданная ГУ УПФ РФ в Вахитовском районе г. Казани; решение N14 единственного участника ООО "Перспектива" от 21.09.2011.
При отсутствии оснований, предусмотренных п.1 ст.23 Закона N 129-ФЗ Межрайонной ФНС N 18 по Республике Татарстан были вынесены решения о государственной регистрации, на основании которых в ЕРЮЛ 29.09.2011 внесены соответствующие записи за ГРН -2111690801099, 2111690801100.
Кроме этого, ликвидатор ООО "Перспектива" опубликовал о принятом решении о ликвидации ООО "Перспектива" в журнале "Вестник государственной регистрации" 04 июля 2011 года (N 28 (335) от 20.07.2011).
Из материалов дела также следует, что у Межрайонной ФНС N 18 по Республике Татарстан отсутствовала информация об имеющихся у ООО "Перспектива" кредиторах, а также о не погашенной кредиторской задолженности, на момент регистрации ликвидации (29.09.2011), когда была внесена запись о ликвидации юридического лица за ГРН 2111690801100 в ЕГРЮЛ.
Заявитель не представил суду надлежащих доказательств того, что на момент принятия решения о ликвидации ООО "Перспектива" заявитель являлся кредитором указанной организации. Само по себе наличие в производстве арбитражного суда спора по оспариванию сделки, по которому стороны исполнили свои обязательства, не свидетельствует о наличии кредиторской задолженности ООО "Перспектива" перед заявителем. Таким образом, заявитель не доказал, что у ликвидатора общества была обязанность по письменному уведомлению заявителя о ликвидации общества.
Заявителем также не представлено надлежащих доказательств того, что ликвидационный баланс ООО "Перспектива" содержал недостоверные сведения.
Из материалов дела следует, что при регистрации прекращения деятельности ООО "Перспектива" в связи с ликвидацией по решению учредителей регистрирующему органу был предоставлен полный пакет документов. Оснований для отказа в регистрации прекращения деятельности ООО "Перспектива" и внесения соответствующей записи не имелось.
Суду не представлено неопровержимых доказательств недостоверности сведений в документах предоставленных для государственной регистрации ликвидации ООО "Перспектива", а также незаконности действий ликвидатора общества.
С учетом изложенного, судом сделан обоснованный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Довод апелляционной жалобы Общества о наличии оснований для отмены обжалуемого решения в связи с неправильным применением судом норм процессуального права, подлежит отклонению судом апелляционной инстанции, поскольку в силу норм ч.3 ст.270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для изменения или отмены решения арбитражного суда первой инстанции, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильного решения, что в настоящем деле не имеет место быть.
Сведений о нарушении порядка проведения процедуры ликвидации юридического лица, предусмотренного законом, материалы дела не содержат, в связи с чем, суд первой инстанции обоснованно указал на отсутствие оснований для удовлетворения требований ООО "ТТК техно" о признании незаконными действий Лукишина Д.А. по ликвидации ООО "Перспектива" и признании ликвидации недействительной, об обязании МРИ ФСН N 18 по РТ аннулировать в реестре запись о ликвидации ООО "Перспектива" и восстановить запись о государственной регистрации ООО "Перспектива".
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе Общества, являются несостоятельными, не основанными на вышеуказанных нормах права и обстоятельствах настоящего дела и во внимание судом апелляционной инстанции не принимаются.
Руководствуясь ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 23 декабря 2013 года по делу N А65-21156/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "ТТК техно" из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 15 января 2014 года N 1 государственную пошлину в размере 1000 (Одна тысяча) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г.Попова |
Судьи |
Е.И. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-21156/2013
Истец: ООО "ТТК техно", г. Киров
Ответчик: Лукишин Дмитрий Алексеевич, г. Казань, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N18 по Республике Татарстан, г. Казань
Третье лицо: Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г. Самара