г. Владивосток |
|
14 марта 2014 г. |
Дело N А51-30101/2013 |
Резолютивная часть постановления оглашена 06 марта 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 марта 2014 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи Т.А. Солохиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Д.А. Шабановой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Приморскому краю"
апелляционное производство N 05АП-7/2014
на решение от 05.12.2013
судьи В.В. Саломая
по делу N А51-30101/2013 Арбитражного суда Приморского края,
принятое в порядке упрощённого производства,
по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации по Ханкайскому району Приморского края (ИНН 2530006548, ОГРН 1022501180195, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 02.11.2002)
к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Приморскому краю" (ИНН 2536042398, ОГРН 1022501285993, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 02.11.2002)
о взыскании финансовых санкций в размере 25 244 руб. 64 коп.,
при участии:
от Государственного учреждения - Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации по Ханкайскому району Приморского края: не явились;
от Федерального государственного бюджетного учреждения "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Приморскому краю": не явились.
УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации по Ханкайскому району Приморского края обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о взыскании с Федерального государственного бюджетного учреждения "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Приморскому краю" финансовых санкций в размере 25 244 руб. 64 коп., в том числе 21 415 руб. 04 коп. за предоставление недостоверных сведений необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, 3 829 руб. 60 коп. за неполную уплату страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов.
В соответствии с правилами главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и с учетом разъяснений Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенных в Постановлении от 08.10.2012 N 62 "О некоторых вопросах рассмотрения арбитражными судами дел в порядке упрощенного производства", дело рассмотрено в порядке упрощенного судопроизводства.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 05.12.2013 заявленные требования удовлетворены. Взыскано с федерального государственного бюджетного учреждения "Управления мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Приморскому краю" в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации 25 244 (двадцать пять тысяч двести сорок четыре) рубля 64 копейки, в том числе сумму финансовой санкции за предоставление недостоверных сведений необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного страхования в размере 21 415 (двадцать одна тысяча четыреста пятнадцать) рублей 04 копейки и за неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов в размере 3 829 (три тысячи восемьсот двадцать девять) рублей 60 копеек. Взыскано с федерального государственного бюджетного учреждения "Управления мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Приморскому краю" в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2 000 (две тысячи) рублей.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, заявитель обратился в Пятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение от 05.12.2013 года отменить, отказать в удовлетворении требований заявителя, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
В обоснование своих доводов заявитель апелляционной жалобы указал, что привлечение к ответственности было произведено с грубым нарушением действующего законодательства. Ответственность за непредставление в двухнедельный срок уточненных сведений законодательством не предусмотрена.
Учреждение просит учесть смягчающие вину обстоятельства и уменьшить сумму штрафа.
Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации по Ханкайскому району Приморского края в представленном в материалы дела письменном отзыве на доводы апелляционной жалобы возразило, решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, не подлежащем отмене.
Стороны в судебное заседание явку представителей не обеспечили, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Суд апелляционной инстанции в соответствии с частью 3 статьи 156, статьёй 266 АПК РФ рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей лиц, участвующих в дела, по имеющимся в материалах дела документам.
Судом апелляционной инстанции из материалов дела установлено следующее.
В период с 25.02.2013 по 22.03.2013 Пенсионным фондом проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, проверка документов в соответствии с ФЗ от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", связанных с назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию, предоставлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц плательщиков страховых взносов по результатам которой составлен акт от 27.03.2013 N 035/035/6-2013.
Согласно указанному акту Пенсионным фондом установлено, что при начислении страховых взносов за 2 полугодие 2010 года, 1 квартал 2011 года, 9 месяцев 2011 года, 4 квартал 2011 года, 9 месяцев 2012 года, 4 квартал 2012 года ответчиком представлены неполные и (или) недостоверные сведения в отношении сумм начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, а также выявлено занижение облагаемой базы по страховым взносам.
