г. Самара |
|
14 марта 2014 г. |
Дело N А55-20528/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 марта 2014 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 14 марта 2014 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Балашевой В.Т.,
судей Кузнецова С.А., Туркина К.К.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кислициной Н.А.,
с участием:
от истца - представитель Антипова А.В., доверенность от 09.01.2014 N Д/14-02,
от ответчика - представитель Татьянин Д.Е., доверенность от 30.12.2013 N 18,
рассмотрев в открытом судебном заседании 06 марта 2014 года апелляционную жалобу открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Самараэнерго" на решение Арбитражного суда Самарской области от 03 декабря 2013 года по делу N А55-20528/2013 (судья Селиваткин П.В.),
по иску открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги", г. Саратов, ОГРН 1076450006280, ИНН 6450925977, к открытому акционерному обществу энергетики и электрификации "Самараэнерго", г. Самара, ОГРН 1026300956131, ИНН 6315222985,
о взыскании 11 589 242 руб. 56 коп.,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги" (далее - ОАО "МРСК Волги", истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к открытому акционерному обществу энергетики и электрификации "Самараэнерго" (далее - ОАО "Самараэнерго", ответчик) о взыскании задолженности в сумме 10 840 695 руб. 01 коп. за оказанные услуги по передаче электроэнергии в июле 2013 года, процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных в связи с просрочкой оплаты стоимости оказанных услуг в июле 2013 года за период с 20.08.2013 по 06.09.2013 в размере 748 547 руб. 55 коп.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 03.12.2013 по делу N А55-20528/2013 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
В качестве оснований для отмены обжалуемого судебного акта заявитель жалобы ссылается на неприменение закона, подлежащего применению, на то, что суд при принятии решения не учел, что ответчик уведомил истца о выборе потребителями ценовой категории, которая предполагает применение одноставочного тарифа на услуги по передаче электрической энергии.
Представитель ответчика в судебном заседании поддержал апелляционную жалобу, по изложенным в ней доводам, а представитель истца в отзыве на апелляционную жалобу и в судебном заседании просил оставить решение суда без изменения, считая его законным и обоснованным.
Выслушав объяснения представителей сторон, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы в совокупности с представленными доказательствами, суд апелляционной инстанции установил.
01.01.2010 между ОАО "Самараэнерго" (заказчик) и ОАО "МPCK Волги" (исполнитель) заключен договор N 0063У оказания услуг по передаче электрической энергии (далее - договор).
Предметом данного договора являются обязательства исполнителя по оказанию заказчику услуг по передаче электрической энергии до точек поставки электроэнергии потребителей заказчика, с которыми заказчиком заключены договоры энергоснабжения и технологически присоединёнными к электрическим сетям исполнителя (в том числе и опосредованно) путем осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих исполнителю на праве собственности или установленном федеральным законом основании, и обязательства заказчика по оплате услуг исполнителя в порядке, установленном договором.
В разделе 7 договора стороны согласовали порядок и сроки оплаты услуг.
Приказом Управления по государственному регулированию и контролю в электроэнергетике Самарской области от 28.04.2011 N 27 установлены единые (котловые) тарифы за услуги по передаче электрической энергии, действующие в 2013 году, - одноставочный вариант тарифа по группе "население" и "потребители, приравненные к населению" составил: ВН - 632 руб. 74 коп./МВт.ч, CH-I - 632 руб. 74 коп./МВт.ч; СН-И - 632 руб. 74 коп./МВт.ч, НН - 632 руб. 74 коп./МВт.ч.; - одноставочный вариант тарифа составил: ВН - 779 руб. 62 коп./МВт.ч, CH-I - 1325 руб. 68 коп./МВт.ч, СН-П - 2041 руб. 19 коп./МВт.ч, НН - 3019 руб. 54 коп./МВт.ч.; - двухставочный вариант тарифа по группе "прочие потребители" составил: - ставка за содержание электрических сетей: ВН - 448 807 руб. 96 коп./МВт, CH-I - 803 992 руб. 07 - коп./МВт, СН-П- 1 123 518 руб. 33 коп./МВт, НН - 1 832 395 руб. 98 коп./МВт; - ставка на оплату технологического расхода (потерь) в электрических сетях: ВН - 182 руб. 92 коп./МВт.ч, CH-I - 190 руб. 18 коп./МВт.ч, СН-П - 480 руб. 74 коп./МВт.ч, НН - 509 руб. 65 коп./МВт.ч.
