г. Москва |
|
11 марта 2014 г. |
Дело N А40-99332/13 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 марта 2014 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 11 марта 2014 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Румянцева П.В.,
судей: Кольцовой Н.Н., Мухина С.М. |
при ведении протокола секретарем судебного заседания Жаботинским А.С., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ДНП "Новый поселок" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.12.2013 по делу N А40-99332/13, принятое судьей Лапшиной В.В. (94-938)
по заявлению ДНП "Новый поселок" (ОГРН 1035008869928, 141551, МО, Солнечногорский р-он, г.п. Андреевка)
к УФАС по Московской области (ОГРН 1087746854150, 123423, Москва, Карамышевская наб., 44)
третьи лица: 1) Замятина Л.Б., 2) Куликова Ю.В., 3) Шевчук А.К., 4) Администрация муниципального образования городское поселение Андреевка Солнечногорского муниципального района Московской области (141551, МО, Солнечногорский р-н, г.п. Андреевка, 9)
об оспаривании решения и предписания
при участии:
от заявителя: |
Попов К.В. по дов. от 12.07.2013; |
от ответчика: |
Косухина К.А. по дов. от 02.10.2013; |
от третьих лиц: |
1) Замятина Л.Б. (паспорт); 2) не явился, извещен; 3) не явился, извещен; 4) не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
ДНП "Новый поселок" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконными и отмене решения, предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 20 мая 2013 года по делу N 05-15/60-12.
Решением от 25.12.2013 Арбитражным судом г. Москвы в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с решением суда, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование доводов ссылается на недоказанность обстоятельств, имеющих значение для дела, на применение судом закона неподлежащего применению.
Третьи лица, будучи уведомленными надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в судебное заседание не направили, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в порядке, предусмотренном ст.ст. 123, 156 АПК РФ, в отсутствие представителей третьих лиц.
Суд апелляционной инстанции, проверив законность и обоснованность принятого решения в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ, заслушав позицию лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, исследовав доводы апелляционной жалобы, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Как следует из фактических обстоятельств дела, в адрес Московского областного УФАС России поступили обращения гр. Куликовой Ю.В., гр. Замятиной Л.Б., гр. Шевчука А.К. с жалобой на действия ДНП "Новый поселок" в части злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке оказания услуг по водоснабжению и водоотведению в границах присоединенных сетей водоснабжения и водоотведения, выразившегося в ущемлении интересов гр. Куликовой Ю.В. и гр. Замятиной Л.Б., Шевчука А.К., путем оказания услуг по водоснабжению и водоотведению по тарифам, не установленным уполномоченным органом в области государственного регулирования тарифов.
Решением Общего Собрания ДНП "Новый поселок" установлены следующие платежи за коммунальные ресурсы:
-платеж за один кубический метр воды, забираемой на водопотребление внутри домовладения- 144.00 руб. в месяц;
-платеж за один кубический метр воды, забираемой на полив участка - 37,00 руб., в месяц;
- платеж за один кубический метр отходов, сбрасываемых в систему канализации в объеме водопотребления внутри домовладения-180 руб. в месяц.
Согласно материалам дела N 05-15/60-12 о нарушении антимонопольного законодательства, ДНП "Новый поселок" оказывает услуги по водоснабжению и водоотведению не только членам Партнерства, но и третьим лицам, не являющимся членами данного ДНП.
На основании ч. 8 ст. 39.1 Закона о защите конкуренции Московским областным УФАС России возбуждено дело N 05-15/60-12 по признакам нарушения ДНП "Новый поселок" ч. 1 ст. 10 Федерального закона "О защите конкуренции" в части злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением рынке оказания услуг по водоснабжению и водоотведению в границах балансовой принадлежности сетей водоснабжения и водоотведения, выразившегося в ущемлении интересов гр. Куликовой Ю.В., гр. Замятиной Л.Б., гр. Шевчука А.К., и прочих потребителей, не являющихся членами ДНП "Новый поселок", путем оказания услуг по водоснабжению и водоотведению по тарифам, не установленным уполномоченным органом в области государственного регулирования тарифов.
