г. Москва |
|
03 марта 2014 г. |
Дело N А40-111641/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 марта 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Москвиной Л.А.,
судей: |
Пронниковой Е.В., Цымбаренко И.Б., |
при ведении протокола |
секретарём судебного заседания Артюковой О.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13 апелляционную жалобу Департамента городского имущества города Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 02 декабря 2013 года по делу N А40-111641/2013 судьи Аксеновой Е.А.(121-273)
по заявлению ООО "ИНАЛ" (ОГРН 1047796557225, 121099, г.Москва, 1-й Смоленский переулок, 22/10,11 )
к Департаменту городского имущества города Москвы
третье лицо: судебный пристав-исполнитель межрайонного отдела по особым исполнительным производствам УФССП по России по Москве Первушин М.В.
о признании недействительным распоряжения
при участии:
от заявителя: |
Полынская Е.С. по дов. от 16.02.2012; |
от ответчика: |
Бондаренко Г.Е. под дов. от 27.12.2013 N 33-Д-939/13; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ООО "ИНАЛ" (далее - Заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительным распоряжения Департамента городского имущества г. Москвы (далее - Ответчик, Департамент) от 01.02.2013 года N 659 об утверждении границ земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001047:11, расположенного по адресу: Москва, пер. Староконюшенный, вл.36.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 02.12.2013 было удовлетворено заявление ООО "ИНАЛ" (далее - Общество). При этом суд пришел к выводу о том, что распоряжение Департамента городского имущества города Москвы не соответствуют действующему законодательству, нарушает права и законные интересы Заявителя в сфере осуществления прав собственника недвижимого имущества, оформления земельно-правовых отношений, создает препятствия по завершению строительства указанного, объекта и его ввода в эксплуатацию, осуществлению предпринимательской деятельности.
Не согласившись с принятым решением, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Указал на неверное толкование и применение судом первой инстанции норм материального права, а также несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Представитель третьего лица, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился. При указанных обстоятельствах, с учетом своевременного размещения информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст.ст.121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе разъяснений, данных в п.5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 г. N 12 "О некоторых вопросах применения АПК РФ в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в АПК РФ", рассмотрел дело в отсутствие указанного лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Изучив все представленные в деле доказательства, выслушав представителей ответчика и заявителя, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, 03.12.2012 г. Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда по делу N А40-39034/12-150-400 были удовлетворены требования ООО "ИНАЛ" о признании незаконным бездействия Департамента земельных ресурсов города Москвы, выразившегося в непринятии решения об утверждении схемы расположения земельного участка по адресу: Москва, Староконюшенный пер., вл.36, на Департамент земельных ресурсов города Москвы была возложена обязанность по утверждении схемы расположения названного участка на кадастровой карте территории и выдаче схемы расположения земельного участка.
В соответствии с Постановлением "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы" N 99-ПП от 20.02.2013 года Департамент городского имущества города Москвы образован путем реорганизации Департамента земельных ресурсов города Москвы и Департамента имущества города Москвы в 2013 году.
В рамках исполнительного производства N 70452/12/39/77, возбужденного судебным приставом-исполнителем МО по ОИПНХ УФССП России по Москве Первушиным М.В., 01 февраля 2013 года Департаментом земельных ресурсов города Москвы во исполнение постановления Девятого арбитражного апелляционного суда было выпущено распоряжение N 659 об уточнении границ земельного участка с кадастровым номером 77:01:0001047:11.
Полагая, что данное распоряжение которое не соответствует резолютивной части постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 03.12.2012 года, противоречит действующему законодательству и, нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности, ООО "ИНАЛ" обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с ч. 4 ст. 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу ст. 198 АПК РФ, ст. 13 ГК РФ в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту, факта нарушения оспариваемым актом действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также, соблюдение срока на обращение с заявлением в суд.
Срок, предусмотренный в ч. 4 ст. 198 АПК РФ, заявителем соблюден.
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, правильно применил и истолковал нормы материального и процессуального права и на их основании сделал обоснованный вывод о наличии совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Поддерживая данный вывод суда, коллегия исходит из следующего.
В случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
В соответствии с п. 2 ст. 35 Земельного кодекса Российской Федерации площадь части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, определяется в соответствии с п. 3 ст. 33 настоящего Кодекса.
Предельные размеры земельных участков устанавливаются в соответствии с утвержденными в установленном порядке нормами отвода земель для конкретных видов деятельности или в соответствии с правилами землепользования и застройки, землеустроительной, градостроительной и проектной документацией (п. 3 ст. 33 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно ст.ст. 33, 36 Земельного кодекса Российской Федерации, испрашиваемый земельный участок должен быть сформирован для целей эксплуатации принадлежащего заявителю объекта недвижимости, расположенного на данном участке, в размере, необходимом для такой эксплуатации.
