г.Москва |
|
03 марта 2014 г. |
Дело N А40-95140/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 марта 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Пронниковой Е.В.,
судей: |
Москвиной Л.А., Цымбаренко И.Б., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Артюковой О.А., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Росреестра по г.Москве
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 08 ноября 2013 года
по делу N А40-95140/13, принятое судьей Нариманидзе Н.А. (148-712),
по заявлению Департамента городского имущества города Москвы
к Управлению Росреестра по г.Москве,
третье лицо: ГОУ СОШ N 550,
о признании недействительным отказа в государственной регистрации права,
при участии:
от заявителя: |
Подгузов Д.Ю. по дов. от 20.12.2013 N зз=Д-888/13-(0)-0; |
от ответчика: |
не явился, извещен; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества города Москвы обратился в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве, оформленное письмом от 26.04.2013 N 12/040/2012-835,842,847,851 об отказе в государственной регистрации права собственности г.Москвы на помещение, расположенное по адресу: мкр. Северное Чертаново, корп.810, площадью 80,7 кв.м., прекращения права собственности г.Москвы на указанное помещение, в связи с объединением указанного помещения и здания по указанному адресу, площадью 13800,7 кв.м. и об обязании совершить регистрационные действия в отношении указанного помещения.
Решением Арбитражного суда г.Москвы от 08.11.2013, принятым по настоящему делу, оспариваемое решение Управления Росреестра по Москве, оформленное письмом от 26.04.2013 N 12/040/2012-835,842,847,851 об отказе в государственной регистрации права собственности г.Москвы на помещение, расположенное по адресу: мкр. Северное Чертаново, корп.810, площадью 80,7 кв.м., прекращения права собственности г.Москвы на указанное помещение в связи с объединением указанного помещения и здания по указанному адресу, площадью 13800,7 кв.м. признано незаконным.
Кроме того, суд обязал Управление Росреестра по Москве в течение пяти дней с даты вступления решения в законную силу произвести регистрационные действия по регистрации права собственности г.Москвы на помещение, расположенное по адресу: мкр. Северное Чертаново, корп.810, площадью 80,7 кв.м., прекращению права собственности г.Москвы на указанное помещение в связи с объединением указанного помещения и здания по указанному адресу, площадью 13800,7 кв.м., и регистрации права собственности города Москвы на объект недвижимости общей площадью 13881,4 кв.м.
В обоснование принятого решения суд первой инстанции сослался на несоответствие оспариваемого решения закону и нарушение им прав и законных интересов заявителя, указав, что все необходимые для регистрации документы, предусмотренные нормами Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", Департаментом в регистрирующий орган были представлены.
Не согласившись с данным решением суда, ответчик в апелляционной жалобе просит его отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. При этом указывает, что из полученных Управлением ответов МосгорБТИ следует, что на дату последнего обследования 18.07.2012 площадь здания по указанному адресу изменилась с 13800,7 кв.м. на 13881,4 кв.м., в связи с чем у государственного регистратора возникли обоснованные сомнения, что в связи с увеличением площади здания недвижимое имущество, на которое испрашивается государственная регистрация, является новой вещью.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал решение суда, с доводами апелляционной жалобы не согласился, полагая их необоснованными. Считает оспариваемое решение ответчика незаконным и нарушающим права и законные интересы Общества.
Представители ответчика и третьего лица, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились.
В соответствии со ст.156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствие указанных лиц.
Изучив материалы дела, заслушав представителя заявителя, поддержавшего в судебном заседании решение суда первой инстанции, апелляционный суд не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта, исходя из нижеследующего.
Как усматривается из материалов дела, Департамент городского имущества города Москвы обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве с заявлением о государственной регистрации права собственности г.Москвы на помещение, расположенное по адресу: мкр.Северное Чертаново, корп.810, площадью 80,7 кв.м., прекращении права собственности г.Москвы на указанное помещение в связи с объединением указанного помещения и здания по данному адресу, площадью 13800,7 кв.м.
Письмом от 26.04.2013 N 12/040/2012-835,842,847,851 Управление Росреестра по Москве отказало в государственной регистрации прав собственности города Москвы на данное помещение со ссылкой на абзацы 4, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Считая данный отказ в государственной регистрации незаконным и нарушающим права и законные интересы Департамента городского имущества города Москвы, последний обратился в суд с указанными выше требованиями.
Удовлетворяя заявленные Департаментом требования, суд первой инстанции правомерно исходил из незаконности и необоснованности оспариваемого отказа ответчика.
Согласно ч.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.