По результатам рассмотрения дела N 05-15/60-12 антимонопольным органом вынесено решение от 20 мая 2013 года, в соответствии с которым заявитель признан нарушившим часть 1 статьи 10 Закона о конкуренции в части злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке оказания услуг по водоснабжению и водоотведению в границах балансовой принадлежности сетей водоснабжения и водоотведения, выразившегося в ущемлении интересов гр. Куликовой Ю.В., гр. Замятиной Л.Б., гр. Шевчука А.К., и прочих потребителей, не являющихся членами ДНП "Новый поселок", путем оказания услуг по водоснабжению и водоотведению по тарифам, не установленным уполномоченным органом в области государственного регулирования тарифов.
В порядке ст. 50 Федерального закона "О защите конкуренции" по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия Московского областного УФАС выдала ДНП "Новый поселок" предписание от 20.05.2013 N 05/АА/5165 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства.
Согласно части 1 статьи 10 Закона о конкуренции хозяйствующим субъектам, занимающим доминирующее положение на рынке определенного вида товара, запрещено совершать действия (бездействие), которые имеют или могут иметь своим результатом ущемление интересов других хозяйствующих субъектов. В том числе такие действия, как установление, поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара. Данная норма Закона содержит общий запрет на злоупотребление хозяйствующим субъектом своего доминирующего положения на товарном рынке.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 30.12. 2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N237-ФЗ), организация коммунального комплекса - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, в целях обеспечения тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов. Системы коммунальной инфраструктуры - совокупность производственных, имущественных объектов, в том числе трубопроводов и иных объектов, технологически связанных между собой, расположенных (полностью или частично) в границах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей этих муниципальных образований.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 30.12. 2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 237-ФЗ) тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса производителей товаров и услуг в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов подлежат государственному регулированию.
В силу п. 2 ст. 5 Федерального закона от 30 декабря 2004 N 210-ФЗ (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 237-ФЗ) "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" органы местного самоуправления утверждают тарифы организаций коммунального комплекса, устанавливают тарифы на товары и услуги организаций коммунального комплекса и надбавки к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса.
В соответствии с п. 4 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ (в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 237-ФЗ) "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" и п. 6 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных 1 Установлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N520, до 31.12.2012 в сфере холодного водоснабжения подлежали регулированию тарифы на холодную воду.
С 01.01.2013 регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".
Согласно ст. 31 Федерального закона от 07.12.2012 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", к регулируемым видам деятельности в сфере холодного водоснабжения относится холодное водоснабжение, в том числе транспортировка воды, включая распределение воды.
В соответствии со ст. 31 Закона о водоснабжении и водоотведении регулированию подлежат следующие тарифы в сфере холодного водоснабжения:
1) тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение);
2) тариф на техническую воду;
3) тариф на транспортировку воды;
4) тариф на подвоз воды;
5) тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе холодного водоснабжения.
Согласно п. 8 ст. 31 Закона о водоснабжении и водоотведении регулированию подлежат следующие тарифы в сфере водоотведения:
1) тариф на водоотведение;
2) тариф на транспортировку сточных вод;
3) тариф на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения.
В силу ст. 5 Закона о водоснабжении и водоотведении установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и достоверно установлено судом, с момента подключения к инженерным сетям ДНП "Новый посёлок" гр. Куликова Ю.В. получала от ДНП "Новый посёлок" коммунальные услуги водоснабжения и водоотведения и ежемесячно вносила за них плату в ДНП "Новый посёлок", что подтверждается платежными документами, имеющимися в материалах дела.
С момента подключения дома гр. Замятиной Л.Б. к инженерным коммуникациям водоснабжения и водоотведения заявитель получает и ежемесячно оплачивает коммунальные услуги водоснабжения и водоотведения в ДНП "Новый посёлок" (Договор N А 13-93 о порядке звания и эксплуатации объектов инфраструктуры, инженерных сетей, дорог и оказании коммунальных услуг от 29.11.2003). Платежные документы, подтверждающие факт оплаты гр. Замятиной Л.Б. услуг водоснабжения и водоотведения представлены в материалах дела.