За проверяемый период с 01.01.2010 по 31.12.2012 проверкой установлено предоставление ФГБУ "Управление "Приммелиоводхоз" недостоверных сведений за 2 полугодие 2010, сумма взносов на пенсионное страхование по которым составила 29710,83 руб., сумма взносов на обязательное пенсионное страхование причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации по лицам, по которым проверкой установлено предоставление недостоверных сведений за 1 квартал 2011 составила 11038,96 руб., сумма взносов на обязательное пенсионное страхование причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации по лицам, по которым проверкой установлено предоставление недостоверных сведений составила 37218,17 руб., сумма взносов на обязательное пенсионное страхование причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации по лицам, по которым проверкой установлено предоставление недостоверных сведений за 4 квартал 2011 составила 71300,62 руб., сумма взносов на обязательное пенсионное страхование причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации по лицам, по которым проверкой установлено предоставление недостоверных сведений за 9 месяцев 2012 составила 40383,26 руб., что сумма взносов на обязательное пенсионное страхование причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации по лицам, по которым проверкой установлено предоставление недостоверных сведений составила 24498,37 руб.
Общая сумма штрафа за представление недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования по Ханкайскому филиалу ФГБУ "Управление "Приммелиоводхоз" составила 21415 руб. 04 коп.
В ходе проверки по Ханкайскому филиалу ФГБУ "Управление "Приммелиоводхоз" было выявлено занижение облагаемой базы по страховым взносам за период 2010-2012 года. Недоимка составила 19 148 руб. вследствие выдачи работникам организации ценных подарков, материальной помощи.
18.04.2013 Пенсионным фондом принято решение N 2 о привлечении учреждения к ответственности, предусмотренной статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", в размере 10% причитающихся за отчетные периоды платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации, что составило 21415 руб. 04 коп. финансовых санкций.
Решением N 035/035/6-2013 от 18.04.2013 Пенсионный фонд привлек учреждение к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 ФЗ от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", в размере 20% неуплаченной суммы страховых взносов, что составило 3 829 руб. 60 коп.
Учреждению выставлено требование об оплате финансовых санкций за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования N 2 от 06.05.2013 на сумму 21 415 руб. 04 коп. сроком исполнения до 16.05.2013, требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов N 035/035/6-2013 от 06.05.2013 в размере 3 829 руб. 60 коп. сроком до 16.05.2013.
Поскольку задолженность по начисленным санкциям в добровольном порядке не погашена, Пенсионный фонд обратился в Арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 268, 271 АПК РФ правильность применения судом норм материального и процессуального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене в части по следующим основаниям.
Согласно части 4 статьи 215 АПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
Между тем, в соответствии со статьёй 123 Конституции Российской Федерации, статьями 7, 8, 9, 65 АПК РФ судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равенства сторон. Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основания своих требований и возражений, представить доказательства.
В соответствии с пунктом 2 статьи 14 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) страхователи обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет, а также представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, и для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.
В силу статьи 2 Закона N 167-ФЗ составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании является Закон N 27-ФЗ. Этот Закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
В соответствии со статьей 8 Закона N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту своей регистрации сведения о застрахованных лицах. Контроль достоверности предоставляемых страхователями сведений о стаже и заработке застрахованных лиц осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации.
Статьями 11, 15 настоящего Федерального закона предусмотрено, что страхователь обязан ежеквартально, не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представлять органам Пенсионного фонда сведения о застрахованных лицах.
Ответственность за представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, установлена частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ, согласно которой за данные нарушения применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Обстоятельства дела, установленные судом из анализа представленных в материалы дела документов, свидетельствуют о том, что фактически отдел Пенсионного фонда применил в отношении учреждения штрафную санкцию за нарушение двухнедельного срока представления скорректированных данных о застрахованных лицах, поскольку первоначально представленные страхователем сведения персонифицированного учета содержали недочеты, ошибки, которые не могут быть расценены как недостоверные сведения, так как подлежали корректировке в порядке, установленном действующим законодательством.
В соответствии со статьей 15 Закона N 27-ФЗ страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации, индивидуальные сведения представляются страхователями в письменной или электронной форме в соответствии с Инструкцией N 987н и Инструкцией по заполнению форм документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31.07.2006 N192 п.
Представление корректирующих сведений предусмотрено пунктами 34 и 41 Инструкции N 987н, в случае самостоятельного обнаружения ошибки страхователем либо в случае обнаружения несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
Для представления корректирующих сведений установлен двухнедельный срок, который исчисляется со дня обнаружения ошибок самим страхователем либо со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об устранении имеющихся расхождений.