В силу ст.1 ФЗ от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" кадастровый и технический учет объекта недвижимости представляет собой описание и индивидуализацию объекта недвижимого имущества, в результате чего он получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других объектов недвижимого имущества; учета объекта недвижимого имущества сопровождается присвоением ему кадастрового номера.
В соответствии со ст.70 ЗК РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с ФЗ от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно п.1 ст. 16 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта или любых указанных в п.п.7, 10-21 ст.7 настоящего ФЗ сведений об объекте недвижимости.
Подпунктом 2 пункта 1 статьи 22 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что необходимым для кадастрового учета документом является межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка).
В результате кадастрового учета фиксируются уникальные характеристики объектов недвижимости - земельных участков.
В силу п.3 ст.25 ФЗ "О государственном кадастре" кадастровый учет в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют установленным на основании названного Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.
В письмах Министерства экономического развития РФ от 28.09.2009 г. N Д23-3146 "О подготовке межевых планов", от 27.12.2011 г. N 29478-ИМ/Д23 "О государственном кадастровом учете изменений земельного участка в связи с изменением площади земельного участка и (или) изменением описания местоположения его границ" отмечено, что исходя из комплексного анализа норм Закона о государственном кадастре недвижимости, уточнение местоположения границы земельного участка допускается в случае, если содержащиеся в государственном кадастре недвижимости сведения о характерных точках границы земельного участка определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения.
В соответствии с п.3 Порядка описания местоположения границ объектов землеустройства, утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 03.06.2011 г. N 267, следует, что местоположение границ объекта землеустройства устанавливается посредством определения плоских прямоугольных координат характерных точек границ объекта землеустройства (то есть точек изменения описания границ и деления их на части) в системе координат, установленной для ведения государственного кадастра недвижимости.
Пунктом 4 указанного Порядка установлено, что координаты характерных точек границ объектов землеустройства определяются с точностью не ниже нормативной точности определения координат характерных точек границ земельных участков, в пределах которых расположены такие характерные точки границ объектов землеустройства.
Согласно материалам делам схема расположения земельного участка на кадастровой карте территории, прилагаемая к распоряжению Департамента земельных ресурсов города Москвы N 659 от 01.02.2013 года не соответствует действующему законодательству, поскольку координаты характерных точек границ объекта не установлены и не отражены на схеме расположения земельного участка на кадастровой карте территории (квартала) по адресу: Москва, пер.Староконюшенный, вл.36.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что данные обстоятельства свидетельствуют о том, что Департамент земельных ресурсов города Москвы не исполнил судебные акты по делу N А40-39034/12-150-400 и не утвердил схему расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровой карте территории, необходимую для постановки названного объекта недвижимости на кадастровый учет.
Суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что Департамент городского имущества города Москвы незаконно уклоняется от исполнения судебных актов по делу N А40-39034/12-150-400 и не утверждает схему земельного участка с кадастровым N 77:01:0001047:11 в соответствии с действующим законодательством.
В силу части первой статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно ст. 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов и действий государственных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта, оспариваемых действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 2 статьи 201 Кодекса основанием для признания ненормативных правовых актов недействительными, а также действий (бездействия) должностного лица неправомерными является несоответствие их закону и иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания арбитражным судом незаконными ненормативных актов и действий государственных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ, п. 6 Постановления Пленума ВС и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 г. N 6/8 " О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным, является, одновременно как несоответствие его закону или иному нормативно-правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованиям.
Таким образом, в круг обстоятельств подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) госорганов входит проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
При рассмотрении настоящего дела совокупность указанных обстоятельств установлена.
На основании изложенного суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что оспариваемое распоряжение Департамента городского имущества города Москвы не соответствуют действующему законодательству, нарушает права и законные интересы Заявителя в сфере осуществления прав собственника недвижимого имущества, оформления земельно-правовых отношений, создает препятствия по завершению строительства указанного, объекта и его ввода в эксплуатацию, осуществлению предпринимательской деятельности.
Исходя из вышесказанного, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, что установлено при рассмотрении спора и в апелляционном суде, поскольку в обоснование жалобы ее податель указывает доводы, которые были предметом рассмотрения в суде первой инстанции и получили надлежащую оценку в судебном решении.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в том числе, связанные с иным толкованием норм материального права, признаются коллегией несостоятельными, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Таким образом, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 02 декабря 2013 года по делу N А40-111641/2013 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.А.Москвина |
Судьи |
Е.В.Пронникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-111641/2013
Истец: ООО "ИНАЛ"
Ответчик: Департамент городского имущества города Москвы, Департамент городсткого имущества города Москвы
Третье лицо: СПИ МО по ОИПНХ УФССП России по г. Москве Первушин М. В., Судебный пристав-исполнитель МО по ОИПНХ УФССП России