В июле 2013 года истцом ответчику оказаны услуги по передаче электроэнергии. Факт оказания услуг подтвержден материалами дела и сторонами не оспаривается. Стоимость оказанных услуг рассчитана ОАО "МРСК Волги" с применением двухставочного тарифа.
Неоплата оказанных услуг по передаче электроэнергии в июле 2013 года в сумме 10 840 695 руб. 01 коп. послужила основанием для обращения истца с настоящим иском в арбитражный суд.
Как следует из материалов дела, спор относительно точек поставки и объема оказанных услуг отсутствует. Между сторонами возникли разногласия относительно применения при расчетах сторон в спорный период варианта тарифа.
Согласно статье 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В статье 424 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что в предусмотренных законом случаях исполнение договора оплачивается по ценам (тарифам, расценкам, ставкам и т.п.), устанавливаемым или регулируемым на то государственными органами.
В силу статьи 23 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в порядке, установленном Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации. При этом регулируемые цены (тарифы) могут устанавливаться как в числовом выражении, так и в виде формул или порядка определения таких цен.
В соответствии с пунктом 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике государственному регулированию на оптовом и (или) розничных рынках подлежат, в том числе цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям.
В абзаце 15 пункта 81 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования), предусмотрено, что для целей расчетов за услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, потребители (за исключением населения и (или) приравненных к нему категорий потребителей, потребителей, энергопринимающие устройства которых непосредственно присоединены к переданным по согласованию в установленном порядке с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в аренду территориальным сетевым организациям объектам электросетевого хозяйства, входящим в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, или гарантирующих поставщиков (энергосбытовых организаций, энергоснабжающих организаций), действующих в интересах указанных потребителей), гарантирующие поставщики (энергосбытовые организации, энергоснабжающие организациями) самостоятельно выбирают вариант тарифа на период регулирования путем направления письменного уведомления в сетевую организацию в течение одного месяца со дня официального опубликования решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об установлении соответствующих цен (тарифов). При этом выбранный вариант тарифа для целей расчетов за услуги по передаче электрической энергии со дня введения в действие указанных тарифов.
Расчеты за услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, с потребителями, энергопринимающие устройства которых непосредственно присоединены к переданным по согласованию в установленном порядке с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в аренду территориальным сетевым организациям объектам электросетевого хозяйства, входящим в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, или гарантирующими поставщиками (энергосбытовыми организациями, энергоснабжающими организациями), действующими в интересах указанных потребителей, производятся по двухставочному тарифу на услуги по передаче электрической энергии (абзац 18 пункта 81 Основ ценообразования).
Таким образом, у потребителей, энергопринимающие устройства которых непосредственно присоединены к переданным по согласованию в установленном порядке с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в аренду территориальным сетевым организациям объектам электросетевого хозяйства, входящим в Единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть (далее - ЕНЭС), отсутствует право выбора варианта тарифа. Такие потребители оплачивают услуги по передаче электроэнергии по двухставочному тарифу.
Согласно пункту 97 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 (далее - Основные положения) потребители, энергопринимающие устройства которых присоединены, в том числе опосредованно через энергопринимающие устройства, объекты по производству электрической энергии (мощности), объекты электросетевого хозяйства лиц, не оказывающих услуги по передаче, к объектам электросетевого хозяйства, входящим в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, в том числе переданным по согласованию в установленном порядке с уполномоченным федеральным органом в аренду территориальным сетевым организациям (покупатели в отношении таких потребителей), выбирают между четвертой и шестой ценовыми категориями.
При этом указанные потребители (покупатели) имеют право выбрать шестую ценовую категорию, если энергопринимающие устройства, в отношении которых приобретается электрическая энергия (мощность), оборудованы приборами учета, позволяющими измерять почасовые объемы потребления электрической энергии, при условии включения в договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) условия о планировании объемов потребления электрической энергии по часам суток. При этом в случае отсутствия уведомления о выборе четвертой или шестой ценовых категорий для расчетов за электрическую энергию (мощность) в отношении указанных потребителей (покупателей) применяется четвертая ценовая категория.
В силу пункта 86 Основных положений, предельные уровни нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность) (далее - предельные уровни нерегулируемых цен) за соответствующий расчетный период рассчитываются гарантирующим поставщиком по четвертой и шестой ценовым категориям, а тариф определяется по тарифу на услуги по передаче электрической энергии исключительно в двухставочном выражении.