При рассмотрении настоящего дела совокупность указанных обстоятельств установлена, принимая во внимание, что оспариваемое решение Управления Росреестра по Москве не соответствует закону и нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя.
В силу абзацев 4 и 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", на которые содержится ссылка в оспариваемом решения ответчика, в государственной регистрации может быть отказано в том числе случаях, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства, а также если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.
В соответствии с п.1 ст.17 Закона о регистрации основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки; акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения; свидетельства о праве на наследство; вступившие в законную силу судебные акты; акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Проверка юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов производится органом, осуществляющим государственную регистрацию прав.
В соответствии с ч.2 ст.16 Закона к заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем.
В настоящем случае, как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Департаментом в качестве основания для государственной регистрации права собственности г.Москвы на указанный объект недвижимости была представлена выписка из реестра объектов недвижимости, находящихся в собственности г.Москвы от 21.11.2012 N 06-110665. Согласно данной выписке объект недвижимости - помещение площадью 80,7 кв.м. по адресу: мкр.Северное Чертаново, корп.810, внесен в соответствующий реестр на основании Постановления Верховного Совета РФ N 3020-1 от 27.12.1991.
В соответствии с представленным кадастровым паспортом от 29.10.2012 общая площадь здания, расположенного по адресу: г.Москва, микрорайон Северное Чертаново, корп.810, изменилась на 80,7 кв.м. и составляет 13881,4 кв.м.
При этом кадастровый паспорт, выданный Южным территориальным бюро технической инвентаризации города Москвы, по своему содержанию соответствует требованиям действующего законодательства и отражает всю информацию, необходимую для регистрации права собственности на указанный объект недвижимости.
Таким образом, кадастровый паспорт от 29.10.2012, оформленный органом государственного технического учета в соответствии с установленной компетенцией, свидетельствует о том, что изменилась площадь объекта в связи с ее уточнением в установленном порядке.
Из материалов дела усматривается, что 27.12.2006 было зарегистрировано право собственности города Москвы на здание, расположенное по адресу: г.Москва, мкр.Северное Чертаново, корп.810, общей площадью 13800,7 кв.м., что подтверждается соответствующим свидетельством о государственной регистрации права. Данное здание находится в оперативном управлении ГОУ СОШ N 50.
Как верно установлено судом первой инстанции, из материалов регистрационных дел следует, что переход между зданиями площадью 80,7 кв.м. имелся изначально, с момента ввода в эксплуатацию объекта недвижимого имущества.
Доказательств того, что увеличение общей площади произошло в результате несанкционированной реконструкции, как на то указывает ответчик, Управлением не представлено.
Кроме того, из письма ГУП МоссгорБТИ от 17.01.2013 N 453, поступившего в Управление Росреестра по Москве 23.01.2013, следует, что изменение площади, а также границ корпуса 810 по указанному адресу произошло в результате включения в состав объекта перехода и лестничных клеток 1 этажа корпуса 806.
Указаний на проведение реконструкции здания, не согласованной в установленном порядке, данное письмо не содержит.
Таким образом, представленные документы свидетельствуют о том, что увеличение площади здания, вопреки доводам ответчика, явилось не следствием реконструкции. Помещение перехода между зданиями площадью 80,7 кв.м. неразрывно связано со зданием и имелось с момента ввода здания в эксплуатацию.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что на государственную регистрацию Департаментом были представлены все необходимые и достаточные для регистрации права собственности Москвы на объект недвижимого имущества по адресу: мкр.Северное Чертаново, корп.810, документы, в связи с чем оснований, предусмотренных ст.20 Федерального закона N 122-ФЗ, для отказа в государственной регистрации права собственности Москвы на указанный объект у ответчика не имелось.
Учитывая изложенное, оспариваемое решение Управления Росреестра по Москве об отказе в государственной регистрации права собственности Москвы на указанное недвижимое имущество не соответствует закону и нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя, что свидетельствует о правомерности вывода суда о необходимости удовлетворения заявленных Департаментом требований.
Согласно п.3 ч.4 ст.201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должно содержаться указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В настоящем случае в соответствии с приведенной нормой Кодекса суд первой инстанции правомерно обязал Управление Росреестра по городу Москве устранить нарушения прав и законных интересов заявителя путем совершения регистрационных действий в отношении указанного помещения.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 08 ноября 2013 года по делу N А40-95140/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Е.В.Пронникова |
Судьи |
Л.А.Москвина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-95140/2013
Истец: Департамент городского имущества города Москвы, Департамент городского имущества города Москвы (ДГИ)
Ответчик: Росреестр по г. Москве, Управление Росреестра по г. Москве, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ
Третье лицо: ГОУ СОШ N550