В случае неустранения страхователем в установленный срок имеющихся расхождений в индивидуальных сведениях территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации вправе принять самостоятельное решение о корректировке индивидуальных сведений застрахованных лиц и осуществить данную корректировку.
Таким образом, при предоставлении сведений персонифицированного учета, содержащих недочеты, ошибки, которые не могут быть расценены как недостоверные сведения (что имеет место в рассматриваемом случае), управление может с соблюдением указанной процедуры принять решение о корректировке этих сведений.
При этом статья 17 Закона N 27-ФЗ не предусматривает ответственность за нарушение двухнедельного срока представления скорректированных данных о застрахованных лицах.
Судом установлено, что погашение задолженности в размере 19 148 руб. было произведено до вынесения решения от 18.04.2013, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что у Пенсионного фонда отсутствовали правовые основания для привлечения ФГБУ "Управление "Приммелиоводхоз" к ответственности по статье 17 Закона N 27-ФЗ, которой установлена ответственность за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а не корректирующих сведений, представление которых предусмотрено пунктами 34, 41 Инструкции N 987н.
Кроме того коллегия дополнительно считает необходимым отметить следующее, в соответствии со статьей 11 Закона N 27-ФЗ, страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.
Частью 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся соответственно за отчетный период и за истекший календарный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Кроме того, судом апелляционной инстанции установлено из анализа положений статьи 11 Закона N 27-ФЗ, страхователь обязан представить сведения о выплатах, фактически включенных им в базу для исчисления страховых взносов, и о суммах страховых взносов, фактически им начисленных.
Обязанности страхователя по представлению сведений о выплатах, не включенных им в базу для исчисления страховых взносов, и о суммах страховых взносов, которые им не начислялись, Федеральный закон N 27-ФЗ не предусматривает. Следовательно, в рассматриваем случае отсутствовал сам факт предоставления недостоверных сведений.
Указанные выводы соответствуют правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 14.05.2013 N 17744/12.
В то же время суд апелляционной инстанции считает, что при решении вопроса о размере штрафа, подлежащего взысканию, судом первой инстанции не принято во внимание, что правонарушение ФГБУ "Управление "Приммелиоводхоз" было совершено неумышленно и впервые, а так же, что учреждение еще до вынесения решения от 18.04.2013 самостоятельно погасило, перечислив ее платежными поручениями N 530889 от 12.04.2012, N 530894 от 12.04.2013, N 530872 от 12.04.2013, N 530883 от 12.04.2013.
Согласно пункту 4 статьи 44 Закона N 212-ФЗ, обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, устанавливаются судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к указанной ответственности.
Исходя из пункта 1 статьи 44 названного Закона, обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение правонарушения, признаются:
1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;
2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
3) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение правонарушения;
4) иные обстоятельства, которые судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.
Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив характер правонарушения, обстоятельства его совершения, считает, что обстоятельства могут рассматриваться судом в качестве смягчающих ответственность обстоятельств.
С учетом изложенного требования пенсионного фонда о взыскании с федерального государственного бюджетного учреждения "Управления мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Приморскому краю" финансовых санкций за неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов в размере подлежит уменьшению до 1 829, 60 (одна тысяча восемьсот двадцать девять) рублей 60 копеек.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются судом в силу изложенного выше с учетом сложившейся практики, основанной на правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 266-271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 05.12.2013 по делу N А51-30101/2013 отменить в части взыскания с федерального государственного бюджетного учреждения "Управления мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Приморскому краю" в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации суммы финансовой санкции за предоставление недостоверных сведений необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного страхования в размере 21 415 (двадцать одна тысяча четыреста пятнадцать) рублей 04 копейки и за неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов в размере 2 000 (двух тысяч) рублей.
В остальной части решение Арбитражного суда Приморского края от 05.12.2013 по делу N А51-30101/2013 оставить без изменения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
Судья |
Т.А. Солохина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-30101/2013
Истец: ГУ - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации по Ханкайскому району Приморского края
Ответчик: ФГБУ "Управление мелиорации земель и сельскохозяйственного водоснабжения по Приморскому краю"