С момента подключения к инженерным коммуникациям водоснабжения и водоотведения заявитель получает и ежемесячно оплачивает коммунальные услуги водоснабжения и водоотведения в ДНП "Новый поселок" (Договор N А 19-93 "О порядке пользования и эксплуатации объектов инфраструктуры, инженерных сетей, дорог и оказании коммунальных услуг от 29.11.2003). Впоследствии, после выхода гр. Шевчука А.К. из ДНП "Новый поселок" договор NА19-93 от 29.11.2003 перезаключен под NА19-95 от 01.10.2005 с дополнительным соглашением от 25.05.2010. Платежные документы, подтверждающие факт оплаты гр. Шевчуком А.К. услуг водоснабжения и водоотведения представлены в материалах дела.
Таким образом, довод заявителя о недоказанности факта ежемесячной оплаты гр. Куликовой, гр. Замятиной, гр. Шевчук водоснабжения и водоотведения, опровергается исследованными выше доказательствами.
Довод апелляционной жалобы о том, что заявитель не участвует в отношениях, связанных с водоснабжением и водоотведением с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры, в связи с чем ст. 4 Федерального закона N 147 от 17.08.1995 "О естественных монополиях" не применима, подлежит отклонению по следующим основаниям.
Статьей 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" определены сферы деятельности, относящиеся к естественной монополии, к которым относится в деятельность по водоснабжению и водоотведению с использованием централизованных системы, систем коммунальной инфраструктуры.
Статьей 2 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" установлено, что водоотведением является прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения (п. 2). Под объектом централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения понимается инженерное сооружение, входящее в состав централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, непосредственно используемое для горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения (п. 14). Централизованная система водоотведения (канализации) представляет собой комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения (п. 28).
В силу ч.ч. 1, 5 ст. 1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере водоснабжения и водоотведения. К отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг по горячему водоснабжению, холодному водоснабжению, водоотведению, с оплатой таких услуг, положения настоящего Федерального закона применяются в части, не урегулированной другими федеральными законами.
В целях защиты прав потребителей коммунальных услуг и в соответствии со статьей 157 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановлением от 06.05.2011 N 354 утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила предоставления коммунальных услуг).
Пунктом 2 Правил установлено, что централизованные сети инженерно-технического обеспечения это - совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для подачи коммунальных ресурсов к внутридомовым инженерным системам (отвода бытовых стоков из внутридомовых инженерных систем).
Исполнитель - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги.
Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
Коммунальные услуги - это осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений).
Из письма Администрации от 24.08.2012 N Кл-705, адресованного жителю пос. Андреевка Васильеву В.В. следует, что на территории муниципального образования городское поселение Андреевка услуги по водоснабжению и водоотведению предоставляются гражданам на основании договоров с организациями коммунального комплекса, обслуживающими и эксплуатирующими сети и объекты инженерной инфраструктуры.
Согласно ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Ввиду того, что индивидуальные дома потребителей городского поселения Андреевка, не относящихся к членам ДНП "Новый поселок", технологически присоединены к системам водоснабжения и водоотведения ДНП "Новый поселок" в границах присоединенной сети, являлась единственным источником водоснабжения и водоотведения, занимает доминирующее положение в границах территории, охваченной присоединенной сетью, по которой осуществляется водоснабжение и водоотведение третьих лиц, суд обоснованно пришел к выводу об отнесении заявителя к субъектам естественной монополии.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
При таких данных, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.
С учетом изложенного, руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 АПК РФ, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 25.12.2013 по делу N А40-99332/13 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить ДНП "Новый поселок" из федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 1 000 рублей, как излишне уплаченную.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
П.В. Румянцев |
Судьи |
Н.Н. Кольцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-99332/2013
Истец: Дачное НП Новый посеок, ДНП " Новый поселок"
Ответчик: Управление по Московской области Федеральной антимонопольной службы, УФАС по Московской области
Третье лицо: Администрация МО городское поселение Андреевка Солнечногорского муниципального р-на МО, Администрация МО ГП Андреевка, Замятина Л. Б., Куликова Ю. В., Шевчук А. К.