Судом установлено и сторонами не оспорено, что объекты электросетевого хозяйства, по которым происходила передача ресурса Обществу, отнесены к объектам, входящим в Единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть.
Право выбора варианта тарифа у названной категории потребителей отсутствует, следовательно, вывод суда о том, что расчеты между сторонами не могли осуществляться с применением одноставочного тарифа, является правомерным.
Согласно пункту 15(1) Правил недискриминационного доступа, в зависимости от применяемого в отношении потребителя вида цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии в соответствии с Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифа) электроэнергетике объем услуг по передаче электрической энергии, оказанных сетевыми организациями, вне зависимости от величины, заявленной в соответствии с пунктом настоящих Правил недискриминационного доступа, определяется исходя из фактического объема потребления электрической энергии или исходя из фактического объема потребления электрической энергии и среднего арифметического значения из максимальных в каждые рабочие сутки расчетного периода фактических почасовых объемов потребления электрической энергии (суммарных по всем точкам поставки) в установленные системным оператором плановые часы пиковой нагрузки.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" системным оператором является специализированная организация, единолично осуществляющая централизованное оперативно-диспетчерское управление в пределах Единой энергетической системы России и уполномоченная на выдачу оперативных диспетчерских команд и распоряжений, обязательных для субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, влияющих на электроэнергетический режим работы энергетической системы, в том числе потребителей электрической энергии с управляемой нагрузкой.
Данной организацией в РФ является ОАО "Системный оператор Единой энергетической системы" (ОАО "СО ЕЭС").
Согласно данным, опубликованным на официальном Интернет сайте системного оператора - www.so-ups.ru, в июле 2013 года были установлены следующие плановые часы пиковой нагрузки для первой ценовой зоны: с 8-го по 14-й и с 19-го по 21-й часы.
Согласно данным автоматизированной информационно-измерительной системы коммерческого учета электрической энергии (АПИС КУЭ) и показаний расчетных приборов учета, используемых для учета потребленной электрической энергии, объем услуг, оказанных в июле 2013 года, составил 846 071 125 кВтч.
Величина фактической мощности по потребителям, получающим электроэнергию по точкам "последней мили", рассчитанная в соответствии с требованиями п. 15(1) Правил недискриминационного доступа в июле 2013 года составила 83,829 МВт.
С учетом объема оказанных услуг в июле 2013 года и установленных тарифов стоимость услуг, оказанных ОАО "МРСК Волги" потребителям, получающим электроэнергию, составляет 759 077 062 руб. 86 коп., исходя из двухставочного варианта тарифа.
Ответчик произвел частичную оплату стоимости оказанных услуг по передаче электроэнергии потребителям в размере 748 236 367 руб. 85 коп.
При таких обстоятельствах и в соответствии с названными нормами права, суд обоснованно удовлетворил исковые требования о взыскании задолженности в сумме 10 840 695 руб. 01 коп.
Статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность за неисполнение денежного обязательства в виде уплаты проценты на сумму этих средств.
Установив, что ответчик нарушил условия договора о сроках оплаты, суд также правомерно удовлетворил исковые требования и в части взыскания процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 748 547 руб. 55 коп.
В апелляционной жалобе не приведены доводы, опровергающие выводы суда первой инстанции, который всесторонне исследовав материалы и обстоятельства дела, дав им надлежащую правовую оценку.
Ссылки заявителя жалобы на то, что суд при принятии решения не учел уведомление истца о выборе потребителями ценовой категории, которая предполагает применение одноставочного тарифа на услуги по передаче электрической энергии, отклоняются, поскольку указанный документ в материалы дела не представлен.
Кроме того, представитель ответчика пояснил, что ОАО "Самараэнерго" уведомило истца о выборе четвертой ценовой категории, расчеты по которой производятся, исходя из двухставочного варианта тарифа.
На основании изложенного арбитражный апелляционный суд доводы заявителя жалобы отклоняет, и считает, что обжалуемое решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права. Выводы суда, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам дела. Обстоятельства, имеющие значение, исследованы полно в соответствии с представленными доказательствами.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе в размере 2 000 руб. относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 03 декабря 2013 года по делу N А55-20528/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
В.Т. Балашева |
Судьи |
С.А. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-20528/2013
Истец: ОАО "МРСК Волги", ОАО "МРСК Волги" в лице филиала "Самарские распределительные сети"
Ответчик: ОАО энергетики и электрификации "Самараэнерго"