г. Москва |
|
06 марта 2014 г. |
Дело N А40-133617/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 марта 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Юрковой Н.В.,
судей: Банина И.Н., Алексеевой Е.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Чумудовой Т.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Министерства финансов Российской Федерации
на решение Арбитражного суда города Москвы от 23.12.2013 г.
по делу N А40-133617/13 принятое единолично судьёй Алексеевым А.Г. (шифр судьи 61-562)
по иску открытого акционерного общества "Центральная пригородная пассажирская компания" (ОГРН 1057749440791, г. Москва, ул. Павелецка пл., д. 1А)
к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ОГРН 1037739085636, г. Москва, ул. Ильинка, д. 9) о взыскании 5 738 626, 90 руб.
при участии в судебном заседании представителей:
от истца - Михеев Д.В. по доверенности N 570-Д от 25.12.2013 года, Чевычалов Д.В. по доверенности N 482-Д от 09.10.2013 года;
от ответчика - Чупина В.А. по доверенности N 01-10-08/121 от 21.08.2013 года;
УСТАНОВИЛ:
ОАО "Центральная ППК" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском о взыскании с Российской Федерации в лице Минфина России убытков в сумме 5 738 626 руб. 90 коп., понесенных в результате оказания в период с 01.01.2012 года по 31.12.2012 года услуг по перевозке населения (детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся за счёт средств федерального бюджета в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях, которые обеспечиваются бесплатным проездом на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте, а также бесплатным проездом один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы) железнодорожным транспортом в пригородном сообщении.
Решением суда от 23.12.2013 года требования ОАО "Центральная ППК" удовлетворены. При принятии решения суд исходил из обоснованности и документального подтверждения заявленных требований.
Министерство финансов Российской Федерации не согласилось с решением суда первой инстанции, обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований, указав на несоответствие выводов, изложенных в решении суда фактическим обстоятельствам дела, ненадлежащую оценку судом представленных по делу доказательств и неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела при расчете убытков.
ОАО "Центральная ППК" представило письменный отзыв, в котором считает доводы апелляционной жалобы необоснованными и просит решение суда оставить без изменения.
Рассмотрев дело в порядке статей 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований к удовлетворению апелляционной жалобы и отмене или изменению решения арбитражного суда, принятого в соответствии с законодательством Российской Федерации и обстоятельствами дела.
При исследовании обстоятельств дела установлено, что между Министерством транспорта Московской области (уполномоченный орган) и ОАО "Центральная ППК" (перевозчик) заключены договоры N МТ-Д/09-226 от 30.12.2009 года, N МТ-Д/09-227 от 30.12.2009 года, N МТ-Д/09-228 от 30.12.2009 года, N МТ-Д/09-229 от 30.12.2009 года, N МТ-Д/10-127 от 31.05.2010 года, N МТ-Д/10-126 от 31.05.2010 года, N МТ-Д/10-125 от 31.05.2010 года, N МТ-Д/10-209 от 29.10.2010 года, N МТ-Д/10-210 от 29.10.2010 года, N МТ-Д/10-323 от 31.12.2010 года, N МТ-Д/10-322 от 31.12.2010 года, N МТ-Д/10-321 от 31.12.2010 года, N МТ-Д/12-033/1 от 01.03.2012 года, N МТ-Д/12-033/2 от 01.03.2012 года, N МТ-Д/12-033/3 от 01.03.2012 года, N МТ-Д/12-033/4 от 01.03.2012 года, N МТ-Д/12-033/5 от 01.03.2012 года, N МТ-Д/12-033/6 от 01.03.2012 года, N МТ-Д/12-033/7 от 01.03.2012 года, N МТ-Д/12-033/8 от 01.03.2012 года, N МТ-Д/12-033/9 от 01.03.2012 года, N МТ-Д/12-033/10 от 01.03.2012 года, N МТ-Д/12-033/11 от 01.03.2012 года, N МТ-Д/12-033/12 от 01.03.2012 года, N МТ-Д/12-033/13 от 01.03.2012 года, N МТ-Д/12-033/14 от 01.03.2012 года, N МТ-Д/12-033/15 от 01.03.2012 года, по условиям которых уполномоченный орган поручает, а перевозчик принимает на себя обязательства по выполнению пассажирских перевозок по маршруту (маршрутам) железнодорожного транспорта пригородного сообщения, указанным в приложении N 1 к договору, и тарифам, утверждаемым в установленном порядке.
Перевозка пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении в 2012 году осуществлялась по тарифам, установленным постановлением Правительства Московской области от 21.09.2011 года N 440-ПП "Об утверждении тарифов на услуги субъектов естественных монополий по железнодорожным перевозкам пассажиров в пригородном сообщении (в пределах города Москвы)", постановлением Правительства Московской области от 18.12.2009 года N 1120/54 "О тарифах на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом по межсубъектным и межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок в пригородном сообщении по регулируемым тарифам на территории Московской области".
В соответствии с пунктом 10 статьи 6 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся за счет средств федерального бюджета в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях, обеспечиваются бесплатным проездом на городском, пригородном, в сельской местности на внутрирайонном транспорте (кроме такси), а также бесплатным проездом один раз в год к месту жительства и обратно к месту учебы.
Как установлено судом, во исполнение принятых на себя обязательств ОАО "Центральная ППК" осуществляло перевозки и оформляло безденежные проездные документы на поезда пригородного сообщения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, в соответствии с вышеуказанным нормативным правовым актом в период с 01 января 2012 года по 31 декабря 2012 года, в связи с чем понесло убытки в виде не возмещенных расходов в сумме 5 738 626 руб. 90 коп., что подтверждается представленными в материалы дела льготными сменными ведомостями контрольно-кассовой техники за указанный период.
Оформление безденежных проездных документов на проезд в поездах пригородного сообщения осуществлялось в билетных кассах при предъявлении документов подтверждающих, что заявитель относится к категории детей-сирот и детей, оставшиеся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также справки из федерального государственного образовательного учреждения (Памятка билетному кассиру).
Согласно пункту 5 ст.790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом и иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Частью 3 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 года N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" установлено, что потери в доходах перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации, при этом порядок возмещения указанных потерь за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Статьей 5 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ предусмотрено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, являются расходными обязательствами Российской Федерации.
В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 24.07.1998 года N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации" финансирование федеральных мероприятий по реализации государственной политики в интересах детей осуществляется за счёт средств федерального бюджета, внебюджетных источников, а также за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обосновано исходил из того, перевозка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, осуществлялась ОАО "Центральная ППК" в интересах Российской Федерации как публично-правового образования, поскольку осуществление мер социальной поддержки данной категории граждан является полномочием Российской Федерации, финансирование данного вида расходов производится из федерального бюджета и относится к расходным обязательствам Российской Федерации.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции обоснованно исходил из неисполнения Министерством финансов Российской Федерации своих обязанностей по возмещению данного вида расходов и наличии оснований для применения статей 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, для взыскании убытков.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом первой инстанции полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, дана правильная оценка представленным доказательствам и установлены обстоятельства, имеющие значение для дела. Нарушений норм материального и процессуального права не установлено.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы уже были предметом судебного разбирательства в суде первой инстанции, им была дана соответствующая правовая оценка, и оснований для переоценки выводов суда не имеется.
Судебные расходы распределяются в соответствии со ст.110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 23.12.2013 г. по делу N А40-133617/13 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
Н.В. Юркова |
Судьи |
Е.Б. Алексеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-133617/2013
Истец: ОАО "ЦЕНТРАЛЬНАЯ ППК"
Ответчик: Министерство финансов РФ